Всем привет! В 266 апиб, в Налайх я попал после выпуска из Качинского Высшего Военного Авиационного Училища Лётчиков, 4 декабря 1986 года. Молодыми лейтенантами в количестве 8 человек (4 холостяка и 4 женатика) мы прибыли в Налайх поздно ночью из Читы с огромными баулами, набитыми лётной амуницией, полученной на Читинских складах.
К тому моменту ВЕСЬ ПОЛК летал на МиГ-27к. Мы попали в 3-ю аэ. Командир эскадрильи п/п-к Доржиев Цырендоржо Дугоржапович (учили неделю выговаривать
). Зам.ком.Аэ м-р Адамантов, замполит м-р Солодников, нач.штаба к-н Азаренков. Ком.1-го звена м-р Воротников, км.2-го звена к-н Гусаров, ком.3-го звена к-н Семененко. Командиром полка на тот момент был Полковник Нестеренко, Нач. штаба полка п/п-к Лушников, Зам.ком полка п/п-к Бирюков, Зам. ком. полка по лётной подготовке п/п-к Олейник, Нач ВОТП п/п-к Шевченко, замполит полка п/п-к Григорьев, штурман полка п/п-к Белоусов (ушёл с повышением в штаб Армии, а штурманом полка стал п/п-к Понаморенко), ну и в штураманской компании были ещё 3 майора Курасов, Смирнов и Иванов.
Это, как дополнение к тому, что было написано в самом начале темы. Хочеться уточнить по истории немного. Во время Великой Отечественной войны, монгольский народ собрал средства со всей Монголии и передал их нашему Правительству на постройку эскадрильи самолётов. Но, с одним условием - чтобы на бору у каждого самолёта была надпись "Монгольский Арат", с изображением всадника, скачущего на монгольской лошади с пикой в руке (или это изображение Урги - приспособление для ловли скота).
Вот так и образовалась эта эскадрилья на ЯКах, которая прошла всю войну, а после окончания войны, монголы пригласили эту эскадрилью к себе в страну. Менялись самолёты, а тот трафарет переносился бережно, без изменений на новые типы самолётов. Очень гармонично смотрелся этот рисунок и надпись жёлтого цвета на тёмном камуфляже самолёта.
В то время это было большой редкостью, когда на самолётах красовалась такая символика. Политика нашего Правительства была такова, что кроме бортового номера и красных звёзд на самолёте ничего не должно быть нанесено! Это только у супостатов самолёты бубновыми тузами разрисованы. Вот так.
Погода нас не баловала, и лейтенантам, с допуском к полётам только в ПМУ (простым метеусловиям) было тяжело вклиниться в полёты, которые проходили в основном в сложных метеоусловиях (СМУ). Дело в том, что географически аэродром расположен в горной местности в котловане, окружённым горами со всех сторон. Наличие реки Толы и превышение относительно уровня моря на 1500 метров создавали условия для усиленного влагооборота в этом месте.
В то время, как по всей Монголии погодные условия были на лётном языке "миллион на миллион", т.е. безоблачно, с видимостью более 10 км, в Налайхе - как в фильмах ужасов ходили тучи кругами, с периодичным грохотанием вспышками молний)). И в этих условиях нам всё же удалось вылететь самостоятельно на боевом МиГ-27к. Правда, в день первого самостоятельного вылета, мы втроём попали в переделку.
После взлёта , посадочный курс затянуло облачностью и густым туманом. первые два лейтенанты ушли на второй круг (решался вопрос о посадке на запасной аэродром), но, ваш покорный слуга сумел сесть с первого захода
(как учили - собрал стрелки в кучу), и за мной благополучно сели остальные. В ледующем номере газеты "На боевом посту" ("Стой кто идёт!" - в простонародии
) появилась статья, как молодые лётчики в Налайхе садились в СМУ. Было чертовски приятно всё это читать.
Чтобы нас всё-таки переучить на новый тип самолёта, командованием было принято решение передислоцировать нашу 3-ю эскадрилью на аэродром Сайн-Шанд, на юго-восток Монголии, на границу с Китаем - в пустыню Гоби.
Ну это уже другая история :-) Летом, 1987 года мы, отлетав там лётную программу, без задержек по погоде вернулись в Налайх уже боевыми лётчиками 3-го класса, сразу же приняв участие в ЛТУ (лётно-тактическом учении) полка, показав отличные боевые результаты. Мы тогда, взлетев с аэродрома Сайн-Шанд отработали на полигоне Баянджаргалан совсем не посрамив казачество)) с успешным приземлением в родном Налайхе.