Из Унэгэтэя «Через Гоби и Хинган»
Как житель нашего района почти 40 лет назад снялся в кино на «Мосфильме»? Текст: Александр Муравьёв
В 1981 году на советские экраны вышел двухсерийный военно-патриотический фильм о боевых действиях СССР против Японии летом 1945 года – «Через Гоби и Хинган» производства концерна «Мосфильм». Спустя почти четыре десятка лет очевидно: кинохитом картина не стала. Главные лавры тогда и сейчас по понятным причинам собирает творчество режиссёров о войне на западных фронтах, с фашистской Германией. Но для жителя села Унэгэтэй Николая Потёмкина и его близких этот фильм – часть семейной истории. Николай Петрович снимался в нём.
Часть съёмок проходила летом-осенью 1980 года в окрестностях монгольского города
Сайншанд, где Николай Потёмкин в то время проходил срочную службу.
– У нас тогда учения были, – вспоминает мужчина. – И мы жили в полевых условиях: в пустыне, в палатках. Помню, было жарко очень, скорее всего, дело было летом. По подъёму командир объявил, что, мол, из Москвы приехали люди снимать военное кино. А мы, говорит, будем помогать. И поступил приказ участвовать в съёмках. Мы-то солдаты. Нам что? Поступил приказ – надо выполнять.
Имя и фамилию нашего земляка в титрах картины не найти – он снимался в массовке. На кадрах Николай вместе с сослуживцами – в роли бойцов Забайкальского фронта Красной Армии, которые по сценарию преодолевают безводные степи, пустыню Гоби и горные Хинганские хребты для последующего разгрома нескольких японских группировок, выхода на подступы к важнейшим промышленным и административным центрам Маньчжурии, чтобы отрезать Квантунскую армию от японских войск в Северном Китае и занять Синьцзин и Фэнтянь. Единственная запись в финале фильма, которая косвенно свидетельствует о вкладе нашего героя в производство картины, гласит: «В съёмках фильма принимали участие войска Советской армии и Монгольской Народной Армии».
– Нас снимали сверху, с самолёта, – продолжает рассказ Николай Петрович. – Мы шли, а он снимал нас. Рядом несколько «тридцать четвёрок» шло (танки Т-34 – прим. авт.), монголы ехали на конях. Нас было где-то 3 батальона (около 1500 человек – прим. авт.). Правда, автоматы попросили переодеть прикладом кверху.
Интересная деталь: актёры массовки из числа советских военнослужащих были вооружены автоматами Калашникова (приняты на вооружение в 1949 г. – прим. авт.), а для съёмок армии образца 1945 года требовались ППШ (Пистолет-пулемёт Шпагина – прим. авт.). У группы из «Мосфильма» был риск совершить исторический киноляп. Однако у двух разных образцов оружия нашли общую деталь конструкции – деревянный приклад. Члены съёмочной группы обратились к военным начальникам с просьбой пойти на некоторые отступления от устава и приказать солдатам массовки переодеть оружие прикладом вверх.
– Да, так и снимали, – говорит Потёмкин. – А где ж на каждого ППШ возьмёшь? Где столько старого оружия наберёшься? А форма была та же, в которой и служили. Самолёт летал и нас снимал, а мы шли, якобы через Гоби и Хинган. У каждого подразделения свой командир был. Прошли один раз, как нам объяснили, развернулись и обратно пошли. Больше нас не привлекали.
В родной Унэгэтэй молодой сержант Потёмкин вернулся следующей весной. В том же году состоялась премьера «Через Гоби и Хинган». По словам родных и односельчан, своим приключением Николай никогда особо не хвалился. Не делал этого раньше, не делает и сейчас. Лишь при случае, заметив украдкой знакомые кадры, может иногда скромно обронить: «Мы снимались в этом фильме. Шли во-о-он там…».
Николай Потёмкин (справа) в армии. Фото из личного архива Н. ПотёмкинаДома своим приключением Николай никогда особо не хвалился.
Фото из личного архива Н. ПотёмкинаИсточник: Газета "Вперед", Заиграевского района Бурятии.
https://vk.com/wall-75325494_623