Вот.... сыскалось
Поиск концепции для нового тяжелого танка начался еще до окончания войны - в 1944 годуТанки серии «ИС» одним наименование обязывались быть лучшими. Согласитесь, имя живого лидера абы чему не присвоят? И машины этому соответствовали ИС-2 (и в меньшей степени ИС-1) сыграли ключевую роль в победе Советского Союза, а танк, не познавший сражений той войны – ИС-3 – вызывал опасения у врагов в новом противостоянии – Холодной Войне.
Но прогресс не стоял на месте, и даже очень хороший танк должен быть лучше. Потому, в конце 1944 года на заводе №100 приступили к проектированию нового тяжелого танка. Правда, у профильных чиновников эти намерения не вызвали энтузиазма, и лишь после обращения к начальству НКВД, работам дали ход. Сразу после войны, в 1945 году началось проектирование танка «Объект 260».
Когда конструкторы определились с концепцией, был изготовлен полноразмерный деревянный макет, а уже в 1946 году на их основе подготовили несколько опытных образцов. Танки проходили внутризаводские испытания до 1948 года, пока не были найдены оптимальные решения. Тогда машине присвоили имя ИС-7. Танк получил стабилизированную пушку калибра 130 мм с автоматом заряжания. Для борьбы с пехотой противника было подготовлено 8(!) пулеметов, а бронирование новинки в самых защищенных зонах достигало 300 миллиметров. Все это делало ИС-7 самым монструозным танком, из когда-либо выпускавшихся в СССР.
С конструкцией будущей машины определились к 1946 году, когда был создан полноразмерный деревянный макет "Объекта 260"
Бронирование танка разрабатывалось с учетом стойкости к снаряду, выпущенному из 128-мм немецкого орудия PaK 44, устанавливаемого на истребитель танков Jagdtiger. Лобовая часть корпуса получила характерный «щучий нос» - как на ИС-3. Верхний бронелист толщиной в 150 мм и под углом в 60 градусов соединялся с нижними бронеплитами, расположенными под небольшим углом (толщина – до 120 мм). Бортовая броня, которой обычно уделяется второстепенное значение, была не менее внушительной – 150 мм в верхней части, и 100 – внизу.
Как и предшественник (ИС-3), новый танк получил характерный "щучий нос" лобовой брони Башня танка обладала округлой формой, практически не имея «заманов» для атакующего снаряда. Небольшой подъем на крыше башни был лишь на местах командира и наводчика. Отлитая единой деталью, она имела толщину от 94 – до 210 миллиметров, а в маске орудия этот показатель доходил до фантастических 350 мм. При этом наклон брони башни тоже достигал 50-60 градусов.
Танк создавался по канонам Второй Мировой, в частности, - его броня должна была выдерживать обстрел из самого мощного противотанкового орудия - PaK 44. В связи с этим, справедливо будет провести воображаемую габаритную дуэль с немецким E-100. Как видим, при схожих параметрах защищенности и огневой мощи, ИС-7 был значительно более грамотно скомпонованКак показали тестовые обстрелы, бронирование машины выдерживало обстрел не только из немецкой пушки – даже собственное 130-мм орудие ИС-7 на эффективных дистанциях не поражала броню танка. А ведь орудие было внушительным!
Основным вооружением танка стала 130-мм пушка С-70, основанная на буксируемом орудии С-69. Из ствола, длиной в 54 калибра ИС-7 мог выпускать 33,4-кг снаряды с начальной скоростью в 900 м\с. С расстояния в два километра бронебойный снаряд весом в 33 килограмма мог поразить до 163 мм брони под углом встречи в 30 градусов. Как вы могли догадаться, с такой массой снаряда, заряжающему пришлось бы нелегко. Поэтому, в корме башни находился не автомат заряжания в полной мере, но полноценный помощник заряжающего. Устройство состояло из двух лотков - с гильзами и снарядами. Первый поворот рукояти механизма подавал снаряд на конвейер, а несколько последующих – добавляли гильзу. После этого готовый снаряд отправлялся в казенную часть. Что примечательно, для зарядки пушка должна была находиться на определенном угле возвышения, что заставляло наводчика после каждого выстрела заново наводить орудие на цель.
Механизм заряжания 130-мм орудия ИС-7 позволял достичь скорострельности до 6 выстрелов в минутуПримечательно, что спустя десять лет подобный механизм заряжания американцы пытались применить в опытном танке T58, которого ждала такая же судьба, как и у советского "коллеги" ИС-7.
Электропривод механизма заряжания позволял выдержать темп стрельбы до 5-6 выстрелов. При отказе механизма, расчетная скорость перезарядки составляла одну минуту – это при том, что в экипаже ИС-7 было двое заряжающих.
Вид на рукоять механизма заряжания единственного сохранившегося ИС-7
Минусом механизма был тот факт, что для зарядки пушку устанавливали на определенный угол возвышения, что заставляло заново прицеливаться после каждого выстрела.
На крыше башни и над стволом орудия разместили два крупнокалиберных пулемета КПВТКак уже говорилось, ИС-7 получил восемь пулеметов. С основным орудием было спарено три из них – 14,5-мм КПВТ в маске орудия над стволом, а два 7,62-мм СГМТ – по бокам. Еще один КПВТ, выполняющий роль зенитного, расположился на крыше башни. А теперь – самое необычное: два СГМТ поместили в забашенную нишу – для стрельбы назад, а два – на надгусеничные полки, для стрельбы по ходу движения. Вполне логичный вопрос – кто будет стрелять из этой россыпи стволов? Зенитный – командиру, спаренные – наводчику. Пулеметы в надгусеничных полках были отданы механику-водителю, а вот с парой пулеметов в корме башне вопрос открыт. Считается, что стрельбу из них должны были вести два заряжающих – ориентируясь на данные командира. Как бы там ни было, но вряд ли все пулеметы дошли бы до серийной модели.
Пара пулеметов СГМТ устанавливались на надгусеничных полках, а стрельбу из них вел механик-водительВсе вышеописанное великолепие приводилось в движение танковой версией морского дизеля М-50 с небывалой мощностью в 1050 лошадиных сил. Благодаря 8-ступенчатой трансмиссии, 68-тонный танк развивал скорость до 60 км\ч на твердых покрытиях. Что примечательно, машина получила топливные баки из специальной ткани, которая выдерживала давление в пол-атмосферы. Это позволило разместить в свободных объемах 1,3 тонны горючего.
После заводских испытаний, машину передали на суд государственной комиссии. Танк положительно поражал своей скоростью, бронированием и огневой мощью. Хоть и не обошлось без инцидентов.
Один из опытных образцов будущего ИС-7. На этом прототипе еще не установлены пулеметы в корме и на крыше башни. (Фото из архива М.Коломийца)Одна из машин загорелась в ходе пробега – и, несмотря на своевременное срабатывание системы пожаротушения, огонь не утихал. В итоге, первая потеря ИС-7 была еще до его принятия на вооружение. Комиссия посчитала, что катализатором пожара стали матерчатые топливные баки, от которых позже отказались.
Испытания продолжились, и – казалось бы – у танка будет будущее. Как уже говорилось, машина выдерживала попадания не только 128-мм PaK 44, но и обстрел из собственного орудия. Кстати, на этом этапе испытаний произошел второй инцидент: снаряд, срикошетив в бок, попал в блок подвески, который оторвался от днища. Но в остальном – ИС-7 удовлетворял комиссию, и было ясно, что конкурентов ему долгие годы не будет!
Высота советского танка - 2,6 метра. К примеру, американский M103 выше на полметраНесмотря на досадные инциденты, военные заказали 50 танков ИС-7. Победа? Отнюдь! Ни одна из заказанных машин так и не увидела свет. По версии военных – сотрудники Кировского завода слишком медлили с запуском серийного производства. А руководство завода парирует тем, что военные внезапно потребовали снизить массу машины до 50 тонн. Как бы там ни было, а последним тяжелым танком СССР стал ИС-8, после смерти Сталина переименованный в Т-10, а о проекте ИС-7 по неизвестным причинам просто «забыли» и единственный сохранившийся экземпляр ныне экспонируется в музее Кубинки.