Четверг , 28 марта 2024

Монастырь Амарбаясгалант


Их-Хурэ, кочующая столица Монголии, в начале XVI века была расположена в верховьях живописной реки Ийвэн. Это было время буддийского Ренессанса. Еще жил и творил духовный глава Монголии, крупнейший политический и религиозный деятель средневековой Монголии, выдающийся мастер художественного литья, великий деятель национальной культуры Гомбодоржийн Занабазар. Именно с его имени начинается предыстория монастыря Амарбаясгаланта — «самого монгольского» из всех более чем 700 монастырских центров Монголии. Здесь же, с  восточной стороны храма Цогчин, расположена и усыпальница ундур-гэгэга Занабазара, скончавшегося  в 1723 году…

Летом 1727 года на небольшом холме вблизи Их-Хурэ у горы Бурэнхаан началось строительство, равное которому Монголия не часто видела.

Прошло десять лет. Внутри мощных стен во всем своем великолепии встали 14 храмов, включая Цогчин-дуган (главный храм), большую колокольню, большую барабанную, храмы божеств Аюуша (бога долголетия), Майдара (бога грядущего) и др. Храм десяти белых божеств был вынесен за монастырские стены. Но это было лишь первым этапом грандиозных работ.

Все новые и новые храмы возводились вплоть до 1860 года, В архитектуре Амарбаясгаланта монгольские зодчие сумели преодолеть влияние тибетской храмовой архитектуры и пойти собственным путем. Они использовали форму хурэнского храма, построенного по проекту Занабазара. Конструкция верхних ярусов главного храма Цогчин, сделанная в духе поисков Занабазара, позволила выводить дождевую воду с крыш за монастырские стены, использовав четыре главные колонны. По свинцовой трубе, заложенной внутри них, и текла вода. Такая новаторская конструкция была повторена затем при строительстве ряда храмов в перешедшей на новое место Их-Хурэ, таких, как Дашчоймпил (1754), Гунгаачойлин (1839), Ядгачойзлин (1910).

Амарбаясгалант, с его шестью юрточными городками, расположенными двумя кругами вокруг монастыря, явился прообразом современного города с его микрорайонами вокруг центра. В монгольское градостроительство это вошло как «хурэнскии канон». Архитектурные украшения всего ансамбля и интерьер его храмов создавались в духе и стиле исконно народного искусства, при этом достигалась их совершенная гармония с буддийскими канонами. Литые бронзовые скульптуры с позолотой, настенные фрески, произведения шелковой живописи составляли бесценную сокровищницу монастыря Амарбаясгалант.
Главный храм украшал в его самом почетном месте двухметровый портрет Занабазара. Там же верующие молились перед портретом основателя ламаизма Зонкапы и перед трехметровым изображением бога Намсрая, оседлавшего льва. Литые позолоченные четырех метровые фигуры Жанрайсэга, Май дара и Белой Тары были лишь малой частью всего богатства монгольского буддийского искусства, представленного в монастыре.

В архитектурном оформлении храмов и их интерьера принимали участие многие прославленные мастера, такие, как Дэчим, Жанцан, Дамбадаржаа, Сономцэрэн Левша, а также Наваандагв, учившийся у самого Занабазара — Рафаэля монгольского искусства в полном смысле слова. Именно в этот период творчество Наваандагва достигло наиболее яркого расцвета.
Цветовая гармония в архитектурном оформлении храмов и их интерьере радовала душу людей и считалась чудом Дэгасэрлина. Ни один материал не был привезен издалека. Кирпич и керамика, краски и дерево были исключительно местными. Минеральные (монголы называют их земляными)краски брали из местности Будагт (что означает «там, где краски»), К красной краске добавляли порошок из коралла, белой — из жемчуга, перламутра, к зеленой — из бирюзы и т. д. В состав красок входили халцедон, изумруд и другие полудрагоценные камни. Храмы Амарбаясгаланта сверкали всемицветами радуги, и краски не потускнели за 130 лет после последней реставрации монастыря.

Храмы Амарбаясгаланта возводились не только мастерами школыЗанабазара, но и их последователями.
Так, в разработке проекта и сооружении Мавзолея IV Богдо-гэгэна принимали участие 18 известных мастеров и архитекторов, среди которых были Самбуу, Лавсан даш, Дандар. Им было присвоено 14 различных званий — искусный талант, благородный мастер, замечательный мастер, чудесный мастер, благородный художник и др.

Каждый из многочисленных храмов Амарбаясгаланта представлял собой подлинное сокровище национального художественного мышления, многовековой историко-культурной традиции страны. Умом, сердцем и руками выдающихся мастеров создавались произведения народного художественного ремесла: резьба, мозаика,бронзовое литье, деревянная и глиняная скульптура, барельеф, фреска.

Ушедшие поколения оставили нам бесценное историко-культурное наследие. Одна из его жемчужин — монастырский ансамбль Амарбаясгалант, являющийся крупнейшим архитектурно-художественным памятником. Народная власть с самого начала осознавала свой долг в сохранении исторических и культурных ценностей. В год провозглашения Монгольской Народной Республики (1924) был издан первый закон об охране памятников старины. Однако извращение законности не обошло и Монголию. В 1930—1938 годах погибли в огне сотни историко-культурных памятников Монголии, и этой участи не избежал и Амарбаясгалант. Эти потери горьки и невосполнимы. Все же по счастливой случайности уцелели некоторые памятники архитектуры.

Государство взялось за восстановление разрушенного. Реставрация крупнейшего монастыря Эрдэнэ-Дзу на месте древней столицы Каракорум началась еще в 1948 году, и ныне он возродился. Однако в период застоя в общественной жизни реставрационные работы над памятниками отечественной старины не дали в целом ожидаемых результатов. В настоящее время государство ежегодно ассигнует не менее одного миллиона тугриков на восстановление Амарбаясгаланта. Помощь оказывает и ООН.
Монастырь не только бесценное достояние нашего народа, но и, будучи уникальным творением человеческого ума, созданным на основе самобытных архитектурно-художественных и технических решений, занимает свое достойное место в сокровищнице мировой культуры.

Доехать до монастыря можно по дороге от Дархана на Эрдэнэт, всего около 150 км, в том числе под 40 км по проселочной дороге до монастыря. Возле монастыря есть несколько юрточных турбаз.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости, статьи, отчеты путешественников, советы и прочие полезные знания о Монголии. Или общайтесь в нашем чате в Telegram'е, задавайте вопросы и получайте советы.


Прочитайте также

Женский буддистский центр Тугсбаясгалант

Немного необычное место Улан-Батора — Төгсбаясгалант төв или Тугсбаясгалант хийд. Это тоже буддистский центр, но не простой, а женский.