Уже несколько лет ведется строительство нефтеперерабатывающего завода в Алтанширээ, сомоне Восточногобийского аймака. Запуск его планируется на 2025 год, но воодушевленные стройкой средства массовой информации уже уделяют ему достаточно внимания. При этом, однако, намеренно или по незнанию делая ошибку. НПЗ в Алтанширээ часто называют там «первым монгольским нефтеперерабатывающим заводом», но, однако это не так.
Геологи Ж. Дугэрсурен и Ю. Желубовский начали разведку месторождений нефти в 37-38 годах, и к 1940 году в Восточной Гоби было открыто нефтяное месторождение в окрестностях Дзунбаяна (монг. Зүүнбаян), примерно в 60 км к югу от Сайншанда. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и все работы по разработке месторождения были отложены. После войны, в 1945-1946 годах геологи снова появились в этих краях, началась подготовка к добыче нефти, примерно в трех километрах к юго-востоку от Дзунбаяна на обширной равнине Олзворын хонхор.
В 1947 году был создан трест «Монголнефть», в 1949 году было начато строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью около 0,4 млн. баррелей в год, были проложены магистральные трубопроводы для перекачки нефти и водоводы. В 1950 году была пробурена и сдана в эксплуатацию скважина производительностью 400 000 баррелей (64 000 м3) в год. Сам Дзунбаянский НПЗ был сдан в 1951 году: 25 декабря маршал Х. Чойбалсан торжественно объявил о запуске первой перегонной установки.
Установка термического крекинга были введены в строй в 1952 году и к концу того же года к нефтеперерабатывающему комплеску добавилась и коксовая установка. В мае 1957 года между правительствами Монгольской Народной Республики и Советского Союза была достигнута договоренность о безвозмездной передаче Дзунбаянского нефтеперерабатывающего комплекса в собственность МНР.
Нефтеперерабатывающий завод тогда представлял собой крупное производство с более чем тысячей сотрудников. На нем выпускались бензин, дизельное топливо, кокс, мазут и т.д. — всего более 10 видов продукции. В сутки завод выдавал около 70 тонн бензина и 80 тонн дизельного топлива, поставлявшегося затем в Восточногобийский, Южногобийский, Хэнтэйский и Сухэбаторский аймаки. Продукты переработки нефти покрывали тогда более 20% потребности страны в топливе и смазочных материалах. С 1950 по 1969 годы на месторождении было добыто более 4 млн баррелей монгольской нефти, которая, вместе с нефтью, поставляемой из СССР, перерабатывалась на дзунбаянском НПЗ. За двадцать лет эксплуатации на Дзунбаянском месторождении пробурено свыше 260 скважин глубиной до 3 км.
Вместе с самим производством в Дзунбаяне были построены каменные дома для персонала завода: жилье на 330 семей, столовая площадью 500 кв.метров, магазины, больница, детский сад, школа, пекарня, клуб и баня. В 1950-х годах, когда даже в Улан-Баторе многие люди жили в весьма скромных условиях и пользовались деревянными туалетами, сотрудники НПЗ Дзунбаяна обитали в комфортабельных квартирах с горячей и холодной водой. В поселке был построен даже открытый бассейн, который, к слову, действует и сегодня — в 1967 году в нем проходил первый чемпионат Монголии по плаванию.
Однако 7 ноября 1969 года на НПЗ произошел пожар и он был остановлен. Сложность и дороговизна восстановления вместе со снижением дебита скважин, а также открытие нефтяных месторождений в Сибири повлияли на решение — завод не восстанавливать. Позднее база нефтеперерабатывающего завода была полностью передана в распоряжение бронетанковой бригады, передислоцированной в Дзунбаян из Восточного аймака (Дорнод).
В 2010 году в Дзунбаяне была возобновлена добыча нефти силами китайских компаний, до 100 скважин Дзунбаянского месторождения было восстановлено, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку. Сегодня добычей нефти в окрестностях Дзунбаяна на месторождении Цагаан элс занимается китайское предприятие «Доншен Монгол газрын тос» ХХК. Считается, что разведанных запасов нефти там хватит на 20-30 лет добычи.