Если кто считает, что год Овцы начался в полночь, 1 января, то он крепко ошибается. На самом деле, год Синеватой (зеленоватой) деревянной Овцы по буддистскому начнется 19 февраля 2015 года.
В этот день во всей Монголии наступит Цагаан-сар, в переводе на русский язык — «Белый месяц», праздник наступления весны и окончания зимовки скота. Считается, что это праздник открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Буддисты готовятся к нему так: кто-то не ест ничего, пьет только воду, принимает участие в богослужениях, чтобы войти в новый год чистым, а кто-то наедается досыта, чтобы год был сытым.
Готовясь к его встрече принято, провожая уходящий год, навести порядок во всем доме, проведя генеральную уборку, простить обиды и попросить прощения, окурить помещение благовониями, верующим – принять участие в очищающих обрядах, приготовить праздничные угощения. Существует ряд запретов на действия, которые, по обычаям, считаются неблагоприятными или просто грехом (цээртэй). Так, к празднику должны быть сделаны запасы воды, заполнены все емкости – во время праздничных дней нельзя набирать воду из источников. В праздник нельзя плакать и ссориться, произносить ругательства и другие неблагоприятные слова, иначе, по поверью, так же, в слезах пройдет и весь остальной год. В Цагаан-сар нельзя резать скот и охотиться в течение трех дней от его начала, это грозит бедами в семье. Перед праздником стараются и рассчитаться со старыми долгами, по возможности – сшить семье новую одежду (дээл). Так выполняется традиция «битуулэг» – прощание с уходящим годом. В последний вечер уходящего года семьи собираются вместе, дети приезжают к родителям. Вечером для застолья все рассаживаются по определенной схеме: пожилые – в северной части юрты, молодежь — по сторонам от входа, мужчины справа, женщины — слева.
Утром, 19 февраля, поднимаются до восхода Солнца, поздравляют друг друга, начиная со старших. В домах накрывают стол, на котором обязательно должна быть «белая пища» — блюда из молока: тараг, сметана, творог, масло, аарул, бяслаг и так далее, желательно девять видов. Конечно, на столе обязательны бууз, вареная баранина, и другие мясные блюда, фрукты, монгольское печенье ул боов, конфеты и сладости для детей. Не обходится праздник и без употребления монгольской водки архи. В этот день с утра принято одеваться в новые одежды.В 5 часов утра в буддистских дацанах начнется торжественный молебен ко встрече Сагаалгана, это один из шести самых важных ежегодных праздников в монгольском буддизме. После него в храмах совершат обмен хадаками и обряд призывания удачи и благоденствия. После восхода солнца принято совершить подношения божествам на улице — например, брызгать молоком.
Продолжением праздника следует посещение старших родственников и совершение обряда золгох – особенного способа приветствия, при котором младший по возрасту протягивает руки ладонями в верх и поддерживает под локти старшего, а тот в свою очередь кладет протянутые руки ладонями вниз. Обряд совершается, как правило, в национальной одежде, причем у мужчин на голове должен быть головной убор.Затем принято ходить в гости, обмениваться поздравлениями и подарками, пировать.Праздничное застолье начинается с бараньего крестца, который хозяин дома передает тонкими кусочками строго по правилам. Чем обильнее будет новогодний стол, тем благополучнее будет наступивший год. Считается хорошей приметой, если в юрте будут гости. Каждый гость, выпивая вино, должен высказать пожелание счастья хозяину. На столе в большом ассортименте выставляют продукты, изготовленные из молока: сыр бяслаг, сушеный творог аарул, простокваша тараг, пенки урюм, молочную водку архи, айраг (кумыс ) Хозяева преподносят небольшие подарки гостям и конфетам детям.
Праздничные службы разного рода продлятся в дацанах до 5 марта, а сам Цагаан-сар традиционно отмечается в течение целого месяца. Конечно, сегодня эта традиция не соблюдается беспрекословно, и новогодние праздники в Монголии длятся не более трех дней. На их протяжении главное событие дней – посещение родственников и друзей, застолья в каждом доме: гость обязан наесться досыта в каждом посещенном им доме, чтобы не обижать хозяев. Монголы придерживаются поверья: чем больше гостей посетит дом или юрту в первый день Нового года, тем счастливее будет наступивший год.