Автор Тема: Из истории инженерных войск  (Прочитано 4082 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Из истории инженерных войск
« Ответ #-1 : 17 Февраль 2010, 03:09:10 »
Вот чего нашел, копаясь по истории родных инженерных войск:

Первый русский воинский устав

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (начало XVII в.). Автором его является Онисим Михайлов.

В «Уставе ратных, пушечных и других дел» с детальным знанием дела рассматривался весь комплекс вопросов, связанных с возведением укрепленных городов и крепостей, начиная с инженерной разведки местности, устройства оград и отдельных фортификационных сооружений и кончая организацией системы огня и подсчетом необходимого количества артиллерии.

Особое внимание уделялось осаде и обороне укрепленных городов и крепостей, в частности вопросам организации квалифицированной инженерной разведки укреплений, выбору места для расположения своих войск, наиболее выгодных участков для устройства полевых укреплений, тарас, туров, а также заблаговременной подготовке технических средств, размещению осадной артиллерии и т. д.

«Устав ратных, пушечных и других дел» замечателен не только своими техническими рекомендациями в различных областях военно-инженерного искусства, но и предлагаемой схемой организации инженерных войск. Суть организационной схемы сводилась к следующему:

    * инженерные подразделения организационно включались в состав артиллерии, так как в ходе боевых действий армии они должны были иметь тесное взаимодействие с артиллерией;
    * основываясь на боевом опыте, инженерные войска включали три основные специализации—саперы, минеры и понтонеры;
    * войска должны были иметь на вооружении возимый переправочный парк и табельный шанцевый инструмент.

Характерно, что численный состав инженерных подразделений по рекомендации «Устава» определялся в зависимости от общего состава войск, участвовавших в походе.

В основу расчета было принято, что осадная армия состояла из 60—80 тыс. человек и имела на вооружении не менее 100 пушек. Для проведения инженерных мероприятий по обеспечению боевых действий этой осадной армии предусматривались четыре прапоры шанцекопов (т. е. четыре отряда саперов), горокопы (минеры) и команда переправочного парка с табельными переправочными средствами. Каждая прапора шанцекопов вместе с командным составом насчитывала 406 человек, а численность всех прапор составляла 1624 человека. Специальная команда минеров по рекомендации «Устава» включала 100 горокопов. Переправочный парк состоял из пяти лодок (стругов), возимых на телегах вслед за войсками. Команда переправочного парка—28 человек.

Таким образом, общая численность инженерных войск осадной армии согласно «Уставу» должна была достигать 1800 человек, т. е. около 2,2—3% всего состава армии.

Рекомендуемая структура инженерных частей и подразделений во многом предвосхищала их последующую организацию в XVIII—XIX вв. (прапоры шанцекопов соответствовали будущим саперным батальонам, сотни горокопов—минным ротам), однако по ряду причин как внешнего, так и внутреннего характера предлагаемая «Уставом» организация инженерных войск в ту пору не была осуществлена в русской армии.

Взято тут: http://naval-infantry.narod.ru/engineering.html
« Последнее редактирование: 17 Февраль 2010, 03:17:01 от Бадарчин »
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Из армейской истории
« : 17 Февраль 2010, 03:09:50 »
Создание и развитие инженерных формирований в России

Создание русской регулярной армии и инженерных формирований связано с военной реформой Петра I; осуществление ее было подготовлено всем предшествующим развитием военного дела, начиная со времен Ивана Грозного. Реорганизация армии, предпринятая в конце XVII в.,завершилась в первое десятилетие Северной войны.
Исследования военных инженеров А. И. Савельева, Ф. Ф.Лесковского свидетельствуют о том, что организация первых регулярных инженерных подразделений была начата Петром I в 1700—1701 гг. В частности, указывается на первое упоминание о минерах при осаде Нарвы в1700 г., на предполагаемое время основания минерной роты в 1702 г., а также на списки минерной роты, составленные в 1710 г.
Трехсотлетняя история инженерных войск ведет свой отсчет с подписанного Петром I 21 января 1701 года указа о создании первой инженерной школы.
Организация инженерных подразделений была закреплена указом Петра I от 8 февраля 1712 г., когда были утверждены первые их штаты и численность команды военных инженеров при артиллерийском полку. Всостав артиллерийского полка включалась минерная рота (75 человек),инженерная команда (35 человек) и понтонная команда (36 человек).Объединенные в силу специфики выполняемых задач с артиллерией инженерные подразделения составляли 14% ее численности.
Широкая потребность в инженерных мероприятиях для молодой регулярной армии и растущего государства не могла быть полностью решена созданием специальных подразделений. Нужны были и другие меры, а именно инженерная подготовка войск в целом. К этому предусматривалось привлечь команду военных инженеров при артиллерийском полку.
В 1713 г. указом Петра I «повелено было, чтобы пребывавшие в зимнее время в С.-Петербурге офицеры и унтер-офицеры Преображенскогополка не проводили времени в праздности и гульбе, а обучались инженерству». Несколько лет спустя ---10 марта 1721 г,—этот указ был распространен и на другие полки. Учитывая недостаток в специалистах, в  качестве поощрительной меры за хорошее усвоение «инженерства» офицеры получали повышение в чине. «Зело нужно дабы офицеры знали инженерство,того и унтер-офицерам оному обучатца, а егда и то не будет знать, товыше чинами производитца не будет».
В дальнейшем область использования специальных формирований расширилась, что было связано не только с боевыми действиями, но и с укреплением границ и с гражданским строительством. Встал вопрос об отделении инженерной службы от артиллерии. В 1724 г. были введены новые штаты, согласно которым инженерные части состояли из инженерного полка(офицеры и кондукторы — всего 236 человек) и минерной роты (89человек). Инженеры и кондукторы включались также и в состав гарнизонов крепостей. Кроме того, в каждой губернии обязан был находиться инспектор из инженеров.
Общее количество полевых и гарнизонных инженеров и кондукторов,не считая инженеров минерной роты и понтонеров, остававшихся при артиллерии, составляло 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров, 274кондуктора—всего 353 человека. С 1722 г. при каждом армейском полку имелся обер-офицер инженер, являвшийся по существу полковым инженером и руководивший инженерными работами, а также обучением офицеров«инженерству».
Преобразования, осуществленные при Петре I в организации военно-инженерного дела, определили его развитие на протяжении всего XVIII века.
С 1742 г.—уже при Елизавете—наиболее важные дела инженерного и артиллерийского ведомства сосредоточивались в канцелярии главной артиллерии и фортификации, а для разрешения всех прочих вопросов по инженерной части была учреждена при канцелярии фортификационная контора.
К началу Семилетней войны инженерные формирования русской армии состояли из военных инженеров, кондукторов, инженерных учеников, роты минеров и мастеровых. В полевую армию в 1756 г. была включена только минерная рота (120 человек) и при артиллерии находилась понтонная команда (30 понтонов). Этих сил для обеспечения военных действий было явно недостаточно, поэтому в январе 1757 г. понтонная команда была развернута в роту из трех отделений по 30 человек в каждом, а взамен минерной роты сформирован инженерный полк шестиротного состава. Всего в полку было 1830 человек с необходимым по табелю инструментом и снаряжением.
В ходе сражений периода Семилетней войны возросла необходимость быстрого наведения переправ и строительства мостов через водные  преграды. Совершенствовалась переправочная техника понтонных подразделений. В 1759 г. на вооружение русской армии поступили парусиновые понтоны, сконструированные капитаном Андреем Немым, которые по своей легкости, удобству наводки моста и транспортабельности представляли собой весьма эффективное для того времени табельное переправочное средство. Понтон, предложенный А. Немым, состоял из двух частей: деревянного каркаса и съемной обшивки из парусины (длина понтона поверху 6,4 м, высота 0,71 м, ширина 1,6 м, грузоподъемность5,8 т, вес 230 кг). Понтон отличался простотой конструкции, небольшим весом и обходился в 10 раз дешевле существовавших ранее медных понтонов.
Во второй половине XVIII в. в связи с изменением характера сражений потребность в минерах и мастеровых, выделявшихся для осады крепостей, сократилась. В 1763 г. инженерный полк был расформирован.Для обеспечения осады крепостей были оставлены две роты: минерная (287человек) и пионерная (236 человек).
В 1771 г. в целях содействия боевым действиям войск в полевых условиях и прежде всего для перелравочно-мостовых работ кроме ужеимевшихся подразделений формируется «пионерный батальон генерального штаба» (4 эоты). Однако просуществовал он недолго и в 1775 г. был расформирован в связи с оторванностью от войск. Но одновременно в состав рот пехотных полков вводился специалист дорожно-мостовой службы.Была также образована еще одна понтонная рота (количество понтонов в ротах достигало 140).
К концу XVIII в. численность инженерных войск увеличивается. В1797 г. был сформирован пионерный полк трехбатальонного состава (каждый батальон включал три пионерные и минерную роты). Однако принятая организация была громоздкой, роты полка находились в различных местах и фактически представляли собой самостоятельные единицы. К тому же инженерная служба в целом продолжала ос1аваться в составе артиллерии,что также не отвечало принципам стратегии массовых армий.
В 1802 г. в связи с образованием военного министерства Артиллерийская экспедиция была разделена на два самостоятельных ведомства: артиллерийскую и инженерную экспедицию. С этого времени инженерная служба окончательно отделилась от артиллерии, в ведении последней остались только понтонеры.
В 1803 г. произошли некоторые изменения в составе и организацииинженерных войск. Имевшийся пионерный полк был развернут в два пионерных полка. Полк состоял из двух батальонов, но батальоны включали не 6, а 4 роты: три пионерные и одну минерную.
На основании боевого опыта в 1806 г. вводятся новые штаты,увеличивается численность инженерных войск и несколько меняется их организация. По новой организации полк состоял из минерного и двух пионерных батальонов, в каждом — по четыре роты. В 1810 г. в ходе частичной реорганизации создаются однотипные батальоны.
С началом Отечественной войны 1812 г. в действующей армии насчитывалось 10 пионерных и минерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоявшие при артиллерии. 14 пионерных и минерных рот находились в крепостях.
Вступив в командование армией, М. И. Кутузов издал приказ об объединении всех пионерных рот под общим командованием начальника сообщений армии генерала Ивашева, который организовал две так называемые военные бригады, получив от Кутузова указания в отношении их использования.
Готовясь к контрнаступлению и добиваясь большей подвижности инженерных подразделений, Кутузов предписал генералу Ивашеву «составить команду из 600 человек конных ратников, которых удобно было бы обращать впереди армии для исправления дорог». Это были первые в истории конно-пионерные эскадроны.
Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развернуты саперный и два пионерных полка трехбатальонного состава каждый. Причем саперные батальоны включали минерные и саперные роты. Вцелом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 минерных, 8 саперных и 24—пионерные).

Саперы и минеры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при атаке и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действий своих войск. Понтонеры наводили наплавные мосты. Опыт Отечественной войны 1812 г. выявил необходимость реорганизации инженерных войск, главным образом увеличения их численности. С 1816 по1822 г. осуществляется переход к батальонной системе в. инженерных войсках из расчета один пионерный или саперный батальон на армейский корпус. В 1819 г. саперные и пионерные батальоны были сведены в три пионерные бригады.
С созданием бригад упорядочивалась специальная подготовка батальонов для военного времени. В каждую бригаду входили саперный и2—3 пионерных батальона. В 1829 г. пионерные батальоны были переименованы в саперные, а с 1844 г. и минерные роты стали саперными.С этого времени все бригады начали именоваться саперными.
Важным звеном в реорганизации была передача в 1822 г. понтонных рот из артиллерийского ведомства в инженерное, что позволяло инженерным частям обеспечивать переправами не только артиллерию, но и другие рода войск. Понтонные роты организационно были введены в состав саперного и пионерных батальонов. Тогда же формируются гвардейский и армейский конно-пионерные эскадроны, необходимость которых выявилась еще в 1812г. Позднее эти эскадроны были объединены в гвардейский конно-пионерный дивизион, который просуществовал до 1862 г.
Организационные мероприятия имели большое значение. Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX в. их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3%всего состава армии.
К началу Крымской войны 1853—1856 гг. инженерные войска русской армии состояли из 9 линейных, учебного и 2 резервных саперных батальонов, а также 2 пионерных эскадронов. Понтонные подразделения были сведены в группы по шести и по три отделения и распределены между резервными батальонами. Все эти части по-прежнему объединялись в трех саперных бригадах.
Основной недостаток инженерных войск заключался в слабой технической оснащенности и продолжавшемся отрыве саперных батальонов от управлений бригад и армейских корпусов, которые они обеспечивали.
Социально-экономические изменения в развитии общества конца XIXв., связанные с перерастанием капитализма в свою высшую стадию империализм, бурный рост производственно-технических возможностей,развитие техники приводят к существенным изменениям в возможностях армий, в военном и военно-инженерном искусстве. Широкое строительство железных и шоссейных дорог, использование телеграфа и телефона способствуют повышению маневренности войск и оперативности управлениями. В капиталистических государствах создаются массовые технически оснащенные армии.
Изменение материально-технических условий ведения войны требовало решительных преобразований в русской армии. Военные реформы в России, проведенные в 1860—1874 гг., превращали феодально-крепостническую армию в массовую армию буржуазного типа.
Существенные изменения претерпели и инженерные войска. В их составе появляются специальные железнодорожные подразделения и части—сначала военные железнодорожные команды (1870 г.), а с 1876 г.—железнодорожные батальоны. Тогда же создаются 9 военно-походныхтелеграфных парков (каждый имел 35 км телеграфной линии и 1000 м подводного речного кабеля). Завершается процесс переформирования понтонных парков в понтонные батальоны, получившие на оснащение металлический парк Томиловского.
Для подготовки специалистов подводно-минного дела, которое прочно вошло в круг задач инженерных войск, 17 марта 1857 г. было открыто специальное учебное заведение — техническое гальваническое.
К началу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. инженерные войска составляли 2,8% полевой армии (20,5 тыс. человек). Сведенные в бригады саперные батальоны состояли из пяти рот (всего 900 человек), понтонный батальон—из двух рот (500 человек), железнодорожный — из четырех (две строительные и две эксплуатационные). Впоследствии, уже после окончания войны, каждый армейский корпус обеспечивался саперным батальоном четырехротного состава (три саперные и одна телеграфная). Увеличилось количество железнодорожных батальонов, электротехнических подразделений, крепостных минных рот. В инженерных войсках появились новые специальности:воздухоплавание и голубиная связь. Для улучшения материально-технического обеспечения были основаны полевые инженерные парки.
К концу века полевые инженерные войска русской армии в мирное время имели 30 батальонов, 25 парков и 7 отдельных рот. Основная часть их была объединена в 7 бригадах (5 саперных, кавказская саперная и железнодорожная). Саперная бригада включала 2—3 саперных, 1—2 понтонных батальона, 1 инженерный и 2—3 телеграфных парка. Как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства,выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своем составе саперов, понтонеров, минеров, электриков, воздухоплавателей,военных железнодорожников и связистов.
« Последнее редактирование: 17 Февраль 2010, 03:16:17 от Бадарчин »
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат