"....бывший министр культуры Михаил Швыдкой в своей телепередаче на миллионную аудиторию вздыхает (да-да, та самая вселенская скорбь) и называет Александра Невского «приёмным сыном Батыя». Уже лет 15, как энтузиасты раскопали происхождение этого фейка от мыслителя Льва Гумилёва, которого почему-то называют историком.
Здесь без попытки оскорбить мыслителя. Просто настоящий историк принципиально не читает «исторических» романов: элементарная мера предосторожности, чтобы чей-то художественный вымысел не «просочился» в подсознание. А Гумилёв читал. В том числе и роман Алексея Югова «Ратоборцы» 1948 года, где старик Батый сокрушается: «Эх, Искандер, Искандер! Почему ты не хочешь сделаться сыном моим, опорой одряхлевшей руки моей и воистину братом сына моего, Сартака! Он слаб. В нём страшатся только моего имени…».
Представляете картинку? Подползает Александр к Бату-хану на животе (вассалу иначе никак), получает через слугу ярлык на великое княжение, тем же макаром отползает, а потом уже по-человечески возвращается, садится рядышком с ханом, шашлык-халва кушает, за жизнь беседует. В общем-то, так оно и бывало, но в данном случае нет ни одного документа, летописи, где говорилось бы о подобном разговоре и тем более о побратимстве Александра с Сартаком.
Пройдет ещё 15 лет, ещё и ещё, но найдётся очередной Васисуалий Лоханкин, который со вселенской скорбью во взгляде в очередной раз вздохнёт: «Россия… наследница дикой орды…». (Строго говоря, государства кочевников с их многоступенчатыми народными собраниями, военно-административными советами при ханах, прекрасно работающей системой сдержек и противовесов были образцом демократии по сравнению с европейскими государствами, но это уже полный разрыв либерального шаблона, поэтому не будем усугублять).
С кровью Александра и Сартака, стекающей в кубок с вином (эта выпитая ими чаша ― главный символ обряда побратимства) может сравниться только сочащаяся мазохизмом фраза: «Московский улус». Особенно в вальяжном исполнении Александра Невзорова или чуть похуже (суетлив) Станислава Белковского. И хоть кол на голове теши, объясняя: улус это наследное владение прямых потомков Чингисхана (Чингизидов), причем, только от первой жены ― Бортэ! Золотая Орда — это улус Джучи, второго сына Чингисхана (Бату уже внук). Были улусы: Толуя (более известный по внуку: улус Хубилая), Угэдэя, Джагатая, Хулагу. Никаких «географических улусов» по названиям государств, оказавшихся в зависимости от монголов, не было. Ни «Грузинского улуса», ни «Ширванского», ни «Румского» (сельджуков), ни «Пешаварского», ни «Московского».
Более того, посмей кто-то из этих вассалов назвать своё владение «улусом», это немедленно стоило бы ему головы, как самозванцу, претендующему на титул наследника Чингисхана! В общем, «Московский улус» ― абсолютная дичь. Хотя отметим, что уже после свержения ига в России на какое-то время вошло в моду (почему-то больше среди мелкопоместных дворян, чем бояр) называть свои вотчины «улусами», но мода она и есть мода, дело вкуса. Иго, кстати, помимо ярлыка выражалось в двух ведрах овса или ячменя в год, в среднем северо-восточная Русь платила втрое меньше, чем Литва.
И еще один вопрос не даёт покоя. Почему не «Владимирский улус»? Как монголы в 13 веке догадались, что в 21 веке столицей Российской Федерации будет ненавистная «рукопожатным» Москва, что решили подыграть им и назвали Владимиро-Суздальское княжество Александра Ярославича «Московским улусом»? Тем более что перед смертью Невский разделил княжество между сыновьями, и Москва, самая захудалая часть, как и положено, досталась младшему сыну Даниилу?
А отвоевала Владимир и приняла главенство в бывшем Владимиро-Суздальском княжестве Москва только через 100 лет, в 1363 году! Но и после этого во Владимире короновался сын Дмитрия Донского Василий I Дмитриевич, и его сын Василий II Васильевич (Тёмный), отец Ивана III Васильевича (Великого), свергнувшего иго! Да чего там, сам Иван IV Васильевич (Грозный) носил титул: «Божьей милостью великий государь, царь и великий князь всея Русии, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, Царь Астраханский…». Москва после Владимира! Так, когда же «Московский улус» придуматься успел?! «Тайна веков, свихнуться можно», ― как говорил цыплёнок из повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый» ...
Ну, ладно, Швыдкой ― театровед, историю России изучал по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». А главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов? Дипломированный историк, передачи ведет, журнал издаёт. ...
Цитата по сайту «Эха Москвы»:
С. Бунтман ― «Алексей Алексеевич, прокомментируйте, пожалуйста, странную трактовку истории Крыма как исконно русской территории чуть ли не с древнейших времен до появления Русского государства», — Нина говорит.
А. Венедиктов ― История (особенно история территорий) является орудием политиков. В принципе, первая столица Древнерусского государства вообще находится сейчас за пределами России и называется город Киев. Это что значит, что мы часть Украины что ли? Мы часть Украины?
С. Бунтман ― Нет, Русь вышла из-под власти Украины после падения Киева в 1241 (или в 1242) году.
А. Венедиктов ― Ну, значит, до этого была.
С. Бунтман ― А до этого была.
А. Венедиктов ― Ну вот. Значит, мы были частью. И Крым до этого был.
С. Бунтман ― Освободительная борьба русского и татаро-монгольского народов.
А. Венедиктов ― Наша столица ― Казань, потому что первым русским титулованным цезарем и царем был Батый. Ну что мы будем… Что, мы не понимаем что ли? Что, вы не понимаете что ли?
С. Бунтман ― Да здравствует город Каракорум.
Ну что тут скажешь? Досужий трёп двух больных на всю голову русофобов ― самое мягкое определение, которое приходит на ум...
В любом случае, Батый умер за 135 лет до первого упоминания Казани (если же возраст городов устанавливать по найденным монетам, брёвнам и прочим артефактам, то вспомним, что и на Боровицком холме было укрепленное поселение Дьяковской культуры 6 века до н.э. с массой керамики, оружия, украшений).
А главное, именно Казань уничтожила государство Батыя ― Улус Джучи, Золотую Орду..."
Отсюда