"
...и был ему глас девицы из туристского информационного бюро на ул. 29 мая: "Иди по улице Саруджа и придешь ты к площади Биляль. Спроси на площади Биляль, еще аль-Заблатани именуемой - "О люди, где здесь автобусы к селению Саеднайя?" И услышат тебя люди, и если поймут, то ответят".
И встал он утром, и обломался с завтраком, и пошел он по улице Саруджа, удивляясь. И пришел на площади Биляль, и нашел там автобус к селению Саеднайя, много возвеселив людей местных своим глаголом и рюкзаком. И заплатил возничему 25 лир и поехал"....
Продолжаю повествования о своих шатаниях. Как можно понять из предыдущего вступления- речь идет о Сирии, о поездке из Дамаска в селения Саеднайя и Маалюля, известные во всем мире, как места распространения христианства, ведущие свою историю с апостольских еще времен. Саеднайя - ближе, минут 30 в пути на маршрутке от площади Биляль, Маалюля - подальше, примерно в 50 км от Дамаска. Притом, автобусы к Маалюле идут по другой дороге, не через Саеднайю, хотя и дорога, связывающая их, тоже есть.
Вот отсюда идут автобусы к Саеднайе и Маалюле Некоторые люди считают, что дата основания Саеднайи относится еще к ветхозаветным временам. По рассказу некоторых французских исследователей, еще сам Ной посадил первые виноградники в Саеднайе. Итальянский монах Франческо Суриано, хорошо известный на Востоке, также заявлял, что Ной построил свой ковчег в долинах Барзех и Саеднайя. История поселения знает захоронения относящиеся к 187 году до н.э., когда Саеднайя, тогда еще под названием Данаба, была центром провинции. В первом веке нашей эры христианство достигло города, который, после того, как византийская монархия приняла христианскую веру, начал отсчитывать свой Золотой век (продолжительностью около 170 лет) как центр епископата. Примерно в это время название Данаба изменено на Саеднайя, что означает "охота". Некоторые источники, правда, утверждают, что арамейского слова "Саеднайя" означает "Богоматерь".
Дамаск. Ул. Саруджа.
Церковь Св. Креста... Крестовоздвиженская что-ли по-нашему?
На карте она вот тут: Говорить о том, что в исламской стране Сирии быть христианином невозможно - или глупость или намеренная ложь
Это обещанная площадь Биляль, с автобусами "пригородного" направления. Отсюда можно уехать в Саеднайю, Маалюлю, но автобусы туда идут по разным дорогам.
Ближневосточная автоэкзотика. Как-то не сложилось на таком прокатиться, но выглядит шикарно, да
"Спальные" районы Дамаска.
Дорога к Саеднайе идет по таким вот ущельям.
Саеднайя стоит на горе, и самый известный монастырь Божьей Матери Саеднайской - на ее вершине, на высоте 1500 м над уровнем моря. Для сравнения - Пермь всего на 1500-200 м.
От дороги вверх ведет широкая лестница....
Вот это место на викимапииКоторая подводит к площадке перед монастырем. Сюда еще могут подняться туристские автобусы. Дальше - пешком.
К монастырским дверям можно подняться по лестницам или на лифте, спрятанном в колокольне слева, сами двери - в пол-человеческого роста, входя в них волей-неволей кланяешься.
Монастыри и церкви здесь повсюду. Вид от входа в монастырь.
Также повсеместна и старина.
Мозаика с исторической сценой. Историки рассказывают, что когда византийский император Юстиниан I повел свое войско на персов, он прошел через Сирию и разбил лагерь в окрестностях этого места. Византийская армия сильно страдала от нехватки воды в этом районе. И тут Юстиниан из лагеря увидел лань, пробегавшую мимо, и бросился преследовать ее до вершины скалистого холма, где та упала, измученная погоней. Затем лань встала и подошла к источнику с кристально-чистой водой. Только Юстиниан приготовился убить свою добычу, как та внезапно обратилась в фигуру Пресвятой Богородицы, сияющую эфирным светом. Она протянула руку, сказав: "Нет, ты не можешь меня убить, Юстиниан, но ты должен построить церковь для меня на этом самом холме". Богородица внушила Юстиниану образ церкви, которую ему следует построить. Этот образ, как говорят, была добросовестно претворен в сооружениях монастыря Богоматери в Саеднайе аж в 547 году.
Внутри монастырской церкви идет служба, на арабском, естественно, языке. Свечи тут не продают, они лежат свободно на подставках, можно оставить деньги в пожертвование и взять свечей, сколько потребуется.
Монастырь удивительно либерален. По нему можно бродить абсолютно везде, за исключением, разве, келий насельниц, можно забраться на самую крышу его и гулять по переходам внутри. Здесь же можно остановиться на ночь, если есть желание побыть тут подольше. За стенами весьма прохладно в жару. А на фото вдали стоит мой рюкзак - вещи тут можно оставить где угодно, никто к ним не притронется. Для Сирии это обычное дело, умноженное на два за счет монастыря...
Вдали - горные вершины под снегом... и это уже не сирийские вершины, а ливанские.
Внутри монастыря - небольшая, темная комната, вечно освещенный свечами и множеством лампад. На восточной стене, в нише, покрытой серебряной сеткой находится икона Пресвятой Богородицы, список с одной из четырех оригинальных икон, написанных апостолом Лукой. Икона называется по своему арамейскому имени "Шахура" или "Шагура", означающему "известная, прославленная". Над нишей с иконой - множество серебряных и золотых монет, цепочек и крестов, пожертвованных разными паломниками. В храме находятся и другие иконы, начиная от 5-7 веков. Старые книги рассказывают множество историй о чудесах произошедших в Храме, относя исцеление множества больных паломников силе иконы Пресвятой Богородицы.