Уважаемые форумчане.
Эта тема посвящена работникам КГБ СССР в Монголии, также внесшим не малый вклад в дело независимости нашего юго-восточного соседа. Поделитесь кто-чем может об этом.
Я со своей стороны делюсь тем что есть у меня.
Наслаждайтесь.
БЛИЖЕ К ТЕЛУ
Монголия была более предана России (в отличие от КНДР, СРВ) по ряду причин. Основной из них являлось то, что самим своим существованием Монгольская народная Республика была обязана СССР, как в историческом, так и оборонном плане. Как рассказывал Молотов, когда Хрущев уезжал из Пекина, Мао Цзедун на перроне на прощание показал ему один палец - это означало, что у СССР с КНР имеется один нерешенный вопрос – вопрос Монголии. Последняя всегда рассматривалась Китаем как его неотделимая территория.
Этот палец всегда стоял перед лицом монголов, а в самой Монголии всегда стояло довольно много российских военных частей. О том, как эти части использовались для поимки китайских шпионов рассказывал в своих воспоминаниях начальник Управления КГБ по войскам Дальнего Востока генерал-майор Николаев.
- Учитывая характер напряженных в то время межгосу­дарственных отношений с Китаем, немало проблем в деле надежного обеспечения государственной безопасности войск Дальнего Востока возникало по линии китайских спецслужб. Мы, со своей стороны, постоянно анализиро­вали направленность и динамику их разведывательно-под­рывных устремлений, выявляли исполнителей и принима­ли адекватные меры по нейтрализации наиболее опасных враждебных акций. Остро стояла проблема контрразведывательной защи­ты группировки советских войск, временно расположен­ной на территории союзной Монгольской Народной Рес­публики. В этих целях мною поддерживались постоянные личные контакты и взаимодействие с начальником воен­ной контрразведки и министром общественной безопасно­сти этой страны. Как нас, так и их беспокоило оседание в районах расположения советских гарнизонов большого количества подозрительных лиц из числа перебежчиков из Китая под видом поиска лучших условий жизни. По договоренности с главнокомандующим В.Л. Говоро­вым было решено осуществить тщательно разработанный эксперимент, основанный на внезапном подъеме по бое­вой тревоге в ночное время и выводом из мест постоянного расположения всех танковых частей с одновременным скрытно организованным наблюдением за поведением выходцев из Китая. Только одна такая контрразведыватель­ная операция позволила выявить по крайней мере тридцать агентов китайских спецслужб, засланных в Монголию для обнаружения признаков военной напряженности на китайско-монгольской границе. Полученные сведения с ухищрениями доставлялись в посольство, консульства раз­ведчикам, действующим с позиций пассажирского поезда Москва — Пекин, а также путем направления в китайские города почтовых телефонограмм условного содержания. Монгольскими друзьями по нашей рекомендации было проведено контрольное задержание трех таких китайцев, признавшихся в своих связях со спецслужбами. Проведением этой операции по моему поручению не­посредственно руководил мой заместитель генерал-майор С.А. Ходаковский, успешно справившийся с поставленной задачей.
Поставленные у руля Монголии национальные лидеры также были более преданы России и, для укрепления этой преданности, последняя применяла различные методы. Часто не традиционные. Так еще Берия, направляя в Монголию российских сотрудников ГБ, советовал им почаще выпивать с Чойболсаном и Цеденбалом. Как рассказывала в 80-х жена генсека ЦК МНРП Цеденбала корреспонденту «Известий» Шинкареву, «Мне самой по секрету сказал советник КГБ Литвинов, что его предшественник Пастухов при передаче дел наказывал: «Всегда имей при себе водку. Когда Цеденбал попросит, давай ему». А как заявил в феврале 2001 года в интервью корреспонденту монгольского радио в Москве председатель реабилитационной комиссии при президенте РФ Яковлев, «с позиции эксперта могу с уверенностью предположить и заключить, что большинство бывших членов Политбюро вашей страны являлись агентами КГБ».
Но времена и лидеры менялись, - стоявший перед центральной библиотекой в Улан - Баторе монумент Сталину сняли с постамента и поставили перед одним из столичных баров - зазывать посетителей.
С 1990 года монгольская разведка начала исследовать уже наше приграничье. «Наша же контрразведка, - отмечал начальник военной контрразведки Забайкальского погранокруга полковник Хрипков, – повязана соглашением СССР - МНР 1986 года и не пикает. Более 40 пунктов упрощенно впускают монголов на нашу территорию. Этим положением пользуются и китайские спецслужбы, контрабандисты и валютчики из КНР, подрабатывающие разведкой».
В 1990 году представители МОБ КНР совершили свою первую поездку в МНР. А вскоре и делегация Комитета государственной безопасности Монголии, возглавляемая секретарем Комитета Баледом посетила Пекин. Делегацию принял министр обороны КНР Чи Хаотянь. Стороны отметили, что Китай и Монголия - дружественные соседи. Балед поблагодарил китайскую сторону за оказанную Китаем Монголии помощь в области обеспечения безопасности МНР.
А, как отмечали монгольские источники, после взаимного обмена визитами глав государств Китая и Монголии дружественное сотрудничество между двумя странами и их вооруженными силами вступило в новую стадию.