На Вал Чингизхана я попал в середине февраля 84 года. К тому времени работа на жд станции "Солнечная" в р-не Амгалан Улан-Батора была налажена, были хорошие контакты с монгольскими железнодорожниками с главной станции Амгалан, строительный вагончик который использовался как помещение станции обустроен, и нас вытеснили гражданские спецы, точнее жёны начальников которые приехали со своими мужьями но не работали по контракту, а так они могли получать как деж. по станции хорошую з/плату в туграх. Если мне не изменяет память то гражданский спец в частности маш. тепловоза получал в МНР от 1200 до 1800 тугров (это 300-450 в рублях)+ в Союзе ему на книжку ложили 75% от его монгольского заработка.
Меня и моего напарника привезли на аэродром в Налайх, прямо на лётное поле там возле военно-транспортного четырёхмоторного самолёта (вроде АНТ-22) ужо стояло человек 100 офицеров, прапоршиков, солдат и сержантов кому надо было лететь до Чойбалсана. В памяти засел сильный мороз градусов эдак -25 да ещё с ветром, мы все стояли на продуваемом ветром аэродроме и нервно курили съёжившись от сильного ветра. Форма одежды соответствовала погоде только у офицеров, все у тулупах и валенках. Осенников 84г. призыва сразу можно было определить по тонким шинелькам с чужого плеча подпоясанными солдатскими ремнями из кожзама и простым кирзовым сапогам, юфьтевые с них уже поснимали их было особенно жаль, но это были ещё цветочки.
Сначала по списку через рампу под хвостом, в самолёт запустили всех офицеров и прапоров они тут же заняли все лавки которые распологались вдоль фезюляжа, потом также по списку всех солдат, но сидеть то негде над головами свисали такие кожанные ремешки какие были в старых трамваях, за один ремень ухватилось где две а где и три руки, затем через рампу загрузили какие-то ящики в сетке которая напоминала толстый невод.
Через боковую дверь в чрево "авиалайнера" поднялся лётчик как из старого фильма весь в меховом кожанном реглане и на ногах унты, это был штурман, именно штурман прокладывает не только курс но и отвечает за размешение на борту груза и расчитывает взлётный вес самолёта. Он же для солдат прочитал лекцию как вести себя (пусть даже стоя) во время полёта на самолёте доблестных ВВС, офицеры его не слушали они уже начали слегка усугублять, чтобы согреться и немного заглушить страх перед полётом. Все обратили его внимание что рампа не до конца закрыта там осталась щель 10-15 см, на что он ответил что ничего страшного в этом нет будет дополнительная вентиляция салона и скрылся в кабине.
Мне доводилось летать и до армии и после, но как в песне у Владимира Семёновича-"Мне этот Полёт (у него бой) незабыть нипочём, страхом (у него смертью) пропитан воздух......" Думаю что стоя взлетать и стоя садиться мало кому доводилось в жизни, а многочисленные воздушные ямы стоя на ногах ЭТО, ЧТО-ТО, пол натурально уходит из под ног и несколько человек виснет на ремешке, о температуре на борту этого "боинга" ничего писать не буду, но было градусов на 20 ниже чем в морозильной камере холодильника, стук зубов в десятках ртов заглушал все четыре двигателя. Летели до Чойбалсана часа два или больше, точно не помню когда прилетели, но уже начало темнеть, многие с трудом спускались по трапу, уверен что после такого полёта не одна пара солдатских ног была обморожена и наверняка кто-то угодил в госпиталь с воспалением лёгких и сильной простудой (кроме офицеров конечно).
Одному богу известно как мой ещё даже не фазанский организм перенёс это очередное армейское испытание. А дальше был плацкартный вагон поезда Чойбалсан - Вал-Чингизхана причём ехали вместе с монголами, чётко помню как они нас напоили зелёным чаем и угостили пряниками (мы ведь с раннего утра ничего не ели, но в СА такая забота о солдате это в порядке вещей) и в 02.00 часа ночи мы оказались на Валу, пройдёт ещё чуть больше года и этот поезд увезёт меня на дембель. Вот такой получился рассказ о том как я попал на Вал, что-то накатили воспоминания, да ещё Олег подначивает пиши больше здесь все свои КОМПАНЫ.