Монголия сегодня > Народы и языки

Где живут монголы

<< < (2/6) > >>

Bredly:
http://www.happycamel.com/documents/ulaanbaatar_map.pdf

http://www.happycamel.com/documents/mongolia.pdf

http://www.baikalfoto.ru/maps/fold_02/005.htm
http://www.baikalfoto.ru/maps/index.htm
http://www.lib.utexas.edu/maps/middle_east_and_asia/mongolia_rel96.jpg
http://www.hamagmongol.narod.ru/pictures/maps/mongolia/ethnicmap.jpg

Bredly:
ЦААТАНЫ ИЛИ НАРОД ДУХА.


Высоко в горах северной Монголии на северо-западе от Рэнчинлхумбэ или Дархатской котловины на южных склонах Восточного Саяна наряду с дархатами и урянхайцами живет мало кому известный народ, ведущий отшельнический кочевой образ жизни, кочуя вдоль границ Тувы и Бурятии. Это цаатаны - одна из самых малочисленных и самых южных на Земле народностей, содержащая северных оленей. Сегодня мы расскажем вам о монгольских цаатанах.

Численность цаатанов — не более 400 человек, и только 160-170 из них занимаются оленеводством. Обычаи и традиции цаатанов отличаются от всех традиций населяющих Монголию народов. Главное различие в том, что образ жизни кочевников цаатанов целиком зависит от северных оленей. Олень для них это и средство передвижения по труднопроходимой горной тайге, друг и помощник во всем, кроме того, молоко северного оленя один из основных пищевых продуктов цаатанов. Они до сих пор продолжают вести кочевой образ жизни и живут в  тайге в традиционных жилищах – урц круглый год . Урц цаатанов похож на чум, который являлся жилищем почти всех коренных оленных народов. «Цаа» переводиться с монгольского как «олень», а «цаатаны» — «те, кто владеют оленями». Так называют их монголы. А сами цаатаны зовут себя – «народ северного оленя» - «духа» или «суха». Как утверждает монгольский sэтнограф Бадамхатан, посвятивший изучению их культуры многие годы, духа считают себя урянхайскими уйгурами, а свой язык - уйгурским.

Действительно язык их совсем не монгольский, а скорее тувинский. Принадлежит он к тюркской ветви языков (уйгурской подгруппе). Цаатаны сумели сохранить свой уникальный язык, на котором разговаривают между собой, но только носителей языка осталось очень мало, и живут они все порознь, каждый со своими детьми и внуками, а иногда и вовсе в одиночестве, выпасая своих оленей. Молодежь язык почти не знает, поскольку учится  в монгольских школах. Под сильным влиянием монгольской культуры язык цаатанов сегодня постепенно уступает свои позиции.

Власти Монголии много раз предлагали цаатанам перейти к оседлому образу жизни. Однако это всегда вступало в противоречие с неукротимым стремлением этого народа к вечному пути по тайге. Снова и снова возвращались цаатаны в свои холодные горы, откуда власти время от времени выманивали их щедрыми посулами и обещаниями хорошей жизни. В итоги многие семьи оставили кочевой образ жизни и переселились на равнину, в маленький поселок на берегу озера Цааган-Нуур. Там они живут в пестро размалеванных деревянных домах. У них есть магазин и школа, уроки в которой ведутся только на монгольском языке.

Духа предположительно являются смесью тюркских, монгольских и самоедских народностей. В России есть родственные им народы, это тувинцы-тоджинцы соседней Тувы, тофалары, проживающие в Иркутской области, и сойоты Окинского района Бурятии. Все они, по словам монголоведа Н.Л. Жуковской, близки по языку, хозяйственным, культурным и прочим признакам.  Предположительно, они занимали одну территорию, пересеченную несколькими горными хребтами, и расселились в развилках гор. А также являлись одним оленеводческим народом, разделение которого произошло с делением границ. По мнению ученых, среди предков этих народов были самые разнообразные этнические группы, в том числе совсем не тюркские, которые оставили свой след в культуре и языке. И действительно, достаточно одного взгляда, чтобы сделать вывод, что это не монголы, а скорее родственники русских народов севера.

Традиционные оленеводческие территории духа расположены в Саянах, главным образом в бассейнах Бий-Хем и Каа-Хем (истоков Енисея), в Монголии это река Шишгид-Гол. Сегодня права на владение землей основаны на обычаях и традициях Монголии. Никаких налогов за использование земель кочевники не платят.  В период коммунистического режима земли духа были разделены границей на две части без какого-либо учета интересов народа. На них были распространены и ограничения на охоту, которая является самым важным в их жизни. Взамен не предлагалось никаких альтернативных путей для выживания народа. Как и все в Монголии, духа были вовлечены в коллективизацию, что в значительной степени нарушило их традиционную жизнь. Наконец, когда в стране в начале 1990-ых годов наступил экономическийd кризис, они были вновь предоставлены сами себе.

Это время было особенно трудным для домашнего оленеводства. Факт, что оленеводство и сама культура духа пережили все эти перипетии не является ничем иным, как чудом. Ответ на вопрос, почему, несмотря на все трудности, оленеводство все еще существует в Монголии, можно найти в словах духа:

- «Мы – оленный народ и не хотим жить иначе», сказала опытный оленевод и мать троих детей Ганбатын Пунсал. Эти простые слова точно характеризуют народ духа и их культуру.

http://www.vom.mn/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=114:2009-03-23&catid=20:history&Itemid=159

Bredly:
О ХОТОНАХ-МУСУЛЬМАНАХ МОНГОЛИИ.



Рассказ  о хотонах – мусульманах Монголии. В Монголии проживает 2,8 млн. человек. Основу мусульманского населения  Монголии составляют казахи численностью в 150 тысяч человек. Казахский язык изучается в Баян-Улэгэйским аймаке, где его носители составляют подавляющее большинство населения, там же расположены большая часть мечетей, около 10.

Но казахи не единственный мусульманский народ Монголии. Есть также и хотоны  – второй по значимости мусульманский народ Монголии. Несмотря на значительную многовековую культурную ассимиляцию буддистами, этот небольшой субэтнос сохранил свою самобытность и считает себя мусульманским. Но в действительности большое число совершаемых хотонами обрядов носит неисламский характер.

В монгольском мире хотонами именуется группа кибиток, кочевое поселение калмыков. В Западной Монголии такое название носит одна из субэтнических групп.  Происхождение хотонов неизвестно: то ли они вышли из уйгуров, то ли из узбеков. Но разговаривают хотоны на калмыцком языке (дербетский диалект), хотя внешне, антропологически они очень выделяются среди западных монголов (да и вообще всех монголов), относясь к европеоидной расе (памирский тип лица). Хотоны прекрасно помнят, что имеют тюркское происхождение и принадлежат к мусульманской вере. Кстати, у них сохранились и некоторые исламские традиции.

“Хотоны” - самоназвание этой этнической группы. Они издавна живут в местности Тариалан аймака Убс, ведут в отличие от ойратов (западных монголов и калмыков) оседлый образ жизни. Здесь их более трех веков назад поселил монгольский ойратский князь Галдан Бошокту-хан, который провел сюда искусственные водные каналы. Они по сей день функционируют, и хотоны продолжают заниматься земледелием, растениеводством.

В самом поселении Тариалан хотонов насчитывается около трехсот человек. Встречаются они и в городе Улангоме – областном центре Убсунурского аймака (Убсунурский аймак граничит с самым западным Баян-Улэгэйским аймаком – местом компактного расселения казахов Монголии). Всего в Западной Монголии их более 4000 человек.

Живут хотоны в окружении дербетов (одно из ойратских племен) и, конечно же, имеют с ними разнообразные дружественные контакты. Между ними существуют смешанные браки. Хотоны женятся и на дербетках, и на хошутках – представительницах ойратских племен.

Можно сказать, что хотоны – это монголоязычный народ. Потому что, они только исламские молитвы (да и то только отрывки) читают на тюркском языке. Также они читают на тюркском языке отрывки из Корана, полностью священный текст никто не знает. У них хорошо сохранился дербетский диалект, пожалуй, даже лучше, чем у самих дербетов, которые составляют большую часть западных монголов.

Как ни удивительно, у хотонов сочетается ислам, буддизм и языческие верования, и их мулла на практике совмещает эти традиции. Например, интересен их способ забивания овец. Например, при забивания овцы хотоны «открывают грудь, добираясь до сердца». Это чисто монгольский способ. Но когда хотоны проводят обряд жертвоприношения земле они перерезают овце горло. А это, как известно, мусульманский способ.

Также хотоны Монголии проводят обряд обрезания. Мальчики подвергаются операции в возрасте  от пяти до восьми лет. После этого обряда, хотоны благословляют мальчиков словами: «Отныне ты мусульманин».

Хотоны, хотя и живут веками в окружении буддистов-ойратов, они никогда не забывали, что принадлежат к исламскому миру, с которым у них в последнее время налаживается прямой контакт. Многие хотоны учаться  в Стамбуле в Турции.

Можно сказать, что поселение хотонов – это своеобразный островок  ислама в ойратской части Монголии. Но при этом он  впитал в себя и ойратские традиции – буддийские и добуддийские верования. В плане духовности поселение хотонов можно считать центром ойратского мира Западной Монголии. Во-первых, именно на территории проживания хотонов находится насыпь на месте кремации тела великого ойратского предводителя князя Галдана Бошокту-хана. Во-вторых, как сказано выше, хотоны лучше других этнических групп ойратов сохранили в чистоте ойратский язык. В-третьих, они же сохранили традиции старинных танцев западных монголов.

Кстати, князь Галдан Бошокту-хан во время войны ойратов с китайцами использовалхотонов. Однажды, переодев их в форму русских воинов, Галдан выстроил их впереди своего войска, а китайским послам сказал, что на помощь ойратам пришла русская армия. Те, увидев европеоидных вида хотонов, поверили в это.

Изучением данного малочисленного народа занималось не так много ученых. Упоминания о хотонах встречаются в исследованиях русских учёных Грум Гржимайло, Потанина, Майского и калмыцкого ученого Ц.Д. Номинханова. Есть некоторые данные о них в работах современных монгольских исследователей. Этот уникальный народ, сочетающий в себе различные религиозные традиции и сохранивший свою самобытность  достоин  того, чтобы их жизнь была описана и внимательно изучена.

http://www.vom.mn/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=76:01-05-09&catid=20:history&Itemid=159

Damir Nabi:
САЙН БАЙНА УУ -- САУМЫСЫЗ ! -- это уже на татарском, приветствую всех ! У меня такая просьба , я тоже покупал эти журналы, какие попадались мне на киосках, и они до сих пор хранятся у меня. Как уже поняли не все я смог достать. Но вот  №3 за 1990 год. Там была статья про старое САМОНАЗВАНИЕ Монголов, которое была выяснена "молодыми историками..."  Как они выяснили, изучив документы(как и можете догадаться ) : "монголы старого времени, до Чынгызхана, именовали себя Татарами". Она была, в последней странице, но к сожалению она была вырвана детьми... У меня просьба, у кого сохранилась этот номер и именно эта статья(небольшая), пожалуйста вышлите мне копию !  damiruz9@mail.ru СПАСИБО.

Руслан:

--- Цитата: Damir Nabi от 05 Август 2011, 02:47:33 --- Там была статья про старое САМОНАЗВАНИЕ Монголов которое была выяснена "молодыми историками..."  Как они выяснили, изучив документы(как и можете догадаться)  "монголы старого времени, до Чингисхана, именовали себя Татарами". Она была, в последней странице, но к сожалению она была вырвана детьми...
--- Конец цитаты ---

Здравствуйте Damir Nabi ! Рад Вас приветсвовать на нашем интересном форуме! А форум наш потому интересный потому что тут стараются бороться со слухами и развенчивать стереотипы и ни чем не обоснованные мифы и легенды.

Одна из таких  легенд что монголы могли себя называть татарами в древности.
 Нынешние поколения татарской национальности не имеют никакой связи с татарами тех времен. ( монголы называли татарами дикие степные и сибирские племена ,(даже географически удаленные от нынешних татар на тысячи километров)

Нынешние татары это потомки завоеванного монгольской армией жителей  царства Булгар на Волге, потомками  тех булгар, соответственно и являются нынешние  татары . Предположительно во времена хана Узбека или чуть раньше, принявшие мусульманство.
Вообще достаточно подробно и основываясь на научных исторических материалах мы немножко разбирались об этом в теме :
 
Нажмите  что бы пройти в тему: 300 летнее татаро-монгольское иго на Руси?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии