О ХОТОНАХ-МУСУЛЬМАНАХ МОНГОЛИИ.Рассказ о хотонах – мусульманах Монголии. В Монголии проживает 2,8 млн. человек. Основу мусульманского населения Монголии составляют казахи численностью в 150 тысяч человек. Казахский язык изучается в Баян-Улэгэйским аймаке, где его носители составляют подавляющее большинство населения, там же расположены большая часть мечетей, около 10.
Но казахи не единственный мусульманский народ Монголии. Есть также и хотоны – второй по значимости мусульманский народ Монголии. Несмотря на значительную многовековую культурную ассимиляцию буддистами, этот небольшой субэтнос сохранил свою самобытность и считает себя мусульманским. Но в действительности большое число совершаемых хотонами обрядов носит неисламский характер.
В монгольском мире хотонами именуется группа кибиток, кочевое поселение калмыков. В Западной Монголии такое название носит одна из субэтнических групп. Происхождение хотонов неизвестно: то ли они вышли из уйгуров, то ли из узбеков. Но разговаривают хотоны на калмыцком языке (дербетский диалект), хотя внешне, антропологически они очень выделяются среди западных монголов (да и вообще всех монголов), относясь к европеоидной расе (памирский тип лица). Хотоны прекрасно помнят, что имеют тюркское происхождение и принадлежат к мусульманской вере. Кстати, у них сохранились и некоторые исламские традиции.
“Хотоны” - самоназвание этой этнической группы. Они издавна живут в местности Тариалан аймака Убс, ведут в отличие от ойратов (западных монголов и калмыков) оседлый образ жизни. Здесь их более трех веков назад поселил монгольский ойратский князь Галдан Бошокту-хан, который провел сюда искусственные водные каналы. Они по сей день функционируют, и хотоны продолжают заниматься земледелием, растениеводством.
В самом поселении Тариалан хотонов насчитывается около трехсот человек. Встречаются они и в городе Улангоме – областном центре Убсунурского аймака (Убсунурский аймак граничит с самым западным Баян-Улэгэйским аймаком – местом компактного расселения казахов Монголии). Всего в Западной Монголии их более 4000 человек.
Живут хотоны в окружении дербетов (одно из ойратских племен) и, конечно же, имеют с ними разнообразные дружественные контакты. Между ними существуют смешанные браки. Хотоны женятся и на дербетках, и на хошутках – представительницах ойратских племен.
Можно сказать, что хотоны – это монголоязычный народ. Потому что, они только исламские молитвы (да и то только отрывки) читают на тюркском языке. Также они читают на тюркском языке отрывки из Корана, полностью священный текст никто не знает. У них хорошо сохранился дербетский диалект, пожалуй, даже лучше, чем у самих дербетов, которые составляют большую часть западных монголов.
Как ни удивительно, у хотонов сочетается ислам, буддизм и языческие верования, и их мулла на практике совмещает эти традиции. Например, интересен их способ забивания овец. Например, при забивания овцы хотоны «открывают грудь, добираясь до сердца». Это чисто монгольский способ. Но когда хотоны проводят обряд жертвоприношения земле они перерезают овце горло. А это, как известно, мусульманский способ.
Также хотоны Монголии проводят обряд обрезания. Мальчики подвергаются операции в возрасте от пяти до восьми лет. После этого обряда, хотоны благословляют мальчиков словами: «Отныне ты мусульманин».
Хотоны, хотя и живут веками в окружении буддистов-ойратов, они никогда не забывали, что принадлежат к исламскому миру, с которым у них в последнее время налаживается прямой контакт. Многие хотоны учаться в Стамбуле в Турции.
Можно сказать, что поселение хотонов – это своеобразный островок ислама в ойратской части Монголии. Но при этом он впитал в себя и ойратские традиции – буддийские и добуддийские верования. В плане духовности поселение хотонов можно считать центром ойратского мира Западной Монголии. Во-первых, именно на территории проживания хотонов находится насыпь на месте кремации тела великого ойратского предводителя князя Галдана Бошокту-хана. Во-вторых, как сказано выше, хотоны лучше других этнических групп ойратов сохранили в чистоте ойратский язык. В-третьих, они же сохранили традиции старинных танцев западных монголов.
Кстати, князь Галдан Бошокту-хан во время войны ойратов с китайцами использовалхотонов. Однажды, переодев их в форму русских воинов, Галдан выстроил их впереди своего войска, а китайским послам сказал, что на помощь ойратам пришла русская армия. Те, увидев европеоидных вида хотонов, поверили в это.
Изучением данного малочисленного народа занималось не так много ученых. Упоминания о хотонах встречаются в исследованиях русских учёных Грум Гржимайло, Потанина, Майского и калмыцкого ученого Ц.Д. Номинханова. Есть некоторые данные о них в работах современных монгольских исследователей. Этот уникальный народ, сочетающий в себе различные религиозные традиции и сохранивший свою самобытность достоин того, чтобы их жизнь была описана и внимательно изучена.
http://www.vom.mn/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=76:01-05-09&catid=20:history&Itemid=159