Добрый день Олег!
Поздравляем тебя с Новым Годом и наступающим Рождеством! Желаем здоровья, семейного благополучия и удачи в новом году.
Олег! У нас к Вам очередная большая просьба: передайте администратору сайта наши поздравления с Новым Годом и большое спасибо за ту огромную и очень важную работу, которую он ведёт на своём сайте! Мы обращаемся к нему с очередной просьбой разместить рассказ Колесникова Петра о форме одежды Советских солдат служивших на территории Монголии в разные годы. Сама тема очень интересная,и мы знаем, что эта тема неоднократно поднималась и горячо обсуждалась на форумах сайта. С уважением, Колесниковы Алексей и Пётр.
Форма одежды военнослужащих частей Советской армии, стоявших
в Монгольской народной республике
Сурова жизнь, коль молодость в шинели,
А юность перетянута ремнём.
(Солдатская лирика)
В наше время об очередной смене формы одежды солдат Российской армии пишется и говорится очень много. Возможно, что в этом очередном переодевании армии даже есть доля необходимости и здравого смысла. Жизнь не стоит на месте и вместе с её изменениями, наверное, должна меняться и солдатская форма. Но иногда эти перемены приобретают настолько непонятные варианты, что ничего кроме удивления не вызывают. Особенно бросается в глаза само отношение к солдатскому обмундированию. Если в советское время вам доводилось встречать военнослужащих на вокзалах или в других общественных местах, то вы невольно обращали внимание на их начищенные до зеркального блеска сапоги и отглаженные стрелки на брюках и кителях. Сегодня иногда очень трудно отличить военнослужащего от дачника, спешащего в застиранной камуфлированной куртке на загородный участок. Но в целом история военного обмундирования представляет интереснейшую часть нашей культуры и одной из её малоизвестных страниц является история формы солдат и сержантов частей Красной, а затем – Советской армии, стоявшей в Монгольской народной республике.
Первым военизированным подразделением, прибывшим для постоянной дислокации в столицу Внешней Монголии в 1863 году, были забайкальские казаки. Их целью нахождения в Урге (так называли в те годы Улан-Батор) была охрана русского посольства. Военных с жёлтыми лампасами, а этот цвет очень почитается у буддистов, встретили дружелюбно. И вместо исполнения охранных функций казаки с присущей им хозяйственной жилкой начали обустраивать территорию посольства. Впоследствии отряды сибирских, семиреченских и забайкальских казаков регулярно посещали монгольские степи в составе экспедиций Николая Пржевальского, Петра Козлова и других исследователей, но военная составляющая их присутствия была минимальная, они исполняли роль проводников и переводчиков.
Первые отряды Рабоче-крестьянской Красной армии вошли в Монголию в 1921 году. Одеты они были в форму образца 1919 года, отличительной особенностью которой были остроугольные будёновки с большими нашивными звёздами, нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия. С этого времени революционный красный цвет и красные звёзды на долгие годы заменили традиционные жёлтые монгольские узоры. Главной целью вхождения отрядов Красной армии в Монголию было совместное с частями зарождающейся монгольской Народно-революционной армии преследование белогвардейских отрядов и защита монгольских степей от китайских притязаний. Численный перевес и народная поддержка были на стороне революционных сил и скоро отряды красноармейцев заняли столицу Монголии. Справедливости ради следует отметить, что красноармейцы не брали приступом Ургу, части китайской армии были выбиты из города подразделениями барона Унгерна, и сам он к тому времени, ушёл со своими сторонниками на северо-запад Монголии. Примечательно, что барон Роман Фёдорович Унгерн фон Штернберг носил традиционный тёмно-вишнёвый монгольский халат дээл с нашитыми генеральскими погонами и георгиевским крестом на груди.
Исторически монголы всегда были хорошими войнами и неудивительно, что первые военные провокации японских милитаристов, произошедшие в 1939 году на реке Халхин-Гол, монгольские цирики самоотверженно отбили. Но силы были явно неравными, и дивизии Красной армии пришли на помощь дружественному монгольскому народу. Одеты красноармейцы были в форму, которая претерпела в постреволюционный период несколько изменений, когда её отличительной особенностью стали пилотка у красноармейцев, фуражка – у командиров и петлицы на воротниках гимнастёрки. Будёновка осталась только в комплекте зимней одежды. От японских пуль и осколков головы красноармейцев защищали каски СШ-39. Солдатской обувью в те годы были ботинки с обмотками или кирзовые сапоги, офицеры носили высокие кожаные сапоги.
Следующим этапом военного сотрудничества монгольской Народно-революционной и Рабоче-крестьянской Красной армий стал совместный прорыв в августе 1945 года с территории Монголии на Пекин. И в это время наши солдаты были одеты уже по образцу 1943 года. На их плечах появились погоны. Изменилась и солдатская гимнастёрка, она стала похожа на ту, что использовалась ещё в царской армии и имела воротник-стоечку с двумя пуговицами. После капитуляции Японии части Красной армии ещё несколько лет стояли в Монголии и с наступлением холодов красноармейцы переодевались в зимнюю форму одежды, одним из элементов которой была шапка-ушанка, заменившая зимнюю будёновку в 1940 году. Так шапка-ушанка, произошедшая от монгольского малахая, вернулась на свою прародину.
В середине 60-х годов политические взаимоотношения Советского Союза с Народным Китаем резко изменились, что послужило причиной четвёртого ввода наших войск в Монголию в 1967 году. Это событие по времени практически совпало с очередным переодеванием Советской армии. Наши солдаты входили в Монголию в форме образца 1955-56 годов, но уже через два года с момента их расквартирования в Монголии, Советская армия переоделась в форму образца 1969-70 годов. Следует оговориться, что войска в Монголию перебрасывались из разных военных округов, но при первой же сезонной смене одежды переодевались в то, что поступало со складов 39-й общевойсковой армии. Поэтому отметим сразу, что, несмотря на очень жаркий климат пустыни Гоби, в части Советской армии, стоявшие в Монголии, не поступали кителя с открытым воротом и панамы, их попросту не было на армейских складах Забайкальского военного округа, и солдаты носили обычные пилотки и кителя с застёгивающимся воротничком.
Существует несколько версий и объяснений появления формы образца 1969 года. По одной из них гимнастёрки сменили на кителя по той причине, что в случае атомной войны, солдат, попавший под радиационное заражение, должен был как можно быстрее снять с себя верхнюю одежду. Особенности покроя гимнастёрки не позволяли это сделать быстро, и даже якобы существовала инструкция, в случае чего порвать её прямо на себе. Но многие военные историки сходятся во мнении, что имеет право на существование ещё одна – политическая версия очередного переодевания Советской армии в 1967 году. Согласно ей, основной причиной для разработки новой формы послужило принятие плана по переодеванию всех войск стран Варшавского договора в единую форму. К этому времени в послевоенной Европе было создано НАТО и в противовес ему – блок стран Варшавского договора. В Североатлантический блок входили почти все капиталистические страны Европы. В блок Варшавского договора вместе с Советским Союзом – социалистические страны: Польша, Чехословакия, Венгрия, Германская демократическая республика, Румыния и Болгария. В середине 60-х годов прошлого столетия войска стран НАТО завершили переход к единой форме одежды и единому стандарту вооружения. У стран Варшавского договора в каждой из них была своя форма одежды, свои знаки различия и свои воинские звания. Единственно, что было одинаковым – это единый стандарт вооружения. Что и понятно. Всё вооружение поставлялось из Советского Союза или производилось по его лицензиям. При разработке новой формы учитывались предложения и разработки всех стран Варшавского договора. В итоге основой новой солдатской парадной формы стал однобортный китель, похожий на европейский пиджак с рубашкой и галстуком, а также брюки на выпуск с ботинками. А основой повседневной одежды стал китель с брюками галифе, заправляемыми в сапоги. В дальнейшем из-за общеизвестных событий в Чехословакии в 1968 году вопрос по переходу всех стран Варшавского договора к единой форме одежды был признан политически нецелесообразным, и новую форму получили только солдаты Советского Союза. О самой идее перехода на единую форму для всех стран Варшавского договора политики старались не вспоминать. Но в военной среде утвердилось её название как «варшавка». Понятно, что произошло оно от названия военного блока, для которого разрабатывалась.
Несмотря на кажущуюся внешнюю похожесть, форма Советских войск, стоявших в Монголии, отличалась от формы частей, расквартированных на территории Советского Союза. Солдаты, служившие в Монголии, носили кожаные сапоги и кожаные поясные ремни. В зимний период – шинели и зимние шапки, пошитые из более качественных тканей, как у военнослужащих сверхсрочной службы. В Советском Союзе носили кирзовые сапоги и ремни из кожзаменителя. Но самое главное отличие в форме у войск, расквартированных в Монголии, в зимний период – кителя и галифе из полушерстяной ткани. В Союзе такие носили только офицеры. Солдатский полушерстяной китель отличался от офицерского только пуговицами на лацканах рукавов. Даже солдаты, служившие в Московском военном округе, не носили такого. В отличие от хлопчатобумажной формы песочного цвета, форма из полушерстяного тёмно-зелёного сукна в комплекте с кожаными сапогами и кожаными ремнями смотрелась очень красиво. Именно полушерстяная форма (солдаты с любовью и уважением называли её – «пэша») с кожаными сапогами, кожаными ремнями и цигейковой шапкой стали символом и отличительной чертой солдат, служивших в Монголии.
Заветной мечтой каждого солдата, служившего в Монголии, было, увольняясь в запас, приехать домой именно в полушерстяной форме и начищенных до блеска кожаных сапогах. Это традиция пошла со времени перехода на форму образца 1969 года. Тогда в Забайкальский военный округ не поступило парадной формы – «варшавки» в нужном количестве. И по согласованию со службой тыла Министерства обороны солдатам, увольнявшимся в запас из Монголии, разрешили поехать домой в полушерстяных форме и сапогах. Солдаты восприняли этот приказ как поощрение и награду за особые заслуги и ответственную службу в тяжёлых климатических условиях Монголии. И даже когда в середине 70-х годов прошлого столетия парадные кителя стали поступать в достаточном количестве, зародившаяся традиция осталась и даже укрепилась. Очень часто увольнение в полушерстяной форме и сапогах использовалось командованием, как поощрение за отличную службу.
В летний период солдаты, служившие в Монголии, носили форму из обычной хлопчатобумажной ткани. Как уже говорилось, форма одежды, предусмотренная уставом для ношения в районах с жарким климатом, в состав которой входили панамы, специальные ботинки и кителя с открытым воротником, в Монголию не поступала.
С осени 1973 года на погонах солдат и сержантов, служивших в Монголии, как и у их сверстников, служивших в Советском Союзе, появились две литеры «СА», они были металлическими на парадных мундирах и пластиковыми на шинелях и повседневной форме. Тогда же появились нарукавный знак – шеврон, определяющий род войск, нарукавная нашивка, показывающая год службы солдата, и белый парадный ремень. В дни нашей службы многие старослужащие прикрепляли металлические литеры и на погоны повседневной формы, но летом ремень автомата цеплялся и срывал их, и солдаты придумывали различные хитрости, как крепче закрепить литеры на погонах.
Разработанная для европейской части Советского Союза хлопчатобумажная форма образца 1969 года оказалась малопригодной к сухому и жаркому монгольскому климату. Через две-три недели она становилась жёсткой и плохо пропускала воздух. При температуре плюс 35 градусов в этой форме было очень жарко. В середине 70-х годов была предпринята попытка разработать для войск в Монголии специальную форму одежды, но дальше небольших экспериментальных партий дело не пошло.
Наш осенний призыв 1975 года прибыл в Монголию в хлопчатобумажной форме, и в полушерстяные кителя и галифе мы переоделись уже в родной части. Вместе с полушерстяной формой получили ватные куртки-бушлаты, ватные стеганые телогрейки и шаровары и валенки. Особенно нам понравились теплые солдатские бушлаты, от офицерских ватных курток они отличались только отсутствием тёплого цигейкового воротника. Но чаще всего мы носили простые солдатские телогрейки. Наша первая монгольская зима была холодной, но малоснежной и, переодевшись в ватные телогрейки, ватные шаровары и валенки, мы строем шли на объекты связи. Валенки, ватную телогрейку и ватные брюки я носил и до армии, привычными для меня сибиряка были и монгольские морозы, но отсутствие снега и как следствие зимняя песчаная пыль вызывала неподдельное удивление. Ходить в валенках по песку и камням было крайне непривычно. На стёганой ватной телогрейке не крепились никакие знаки различия, ведь по уставу её положено носить для утепления под шинелью, и строй солдат в поношенных и заштопанных телогрейках мало напоминал солдатский, а определить, кто по званию ведёт солдат, было просто невозможно.
Весной при переходе на летнюю форму одежды мы получили военно-строительную форму. Во многом она была схожа с полевой, и фактически отличалась от неё накладным карманом на левой части груди. При этом, как и повседневная, она была малопригодна для жаркого монгольского лета. В ней было очень жарко, а от солдатского пота она становилась жёсткой. Единственным существенным её отличием от повседневки были красные сержантские нашивки, как на полевой форме.
В середине семидесятых годов многие части стояли в Монголии в палатках-шатрах, вода была привозная и её часто попросту не хватало на стирку обмундирования, и в холодное время года молодые солдаты не стирались неделями. Летом нас спасали неглубокие монгольские реки. Забора в нашей части фактически не было, и при первой возможности мы шли стираться на речку. Рядом с нами стирались такие же молодые монгольские цирики и всегда просили у нас солдатское мыло. У монголов особое бережное отношение к воде и они, как правило, стирались на старицах или маленьких озерцах, возникающих при частой смене русла у монгольских рек. Я ни разу не видел цириков, прополаскивающих свою форму с берега реки.
Отдельного повествования заслуживает парадная форма одежды солдат, служивших в Монголии. После принятия в ней присяги многие во второй раз одевали её только на дембель. В увольнение солдаты, служившие в Монголии, не ходили. Если часть стояла возле Улан-Батора, Чойбалсана или другого большого монгольского города, то практиковались организованные выезды в музеи. А солдатам, служившим в дальних гарнизонах, ходить попросту было некуда. И парадные кителя два года висели в каптёрках. В одно время в нашей части стали выходить в караул в парадной форме одежды, но так она быстро изнашивалась, и старшины рот под любым предлогам препятствовали этому нововведению. Так что парадку использовали крайне редко, только в праздничных караулах. Солдатские ботинки в наше время службы мы не носили совсем, осенний призыв старался уволиться в запас в сапогах и кто истоптал мои солдатские ботинки мне попросту неизвестно.
Кроме полушерстяной формы другим отличием солдат, служивших в Монголии, были длинные шинели. Такая мода объяснялась несколькими причинами. Во-первых, отсутствие снега позволяло носить длинную шинель, во-вторых, так было теплее при монгольских ветрах и, в-третьих, это сближало нас с монгольскими солдатами – цириками, они носили очень длинные шинели. Но были свои особенности ношения солдатской формы и в каждой воинской части, особенно это касалось кителей, в которых солдаты увольнялись в запас. Полукруглые пластмассовые подкладки и металлические пластинки, устанавливаемые под погоны, обточка и шлифовка солдатских блях на ремнях, обшив шевронов и нашивок белой изоляцией от проводов… Даже перечислить все тонкости оснастки формы, в которой солдат собирался ехать домой, очень сложно. В каждой части в соответствии со сложившимися традициями заглаживались стрелки и кантики на солдатской форме. Стрелки на рукавах, груди и спинке кителя сначала вымерялись линейкой, а потом тщательно утюжились. Большое внимание уделялось при подготовке к увольнению в запас и солдатским сапогам. Подошва обрезалась по кругу, каблуки подбивались подковками, голенища сжимались и заглаживались в гармошку, причём, чем больше было рёбер на голенище, тем считалось красивее. Солдатские шинели, в которых собирались ехать домой, стирались и распушались специальными металлическими щетками, так они становились более похожими на офицерские. Единственное, что не практиковалось в наше время, – это использование для украшения солдатской формы аксельбантов и белых ремней. Аксельбанты как часть военного обмундирования ввели только в 1973 году для солдат роты почётного караула Московского Кремля, и до нас эта мода просто не дошла. Не носили и белых ремней, впервые увидели их только в 1976 году. Они были из кожзаменителя, и мы не воспринимали их серьёзно.
Теперь я точно знаю, что каждая мелочь в парадной, да и повседневной солдатской форме имела для нас почти сакральное значение, ведь именно это роднило и объединяло нас с нашими братьями-сослуживцами. А что касается её пригодности для несения службы в суровом высокогорном климате Монголии, то, как написано в уставе: «…солдат должен стойко переносить все тяготы службы…». И под жарким монгольским солнцем мы несли свою нелёгкую службу, одетые в кожаные сапоги и хлопчатобумажный китель. И мечтали скорее уехать домой в красиво «оборудованной» полушерстяной форме и отглаженных сапогах в гармошку, ставших символом войск, расквартированных в Монголии. Со временем меняется многое, но, наверно, уже никогда не изменится моё отношение к военной форме, в которой мне довелось два года нести службу в монгольских степях. И я бережно сохраняю её вместе с памятью о своих сослуживцах и своей монгольской юности.
Старший сержант Пётр Колесников
Улан-Батор
В.ч. п/п 25990
1. [ Гостям не разрешен просмотр вложений ] 2. [ Гостям не разрешен просмотр вложений ] 3. [ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
1. Фотма х.б. 2. Парадная форма образца 1969г. 3.Форма п.ш.
Фотографии Алексея и Петра Колесниковых.
У себя в городе они и другие компаны , собрали много раритетов и организовали музей воина-интернационалиста- солдат проходивших военную службу в Монголии. Постоянного места экспозиции пока нет. Но на 23 февраля экспозиция постоянно разворачивается в городском Доме Культуры. Последнее время музей пополнилась формой офицера монгольской армии 70-80 годов.