Автор Тема: ЗабВО-Монголия. Забайкальские рассказы. Сборник.  (Прочитано 70482 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10839
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Оформление будет самое простое - никакого :) просто текст и обложка

...а обложка тоже без оформления? ...
С оформлением ) но пока не реализовано, на уровне проекта. Не до нее было, с версткой возни много, я ж не только версткой занимаюсь, увы... если б только, давно б уже все сделал.. ((((
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн geolog

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2946
  • Страна: ru
  • Карма: 317
  • Пол: Мужской
  • Skype: geolog331
По бумажному сборнику всё тут: http://mongol.su/forum/index.php?topic=1884.0
  Странно , там было всё заполнено мною , куда девалось ? :o

Там же личные данные, вот они и не показываются - серкретность превыше всего!  :-X
Там где надо - их видят очень хорошо!!!  ;)
В/ч 83904. Спецвзвод охраны отдельного батальона особой бригады ограниченного контингента Железнодорожных войск СССР в Монгольской Народной Республике.  г. Дархан. май 1986- май 1988г.

Оффлайн val

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 236
  • Страна: ru
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
  • Надежное братство Верней, чем богатство!
Оформление будет самое простое - никакого :) просто текст и обложка

...а обложка тоже без оформления? ...
С оформлением ) но пока не реализовано, на уровне проекта. Не до нее было, с версткой возни много, я ж не только версткой занимаюсь, увы... если б только, давно б уже все сделал.. ((((
Может помощь нужна?
Художника может обидеть каждый, оскорбить - никогда!

Оффлайн val

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 236
  • Страна: ru
  • Карма: 43
  • Пол: Мужской
  • Надежное братство Верней, чем богатство!
Заявку отправил.
Художника может обидеть каждый, оскорбить - никогда!

Оффлайн Руслан

  • Даурия 1987-89
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10084
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
Вниманию Форумчан написавших рассказы и желающих что бы их опубликовали в печатном издании и на CD/DVD диске !

Для того что бы рассказы были опубликованы уважаемым авторам нужно дать свое согласие-разрешение на публикацию их рассказов.

Желающих дать согласие на публикацию, авторов приглашаю в тему по ссылке:

  http://mongol.su/forum/index.php?topic=1792.580


Форма дачи разрешения очень проста: автор, лично пишет в теме:

 Я, ***ник или имя*** Разрешаю публикацию всех своих рассказов и воспоминаний, написанных мной, на Форуме.

Оффлайн ГОБИЕЦ76

  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2430
  • Страна: ru
  • Карма: 423
  • Пол: Мужской
  • Он самый, товарищ майор!
  • Skype: нет
Вот встретил сослуживца и вспомнилось.

 
Как только отгремели последние аккорды славянки. Раздалась громкая команда «По вагонам» и в вечерних сумерках её ещё многократно продублировали множество командирских голосов у каждого из 20 с лишним вагонов.. И она эхом прокатилась до ближайшей ж.д станции.
И разом сотни бритоголовых вчерашних мальчишек, а сегодня уже одетых  в военную форму   солдат. Ринулись в вагоны согласно воинского ранжира и устава справа по одному. Торопясь занять наиболее комфортные по их понятиям места. Стоявшие у каждого вагона сопровождающие сержанты криками подгоняли наименее расторопных.
 
Солдаты забегали в вагон стоявший на запаснных путях воинского эшелона и занимали свободные полки. И вот уже  забиты все полки вагона, включая багажные. А бритоголовый народ одетый в новенькую, с иголочки форму, все метался по вагонам не находя себе место. И вот в дело вступили сопровождающие сержанты. Раздались зычные команды: - Всем кому не досталось мест на полках, остаться в проходах. И за несколько минут навели относительный порядок. А порядок заключался в том, что тем кому не досталось мест на полках должны ложиться спать в проходах купе.
 
 
- А как же так? А как это? Все вопросы были сняты громким голосом огромного роста  сержанта,-- К верху каком, вот так это.—Всем сесть на нижние полки вместе с их хозяевами. А когда наступит отбой, ложиться в проход.—В чей? Тихим шёпотом донеслось с верхних полок.--- Кто сказал? Кто такой умный? Сержант начал оглядывать обитателей верхних полок, пытаясь разглядеть в тусклом свете грязного плафона, произнесшего эти слова. Но обитатели верхних полок отвели , как по команде, глаза и усердно занялись своим обустройством . перед дальней дорогой.
 
 
---Ладно бля,  приедем разберемся, посмотрим как там запоете! Вешаться , сыны, будете, волками выть.--- Я пока из вас за дорогу выбью « мамкины пирожки» которые у вас еще из попы торчат и резко развернувшись пошел в другое купе. Наводить и там порядок .И уже было вышел,  когда опять с полок тихим шёпотом прозвучало:--А что сам то не повесился и еще тише:-- Козел. На сержанта как бут то вылили ведро кипятка. Он  аж подпрыгнул, как ужаленный и резко развернувшись снова влетел в купе. Все кто в этот миг встретились с ним глазами , увидели, как они буквально вылезли у него из орбит и горят натуральным огнем свирепой злости.
 
 
Он кинулся по очереди хватать лежащих и сидящих на полках солдат и схватив  их за разные части тела приблизив их лица к своему лицу брызжа слюной, пытаясь угадать кто автор этих реплик.---  Ты ,бля? – Нет. ---Ты ,бля? – Нет. --- Ты, бля? --- Нет. Так хватая всех,  он крича ругательства обошел все купе. Так и не добившись ни от кого признания он заорал еще злее: ---  Ну все, бля, вы у меня покойники. И скрипнув зубами, это явственно услышали все находившиеся в купе, обвел еще раз взглядом всех находящихся здесь. Резко крутанувшись, пошел дальше .Из полумрака вагона с верхней полки вагона прошептал голос: -- Хорошо хоть мы на верхние полки попали, повезло нам. Сержант как будто ждал этого момента, опять резко крутанулся , он уже знал куда ему идти .Он одним прыжком подлетел к самой верхней полке, схватил лежащего там солдата и с силой сбросил с полки вниз, приподняв его и посадив на нижнюю полку сел на против и заорал: --- Ты, гнида, ты чего добиваешься? Думал я тебя не вычислю? Солдатик хоть и выглядел напуганным, но довольно бодро произнес: --- Вы о чем, товарищ сержант? Тот впал в секундное оцепенение от  наглости солдатика: -- Да я тебе… да ты у меня… Солдатик глядя прямо в глаза невинным взглядом опять произнес: -- Вы о чем , товарищ сержант? Я вас не понимаю.
 
 
Сержант все более приходил в ярость распыляя себя. --- Ты п…шь зачем за моей спиной издеваешься надомной. --- Это не я, вы что то путаете, пролепетал солдатик. --- Я слышал своими ушами как ты бакланил, щенок. --- Поясните как , товарищ сержант? Тот аж стал багровым.  Это стало видно даже в полумраке купе. --- Ты как меня обозвал? – Я вас, товарищ сержант, вообще ни как не обзывал. --- А что ты прошипел мне в след, салобон? --- Я сказал, как нам повезло тем кто сейчас на полках, в отличие от тех кому предстоит столько времени дороги  спать на полу. Сержант глядел на него вытаращенными глазами, как на умалишенного, у него уже и губы подрагивали от такой наглости. --- А кто же меня козлом обозвал? --  уже как то не очень уверенно, спросил он. – Первый раз слышу, товарищ сержант, но точно не я.
 
 
--- А кто тогда? – и сержант,  стал опять обводить взглядом купе, сверля окрестные полки, на которых затаившись лежали солдаты, прислушиваясь к диалогу. И все наблюдавшие за этим диалогом увидели, что сержант начал сомневаться. Он медленно привстал в полный рост, поправил на себе форму ПШ и так  безупречно и ладно сидевшую на нем.Поправил пилотку, передернув ее несколько раз взад – вперед, стряхнул с формы невидимую пыль, которой там быть и не могло. И в очередной раз выходя из купе и прекрасно понимая, как его здесь «сделали» произнес: -- Приложу все усилия что бы вся  ваша борзая компания попали именно ко мне в карантин и резко как будто ожидая очередного подвоха и пытаясь не попасть на эту уловку резко покинул купе. Прошло не меньше минуты, прежде чем в купе раздался робкий, чуть слышный смешок. Его подхватил другой и уже через полминуты всё купе смеялось от души все громче и  громче .В этот момент вагон резко дернулся, потом еще и еще. Раздался гудок тепловоза и поезд уже плавно начал набирать скорость. И вот уже за окнами замелькали  огни станции от которой уходил эшелон .Все  в купе притихли, думая каждый о своем, а поезд уже несся в ночи выбивая колёсной парой На восток, на восток, на восток. Поезд уже мчался мимо небольших станций и полустанков. Чтобы через семь суток пути, ранним майским утром прибыть в Улан-Батор. А через два долгих года которые вместили в себя многое, пропеть этим же солдатам Домой, домой, домой.
 
 
Не всем ребятам с этого купе, ввиду разных причин, суждено было услышать, как колесные пары выбивали-Домой, домой, домой. Не услышал их и весёлый солдатик, повеселивший молодых и приведший в ярость сержанта.
 
Мандал-Гоби, май-июнь76г.в/ч.п.п52541.  Чита-16. Песчанка 69ук июль-сентябрь76г. Улан-Батор в/ч п.п 52485 сентябрь-октябрь. Мандал-Гоби в/ч п.п 52541 октябрь76, апрель77г. Чойр в/ч п.п 52541. апрель77г-октябрь77г.  в/ч п.п 25981.октябрь-ноябрь77г(командировка). В/ч п.п 52541 ноябрь 77г по апрель 78г

Оффлайн þỡℓễğ

  • Premod
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4549
  • Страна: ua
  • Карма: 284
  • Пол: Мужской
  • Мне такую медаль не давали
Цитировать
Не всем ребятам с этого купе, ввиду разных причин, суждено было услышать, как колесные пары выбивали-Домой, домой, домой. Не услышал их и весёлый солдатик, повеселивший молодых и приведший в ярость сержанта.

Что с ним произошло?
Весна 82-84.    Улaн-Бaтop Aмгaлaн в/ч п/п  25990, Єpxет -Caлхит в/ч п/п 62581 (весна 1982-83гг.), Чoйбaлсaн в/ч п/п 44114(131-я,130-я площ.), Бaян Улa, Вaл Чингиcxaнa (весна 1983-84гг), Олег

Оффлайн geolog

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2946
  • Страна: ru
  • Карма: 317
  • Пол: Мужской
  • Skype: geolog331
Да уж! Заинтриговал! ;)
В/ч 83904. Спецвзвод охраны отдельного батальона особой бригады ограниченного контингента Железнодорожных войск СССР в Монгольской Народной Республике.  г. Дархан. май 1986- май 1988г.

Оффлайн ГОБИЕЦ76

  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2430
  • Страна: ru
  • Карма: 423
  • Пол: Мужской
  • Он самый, товарищ майор!
  • Skype: нет
Немного разгребу после свадьбы и постараюсь написать ещё. Там и будет ответ, что произошло.
Мандал-Гоби, май-июнь76г.в/ч.п.п52541.  Чита-16. Песчанка 69ук июль-сентябрь76г. Улан-Батор в/ч п.п 52485 сентябрь-октябрь. Мандал-Гоби в/ч п.п 52541 октябрь76, апрель77г. Чойр в/ч п.п 52541. апрель77г-октябрь77г.  в/ч п.п 25981.октябрь-ноябрь77г(командировка). В/ч п.п 52541 ноябрь 77г по апрель 78г

Оффлайн ГОБИЕЦ76

  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2430
  • Страна: ru
  • Карма: 423
  • Пол: Мужской
  • Он самый, товарищ майор!
  • Skype: нет
 
 
 
-Ну вот и всё.
Нарушил недолгое молчание повисшее в купе, уже знакомый голос с верхней полки.
-Конец гражданке, теперь уже точно, окончательно и бесповоротно.
Лежащие и сидящие в купе солдаты, задвигались, зашмыгали носами и стали пристальнее изучать друг друга. Пытаясь понять, с кем предстоит  провести неделю в дороге в одном купе. А возможно и все два последующих года вдали от родины.
 
А что, провести два следующих года вдали от родины, знали все. Ведь перед отправкой, было построение-митинг. И командир Тоцкой дивизии, в летних лагерях которой и готовили к отправке, произнёс речь. В ней он назвал солдат войнами-интернацианалистами(за несколько лет до Афгана). И призвал не уронить чести Приволжского военного округа служа на территории дружественной Монголии.
 
И вот те, кому  «выпала» честь выполнять свой воинский долг вдали от родины в чужой, хотя и дружественной незнакомой стране. Собранные с сёл и деревень, посёлков и городов, Урала и Поволжья.  Под стук колёс воинского эшелона, начали первое робкое общение в своих купе с новыми знакомыми. Ведь те ребята, с кем жили всю предыдущею неделю в лагерях. И с кем успели познакомиться, попали в разные купе и даже вагоны.
 
-Ну что, солдатики оловянные! Кто откуда будет? Чем занимались?
Опять прозвучал знакомый голос весельчака с верхней полки. Но разговор-общение не заладился. Видимо сказались впечатления от всего что происходило на кануне. И митинг и пеший марш походным строем из летних лагерей до станции. И конечно идущий впереди оркестр и играющий «Прощание славянки». И цветущая сирень в палисадниках пристанционного посёлка, ударившая такими ароматными запахами. И уловив эти с детства знакомые ароматы, не произвольно вдыхали в себя эти запахи родного края. Словно подспудно понимая, что нескоро придётся вновь ощутить эти, привычные здесь, но не доступные «там» цвета Родины.
 
И конечно же молодые девчонки стоявшие вместе с более взрослыми женщинами и мужчинами. Им живущим здесь, такое приходилось видеть по нескольку раз в год, весной и осенью. Начинался очередной призыв и сюда свозили сотни и тысячи новобранцев. И эшелонами отправляли к местам службы, в основном в загранку. Но в те времена, или люди были добрее, человечнее или ещё что. Но, они на всём пути махали вслед, и кричали одобрительные напутствия и пожелания.
В толпе было много молодых девчат, это были дети военных, расквартированной здесь дивизии. И они тоже махали проходящим мимо них. И каждый думал, что это предназначено только ему. Ведь вот какой он ладный и красивый в новенькой военной  форме. И каждый старался прямее держать осанку, и жестче впечатывать шаг в пыльную землю. А пыль от прохождения почти двух тысяч рекрутов и вправду стояла стеной. И при полном пред вечернем безветрии долго висела над дорогой.
 
Только потом отслужив год-полтора, и став тем, каким и должен быть солдат. Поняли, поняли какое жалкое зрелище мы собой представляли. В хбэшках, больше похожих на старинную рубаху до пят. В штанах-шароварах, с болтающимися на ногах юфтевых сапогах больших на два-три размера. И пилоткой, на лысой голове, висящей   исключительно на  ушах. Шагая не в ногу и наступая на пятки друг другу. Но тогда это было не столь важно и заметно. Главное свершилось, после всех мытарств в пересылке военкомата и комиссий-перекомиссий можно было смело сказать.
-Я солдат мама!
 
 
Впечатления ли были виноваты или уже наступившая ночь. Но, желающих общаться было не много. Так пару человек буркнули, что-то о своей малой родине и занятиях до армии. Разговор не клеился, всё таки скорее всего каждый в душе ещё был где-то «там», хотя тело и находилось уже здесь в этом купе. «Там» остались родные и близкие люди, родители, друзья, подруги. «Там» всё было понятно и ясно. А здесь? А здесь пока трепетно-осторожная мыслишка, засевшая внутри каждого.
-Что там впереди?
 
А впереди опять как «чёрт из табакерки» как сказал потом весельчак с третьей полки, появился уже знакомый сержант.
И с ходу прорычал голосом не предвещавшем не чего хорошего.
-Так борзота….мать вашу…от вашего отделения, то бишь купе, одного человека в дневальные по вагону.
-Добровольцы есть или как?
-Я пойду.
С нижней полки поднялся белобрысый крепыш. И хотя мешковато сидящая форма делала всех одинаковыми. Но не заметить мышечной массы спрятанной под хбшкой белобрысого, было не как нельзя. Сержант опытным взглядом, тоже наверно оценил физические достоинства крепыша, осмотрев его с головы до пят. Хлопнул одобрительно по плечу и сказал.
-Пойдёт. Пошли со мной на инструктаж.
Только теперь все заметили, что сержант пришёл не один. И в проходе всё время стояли несколько молодых бойцов.
-Вперёд!
Скомандовал сержант и бойцы стоявшие и ждавшие его пошли за ним.
-Ну вот, одного припахали.
Это опять голос с третьей полки.
Сержант конечно услышал это, но в отличие от первого посещения, повёл себя иначе.
-Вот для них начинается настоящая служба в суточном наряде.
Он показал на остановившихся  в проходе солдат, которые поджидали его.
-Не ловите расслабон! Всех припашу. Пока доедем, устав гарнизонной и караульной службы от зубов у вас будет отскакивать.
-И вообще………
Махнул рукой, хотел что-то добавить, но передумал.
-Всё пошли.
И все отобранные им для наряда пошли следом. А оставшиеся в купе попытались каждый в меру свой фантазии понять что означало это-Вообще.
 
Мандал-Гоби, май-июнь76г.в/ч.п.п52541.  Чита-16. Песчанка 69ук июль-сентябрь76г. Улан-Батор в/ч п.п 52485 сентябрь-октябрь. Мандал-Гоби в/ч п.п 52541 октябрь76, апрель77г. Чойр в/ч п.п 52541. апрель77г-октябрь77г.  в/ч п.п 25981.октябрь-ноябрь77г(командировка). В/ч п.п 52541 ноябрь 77г по апрель 78г

Оффлайн Владимир62

  • Пока мы едины, мы непобедимы
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 304
  • Страна: kz
  • Карма: 60
  • Пол: Мужской
 А дальше то что?
Май-Июнь 1974 Чита 15 Песчанка 12652, Июнь-Ноябрь 1974 Антипиха 12653, Ноябрь 1974-май 1976 Даурия, 68964 375 гв.  Днестровско-Хинганский полк

Оффлайн ГОБИЕЦ76

  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2430
  • Страна: ru
  • Карма: 423
  • Пол: Мужской
  • Он самый, товарищ майор!
  • Skype: нет
А дальше то что?
Работа ??? и полное отсутствие времени, для дальнейшего продолжения. :-[ В выходной продолжу.  $$$
Мандал-Гоби, май-июнь76г.в/ч.п.п52541.  Чита-16. Песчанка 69ук июль-сентябрь76г. Улан-Батор в/ч п.п 52485 сентябрь-октябрь. Мандал-Гоби в/ч п.п 52541 октябрь76, апрель77г. Чойр в/ч п.п 52541. апрель77г-октябрь77г.  в/ч п.п 25981.октябрь-ноябрь77г(командировка). В/ч п.п 52541 ноябрь 77г по апрель 78г

Оффлайн ГОБИЕЦ76

  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2430
  • Страна: ru
  • Карма: 423
  • Пол: Мужской
  • Он самый, товарищ майор!
  • Skype: нет
  Вот прям с ходу. Если что не взыщите........ :-[ Не смог утерпеть до завтра. |:( Пока память "прёт" ;D


 
-И не дай бог, если порвёте или потеряете.
Таким словами закончил свой монолог сержант, кладя на столик книжечки с уставами, внутренним и караульным. Он выполнял обещанное на кануне. И принеся утром после завтрака, эти брошюрки. Выразил желание услышать из наших уст, к концу путешествия, по бескрайним просторам Родины, знание военной присяги, как минимум. Ну и конечно, чтобы могли отличить прапорщика от ген-лейтенанта.
 
Последнее его выражение резануло слух. Конечно почти все знали это выражение. Но, как и какими интонациями оно прозвучало здесь. Это почти все отметили для себя сразу.
Потом на протяжении двух лет, оно будет повторено сотни и тысячи раз. Разными людьми, от солдата до комбата. По разным причинам в разной импропретации
-Не дай божЕ.
-Не дай бОже.
-Не дай бог.
Этим выражением заканчивались  инструктажи и разводы, напутствия дневальным и часовым. И многое, многое другое.
-Не дай бог не сделаешь
-Не дай бог потеряешь.
-Не дай бог испортишь.
Звучало всегда и везде. Сначала для молодых как высший сигнал угрозы. Потом отслужа год-полтора, как присказка в общении. Но употребляли её постоянно по каждому поводу.
 
А тогда в вагоне, услышав её от сержанта. Многие сразу поняли смысловую нагрузку этого выражения. Даже не совсем поняли, догадались скорее. И  если в тех не многих фильмах  про армию, которые успели посмотреть на гражданке. Военнослужащие обращались строго по уставу.
-Разрешите обратиться тов. Сержант.
-Идите исполняйте тов. Солдат.
Приказ и ни каких дальнейших присказок. Таким в идеале и казалась армейская служба. Конечно и о дедовщине слышали все и готовы в какой-то степени все к этому были. Но вот это не уставное, но очень действенное всегда и везде выражение, в тот момент запомнилось навсегда.
 
Предыдущая ночь прошла относительно спокойно. Если не считать, переполоха в соседнем купе. Там упал боец с третьей полки. И…..лежавшим  «в проходе», тем кому не досталось полок, досталось от этого мешка с удобрениями. Который и не думал планировать, а сразу сорвался в пике. Ноги руки, слава богу у всех целы остались, переломов не было. А вот повреждения в виде ссадин и ушибов получили и «земляне» и сам «пикирующий». Впоследствии переведённый с лётной работы, ближе к земле. А его место занял один из пострадавших от его «пике».
 
В следующие ночи, пикирующих в вагоне уже не было. Кто-то запатентовал идею, привязываться ремнём  и все «этажники» ею потом удачно пользовались. При такой подстраховке, шанс уйти резко в «пике» были существенно ниже.
Утром  когда успокоившись после ночного переполоха и ожидания очередной жёсткой посадки, все наконец крепко заснули. С разных концов вагона на разные голоса, раздалась команда.
-Подъём!
Кто-то нехотя свесил ноги, ожидая дальнейшего развития событий. Но, основная масса, поняв, что команду подают их сослуживцы, отобранные на кануне в наряд. Опять заняли горизонтальное положение, носом к стенке. Но когда среди умоляюше-просящих голосов дневальных, услышали.
-Оборзели…..служба мёдом показалась…….А ну подскочили,…….мать вашу.
Даже самые «борзые» поняли, что, нужно «подскакивать» и «подпрыгивать» иначе……………
 
Что будет иначе, уже хотя и смутно, но догадывались. Догадывались, что это далеко не экскурсионная поездка, за счёт министерства обороны, по просторам нашей родины. А одев военную, нужно вопреки внутреннему протесту и желанию быть самим собой. Становиться таким как все, хотя бы на первых порах и выполнять приказы, пусть и не всегда, а даже чаще всего, расходящиеся с логикой гражданской жизни.
 
-Заправить постель.
-В туалет по очереди, начиная с первого купе….
-Приготовиться к приёму пищи.
Звучали уже новые команды. Заправили постели, кто как мог. Сходили в туалет в порядке очереди……….А кто от от волнения прошедшей ночи и не раз……..
Ждём самого долгожданного на первых порах в армии приказа. Заходит в наше купе, наш «крепыш», дневальный по вагону(роте). Принёс чайник с…….ну в общем чаем и раздал кружки. Следом пришёл сержант в сопровождении ещё одного дневального.
-Так. Вот вам сух. пай пока, в обед будет горячее из вагона-ресторана.
Достал из вещ.мешка который ему подал дневальный, банки с консервами, тушенкой и сгухой. Поставил на столик и оглядев купе произнёс.
-Ждать команды, пока всем не разнесём, не жрать.
-Понятно.
И вновь оглядел купе. Не понятливых в этот раз не оказалось. Глупо терять время и выяснять
-Почему?
Уже все достаточно проголодались и жадно смотрели на сух.пай, глотая слюни. Домашние пирожки уже не так отчётливо «торчали из попы». А молодой организм требовал подпитки, скулил, умолял.
-Ну скорее же.
Сержант ошибся в расчётах обещая выбить «мамкины пирожки» за время поездки. Несколько дней на пересылке, потом неделя в летних лагерях. Последний приём пищи, вчера в обед. Сделали своё дело. Есть хотелось всем и уже……всё без разбора. А это первый признак отвыкания от «мамкиных пирожков».
 
Наконец, когда открытые банки, стоявшие на столе, буквально прожгли взглядом, десятка пар глаз. Любого из находившихся в купе можно было бы отдать, для опыта Павлову, вместо собачек. Прозвучала команда.
-Приступить к приёму пищи.
 
Мандал-Гоби, май-июнь76г.в/ч.п.п52541.  Чита-16. Песчанка 69ук июль-сентябрь76г. Улан-Батор в/ч п.п 52485 сентябрь-октябрь. Мандал-Гоби в/ч п.п 52541 октябрь76, апрель77г. Чойр в/ч п.п 52541. апрель77г-октябрь77г.  в/ч п.п 25981.октябрь-ноябрь77г(командировка). В/ч п.п 52541 ноябрь 77г по апрель 78г

Оффлайн Владимир62

  • Пока мы едины, мы непобедимы
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 304
  • Страна: kz
  • Карма: 60
  • Пол: Мужской
 Во повествовании чуствуется середина 70-х и методология отработанная в Читинской 49-й Учебно танковой дивизии!
Май-Июнь 1974 Чита 15 Песчанка 12652, Июнь-Ноябрь 1974 Антипиха 12653, Ноябрь 1974-май 1976 Даурия, 68964 375 гв.  Днестровско-Хинганский полк

Оффлайн ГОБИЕЦ76

  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2430
  • Страна: ru
  • Карма: 423
  • Пол: Мужской
  • Он самый, товарищ майор!
  • Skype: нет
Продолжу с вашего согласия. :-[

 
 
 
-Ну вот «серёдка полна и краюшки заиграли»
Потягиваясь и всё ещё продолжая держать ложку в правой руке, произнёс весельчак с верхней полки. С сух.паем закончили быстро, отшлифовав и так гладкую внутреннею поверхность банок, остатками хлеба. Убрали со стола пустые банки, разлили чаю. Он оказался холодным и чуть подслащённым. Быстро опорожнили кружки.
-Ну теперь и жить можно!
Произнёс кто-то. И все одобрительно загудели обсуждая сказанное. Пришёл дневальный, забрал пустые банки и чайник.
-Ну что народ, знакомиться будем.
Это опять весельчак с верхней полки.
-Меня Афоней кличут. Звать Сергей, а фамилия Аф-ев. С Чувашии я.
-Киношником работал в селе до армии.
-Пол села девок побывало в моей кинобудке.
И томно прикрыл глаза, толи вспоминая, толи сожалея, что не все деревенские девчата успели там побывать.
У Санька спавшего тоже на верхней полке напротив Афони, мелькнула мысль.
-А ведь не врёт поди, почти так наверно и было.
И он мгновенно вспомнил, как вьюжной, морозной февральской ночью, он сам нашёл пристанище в деревенской кинобудке. Учась в десятом классе, подружился с девчонкой с соседнего села. Она училась в местной школе и жила на квартире у бабушке. Выходила на свидания зимними холодными вечерами. Но, идти особо не куда было. Вот и стояли под навесом пристройки дома и целовались, пока холод не овладевал всем телом. Ноги без движения быстро замерзали и пританцовывая пытались оттянуть расставание.
 
 
В селе тоже был свой киношник. Звали его дядя Саша, был он уже не молод и молодёжь побаивалась его. И вот он ущёл с работы, а на его место, поставили молодого парня. Василий только что вернулся с армии. Был общительным и шебутным парнем. В кинобудке во время сеанса, постоянно находились молодые друзья Василия. Вечерний сеанс для детей начинался в 5-6 часов и стоил билет 5 копеек. Василий собирал с ребятишек деньги, но билеты не давал. Детворы в селе было много, телевизоры только появлялись и были не в каждой семье.
 
Детвора валили на кино в большом количестве, особенно если фильм был про войну. Иной понравившейся фильм крутили по два-три раза подряд. Так что оставляя без билетов пацанов, Василий имел с каждого сеанса, небольшой капитал. И это капитал сразу же пускал вместе с друзьями на приобретение, двух –трёх бутылок портвейна. И к началу сеанса для взрослых, в кинобудке было уже шумно и весело.
 
Иногда сеанс мог сразу начаться с третьей или пятой части. Это добровольные помощники Василия подогретые винными парами, вставляли в аппарат не те части. В зале начинался шум и свист.
-Сапожник…….ты что ослеп?........
Из кинобудки в маленькое окошко летело в ответ.
-Заткнитесь сейчас поменяю…….И чего орут-то….Делов-то…..
И……….на экране шла уже последняя часть. Поняв это, зал уже ревел и шумел как морской прибой. Включался свет и часть мужского населения села шла в кинобудку, наводить там порядок.
 
Когда порядок там был восстановлен, и лишние люди удалены из кинобудки. Сеанс продолжался, изредка прекращаясь из-за обрыва киноленты. Когда порыв был устранён, фильм продолжался. Фильм с 1,5 часовым сеансом мог продолжаться до 3х часов. И так каждый день кроме понедельника, в этот день был выходной.
 
Санёк знал, что Василий «сдаёт» за умеренную плату своё помещение. Там у него стоял обогреватель «козёл» и постоянно было довольно тепло. Вот и водили местные донжуаны, своих подруг, после сеанса или в выходной день в этот оазис тепла. Василий отдавал ключи, и……вообщем заведение не пустовало по ночам. Особого простора там не было, но проявив фантазию, и вращающееся стулья можно было приспособить для встречь.
 
Вот Санёк и вспомнил, как он тоже взяв ключи у Василия встречался в оном месте со своей подругой. Хотя и долга зимняя ночь, но в тот раз она пролетела мгновенно.
 
-А ты откуда?
Вывел из короткого раздумья голос Афонии. Он обращался к Саньку.
-С Оренбургской области.
-Кем работал?
-Немного учился в автотранспортном, а так трактористом работал.
-Мы тоже с братом Оренбургские. Мы двоюродные с ним. Я Толик Ш-ко, а он Володя Вол-в. Я шоферил, а он учился в институте, но бросил.
-Я Самарский, в магазине у мамы работал.
Представился тучный, с округлыми щёками парень.
-С Куйбышева чтоль?
-Сказал же Самарский. Что не понятного.
Самарских, Оренбургских оказалось несколько человек. Когда все представились, обратили взор на не высокого, но крепко сбитого парня, который всё время молчал.
-Ты откуда будешь?
Афоня уже руководил всем процессом знакомства.
-С Татарии. .
-Кем работал? Специальность какая?
-Татарин я!
Все дружно засмеялись.
-Понятно.
Сквозь смех произнёс Афоня.
-Значит специальность татарин.
-А какая же у тебя национальность.
-Тракторист!
Произнёс парень. И все дружно заржали.
-Свой человек. Вместе весело служить будем.
-Я по национальности киношник, а по специальности чуваш.
И опять все дружно заржали.
-Ну что парни устав учить будем? А то «не дай  бог»
Изобразил Афоня сержанта и все опять заржали. В это время раздался визг вагонных колёс и поезд снизив скорость вскоре остановился совсем.
 
Мандал-Гоби, май-июнь76г.в/ч.п.п52541.  Чита-16. Песчанка 69ук июль-сентябрь76г. Улан-Батор в/ч п.п 52485 сентябрь-октябрь. Мандал-Гоби в/ч п.п 52541 октябрь76, апрель77г. Чойр в/ч п.п 52541. апрель77г-октябрь77г.  в/ч п.п 25981.октябрь-ноябрь77г(командировка). В/ч п.п 52541 ноябрь 77г по апрель 78г

Оффлайн Владимир62

  • Пока мы едины, мы непобедимы
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 304
  • Страна: kz
  • Карма: 60
  • Пол: Мужской
 Действительно, народ веселый собрался.
Май-Июнь 1974 Чита 15 Песчанка 12652, Июнь-Ноябрь 1974 Антипиха 12653, Ноябрь 1974-май 1976 Даурия, 68964 375 гв.  Днестровско-Хинганский полк

Оффлайн ГОБИЕЦ76

  • Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2430
  • Страна: ru
  • Карма: 423
  • Пол: Мужской
  • Он самый, товарищ майор!
  • Skype: нет
Понемногу едем дальше.

Из письма домой, которые бросали в окна, а люди подбирали и кидали в почтовый ящик и……они доходили до дома.

Здравствуйте…….
Сегодня 3 суток как мы в пути. Хотя у нас спец-эшелон и он останавливается только в крупных городах, ехать нам ещё 4 суток. Будем ехать до столицы Монголии, Улан-Батора, а оттуда наша рота ещё на 250 км в сторону Китая. Сегодня ночью, проехали Новосибирск, а вчера днём Омск. Какие есть красивые города, в Омске по реке Иртыш плавают баржи.
 
Проезжали город Троицк, весь в зелени, очень красивый. Вчера ехали по Омской обл, там много озёр и озёра очень большие. И красивые. Вокруг леса и среди леса текут речки. 19 числа мы будем проезжать Байкал и 20 будем на границе, а там ещё сутки и на месте.
 
 Сегодня утром проснулись и сейчас не знаем где едем, по всей видимости по Красноярскому краю. Здесь сейчас немного идёт снег и холодно. Пишу и не знаю дойдёт или нет. Мы эти письма на станциях кидаем в окна или отдаём прохожим, чтоб сбросили в ящик. Приеду на место сообщу адрес.
 Подъезжаем к городу Ачинску, здесь и брошу это письмо.
 Пока…………

 
Спец. Воинский эшелон, останавливался в основном,  только на больших узловых станциях, крупных городах. Менялись локомотивные бригады, доливали воду и пр. и опять в путь. Стоянки были не большие, максимум полчаса. Из вагонов не кого не выпускали. Выходили только сопровождающие сержанты и офицеры. При первой остановке, думали отпустят по паре человек с вагона. Деньги у многих остались и хотели купить немного хавки и………..ну остальное как получиться.
Не получилось не как.
 
-Даже и рыпайтесь, ни кто не выйдет из  вагона пока не приедем на место.
Заявил капитан Пр-ко, старший(ротный) нашего вагона. Это заявление несколько ошеломило и расстроило.  попытались уговорить, что было бесполезно. Искали другие варианты, эшелон опять тронулся в путь. Но, зато к моменту второй остановки, уже наметили план действий. Оставалось его удачно реализовать и осуществить задуманное. А задумка заключалась в том, что при остановке на следующей станции. Использовать вариант «помощь друга».
- Люди у нас добрые и солдатам не откажут.
Сказал Афоня и остальные с ним согласились.
И вот она остановка в очередном городе. К едва приоткрытому окну вагона, устремились переговорщики. Предварительно собрав деньги и решив на что они пойдут.
 
-Бабуля! Родная сходи в магазин станционный, принеси винца и закуси.
-Тебе тоже от этого перепадёт. Трояк себе оставишь за труды.
Жалобным голосом, негромко произнёс в едва приоткрытую  створку окна Афоня.
Наш вагон был четвёртым с начала состава и его протянули в конец перрона. Здесь почти не было людей, а которые и проходили были достаточно далеко от вагона. Кричать громко было нельзя, услышат сержанты или офицеры сопровождения. Лишь одна бабуля расположившись на этом участке перрона, торговала, толи семечками, толи ещё чем-то.
 
Шум вокзала, гудки тепловозом, да и расстояние приличное или просто туга на ухо была бабуля. Что там было  решающим, история умалчивает. Но, факт остаётся фактом. Бабуля не смотря на уже перешедшие с умеренного шёпота на крик, призывы Афонии, оставляла без внимания. И медленно поворачивая голову из стороны в сторону, разнеженная первым весенним теплом.  Не замечала, отчаянно жестикулирующих и уже чуть ли не всем купе кричавших новобранцев. Наконец её взор остановился на окне, откуда, призывно махали, молодые солдатики. Она видимо разглядела за окнами солдат-новобранцев.
 
И ……..она тоже приветливо помахала им в ответ. Потом привстала с переносного стульчика перекрестилась в сторону вагона и поклонилась. Так она проделала несколько раз.
-Счастливого пути сынки!

Хотя почти не кто не расслышал, что сказала бабушка. Её голос потонул в городском шуме вокзальной суеты и тепловозных гудков. Но бывшие ближе всех к окну, утверждали потом. Что именно так она и сказала.

Как бы там не было, план не сработал. И уже было почти ощутившим знакомый запах портвейна или вермута парням из купе. Пришлось свыкнуться с мыслью, что встреча с популярным напитком юности откладывается на не определённое время. Так как привлечённые криками из окна купе, подошли два сержанта. И в нескольких не двусмысленных  выражениях, понятных основной мужской части населения. Отменили запланированное мероприятие, парой доходчивых выражений, закончив уже становившейся привычным «не дай бог»
 
Прозвучал призывно гудок, сопровождающие попрыгали на подножки вагона. И эшелон с новобранцами бодро начал отсчитывать очередные километры увозя молодёжь всё дальше от дома.  Не много расстроенные, но не теряющие надежды, живо обсуждали текущею ситуацию.
-Надо отдать сержанту деньги, половину от суммы ему и тогда он принесёт нам.
-Ага отдай такому и «митькой звали» не денег ни вина не увидишь.
-На деньги он клюнет, чей не обдурит, ему ж служить с нами.
-Не ему с нами, а нам с ним, об…т и глазом не моргнёт.
Уже всё купе пустилось в обсуждение варианта. При котором и « волки сыты и овцы целы» должны быть.
 
А поезд отстукивая колёсами бежал всё дальше и дальше по Сибирским просторам. Разговор  плавно перешёл в другое русло. Как не говори, а всех больше волновал другой вопрос. И каждый раз все разговоры сводились к тому.
-Что там нас ждёт в конце нашего пути?
Ведь не все даже обитатели этого купе знали, что-то о Монголии. Кто-то, что-то слышал. У кого-то, кто-то из знакомых кажется  служил там. А когда начинали выяснять.

То разобравшись, что Улан-Уде, это далеко не Улан-Батор, приходили к выводу, что всё таки чей-то знакомый, так и не доехал до Монголии. У Санька в деревне тоже служил один парень, пару лет назад в тех местах. Когда он ушёл в армию. Его отец-фронтовик, по прозвищу «капитан», немного странный и предпочитавший всем видам зелья, тройной одеколон.

Придя в сельский магазин, любил подолгу общаться с сельчанками, основными посетителями. Он доставал фото сына в армейской форме, на фоне каких-то сопок. И говорил:-Вот, мой то в Моголии служит. Под боком, у этого, как его Цзедуна.
И когда следующим летом на уборку урожая приехали солдаты в район. Его сын попал со своим взводом в соседнее село в 5 км от своего родного. И почти каждый вечер приезжал домой к родителям, да в клуб на танцы.. И тут выяснилось, что служит-то он не в Моголии, как говорил отец. А в Бурятии, а Монголия там рядом, вот и написал домой.
 
Ещё Санёк вспомнил, что в школе был учитель, Павел Фёдорович. И он как-то рассказывал, что воевал в тех местах. Да как-то толком и не слушали тогда, а зря. Ветеранов ещё довольно много было. Эхх, да что теперь.
Хотя узнав потом, что Санёк в Монголии служит, он писал все два года письма.
 
Из школьной программы почти у всех отложилось, что Чингиз-хан, точно оттуда был родом. А более подробно………..
-Приедете сами увидите! И всё узнаете!
Отвечали на все расспросы, как сержанты, так и офицеры. И произнеся это, с ухмылкой и видом человека, что-то знающего и видящего,  многое, чего пока не ведомо было знать молодым. Что «вешаться будете», стало известно из уст сержанта, в первый же день. А вот смаковать подробности, перед тем, как  придётся затянуть петлю на шее, он не стал.
 
Жизнь в вагоне шла по возможности максимально приближено, к армейскому распорядку. Кроме утренней пробежки. Даже время от времени шли полит. Занятия. Их проводил зам.полит воинского эшелона ст л-т Мар-ов. Впоследствии как оказалось замполит батальона в М-Гоби. Говорил много про США и Израиль с их агрессивной политикой. Про негров из Африки и то как им там плохо живётся. А вот про Монголию, то место где нам предстояло служить……….
-На месте всё узнаете. Монголия большая, все в разных местах служить будете.

И всё. Как будто скажи он чуть более и мы сломя голову побежим через отверстие в форточке. Выдавать военную тайну, вероятному противнику.
-Вам сказали, что будете служить в Монголии и этого пока достаточно.
Таков был ответ седовласого капитана Прош-ко. Который был в вагоне за старшего. Сутулый, не большого роста, в мятой фуражке с безвольно поникшими крыльями. На вид ему казалось где-то в районе 40, а то и больше. Но, как оказалось потом, он был гораздо моложе.
Пошли четвёртые сутки пути………
« Последнее редактирование: 12 Декабрь 2012, 21:55:20 от Руслан »
Мандал-Гоби, май-июнь76г.в/ч.п.п52541.  Чита-16. Песчанка 69ук июль-сентябрь76г. Улан-Батор в/ч п.п 52485 сентябрь-октябрь. Мандал-Гоби в/ч п.п 52541 октябрь76, апрель77г. Чойр в/ч п.п 52541. апрель77г-октябрь77г.  в/ч п.п 25981.октябрь-ноябрь77г(командировка). В/ч п.п 52541 ноябрь 77г по апрель 78г

Оффлайн Владимир62

  • Пока мы едины, мы непобедимы
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 304
  • Страна: kz
  • Карма: 60
  • Пол: Мужской
Тот капитан наверное воевал. У нас первый командир роты в Даурии будучи сам на срочной сержантом принимал участие в боях на Даманском. Те кто воевал выглядели старше своих лет
и были не очень многословны.
Май-Июнь 1974 Чита 15 Песчанка 12652, Июнь-Ноябрь 1974 Антипиха 12653, Ноябрь 1974-май 1976 Даурия, 68964 375 гв.  Днестровско-Хинганский полк

Оффлайн Владимир62

  • Пока мы едины, мы непобедимы
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 304
  • Страна: kz
  • Карма: 60
  • Пол: Мужской
 как то хочется прочитать продолжение, да и время призыва наше.
Май-Июнь 1974 Чита 15 Песчанка 12652, Июнь-Ноябрь 1974 Антипиха 12653, Ноябрь 1974-май 1976 Даурия, 68964 375 гв.  Днестровско-Хинганский полк

Оффлайн Сергей Гатилов

  • Стажер
  • **
  • Сообщений: 38
  • Страна: ru
  • Карма: 27
  • Пол: Мужской
  • Skype: maistro242
Авария в Ундэрхане
 
 
               Зима 1978 года в Забайкалье выдалась очень суровой. Морозы стояли за сорок и даже при абсолютном безветрии переносились тяжеловато – уж больно долго они затянулись. Весна наступать то же не торопилась. В марте было еще очень холодно, а в апреле сошлись в битве циклоны с антициклонами.  Юг Забайкалья, Восточная и центральная Монголия оказались в эпицентре этого сражения. На всей этой огромной территории больше недели бушевал буран со шквалистым ветром и обильными снегопадами. В результате этих природных катаклизмов в Забайкалье погибло много скота, в основном молодняк весеннего окота. Монголы же оказались более рачительными хозяевами и своих животных сумели сохранить.
     Северо - восточная часть Монголии, территория между Чойболсаном и Ундэрханом в основном равнинная, иногда покрыта небольшими сопками больше напоминающими курганы. Леса почти нигде нет, и только в пойме реки Керулен встречаются заросли ивняка и багульника. Здесь же, по обеим берегам Керулена, великолепные пастбища, которыми тысячелетиями пользовались различные народы, населявшие эти территории. И сейчас пастбища не пустуют, и по обеим берегам Керулена, пасутся бесчисленные стада овец и яков.
      В те благодатные времена Первый секретарь Читинского обкома партии запросто мог слетать пообедать к коллеге в соседнюю Монголию на военном самолете. В этот раз в начале сентября, мы везли его с официальным визитом, и цель визита была – получить в обмен на продукцию заводов Союза молодняк овец, чтобы пополнить поголовье, катастрафически уменьшившееся во время бурана.
       Взлетели в восемь утра в понедельник, в 9-30 сели в Чойболсане. Таможню и пограничный контроль прошли за полчаса, и снова в небо курсом на Ундэрхан. Полет на небольшой высоте все время по долине, в которой течет Керулен. Река сверху очень  красива.  Бесконечные изгибы и повороты, сменяются небольшими ериками, которые наверняка набиты рыбой, так и хочется закинуть удочку в одном из них. Минут через сорок садимся в Ундэрхане. Полоса грунтовая, но хорошо утрамбована и если закрыть глаза, то легко представить, что садимся на бетонку. В середине пробега небольшой бугорок, но он почти не заметен, так немного тряхнуло.
       «Первого» встречает глава Ундэрхана с многочисленной свитой. Обязательные поцелуи и кортеж из десяти черных «Волг» удаляется в сторону небольшого населенного пункта, который расположен в полукилометре от аэродрома. Договариваемся с помощниками  «Первого» о том, что прилетим за ними через день и улетаем в Чойболсан. Оставаться в Ундэрхане нам не интересно, так как наших частей там нет, а гостиница будет занята «Первым» и его командой.
          В Чойболсане устраиваемся в гостинице  истребительного полка и после обеда отправляемся на рыбалку, благо удочки у нас всегда на борту. Рыбалка так себе. В небольшом озерце ловятся карасики размером меньше ладони, а в Керулене поймали небольшого сазанчика граммов на пятьсот.  Весь следующий день мучимся от вынужденного безделия. Наигрались до тошноты в карты, обошли все (два) магазины гарнизона, половили рыбу и отоспались.
        В среду  рано утром прилетаем в Ундэрхан. Ждать пассажиров долго не пришлось. Подъезжают те же черные «Волги», прощальные объятия, посошок на дорожку и вот мы уже выруливаем на взлетную полосу. Перпендикулярно полосе дует небольшой ветер, но он в пределах допуска и наш командир лихо без предварительного старта начинает разбег. Скорость растет быстро, загрузка небольшая, да и заправка уже не полная.  Вот и тот бугорок, который тряхнул нас при посадке, на нем самолет отрывается и взмывает в воздух. Самолет Ан-24 выпуска начала шестидесятых годов, поэтому не оборудован переговорным устройством. Все команды, которые должны выполнять члены экипажа на взлете из-за сильного шума двигателей,  работающих на взлетном режиме, командир вынужден выкрикивать.  После отрыва слышу команду: «УБРАТЬ ШАССИ» и, хотя на мой взгляд  убирать шасси рановато, выполняю команду. Шасси убираются, а  самолет как – будто на мгновение  замирает в воздухе, а потом сыпится вниз и на скорости, которая уже приблизилась к двумстам километрам в час, скребет фюзеляжем землю полосы. Командир с праваком, вцепившись в штурвал и помогая педалями, пытаются справиться с боковым ветром и удержать самолет на полосе. Машинально выпускаю шасси, они стабилизируют направление пробега. Командир сам выдергивает рычаги управления двигателями со взлетного режима на номинал, а потом на малый газ.
         Выпущенные шасси полностью не выходят и мы, так и катимся на фюзеляже, а колеса не дают опрокинуться самолету на бок под воздействием бокового ветра. В конце пробега мы все-таки чиркаем винтами левого двигателя о землю и сразу же выключаем двигатели.
Наступает гнетущая тишина. Все смотрят друг на друга и гадают, как поведет себя в этой ситуации командир. Командир дает команду радисту связаться с КП в Налайхе и докладывает о происшествии. Выхожу в салон, там уже никого нет. Как только выключили двигатели, прапорщик-бортмеханик спустил стремянку, и пассажиры покинули самолет. Стоят  кучей в стороне и нервно покуривают.
        Осматриваю машину. Законцовки лопастей воздушного винта левого двигателя загнуты на расстоянии около десяти сантиметров.  Самолет лежит на фюзеляже, наклонившись в сторону левого двигателя, за ним внушительная борозда по взлетной полосе. Осматриваю рули, закрылки, повреждений нет, но смотреть на самолет неприятно, он напоминает птицу с перебитым крылом. В каком состоянии нижняя часть фюзеляжа не видно, но судя по тому сколько мы проползли на брюхе, ничего хорошего ждать не приходится.
      Приехали монголы, сначала диспетчерская служба аэропорта, а потом и руководство города. Посмотрели, посовещались и удалились.  Через полтора часа прибыл вертолет МИ-8 из Налайха и забрал наших пассажиров. Командир тоже улетел с ними.
    Остаток дня  провели осматривая самолет, оценивая повреждения, составляя список неисправностей и прикидывая, как можно поднять самолет и поставить его на ноги. Проверили работу систем и оборудования. Не работало только радио -электронное оборудование, антенны которого находятся в нижней части фюзеляжа и которые частично или полностью повреждены при падении.
   Ночь провели в самолете. В десять утра прилетел Ан-26 из Читы и привез комиссию из инженерного отдела авиации Воздушной Армии. Иголки под ногти вставлять нам не стали, взяли со всех объяснительные и стали вместе с нами думать, как поднять самолет.
        Мое предложение – убрать шасси, выкопать впереди стоек шасси ямы и выпустить туда шасси, а затем сделать пологий подъем понравилось. Инженеры – истребительной авиации предложили использовать надувные подушки, при помощи которых из аналогичных ситуаций вызволяют истребители. Подушка подкладывается под крыло и надувается, а потом выпускается шасси. В нашем случае подушка должна служить для подстраховки - выровнять самолет и не дать ему накрениться в какую-либо сторону.
       К обеду комиссия улетела, а мы экипажем начали копать ямы для выпуска шасси. Инструментом  (лопатами и ломами) нас обеспечили монголы. Работа продвигалась медленно, к вечеру выкопали на глубину около метра у одной стойки. Постепенно грунт становился все плотнее, приходилось больше работать ломами, а лопатами только выбрасывать грунт.
     Утром третьего дня приехала черная «Волга» и водитель сказал, что нас ждет глава администрации города. Встретил он нас в местном ресторане больше напоминавшем сарай с оштукатуренными стенами и расставленными столами с пластиковым покрытием, которые обычно используют у нас в столовых. Три стола были сдвинуты и покрыты скатертью. Сервирован стол серебряными ложками, вилками и ножами. 
           Оказывается, по международному соглашению местные власти обязаны заботиться об экипажах и пассажирах воздушных судов, терпящих бедствие, в том числе и кормить их. За двое суток мы подчистили все съестные запасы, имевшиеся на борту, поэтому нас не пришлось долго уговаривать, когда принесли большие пиалушки, наполненные лапшой с кусками баранины. Договорились с монголами, что будем у них только обедать, на завтрак и ужин выдали нам коробку с печеньем,  чаем, сахаром и мясными консервами.
        В течении нескольких дней мы выкопали ямы на нужную глубину, при этом с непривычки стерли руки до кровавых мозолей, но как -то не очень обращаем на это внимание. Все ходили с перемотанными бинтами руками.
     Опять прилетели инженеры авиации Воздушной Армии, долго измеряли и перемеряли выкопанные нами ямы, но наконец пришли к выводу, что глубина достаточная. Привезли подушки от истребителей. Две из них мы подложили под переднюю часть фюзеляжа, и по две под каждое крыло.  Переднюю часть фюзеляжа приподняли подушками, и после этого выпустили шасси. Все три стойки удачно стали на замки. Выпустили воздух и убрали подушки.
      Теперь нужно было приступать к следующей части операции - вытаскивать самолет на полосу. Опять пришлось долго ждать, пока привезут из Читы подходящий трос для буксировки, но наконец, все было готово. Один конец  буксировочного троса зацепили за огромный трактор, предоставленный монголами, а второй за специальное приспособление для буксировки на передней стойке шасси самолета. Для связи посадил на трактор бортмеханика, сам  остался с левой стороны фюзеляжа у  левой стойки шасси. На тормозах в кабине устроился правый летчик. Разогнал всех лишних подальше, чтобы не мешали и не отвлекали бортмеханика.
      Сильно волнуюсь: выдержит ли трос, не поломаем ли стойки, но вот трактор начинает движение. Самолет немного сопротивляется, а потом легко начинает двигаться вперед и через минуту уже стоит на полосе. Буксируем его в сторону.
       Испытываем чувство огромного облегчения и радости. Комиссия улетает, а мы ждем, когда привезут воздушный винт. В этот день за обедом на столе две бутылки местной водки, монголы тоже рады, что дела у нас продвигаются, и нахлебники, скоро уберутся восвояси. Забираем водку с собой и выпиваем вечером за ужином.
    Через день привозят воздушный  винт, но оказывается, что привезли винт для Ан-26. по внешнему виду они не отличаются, но настройки у них разные, так как обороты двигателей другие.
          Ждем еще два дня. Нужного воздушного винта не оказывается на складе, и за ним пришлось посылать самолет в Братск.
Все это время спим в самолете. Ночи холодные и хотя нам привезли демисезонные куртки, мы изрядно мерзнем. Укрываемся чехлами, которыми чехлят двигатели. Они довольно грязные, мы соответственно тоже.
       Наконец привозят воздушный  винт для Ан-24, монтируем его силами экипажа. Помогают все и правый летчик, и штурман и радист. Основную работу делаем конечно я и бортмеханик.  К концу дня винт установлен на самолет.  Дело движется к развязке, все хотят побыстрее оказаться дома. Мы почти 2 недели не мылись, при этом физически очень много работали. С непривычки все  постоянно почесываются, и мы постоянно друг друга на эту тему подкалываем. Опробуем двигатели, проверяем работу оборудования. Большая часть оборудования работоспособна.
       Утром следующего дня прилетает командир, и мы еще раз опробовав двигатели, перелетаем сначала в Чойболсан, а затем в Читу.
       В Чите самолет сразу заруливаем в технико - эксплуатационную часть. Здесь уже ждет ремонтная бригада из Комсомольска на Амуре. Бригада выполняет клепальные работы нижней части фюзеляжа, заменяет куски обшивки и небольшие участки стрингеров, получивших повреждение. Наши специалисты устанавливают антенны, меняют и настраивают оборудование. Через две недели самолет был  введен в строй.
  Экипажу же, чтобы ввестись в строй пришлось побегать. Сначала постояли на ковре у командующего Воздушной Армией. Потом проходим внеочередную медкомиссию. Командир экипажа комиссию пройти не смог  - списывают по зрению. И уже после всего экипаж на 10 дней отправляют в профилакторий.
 
 
 
Пчелы
 
        В конце 70-х годов в Улан – Уде  была создана ставка объединенного командования войск дальнего востока. В июле 1979 года  на самолете АН-24 мы привезли в Улан – Уде  командующего Забайкальским военным округом. С многочисленной свитой он удалился в ставку, а мы устроились под самолетом  в тенечке на чехлах и лениво играем в карты и ждем обратного вылета. Стоянка самолета находилась в самом конце аэродрома. Недавно построенная рулежная дорожка в конце которой находилась наша стоянка совсем новенькая. Поле аэродрома рядом с ней еще даже не успело зарости травой и на нем видны полосы от равнявшего его бульдозера. Метрах в 50-ти новенький забор из бетонных плит, за ним кустарник, а дальше сосновый лес. В углу ограждения свалена куча мусора, которую видимо нагребли бульдозером и еще не успели убрать. Над этой кучей постоянно кружатся пчелы, видимо в одном из выкорчеванных деревьев было их гнездо. Чтобы салон самолета не сильно нагревался, открываем обе двери – переднюю в багажном отсеке и заднюю для посадки в самолет пассажиров. Обе форточки в кабине экипажа тоже открыты. Небольшой сквознячок проветривает салон и кабину экипажа.
     Ждать пришлось долго, несколько раз меняли дислокацию под самолетом, так как солнышко неумолимо подкрадывалось к нам, а спасительная тень ускользала.  Успели выспаться и пообедать в местной летной столовой. Наконец посланный в  разведку к диспетчеру правый летчик доложил, что командующий уже выехал. Занимаем рабочие места, командующий ждать не любит. Для доклада остается только командир экипажа. Через несколько минут появляется кортеж командующего и получив сигнал от бортмеханика о том, что двери закрыты, запускаем двигатели. Взлетная полоса рядом, выруливаем на исполнительный, проверяем оборудования перед взлетом и вот уже самолет в воздухе. По команде убираю шасси и закрылки. Командир откидывается в кресле, отдавая управление самолетом  второму пилоту, экипаж работает по плану. И тут начинается кошмар. Из-за центральной приборной доски начинают вылетать пчелы. Одна из них сходу впивается в лоб правому летчику, тот бросает штурвал и начинает махать руками, что еще больше раззадоривает насекомых. Пчелы безжалостно атакуют нас и беспощадно наносят свои жалящие удары. Все забыли про то, где мы находимся, и пытаются отражать укусы насекомых. В кабине творится невообразимое. Первым приходит в себя штурман. Самолет прекратил набор высоты, а прямо по курсу у нас небольшая сопка. «Командир-высота, держи курс», заорал он и пилоты пришли в себя. Перед лицом большей опасности про пчел мгновенно забыли. Оба пилота ухватились за штурвал.  Я получил команду установить двигателям номинальный режим и мы благополучно огибаем сопочку. Пчелы как – будто тоже приутихли, когда мы перестали от них отбиваться, да и стало их меньше так - как пчела после укуса погибает. Радист сворачивает трубочкой газету, которую он приготовил, чтобы почитать в полете и начинает добивать оставшихся насекомых. Через некоторое время в кабину вваливается прапорщик - бортмеханик, тоже получает свою порцию пчелиного яда и быстренько ретируется в салон, не  забыв прикрыть за собой дверь. Постепенно мы перебили всех насекомых. Каждый из нас укушен не менее 10 раз, исключая штурмана, рабочее место которого находится за перегородкой, поэтому не все пчелы его заметили. Больше всего укусов у командира и правого летчика, да и мне тоже досталось не слабо. Лицо правака опухло и похоже на надутую резиновую перчатку. У меня и командира опухоль только в районе укусов. Места укусов болезненны, да к тому же еще и чешутся. Самочувствие правого летчика ухудшается и мы сообщаем о происшествии в Читу, назад лететь уже поздно, половину пути мы уже пролетели. Командир эскадрильи, который выходит с нами на связь, просит не афишировать происшествие и подождать в кабине экипажа пока уедет командующий со свитой. После посадки обычно командир экипажа получает замечания от командующего, но в этот раз командир эскадрильи сам подошел к нему с какой-то просьбой, и тот про нас забыл. После отъезда машин командующего к самолету подъезжает санитарный УАЗик. Приехавший на нем врач части быстро осматривает нас и всех, за исключением бортмеханика отправляют в госпиталь.
    В госпитале нас уже ждут, всем делают какие-то уколы и через пару часов отпускают, правого летчика госпитализируют. У него оказалась аллергия на пчелиные укусы и он провалялся в госпитале целую неделю.
  Вот так маленькие пчелки создали большие неудобства, а могло бы все кончиться гораздо хуже. Пространство за центральной приборной доской представляет собой паутину из проводов и трубопроводов, которые подводятся к приборам на приборной доске. Пчелы видимо посчитали, что это отличное место для будущего улья. Повезло нам, что успел переселиться не весь пчелиный рой, а только его передовой отряд. Со всей пчелиной семьей мы бы вряд ли справились
 
« Последнее редактирование: 04 Январь 2013, 23:41:11 от Mongol.Su ® »