Шпион.
В конце сентября, начале октября 1983 , как всегда после приказа наша казарма наполнилась личным составом, кровати приростали вторым ярусом. Съезжался народ с большинства командировок, кому светил дембель, кому новое место командировки, кому старое в новом составе.
«Привез» на дембель своего напарника мой земляк Валерка. С ним вместе мы были с карантина и до лета 83 - год с лишним. В Чойбалсане лето провели в разных местах. Своей командировкой Валерка был доволен. Сопка с настоящим лесом , в лесу ягоды, грибы, звери , …кислородные баллоны с бражкой. Работа не пыльная, строится казарма на точке ПВОшников, трудоемкой работы для электриков нет. Место - точка красивейшая , называется Баян Ула. Ближайший монгольский населенный пункт 50 км. Ночью ,очень далеко появляется машина и как бы азбукой Морзе мигает в сторону сопки…
Я своей командировкой был тоже доволен – на окраине Чойбалсана, площадка «Заречка», река Керулен - рядом, купался, рыбачил. В обоих лето удалось. У других не все было так гладко, то с питание проблемы, то с жильем , то работа трудоемкая, то много злого азиатского стройбата ...
Может через неделю ,вызвал меня в канцелярию ротный, так и так :
- Поедешь старшим в командировку в Баян Улу ,со своим земляком , он там уже был - все знает. На базе получите материалы и с колонной доберетесь. Думаю за несколько недель управитесь.
Для меня эта новость была хорошая, к казарменной жизни за полтора года службы я не очень привык. Валерка тоже был доволен, восхищения от казармы он тоже не испытывал.
Под вечер , с нашей базы нас забрал КАМАЗ. Но потом еще долго перемещались по Чойбалсану, долго стояли, кого-то ждали , кого-то искали, что то грузили. За этими «сборами» мы успели подкупить продуктов и бутылку Архи. Около полуночи двинулись. Около десятка КАМАЗов, в первом майор, замыкающие мы. Ночь, равнина, свет фар высвечивает только кусочек колеи который обрывается задом впереди идущей машины, и двигается вместе сухой травой по бокам под нашу машину . Как в метро или соседний поезд, что двигается, мы или то что рядом, хочется спать.
За разговорами выяснилось, что водитель тоже с Украины, с Донбасса. Вспомнили о Архи. Пили и закусывали на ходу. Стало веселей. За обычными солдатскими разговорами дошли до специфики службы. Водитель рассказал о недавнем случае в колонне следовавшей на точку. Ночью водитель уснул за рулем и его машина въехала в зад впереди идущей машины. На передней были плиты, выступавшие за кузов. Вот такая плита и оказалась в кабине там где сидел сопровождавший офицер. Офицер погиб, а водителю ничего. В другой колонне во время движения потерялся солдат, которого так и не нашли. Выяснилось , что наш водила накануне не спал ночью, ремонтировал после отбоя машину. Спиртное согревало, удобное кресло, в кабине тепло, спать хочется… Решили , что мы с Валеркой , по очереди будем грузить водилу разговорами, а то не ровен час , все уснем.
Проснулся я от грохота и от того , что мне на руку приземлился Валерка. Мы таки все уснули. Машина свернула в сторону и катилась сама пока под колеса не попалась яма , она нас и разбудила. Хмель и сон сразу улетучились. Картины о происшествиях в колоннах воспринимались учащенным биением сердца.
Далеко в стороне двигалось длинное светящееся пятно…
Рассвет встретили в степи. Местность постепенно наполнилась цветом, холмами, а потом и сопками с редкими желтыми деревьями. На остатке пути успели еще загнать дзерена, которого забрал майор. Нашу ночную отлучку никто не заметил. А нашу погоню за стадом заметили. Хотя появление майора на КАМАЗе получилось кстати. Дорезать загнанное животное из нас никто не решался. «Добыча майора» избавила нас от порицания.
Самим долгим показался подъем на сопку. Двигались очень медленно, то и дело какая то машина останавливалась, а за ней и вся колонна ,что оказалась за ней. Казалось, что пешком этот подъем можно преодолеть быстрее.
Прежнее место обитания электриков оказалось «без окон, без дверей». Не понятно кому и зачем они могли понадобиться на окруженной безлюдьем сопке. Этот кто то, ведет себя так наверное на всем просторе Союза…
Первую ночь ночевали в палатке с стройбатом и молотками под подушкой… На следующий день сделали дверь, вставили окно в свою кочегарку. Наладили печку, провели свет, привели остальное в порядок. В квартиранты напросились два сантехника, первого года службы. Разводной ключ в палатке стройбата им не мог помочь… Лето 83 было дождливым и на пологой вершине сопки были заболоченные места, до конца осени почва набралась влаги, так что уже земля замерзла, а тяжелые КАМАЗы глубоко по брюхо проваливались и застревали , на вершине сопки. Воду , пока она окончательно не замерзла ,брали из канавы вырытой под фундамент. В верхней части , где она только выходила на поверхность , брали для питья, а в нижней части была лужа побольше , прямо в которой умывались , пока она не промерзла до дна. Нормальную воду ,за 50 км. Привозила единственный ,постоянный автотранспорт на точке –водовозка. Это было мое первое такое место жительства в армии.
В описании сопки Валерка не обманул… За полтора года впервые пройтись в настоящем березовом лесу. Пусть и осеннем, только с половиной желтой листвы на деревьях. А под ногами она шуршит так знакомо, по домашнему…Воздух наполнен такими знакомыми не монгольскими , осенними запахами . Южные отроги сопки поросли настоящими ,полноценными березами! К северу деревья переходят в тополя, а потом к кустарнику. Некоторые участки по настоящему не проходимы, бурелом, поросший кустарником, нагромождений камней. На одном из склонов каменная река – непонятно как образовавшееся нагромождение камней, стекающее, изворачивающееся , бездонное…Сопка самая высокая в округе, все вокруг видно безумно далеко. Юг испещрен грядами за которыми виднеются настоящие горы со скалистыми вершинами, с севера мельчающие сопки переходят в степь, а по ночам , хоть часы сверяй – 22-00 – начинается морзянка… На западе красуется большая с оранжевым грунтом сопка, восток закрыт отрогом нашей сопки, с единственной в округе старой покрученной сосной и следами наверное монгольской лесозаготовки. От грибов и ягод не осталось и следа, только шиповник.
Предполагаемый перед начальством Валеркой фронт работ скорректировал в меньшую сторону стройбат, наверное за неделю , мы сделали все что было можно. Свободного времени было много. Он водил меня по сопке, показывал достопримечательности, природные и оставленные человеком в виде голубых кислородных баллонов в лесу – летом в них спела бражка. Постепенно у Валерки энтузиазма экскурсовода поубавилось и я стал брать в экскурсии сантехника. Путешествия у него восторга не вызывали , вскоре я ходил по сопке сам. Ночью лес отзывался ревом оленей, треском поваленного лосями сухостоя. Воочию, я их так и не увидел. Были еще рассказы о рыскающей в округе рысе. Дикая первозданность окрестностей ,первопроходческое ощущение (я первый дурак кто здесь ходит), в сочетании с ночными звуками и рысью , в одиночных путешествиях вызывали чувство опасности. В правой руке, засунутой под бушлат, я всегда держал нож. Потом меня осенило, что с таким подходом, наиболее опасным для меня являюсь я сам- хожу с ножом под сердцем.
По прибытию на точку, оказалось, что наше начальство не передало на нас продовольственных аттестатов (кажется так называется документ согласно которому кормят солдат) . Кормить нас конечно кормили, но сопровождалось это всяческими придирками, ограничениями с благами цивилизации - телевизором, баней и т.п. – со стороны командования ПВОшников. Жили они в палатках, огороженных колючкой. Вот от «ворот» в этой колючке, метров 50 , по траве до колем, строевым шагом, вдвоем с Валеркой, мы топтали тропу перед попаданием в палатку-столовую. Инициатива была не наша, и действо проходило по желанию офицеров ПВО. Хорошо что они встречали нас не постоянно и не специально…
Тем временем , ночная «шпионская» связь ПВОшникам надоела. С вечера водовозка двинулась на поимку китайских разведчиков. Но контроперация не увенчалась успехом. При сближении с «радистом» наша контрразведка была обнаружена, и враг сумел успешно ретироваться. Как говорили ,было это за 50 км. от сопки, там проходила монгольская «трасса», с которой ночью и светили нам точками и тире. Машину не поймали, но ночные «сеансы связи» с тех пор прекратились.
Я тем временем уже обследовал вся сопку. Меня тянуло на большее – на оранжевую и на ту на юге, со скалистой вершиной. Жителя степной Украины , покорившему к тому времени только Машук и Бештау эти две не давали покоя , скука подгоняла в путь к неизведанному. Убедившись в очередной раз в отсутствии попутчиков ,после завтрака, в воскресение, двинул к скалистой.
Как далеко к ней было не понятно , так как между нами был виден хребет из за которого она выглядывала. Хребтов оказалось два, и очень крутых, стоя прямо ,вытянутая рука упиралась в почву. На подходе к каменной из за ее склона , прямо на меня выскочило две козы (точнее названия не знаю) , заметили меня не сразу , я уж стал ждал, что там за ними гонится. Наконец они заметили меня и шарахнулись еще быстрей в сторону. С подножия сопки открылась противоположная сторона склона сопки- прекрасный березовый лес с опавшей листвой, чарующее зрелище. Не менее притягательный , чем скалистая вершина. Решил влезть на вершину и если будет достаточно времени спуститься той стороной и лесом вернуться назад. Вершина была грядой, с одной стороны обрыв, а с другой немного положе , но тоже каменные глыбы, идти можно только по гребню. А сам пик оказался не «влезаем» . С южной стороны был уступ по которому можно было обогнуть его. Иду, огибаю пик, заглядываюсь по сторонам, наслаждаюсь красотой , галерейной картинкой осеннего подножья южного склона, горами на горизонте…Взор вперед поверг в ступор… Там впереди ,метрах в десяти , спиной ко мне стоял человек! Фуфайка, высокие с завернутыми голенищами сапоги, в сапоге нож-мачете – очень большой, за плечом старый карабин, на голове шляпа с полями под ковбойскую. О моем присутствии еще не знает. Оцепенел- думаю монгольский бандюган, конец мне. Начну отходить услышит … Шли мы наверное навстречу друг другу , разойтись места не было. Тут он таки повернулся и тоже от неожиданности вздрогнул… Оказалось он ПВОшный медик – лейтеха, охотится.
Спросил :
-Что здесь делаешь за 20 км. от точки, бегом домой.
Что я и сделал. С другой стороны сопки была видна дорого по которой он приехал, о которой я не знал, я же сюда и обратно шел напрямую. Вернулся под вечер. На второй день на меня повесили ту машину ,что мигала :
- Так как машину спугнули, то ты пошел на связь пешком…
-Пиши объяснительную.
Абсурдность ситуации для меня очевидная. Но покласть ее на бумагу и что там еще придумают «контрразведчики». Но и самовольная отлучка из расположения тоже не повод для поощрения. Вот и началась у меня паста кончатся, бумага, на глаза офицерам не показываюсь, прячусь - проволынил с неделю.
Но нас счастье ни меня ,ни нас минуло. Идем на ужин ,а у них прожектор как солнце. Мы то догадались в чем причина, поспорили , сколько он так просветит пока не перегорит. Потом узнали, сломался и них дизель-генератор, они взяли на время у монгол. Ночью пришел их капитан, стал вызывать меня :
- Что то у нас со светом , помогите…
Я то уже знал, что дело с фазами еще на ужине, но виду не подали. Пошел я , заводят в штаб, говоря смотри , включают радиостанцию , она пшик и дым на пол как вода потек – для балета Фридрх Шатат Паласа. Я сделал умное выражение, начал договариваться за баню, телевизор, столовую. Щиток у них стоял при входе в палатку…
«Шпионское» дело забылось, лейтенант стройбата приносил книги и журналы. Баня у них классная, камерная, домашняя. После окончания трансляции Орбиты 1, смотрели Орбиту 2, далеко после отбоя…