Олег, это, спасибо.
Улан-Баторская железная дорога - железная дорога на территории Монголии. В соответствии с соглашением от 1949 года «О создании Акционерного Общества «Улан-Баторская железная дорога», действующим до настоящего времени, дорога на 50 процентов принадлежит России.
По официальным данным, первая железная дорога на территории Монголии была открыта в 1938 году - «островная» узкоколейная железная дорога колеи 750 мм Улан-Батор - Налайх. В достоверности этого можно сомневаться. В 1930-х годах была построена узкоколейная железная дорога Шерловая — Соловьёвск (граница СССР с Монголией). Решение о её строительстве было принято в основном из стратегических соображений. Возможно, узкоколейная железная дорога имела продолжение на территории Монголии.
В 1939 году, после начала советско-японского военного конфликта на реке Халхин-Гол (территория Монголии), было принято решение о строительстве железнодорожной линии широкой колеи Борзя — Соловьёвск — Байн-Тумэн. Оно было осуществлено в кратчайшие сроки. После открытия движения по железной дороге широкой колеи узкоколейная железная дорога была разобрана.
Цитата из материала «Дорога в Монголию», опубликованного в газете «Гудок», номер за 03 июля 2003 года, авторы — В. Беломестнов и В. Гранин ( /index.php/print/14745]http://www.gud[пи-и-ип]/index.php/print/14745 ): Цитата
К началу военного конфликта на границе уже была маленькая станция Соловьёвск, которую связывала со станцией Шерловая Гора узкоколейная ветка. Она-то и затрудняла доставку к местам боёв техники, которую приходилось перегружать. Да и паровозы, тянущие за собой небольшие вагончики, были маломощными. Поэтому и решено было срочно строить широкую колею протяжённостью 324 километра.
Дорогу от Борзи до монгольского города Байн-Тумэн проложили всего за 76 дней. Были тут и настоящие рекорды – за сутки укладывалось до 5 километров рельсошпальной решётки. И уже 7 ноября 1939 года по новеньким рельсам прошёл первый поезд.
В первые годы работы ширококолейной линии Борзя - Байн-Тумэн она принадлежала железной дороге имени В. М. Молотова (часть сети железных общего пользования НКПС СССР). Байн-Тумэн был начальным пунктом двух узкоколейных линий значительной протяжённости, но они проработали недолго и были разобраны.
В 1949 году была открыта линия Наушки - Улан-Батор и образована Улан-Баторская железная дорога. В 1955 году был открыт участок Улан-Батор - Замын-Уд.
Монголия была де-факто 16-й республикой СССР, все железные дороги строились Советским Союзом, в первые годы работы обслуживались в основном советскими сотрудниками. Ширина колеи 1524 мм (1520 мм), подвижной состав - советского производства.
Улан-Баторская железная дорога состоит из двух невзаимосвязанных участков: "Трансмонгольская магистраль" Сухэ-Батор (граница с РФ, ближайшая пограничная станция РФ - Наушки) - Замын-Уд (граница с Китаем) и шесть ответвлений от неё, линия Эрэнцав (граница с РФ, ближайшая пограничная станция РФ - Соловьёвск) - Байн-Тумэн (г. Чойбалсан).
Практически все участки однопутные (единственное исключение - короткий двухпутный перегон Дархан I - Дархан II). Пассажирское движение есть на Трансмонгольской магистрали, линиях Салхит - Эрдэнэт и Дархан II - Шарынгол. Отсутствуют достоверные сведения о наличии пассажирского движения на остальных ветвях, отходящих от Трансмонгольской магистрали.
На малодеятельном участке Байн-Тумэн - Эрэнцав пассажирское движение также есть, поезд курсирует два раза в неделю (источник информации:
http://www.msun.ru/Vector/Mongolia/Irkutsk_ulan.htm ). Ни на пограничном переходе (перегон Эрэнцав - Соловьёвск), ни на российском участке этой линии (Соловьёвск - Борзя) пассажирского движения нет.
Электрифицированные участки железной дороги в Монголии есть только на угольных разрезах Шарын-Гол и (по неподтверждённым данным) Бага-Нур. Используются промышленные электровозы производства НЭВЗ и ДЭВЗ.
Ссылки:
http://www.mtz.mn/rus/index.html - официальный сайт
http://s51.radikal.ru/i132/0903/ab/ecce0813fbe6.jpg - "Схема расположения станций и разъездов УБЖД"
/rus/mongolia/informations/ubzd.shtml]http://www.[пи-и-ип]/rus/mongolia/informations/ubzd.shtml "Российско-Монгольское Акционерное Общество Улаанбаатарская железная дорога (УБЖД)"
/rus/mongolia/ulaanbaatar/mongolian-railways-history-museum.shtml]http://www.[пи-и-ип]/rus/mongolia/ulaanbaatar/mongolian-railways-history-museum.shtml "Музей железной дороги. Монгольский музей истории железнодорожной техники"
http://www.railfanclub.spb.ru/journal/?p=8 "Дарханский узел Улан-Баторской железной дороги"
http://www.roszeldor.ru/internal.php?page=14 "Федеральное агентство железнодорожного транспорта - Улан-Баторская железная дорога.htm"
http://www.home.ru/vt/urga/page_01.html "Поездка в Улан-Батор в ноябре 2004г."
http://jdlit.narod.ru/ubjd1.rarhttp://jdlit.narod.ru/ubjd2.rarhttp://jdlit.narod.ru/ubjd3.rarhttp://jdlit.narod.ru/ubjd4.rarhttp://jdlit.narod.ru/ubjd5.rar - книга-фотоальбом (на монгольском языке)