Прибыл в ОСИБ пп04318 в январе 1970, начальником медицинского пункта -врач батальона. В то время было два городка. №1 мотстрелки, танкисты, химики, медсанбат, офицерская столовая, кафе, два ДОС для семей. Начальник гарнизона полковник Айрапетян, он же и писатель. и городок №2 на север от гор.№1 в двух-трех километрах. Так вот в Северном городке были вначале тоько щитовые казармы, штабы и столовая также в щитовых одноэтажных зданиях. Севернее В 300 метрах проходила железнодорожная веткака. На горизонте виднелось монгольское кладбище, из далека похоже на миниатюрный городок.Первое время жил в казарме, как и все офицеры, утром на завтрак ездили в гор южный, на грузовой машине и обратно к построению. В составе батальона были саперы, дорожники, преправчно-десантная рота, взвод разведки. Привлекали на все учения для установки и имитации минных полей, разведки источников воды . обеспечение переправ на реках, разминировании минных устройств. Я вел амбулаторный прием больных солдат, проводил медицинское обеспечение учений и т.д.В то время быта небыло ни какого. Ходили в баню в Сайншанду или солдатскую баню. Зимой пыльные бури, холод, носили полушубки и валенки и обязательно защитные очки. Северный городок постепенно обустраивался , построили два дома 5 этажки, клуб, кафе, стадион. Министром обороны в то время был маршал Гречко, председателем Великого Хурала Цеденбал. Министр Обороны посетил городок и всем объявил благодарность за организацию и благоустройство военного городка.
В марте 1970 года был направлен в командировку для мед.обеспечения батальона правительственной свзи (Осназ), колрый дислоцировался на монгольско-китайской границе в 7 км. от нее в юго-западной части Монголии Оботухурал ноен Гурвантес. Из Саншанды до Улан-Батора поездом, далее самолетом местой авиалинии. В Монголии недавно, опыта общения нет. А аэропорт в У.Баторе где-то далеко, как добратсья до аэропорта не знаю. Коменданта и патрулей нет. Ну думаю таксист довезет, монгол на "копейке". Нарисовал на бумаге контур самолета по словарю знал. что аэропорт называется "ниисых" он мне "митикуй" не понимаю, опять показываю контур самолета он кивнул головой и мы поехали. Привез он меня в Налайх - военный городок. там мне обяснили что нужно на монгольский. и на тот рейс в этот день я не попал. Переночевал в в офицеской гостинице в городке, утром автобусом в монг. аэропорт. Там расписания на монг. языке сходил к нач. аэропорта, все моногльские летчики гражданских линий носили военную форму похожую на советскую, с его помощью меня посадили в самолет, конечно по воинскому требованию оформил билет. На ЯК-40 долетел до Омноговь . Там д.б. пересадка на др. самолет АН-2 . нарвалявшися в Оботухурал. Местный аэропорт -это юрта и голая степь. К самолету потянулись компаны, у каждого кроме всего пустые консервные банки 1 л. емкости. Ну думаю в глубинке им они нужны для чего-нибудь. В салоне по боковым скамейкам человек 12 ,в центре мусорная ваза, какие у нас стоят в скверах. Самолет поднялся на высоту 600-800 м и началась болтанка. Вот тут-то и пригодились эти консервные банки, все поголовно блюют и сливают в центральную вазу. Короче долетели до конечной , тут меня встретили из батальона связи на 66. Водила и старший в кабине, я на дровах в кузове, вокруг панорама красивая горы, ущелья, долины. изредка видны в дали стада антилоп -дзерн.
В батальоне связи осназ все офицеры со знанием иностранного, восточных языков и английского. Проводят дежурства в кунгах слушают эфир добывают сведения и все записывается на маг. Катушки емкостью 1000 м.
Два мощнейших локатора, высотомеры, радары и все прочее. Охрана - рота мотострелков из Сайншанды.
Природа завораживает имется озера небольшие, ручей, в дали горы. Много живности куропатки, гуси, антилопы, архары. Где-то числах 7-10 апреля1970 в 21 час прозвучал синал тревоги, весь л/с бросился по своим боевым расчетам, и заняли места у аппаратов. В это время на китайской территории, на удалении около 17 км произвели испытание атомной бомбы, подземный взрыв. Через некоторок время (1-2сут) прибыли из верх.командования для разбора. Добыли ли предварительные сведения о готовящемся испытании или нет. Но мне это не известно. Для пропитания мы добывали антилоп, архаров и подстреливали куропаток, так-как борщ из стеклянной банки и сухая картошка в горло не лезли. Срок моей командирвки подходил к концу. Тут внезапно заболел воин у него был приступ аппендицита, я как мог поддерживал его медикаментозно, чтобы не разыгрался перитонит. Командир вызвал самолет, Прилетела бригада хирургов из У-Батора на АН-10 больного доставили на борт, после осмотра было принято решение лететь до Налайха и оперировать в госпитале. Вместе с бригадой хирурго вприбыли и сменщики из Москвы, офицеры несли дежурство по несколько месяцев и сменялись, Вместе с другими я добрался до Налайха и потом в Сайншанду. На следующий год ОИСБ и саперная рота мотостелков, а также саперный батальон из Улан-Батора получил правительственное задание строить автомобильную асфальтированную дорогу от Улан-Батора до Дархана, Сухебатора и Наушек. Грунтовую автодорогу от Ханха по восточному берегу о. Хубсугул. Пока все. О дальнейшем потом. Сайншанда 1970 г Военврач Кузнецов ВС