В 60-е годы "заграница" простому человеку и не снилась. А уж если предложат на работе командировку - нужно характеристики собрать, рекомендации, членство в КПСС необходимо... Это было наградой и шансом заработать.
Нашей молодой семье в 1967 году повезло: мужа командировали в Монголию. Радости не было границ.
И я поехала вслед за мужем в неизвестность, с малым ребенком на руках. Собрала пожитки: кастрюли, сковородки, ложки, чашки. Через 3 недели добрались до города Чойбалсан.
Город... вызвал шок. Я родом из деревни, домишки видела разные, но здесь было всего два дома! Остальное - юрты и глинобитные лачуги с плоскими крышами. А где же город? - На карте!
Поселили нас в бараках, обнесенных забором, на воротах КПП. Есть клуб и магазин. В магазине было все! Обувь, одежда и еда - все вместе. Конфитюры, вина болгарские, овощи консервированные венгерские, лапша и крупы китайские. Рыба в речке, мясо бегает повсюду - сайгаки, зайцы, куропатки. Все наши мужчины срочно сделались охотниками. Всего вдоволь, кроме овощей. А с питанием детей - проблема: нет молока и фруктов. И начались перебои с мукой. Монголов к нам в городок не пускали, они стояли у ворот, совали нам тугрики и просили купить хлеб.
Однажды зимой у забора я столкнулась с пожилым, очень худым монголом. С мольбой в глазах он протянул мне тугрик и, опустив голову, промолвил тихо: "Хлеб". А потом пытался объяснить, что чичики (дети) болеют, есть хотят. Я все поняла и пошла в магазин. Он радостно прижал каравай к груди, как самое дорогое.
Потом он приходил еще. Я не считала это нарушением, ведь у него больные дети. Он сказал, что зовут его Кантык. Имя это или фамилия - до сих пор не знаю. Кантык был так рад хлебу, что и мы невольно чувствовали себя счастливыми.
Однажды бригаду мужа послали в командировку в другой город, и, как назло, заболел сын. Врачей нет, только медсестра. Начались предположения: пневмония, бронхит. Советовали везти его в Улан-Батор или в СССР - держалась высокая температура. Но как поедешь с больным ребенком, если на улице 35 градусов мороза! Сижу у кроватки, и вдруг сынок говорит: "Принеси молочка". А где его взять? Не было даже сухого. Тут соседка говорит: "Взгляни в окно, твой монгол уже два часа стоит. Замерз небось". Я набросила пальтишко, начала объяснять, что у меня болеет чичик (ребенок) и просит молочко...
Прошло два дня, ребенок пылал в жару и в бреду. Молока я так и не нашла. Оказывается, коров в Монголии нет. Вечером я понуро сидела с сыном и думала: хоть бы приехал муж. Вдруг забегает соседка и кричит: "Иди, твой монгол взбесился, весь забор разнесет, палкой молотит!" Я обрадовалась его приходу, но почему он так странно себя ведет? Подбежала, а он вытащил из-за пазухи своего засаленного стеганого халата какую-то посудину, замотанную в сомнительного вида тряпицу, и еще один сверток - мягкий и теплый. В крынке было теплое молоко, в нем плавал сор. А в свертке оказалась свежая шкурка зверька, похожего на зайца. Что с ней делать, мне подсказали: разрезали ее по брюшку, засунули туда сына, получилась жилетка на все тело, ручки просунули в отверстия для лап. Было смешно: мальчик выглядел как детеныш пещерного человека. Вечером сын уснул. Спал он и еще около двух суток - меня это беспокоило. Но проснулся веселеньким, и, сев в кровати, стал сдирать свой "спасательный жилет". Тело было красным, как после банок. Сын впервые захотел есть, потом играть, ни разу не кашлянул. Я хотела засушить шкурку на память, но... соседка сказала, что в ней вся болезнь и надо ее сжечь.
Я очень хотела отблагодарить монгола, ведь он спас жизнь сыну. Накупила гостинцев, хотела расспросить про молоко - чье оно? Кобылье, верблюжье, овечье? А может, в молоке был не сор, а лечебные травы? Или все дело в шкурке неизвестного зверя?
Но Кантык больше не пришел. Наверное, откочевал куда-то со своими стадами.
Ольга Хохлова, Новокуйбышевск
http://www.province.ru/newspapers/img/14/40(342)/text