Ничего святого Во Львове появились мошенники, которые обманывают незрячих инвалидов. При этом преступники представляются работниками органов социальной защиты и обещают помощь в трудоустройстве...
О проблемах львовских инвалидов по зрению — нечеловеческих условиях жизни в специализированном общежитии, нищенских пенсиях, практически поголовной безработице, отсутствии обеспечения техническими средствами реабилитации — "Рабочая газета" писала полтора года назад в публикациях "Дом слепых" в стране глухих" за 16.06.2010 г. и "Школа выживания" для слепого" за 19.06.2010 г.
Изменилось ли что-нибудь за прошедшее время? Единственным "новшеством" обитатели общежития для слепых называют сокращение до минимума количества рабочих мест во Львовском учебно-производственном объединении УТОС и участившиеся случаи мошенничества против незрячих. Жертвами этих преступлений в первую очередь становятся безработные инвалиды.
Что такое «идеальный клиент»?
50-летний Михаил Петрив (фамилия изменена) — инвалид по зрению первой группы с детства. Воспитывался в школе-интернате, работал во Львовском учебно-производственном объединении УТОС. Безработным стал в конце 90-х годов, когда предприятие для незрячих развалилось и начались массовые увольнения работников, выживает за счет пенсии и случайных заработков.
— В последнее время я подрабатывал раздачей рекламных листовок возле супермаркетов, — рассказывает Михаил свою невеселую историю. — Чтобы найти работу, размещал объявления в местных газетах, в которых указывал, что я инвалид по зрению (не слепой), могу работать восемь часов в день, свои обязанности буду исполнять честно и надежно. И добавлял номер мобильного телефона.
— Месяц назад мне на мобильный позвонила незнакомая женщина и, представившись сотрудницей облсобеса, предложила пройти собеседование для трудоустройства на работу социального диспетчера, — продолжает Михаил. — Меня это предложение очень заинтересовало, и я начал подробно обо всем расспрашивать. Однако собеседница сообщила лишь то, что при областном собесе создается служба "Единый социальный телефон". Цель этого проекта — предоставлять гражданам информацию социальной направленности. К тому же эта служба сможет обеспечить работой более 30 инвалидов по зрению. Закончила она разговор фразой: "Вы для нашего проекта идеальный клиент"...
Грязные уловки
– На следующий день мы встретились у меня дома, — рассказывает Михаил. — "Телефонная незнакомка" оказалась женщиной средних лет, в общежитие для незрячих она пришла с "коллегой" — молодым, высокого роста парнем.
По словам Михаила, о работе социального диспетчера ему рассказывали около двух часов — подробно и убедительно. В качестве макета "собесовцы" использовали его домашний компьютер, демонстрируя, как будет оборудовано место диспетчера: где будут стоять специальные световые сканеры, новейшие принтеры, специальная панель, выводящая текст и цифры экрана с компьютера в материальный мир на языке Брайля. А в дополнение постоянно перелистывали папку с какими-то документами и зачитывали обязанности работающих диспетчеров, называли ставки по зарплатам, колеблющиеся от двух до трех с половиной тысяч гривен.
— Под конец беседы мне предложили пройти трехнедельное обучение, за которое надо было заплатить 450 гривен, — говорит Михаил. — А чтобы я долго не раздумывал, заострили внимание на том, что во Львове проживает около полутора тысяч инвалидов по зрению, которым исполнилось 18 лет. Большинство из них — безработные. Меня этот аргумент убедил окончательно, и я решил заплатить...
На подготовительные курсы социальных диспетчеров Михаил Петрив отправился 7 февраля (именно такая дата была оговорена с "работниками собеса") по адресу: проспект Шевченко, 8. Однако вместо учебного центра попал в ...фойе кинотеатра "Киев", где его, слабовидящего инвалида с палочкой, никто не ждал.
Как удалось выяснить корреспонденту "Рабочей газеты", на крючок лжесотрудников собеса попались еще несколько львовских инвалидов по зрению. Все потерпевшие — безработные, у которых мошенники выманили последние деньги.