Монголия сегодня > Хобби

Наша Кунсткамера.

<< < (2/13) > >>

Наводчик Т-54:
КЛЕТКИ ДЛЯ СВЕРЧКОВ. ЯПОНИЯ. 19 век 

Клетки для сверчков в форме паланкинов, в которых обычно носили аристократов или самураев в феодальной Японии. Во многих азиатских странах сверчков и цикад держали дома, как домашних животных. Их, словно птиц сажали, в небольшие клетки-садки — и слушали вечерами их голоса.















Наводчик Т-54:

 
Слово «индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания (poena) и, соответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи.
 
Первые индульгенции появились в XI веке во Франции; в них папы и епископы официально, в форме юридического акта, объявляли о своем заступничестве за верующих перед Богом и на этом основании частично или полностью избавляли их от необходимости покаяния. Отпущение вины (culpa) за совершенный грех считалось подвластным только Богу; индульгенции воспринимались как уступка несовершенству и слабости мирян, неспособных на тяжелую искупительную работу, а «эффективность» грамот объяснялась особой заступнической молитвой высокого церковного иерарха за прегрешивших. Впрочем, тогда индульгенция давала лишь избавление верующего от временной кары — то есть примирение с Церковью, а не полное прощение.
 
Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.
 
Поворотным пунктом в развитии индульгенций стало начало Крестовых походов: всем, кто отправлялся в Святую землю, папа даровал indulgentia plenaria («полное прощение»). Позднее, приблизительно с середины XIII века, в работах ученых богословов и в сознании людей утвердилось представление о том, что индульгенции могут избавлять «от вины и наказания» (а culpa et poena), то есть прощать сам грех. В массовом сознании это представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали злоупотреблявшие порой своей должностью священники — распространители индульгенций (так называемые квестарии).
 
Следующий перелом пришелся на 1343 год, когда официальный статус приобрела так называемая доктрина сокровищницы церкви: добрые дела Иисуса Христа, Девы Марии и святых составляют некий запас, «сокровищницу», из которой могут черпать другие христиане. Святость одних представителей сообщества христиан превышает греховность других, и именно это делает индульгенцию возможной.
 
Движение к злоупотреблению торговлей индульгенциями, подвигнувшему Мартина Лютера написать знаменитые «95 тезисов», было постепенным. В XV–XVI веках выплата определенной суммы в пользу Церкви стала повсеместно считаться достаточным основанием для индульгенции. В начале XVI века папа Лев X даровал индульгенции тем, кто жертвовал деньги на строительство собора Святого Петра в Риме, а доминиканец Иоганн Тецель продавал однотипные индульгенции всем желающим — как считается, совершенно не заботясь о том, раскаялись ли покупатели этих грамот в своих грехах.
 
Католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны на Тридентском соборе в 1563 году.
Впрочем, Собор запретил только продажу индульгенций, но не практику их дарования, подробно описав, каким образом человек может получить грамоту о прощении.
Индульгенции существуют в католической церкви и сегодня, однако в ином виде: теперь их регламентирует булла Павла VI Indulgentiarum Doctrina («Учение об индульгенциях»), опубликованная в 1967 году.

Наводчик Т-54:
Механическая стиральная машинка. 1910г.



Деревянная стиральная машина с ручным приводом. 1886 г.



Музейный экспонат. Американская стиральная машина 1927 года фирмы Maytag

Наводчик Т-54:
ОДЕЖДЫ СВОБОДЫ И ВЛАСТИ

Большинство своих костюмов древние римляне заимствовали у ещё более древних народов.



Греческий хитон у римлян превратился в тунику. А этрусский плащ тебенна получил гордое имя тога.

В тунике разгуливали дома, в ней занимались физическим трудом, посещали фитнес-центры, которые в ту пору именовали термами, но появиться в тунике на людях было всё равно, что выйти на Красную площадь в кальсонах. Это могли себе позволить только солдаты и чернь, называвшаяся плебсом. Tunica interior (или tunica intima) служили римлянам своего рода нижним бельём.



Охотник в тунике.

Что же касается короткой тебенны, то у римлян она, став тогой, значительно удлинилась. «Одетое тогами племя», — называл своих сограждан Вергилий, а римские комедии получили название «тогата» — по одежде самих комедиантов. Первоначально это была уличная одежда унисекс, которую также охотно использовали в качестве одеяла. Однако вскоре тога превратилась исключительно в мужской костюм. В республиканском Риме носить её могли только свободные люди и только граждане Вечного города. «Понаехавшие» ни при каких обстоятельствах не имели на то права.

Тоги изготавливали из чистой овечьей шерсти, что было весьма предусмотрительно в условиях итальянского климата, жаркого летом, но промозглого зимой.



Октавиан Август в тоге.

В 18-м веке французский актёр Франсуа Тальма, изображая древнеримских героев, всего лишь закутывался в простыню. На самом деле тога имела довольно сложный крой: в виде то части эллипса, то сегмента круга. Точно так же варьировались размеры ткани. Например, на рубеже республиканского и императорского периодов истории Древнего Рима размеры тоги составляли почти шесть метров в длину и два в ширину. Иногда длина тоги достигала восьми метров, что превращало одевание в довольно утомительную процедуру. Друзья Катилины, в высшей степени аморального гражданина, носили тоги, которые за их размеры современники называли «парусами».



Надеть тогу самостоятельно было невозможно. Если скромный республиканский консул Луций Цинциннат, предпочитавший сельскую жизнь, довольствовался самой простой тогой, которую он мог надеть с помощью жены, то позднее римский гражданин просто вынужден был держать одного-двух рабов для ежедневного туалета. Специально обученные искусству надевать и драпировать тогу рабы назывались вестиплики.



Чтобы складки лежали красиво, к низу тоги иногда пришивали грузики. Живописные складки и эффектные драпировки тоги, то полностью скрывавшей руки, то обнажавшей одну из них, то предоставлявшей свободу обеим, придавали этой однотипной одежде большое разнообразие, определяли разные её фасоны и составляли собственно мужскую моду в Древнем Риме.



Но тогу мало было надеть, её ещё нужно было уметь носить, а кроме того — оберегать от постороннего вмешательства. Соперник Цицерона оратор Гортензий, слывший настоящим модником, подал в суд на обидчика, который в сутолоке римской толпы «разрушил сооружение его тоги».



Рабочие развешивают одежду для сушки.

В зависимости от цвета тоги можно было определить возраст и статус римского гражданина. До совершеннолетия, наступавшего в 15−16 лет, мальчики носили toga praetexta — с пурпурной полосой по краю. В претексту также одевались римские чиновники — курульные магистраты. Причём выделялись преторские, консульские и сенаторские претексты, так что вполне можно говорить о существовании в Риме гражданской униформы. Римских чиновников и хоронили в тех же официальных одеждах.

Тога trabea с несколькими пурпурными полосами или же целиком пурпурного цвета предназначалась жрецам-авгурам и консулам во время торжественных церемоний. Наконец, полководцы-триумфаторы и позднее — римские императоры имели право на торжественную пурпурную тогу picta, расшитую золотом.



Обычная тога взрослого римлянина toga virilis (мужественная) должна была быть белого цвета, отчего её также называли toga pura или toga alba. В случае траура белую тогу меняли на тёмную — pulla. Претенденты на те или иные должности перед состязанием меняли её на особо отбелённую тогу сandida (кандидатскую). В качестве мыла и отбеливателя римляне использовали мочу, собранную в общественных туалетах. Заявление императора Веспасиана «Деньги не пахнут» касалось вовсе не платы за пользование уборными, а введённой им в 74 году н. э. платы за урину из туалетов, взимавшуюся с римских портомоев.

Римляне, чем дальше, тем больше тяготились необходимостью носить огромную и дорогую тогу, знак их гражданских свобод, предпочитая более практичную одежду греков или соседей-варваров. Август, встретивший как-то целую толпу горожан в греческих плащах, повелел не пускать никого без тоги на форум или в цирк. Так он ввёл понятие дресс-кода, но не смог защитить тогу от дальнейшего пренебрежения.

Сергей Крона:
Ружди! Доброе утро! Не дашь ссылку на оригинал? Как-то нас по другому о тогах учили. Сравнить хотел бы.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии