Предлагаю к обсуждению на мой взгляд очень интересную тему о караульной службе.
Хотя у нас были не караульные войска, но, в отсутствии специально выделенной караульной роты в наряд ходило большинство (два караула по 2 поста, плюс по одному начкару, разводящих не было), итого 14 человек постоянно в карауле. Стояли по неделе, в субботу прибывала смена из роты, автопарка, штаба и др. нарядов, караул убывал в роту, баня, свободное время, а в воскресенье после развода - в другой караул снова на неделю. Иногда старшина тусовал состав, либо делал рокировки: дневальный по роте- караул-дневальный в автопарке.
На подмену в выходные обычно собирали всех штабных, спецов (дизелистов, например), водителей и отправляли на сутки в караулы.
Зимой к шинели часовому на посту полагался тулуп с высоким воротником.
Так некоторые часовые, спя на посту, в буквальном смысле слова вешались в тулупе на колючку, спя стоя. Издалека было видно, что часовой стоит.
Правда, тулуп в таких случаях рвался и дрался быстро. После того, как деж. по части отловил такого часового ночью объезжая посты на машине с начкаром, тулупы на время изъяли, стояли в шинелях.
А тот, кого поймали спящим, потом сидел в бытовке и зашивал тулупы, собранные со всех постов.
А куда только не скрывались часовые, особенно в период песчанных бурь и зимних морозов:)
В ближнем (2-ром) карауле (на территории части) на ближайшем посту - в аэродромные металлические плиты, сложенные штабелями (за колючку залезали на территорию охраняемого поста), на дальнем посту 2го караула (склад БП) уходили в соседние капониры (не внутрь самого капонира, конечно, он был закрыт, а в закуток перед воротами, туда меньше задувало), либо в пулеметное гнездо на одном из капониров. Оттуда хорошо просматривался и сам пост, и дорога к караульному помещению. Ночью, завидев фары приближающейся машины с проверяющим, часовой в тулупе и валенках быстро слетал с капонира и бегом к колючке, на ходу беря автомат на изготовку.
Дальний (первый) караул считался райским уголком. Проверяющие приезжали обычно раз за ночь, и то не каждый дежурный офицер, с узла связи "Поземка" старались предупредить по рации караул, что дежурный по части, командир или замполит выехал за пределы части. Ночью бодрствующая смена обычно спала вместе с отдыхающей сменой (итого 4 часа ), те, кто на посту были возле караулки. Один обычно залезал на пулеулавливатель и смотрел в направлении дороги, не появятся ли на горизонте фары. Один из постов (ГСМ) там был прямо возле караулки - метров 15 от пулеулавливателя начинался периметр из колючки. Часовой этого поста в случае шухера поднимал начкара и бодрствующую смену, после чего убегал на дальний от караулки угол периметра. Для чего - будет ясно ниже.
Второй часовой бежал на дальний пост (где-то с километр от караульного помещения), зачастую тулуп в зимнее время оставляли там на посту, чтобы легче было бежать.
Приезжал дежурный по части (либо командир, замполит, нач. штаба - в случае дополнительной проверки несения службы), они вместе с начкаром шли проверять ближайший пост. А т.к. часовой уходил в самый дальний угол, второй часовой в это время успевал добежать до дальнего поста.
Но потом просекли эту фишку. Как-то раз, старшина части ст. прапорщик Денисенко, взяв с собой начкара, сразу поехал на дальний пост. Как ни старался водитель не осветить бегущего (все ж солдаты знали об этом, ибо водилы сами на подмену на сутки заступали в наряд), но посередине пути нагнали таки моего зёму
Старшина: Куда бежишь? Рома: Куда, куда... На пост...
Вобщем, поехал потом Рома на губу...
После этого залета часовые на дальнем посту ночью все таки уходили на пост. Зимой, когда было уж очень холодно, залезали в старый РАФик без стекол внутри за колючкой, туда я сомолично затащил чугунную печку-буржуйку, самую маленькую из имевшихся в то время на складе, после чего часовые, идя на смену, брали с собой ведерко угля из кочегарки.
А летом на том посту у периметра со стороны караульного помещения и дороги, по которой мог приехать проверяющий, была установлена большая покрышка под углом в 45 градусов к земле, в ней, как в кресле, сидели часовый, пролистывая журналы (обычно рядом челая пачка валалась) и поглядывая на дорогу.
Народ, конечно, отсыпался на славу, стоя неделю в дальнем карауле. По возвращению в роту по рожам было видно, с какого наряда вернулись бойцы.
Во втором карауле на территории части таких вольностей не было. Там проверяли посты зачастую пешим порядком.
[продолжение следует]