Автор Тема: Про караульную службу  (Прочитано 91801 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Про караульную службу
« Ответ #-1 : 22 Декабрь 2009, 01:02:55 »
Предлагаю к обсуждению на мой взгляд очень интересную тему о караульной службе.
Хотя у нас были не караульные войска, но, в отсутствии специально выделенной караульной роты в наряд ходило большинство (два караула по 2 поста, плюс по одному начкару, разводящих не было), итого 14 человек постоянно в карауле. Стояли по неделе, в субботу прибывала смена из роты, автопарка, штаба и др. нарядов, караул убывал в роту, баня, свободное время, а в воскресенье после развода - в другой караул снова на неделю. Иногда старшина тусовал состав, либо делал рокировки: дневальный по роте- караул-дневальный в автопарке.
На подмену в выходные обычно собирали всех штабных, спецов (дизелистов, например), водителей и отправляли на сутки в караулы.

Зимой к шинели часовому на посту полагался тулуп с высоким воротником.
Так некоторые часовые, спя на посту, в буквальном смысле слова вешались в тулупе на колючку, спя стоя. Издалека было видно, что часовой стоит.
Правда, тулуп в таких случаях рвался и дрался быстро. После того, как деж. по части отловил такого часового ночью объезжая посты на машине с начкаром, тулупы на время изъяли, стояли в шинелях.
А тот, кого поймали спящим, потом сидел в бытовке и зашивал тулупы, собранные со всех постов.

А куда только не скрывались часовые, особенно в период песчанных бурь и зимних морозов:)
В ближнем (2-ром) карауле (на территории части) на ближайшем посту - в аэродромные металлические плиты, сложенные штабелями (за колючку залезали на территорию охраняемого поста), на дальнем посту 2го караула (склад БП) уходили в соседние капониры (не внутрь самого капонира, конечно, он был закрыт, а в закуток перед воротами, туда меньше задувало), либо в пулеметное гнездо на одном из капониров. Оттуда хорошо просматривался и сам пост, и дорога к караульному помещению. Ночью, завидев фары приближающейся машины с проверяющим, часовой в тулупе и валенках быстро слетал с капонира и бегом к колючке, на ходу беря автомат на изготовку.

Дальний (первый) караул считался райским уголком. Проверяющие приезжали обычно раз за ночь, и то не каждый дежурный офицер, с узла связи "Поземка" старались предупредить по рации караул, что дежурный по части, командир или замполит выехал за пределы части. Ночью бодрствующая смена обычно спала вместе с отдыхающей сменой (итого 4 часа  ), те, кто на посту были возле караулки. Один обычно залезал на пулеулавливатель и смотрел в направлении дороги, не появятся ли на горизонте фары. Один из постов (ГСМ) там был прямо возле караулки - метров 15 от пулеулавливателя начинался периметр из колючки. Часовой этого поста в случае шухера поднимал начкара и бодрствующую смену, после чего убегал на дальний от караулки угол периметра. Для чего - будет ясно ниже.
Второй часовой бежал на дальний пост (где-то с километр от караульного помещения), зачастую тулуп в зимнее время оставляли там на посту, чтобы легче было бежать.
Приезжал дежурный по части (либо командир, замполит, нач. штаба - в случае дополнительной проверки несения службы), они вместе с начкаром шли проверять ближайший пост. А т.к. часовой уходил в самый дальний угол, второй часовой в это время успевал добежать до дальнего поста.

Но потом просекли эту фишку. Как-то раз, старшина части ст. прапорщик Денисенко, взяв с собой начкара, сразу поехал на дальний пост. Как ни старался водитель не осветить бегущего (все ж солдаты знали об этом, ибо водилы сами на подмену на сутки заступали в наряд), но посередине пути нагнали таки моего зёму 
Старшина: Куда бежишь? Рома: Куда, куда... На пост...

Вобщем, поехал потом Рома на губу...

После этого залета часовые на дальнем посту ночью все таки уходили на пост. Зимой, когда было уж очень холодно, залезали в старый РАФик без стекол внутри за колючкой, туда я сомолично затащил чугунную печку-буржуйку, самую маленькую из имевшихся в то время на складе, после чего часовые, идя на смену, брали с собой ведерко угля из кочегарки.

А летом на том посту у периметра со стороны караульного помещения и дороги, по которой мог приехать проверяющий, была установлена большая покрышка под углом в 45 градусов к земле, в ней, как в кресле, сидели часовый, пролистывая журналы (обычно рядом челая пачка валалась) и поглядывая на дорогу.

Народ, конечно, отсыпался на славу, стоя неделю в дальнем карауле. По возвращению в роту по рожам было видно, с какого наряда вернулись бойцы. 
Во втором карауле на территории части таких вольностей не было. Там проверяли посты зачастую пешим порядком.

[продолжение следует]
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« : 22 Декабрь 2009, 01:04:27 »
sewa пишет:Да, Сергей, что греха таить, караульная служба в нашей части была не на высоте... А предупредить, что "по части" поехал по караулам было святое.
Но иногда некоторые пешком втихаря ходили, а всё равно почти всегда "Позёмка" и дневальные были на чеку. 


Я списываю это на то, что в караул ставили не по уставу, не на сутки с последующим отдыхом, а по неделям. Соответственно, не так жестко спрашивали с бойцов, иначе же залупщиков пол роты можно было на губу везти, а то и дальше за оставление поста с оружием.
АКМ, кстати, как четко работал в наших условиях. И в песок бросали, у некоторых товарищей до такой степени в карауле за неделю забивался, особенно в период песчанных бурь, что передернуть затвор можно было лишь сапогом. Передернул - и снова работает.
Свой АКМ, когда заступал в наряд по караулам, держал в чистоте, оружие я любил и до армии, и до сих пор дома приличный арсенал держу.

Бойцы в годы нашей службы знали, в зависимости от того, кто заступал по части, как нести службу. Некоторые офицеры, не буду называть фамилии, иногда приезжали в дальний караул и лишь расписывались в журнале, не проверяя посты, а в ближний караул звонили начкару и просили выслать журнал с бойцом в дежурку, чтобы сделать запись о проверке, за сутки даже ни разу не посетив караул. После этого наступало сонное царство 

При заступлении других (того же Денисенко, ст. прапорщика Остапенко, который потом написал рапорт о переводе в Афган) все старались нести службу строго на постах, не спя и не отклоняясь от маршрута. Либо когда было известно, что караулы будут проверять замполит или командир части (если на ночь командирский УАЗик готовился к выезду, воду, например, заливали зимой, либо водила по рации, которая была в машине, передавал на "Поземку", а оттуда (антенна длинней и аппарат мощнее) - в дальний караул. Не всегда, правда, была хорошая слышимость, связь с тем караулом была на пределе.

Так что дисциплина во многом зависила от офицеров, от их отношения к службе.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #1 : 22 Декабрь 2009, 01:07:21 »
Помню, стоя на дальнем посту в первом отдаленном карауле тоже залез в РАФик да и задремал там. Слышу гул машины, открываю глаза – вдоль колючки проезжает…Быстро вылезаю и бегу к дырке в заборе, чтобы попасть на периметр. В общем, круг они сделали, не найдя часового, вышли с начкаром и пошли пешком по периметру. Я к воротам склада/периметра, где остановилась машина, водителю «Куда пошли?» - «Туда», -показывает, - «тебя не нашли». Я в противоположную сторону. Встречаемся, подходят.
Все, как положено – «Стой, кто идет?»… «Остальным продолжить движение»…
Деж по части был молодой лейтенант из штаба (вроде, и.о. нач. таба тогда был, должность точно не помню). Докладываю: «Часовой такой-то, под охраной и обороной находится … Ворота опечатаны печатью №… Службу нести путем патрулирования между внешним и внутренним ограждением. Особое внимание обращать в сторону населенного пункта Сайн Шанд…» бла-бла-бла…
-Где были, Часовой?
- В момент вашего объезда поста находился на углу объекта, махал вам руками, но вы проехали вдоль поста, не останавливаясь. (справедливости надо заметить, что посты никак не освещались, в безлунную ночь можно было реально не заметить часового, в особенности на углу, поворачивая вдоль забора).
Он давай меня по уставу спрашивать. Ну, Устав гарнизонной и караульной службы я знал на зубок еще до армии, а уж в особенности права и обязанности часового, интересно было изучать, купил еще в старших классах Устав в Центральном военторге в Москве. Также любил НВП и после уроков оставался разбирать-собирать автомат на время с закрытыми глазами, 11 с на разборку.
Ну, я ему все выложил без запинки и без ошибок.
Крякнув, он удалился вместе с начкаром, оставив в журнале запись «замечаний нет, службу несут бдительно».

А обязанности часового я могу сейчас оттарабанить, разбуди меня в 3 ч ночи.
И младший сын, играя в оловянные солдатики, уже знал многие команды из караульной службы, процесс смены / проверки постов, обязанности и роли состава караула
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #2 : 22 Декабрь 2009, 01:08:03 »
В начале моей службы в караульных помещениях отопление в кочегарках было на керосине. Помню, мы только пришли, а дембеля на аккорде под руководством ст. прапорщика Остапенко монтировали бак, трубку от него с фентилем в конце, и горелку. Обслуживать ту систему бодорствующей сменой зимой было тяжко, тем более это была наша первая зима. Котел постоянно загасал, от пролитого на руки керосина в зимнее время ..., в систему отопления каждые сутки надо было доливать воду, потому что где-то она уходила, да и тепла было от всего этоно немного. Спали в бушлатах, шинелях. И лишь потом кочегарки переделали на уголь.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #3 : 22 Декабрь 2009, 01:08:21 »
А как спали в караулках после посещения проверяющим :) , либо когда было известно, что проверки не будет, например, дежурная машина сломана, в дальний караул никто не поедет.
На ногах была лишь смена караула, отдыхающая спала, как и положено, на топчанах, бодорствующая - на полу в другой комнате, бросив под себя бушлаты-телогрейки и валенки под голову (было достаточное количество на подмен). По истечении 2х часов часовые поднимали отдыхающую смему, которая их меняла, а так называемая "бодорствующая смена"  плавно перекочёвывала на топчан отдыхающей смены, таким образом "отдыхая" в общей сложности 4 часа.
Самый кайфовый момент в этой схеме был, когда тебя будят, ты просыпаешся, и оказывается, что надо идти не на пост под ветер и мороз, а перемещаться спать дальше в отдыхающей смене 

Помню, как один товарищ с нашего призыва (то ли киргиз, то ли туркмен) обжег щеку, спавши рядом с батареей, до того был крепкий сон, что не почувствовал боли.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #4 : 22 Декабрь 2009, 01:09:16 »
вдовем на одном посту - не было у нас такого.
Во всяком случае, мне такое не выпадало и не слышал о таком.
Да и как такую службу организовать, если был недокомплект, что по неделям, а то и месяц бессменно стояли.

Все усиление сводилось к тому, что начкаром заступал прапор либо офицер.
Тогда все было строго по уставу - бодрствующая, отдыхающая смены, на постах не спали и тд и тп. Этого было достаточно для усиления.
Можно даже было не приезжать с проверкой в караул, ведь офицер постоянно там.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #5 : 22 Декабрь 2009, 01:11:21 »
Мои [пи-и-ип] служили от Владивостока до ГСВГ, от Ферганы до Мурманска (сейчас задумываешься - какак все таки была большая территория, подконтрольная нашим войскам в то время...) и везде все при каждом удобном случае солдаты старались задавить на массу.

Кстати, будучи в Великобритании в 92 году в командировке, жил в небольшой частной гостинице (семья одна держала), 23 февраля встречал там. Так вот вечером, хозяин и хозяйка, как всегда, накрывали стол в гостиной, а хозяйский сын разносил апперитивы (джин-тоник, мартини и пр) постояльцам (человек 6-7), сидящим у камина. Я предложил тост за Советскую Армию, сообщив, что именно сегодня мы отмечаем этот день. Кто-то поинтересовался, служил ли я в армии. Получив утвердительный ответ с информацией о месте службы (МНР), присутствующий комивояджер из Новой Зеландии согласно кивнул:
-Да-да, знаем, это одна из ваших 15-ти республик. 
Как же он был удивлен, когда я объявил ему, что ни Монголия, ни Чехословакия, ни Польша не входят в состав СССР.
Удивленно спросил:
-А что ваши войска там делают?
Конкретно в тот момент, получив такой вопрос в лоб, не нашел, что ответить.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #6 : 22 Декабрь 2009, 01:11:45 »
А еще был случай: после проверки ближнего караула (тот, что на территории части), заступили мы с земляком в одну смену на 2 поста, с 2х до 4х ночи, ну и потопали вдоль колючки-периметра части в подсобное хозяйство (старшина роты создал, там постоянно находился выделенный боец, вначале было двое из Тувы, когда мы пришли, вобщем, они за свиньями ухаживали, заготавливалось сало, зимой выдавалось в караул как доп. паек, где-то по бутерброду в день на человека, ну и офицеры получали своё).

Еле достучавшись до бойца, ввалились к нему в тулупах в помещение, один тулуп на пол, вторым накрылись, предварительно заведя будильник, имевшийся у свинаря. Ну, в помещении натоплено, мы в шинелях, валенках, да еще между двух длинноворстных тулупах, короче, проспали. Смотрим в окно - светло уже и инжбат (соседняя часть) идет уже на заготовку в столовую. 

Выскакиваем, автоматы на ремень стволом вниз, чтобы издалека были похожи на обычных солдат, и трусцой вдоль колючки к караулке.
Блин, там тоже все массу давят! Растолкали, подняли начкара, определили, кому на пост, кому на заготовку в столовую (т.к. караулка относительно рядом, бодорствующая смена во втором карауле сама ходила в столовую три раза в день с бачками).

Так что чуть "в залу..у не залезли", как в наше время говорили...
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #7 : 22 Декабрь 2009, 01:12:19 »
Как я уже упоминал, в караул зимой давали доп. паек - сало со своего подсобного хозяйства.
Помню, спрашивают в карауле одного туркмена (маленький такой, темненький, нашего призыва, Чертом или уменьшительно Черой звали):
- Чера, сало будешь?
-Буду, - улыбается. - Пап-мам, провожая меня в армию, говорили: "Будеш в армии сало кушат, дамой нэ возврашайся!". Улыбается и уплетает за обе щеки. 
Эту его фразу потом долго пересказывали друг-другу.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #8 : 22 Декабрь 2009, 01:12:56 »
телевизора тоже почти не было, вернее он был, но не работал по несколько месяцев, привезет кто-то из офицеров заказанную прапорщиком лампу к нему, тот поставит, через какое -то время опять не работает, еще несколько месяцев ждем оказии, пока в Союз кто-то не поедет за очередной деталью.
Кино крутили в клубе считанные разы, и конечно, на фильм попадал тот, кто был свободен от нарядов и дежурств в это время.
А газеты к нам в Сайн-Шанд поступали с 5ти дневной задержкой (в идеальном случае). Если учесть, что в караулах стояли по неделям бессменно, узнать, что твориться на Родине можно было лишь через 2 недели (если газета в ленкомнате сохранится)
:)
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #9 : 22 Декабрь 2009, 01:18:21 »
А еще в дальнем караули пили архи (ну уж вообще такие нарушения Устава гарнизонной и караульной службы, что сажать можно было бы  )
Выменяли у монголов, которые подъехали на ЗиЛу к караулке (на что конкретно - общенародно писать здесь не буду, кому очень интересны прайсы бартера тех времен - в личку).
Дело было днем, спрятали в свалке консервных банок неподалеку за территорией караула (на нейтральной земле за колючкой).
Ночью после проверки караула и постов проверяющим раскопали заначку и засели в начкаровке, пустив железную кружку по кругу.
Часовые тоже принимали участие, один из двух постоянно сидел на пулеулавливателе (наиболее высокая точка рядом с караульным помещением - два деревянных щита, по краям кругляки, закопанные в землю, в промежутке засыпан песок) и следил за дорогой и проезжающими машинами.

Жуть, какие нарушения в караульной службе. 
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #10 : 22 Декабрь 2009, 13:26:54 »
Сослуживцы напомнили мне случай, как в дальнем карауле один товарищ с нашего ризыва, промывая автомат в бензине, поленился зачерпнуть ведро из цисцерны , случайно уронил затвор в емкость, наполовину зарытую в песке (20 тонн, диаметром 3 м). После чего, боясь за последствия (проникновение на охраняемый объект, утеря оружия), ему пришлось нырять за поиском на дно цистерны. Достал таки (с какого раза - уже не помню, была у него проблема, выныривая, найти головой верхнее открытое отверстие, глаза ведь не откроешь :) )
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #11 : 22 Декабрь 2009, 18:49:39 »
Таких значков в период нашей службы не было.
А зря. Могли бы хороших воинов - не залётчиков награждать

Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #12 : 22 Декабрь 2009, 18:50:37 »
200 почетных караулов

Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Про караульную службу
« Ответ #13 : 22 Декабрь 2009, 18:50:48 »
Так воины итак себе значков то комплектовали целые иконостасы под дембель :))))
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #14 : 22 Декабрь 2009, 19:03:00 »
Часовой живой труп,
Завернутый в тулуп,
Проинструктирован до слез,
И выставленый на мороз,
Постоянно в даль глядящий,
Не идет ли разводящий.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #15 : 22 Декабрь 2009, 19:06:20 »
Так воины итак себе значков то комплектовали целые иконостасы под дембель :))))
Правильно, но какие обычно были значки?
Отличник
Классность
Воин-спортсмен
Комсомольский

Это стандартный набор

Дополнительно
Гвардия
Парашют (ну тут надо соответствовать)

Что еще?

А вот про караул не было в те годы.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Про караульную службу
« Ответ #16 : 22 Декабрь 2009, 19:18:17 »
натолкнул ты меня развить эту тему - http://mongol.su/index.php?topic=320.0
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн SSV

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4054
  • Страна: ru
  • Карма: 68
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #17 : 23 Декабрь 2009, 00:26:06 »
Еще про караул вспомнил. В первом, когда проверяющий уезжал, обычно и бодорствующая и отдыхающая, а также начкар, спать заваливались. Т.к на топчане в комнате отдыхающей смены места на всех не было, кидали на пол бушлат (обычно поближе к батареи), валенки под голову, укрывались шинелью и на массу. Оставались лишь часовые на улице, но не на посту, а шараёбились возле караулки, один на пулеулавливателе.
В принципе, ближний пост примыкал вплотную к месту разряжания/заражания оружия перед караульным помещением. Т.е. рядом.
Часовые же по очереди (кто не на пулеулавливателе - импровизированной вышке) кочегарку топили - следили за котлом.
Поэтому "Дачей" и называли тот наряд.
Сайншанд, ВВС, в/ч 74932, 1983-1985

Оффлайн Aleksey

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 1774
  • Страна: ru
  • Карма: 61
  • Пол: Мужской
Re: Про караульную службу
« Ответ #18 : 23 Декабрь 2009, 00:57:25 »
Сослуживцы напомнили мне случай, как в дальнем карауле один товарищ с нашего ризыва, промывая автомат в бензине, поленился зачерпнуть ведро из цисцерны , случайно уронил затвор в емкость, наполовину зарытую в песке (20 тонн, диаметром 3 м). После чего, боясь за последствия (проникновение на охраняемый объект, утеря оружия), ему пришлось нырять за поиском на дно цистерны. Достал таки (с какого раза - уже не помню, была у него проблема, выныривая, найти головой верхнее открытое отверстие, глаза ведь не откроешь :) )
]Сергей мыли автомат в кирасине . Емкость быка 30кубов.Уронили пружину затворную. Ныряли Амозик и Солнышкин но не достали. Достал ее я ,катанкой шестеркой. Согнул на конце крючок и зацепил пружину. Другая деталь не попалась бы. Я спас себя потому что допустил на пост посторонних и их то же. И хорошо что не утанули. А бензин это сразу трупы.
МНР Сайн-Шанд аэродром пп 74932 83-85 осень