Впервые после службы поехали в Монголию двумя экипажами, заезжать и выезжать хотел в Мондах. Приехали 2 июля утром в начале одиннадцатого , дозаправка до полного в Кырене. С собой две по 20 канистры соляры у меня и также у второй машины. 30 литров воды. Скажу сразу не воспользовались ни тем ни другим. Сколько я брал еды, а брал много, почти не пользовались также. В общем полмашины груза брали зря, а как он мешал это пипец.
Границу прошли быстро, у монголов, второй водитель, собираясь выезжать в Кяхте, взял какую-то бумажку, я же нет ибо выходить тут же. Однако на выпуске я как-то смог понятливо спросить у пограничницы про работу кпп в наадам, на что она мне ответила, что они не работают с 11 по 15-е июля. И я выехал с кпп в Монголию, без этой пресловутой бумажки. Таможня осмотрела машины и все, монгольская проверила одну сумку. Заплатили за что то 55 рублей. А аа, да, там еще давали бумажку ее заполняешь и там ставят печати, это водителю, я ее вроде сложил в портмоне, но в итоге потерял, но об этом позже.
От кпп асфальт, не много и кладут его далее, грунтовка довольно ровная, приезжаем в Ханх. Зашли в банк, курс был 37,9 за рупь, не стали менять. Спустились вниз к озеру, там вторая часть поселка, магазины и море яков, они везде. В магазинах различная еда напитки и выпивка, пиво Боргио, Нислэйл(в годы службы-Нислэлийн) Сэнгур, не дорого совсем, но в Баторе гораздо дешевле. Зашли в кафе, там никто не говорит по русски, и по английски, и меню: чебуреки, гуляш, позы, чай.
Возмутило это меню, хотелось колорита, но тем не менее не дорого и вкусно поели. И поехали. Ведущим был второй экипаж, они почему то нас провели мимо 13 обо, по дороге много яков и очень красиво. По плохой дороге проехали 48 км, заехали в пески у озера и там заночевали. Пошел дождь. Утром отличная погода позавтракали и поехали дальше. Ехали весь день с частыми остановками, не обедали, мы все в машине ели арул, это творог сушеный. Потом встали у берега в лесу, переночевали и с утра далее, вскоре приехали в Хатгал. Там турбизнес рассчитан на нерусских туристов, рубли не берут. Тугры доллары евро, заехали в какое то кафе заказали там и поехали менять деньги, в банке курс 37,8 , обменяли, пообедали и далее в Мурэн.
Асфальт хорошего качества, но осторожно, не сколько раз встречались изгибы поперек дороги, можно все оторвать даже на внедорожнике. До Мурэна 100 км, быстро приехали, но учитывая, что я засыпал за рулем, а пассажиры не водят авто. Обьехали Мурэн, купили монгольскую симку с интернетом и заехали в гестхаус с юртами и домиками. Душ и благоустроенный туалет отдельно. Не дорого. На следующий день доехали до Улан-Батора. Там нас встретил монгол, который учился с моим пассажиром, он нас бесплатно поселил в 3-х комнатной квартире прямо в центре города, с двумя уборными с ваннами
Переночевали, потом пошли в Гандан, потом поехали на одной машине во дворец Багдахана, пошарились по центру. Ну город да город, не стремился я туда. Правда самый высокий курс там 39, и все гораздо дешевле. На следующий день выехали в Налайх, статуя Чингисхана, все обшарили осмотрели, ресторан и сувениры дорого, особенно ресторан, не воспользовались. Отьехали в сторону Тэрэлж, по дороге поели в юрте. Потом заехали в нацпарк Тэрэлж, обкатали и осмотрели все что можно и рванули в Чойр.
Отличный асфальт, 200 км, прибыли в Чойр, на вокзале обозначились, и стал я искать свою часть, от которой не осталось ничего. Остался платц и дорожки от казарм и досов. Нашел кпп, оно целое и там кто то живет. Позже монгол рассказал мне, что уже после меня построили одну пятиэтажку и она осталась. Я застал на дембель, копание под ее фундамент и завоз цемента, нашими руками. Так я определил где была моя рота, постоял посмотрел и все. Потом нашли во второй части Чойра где много пятиэтажек, половина которых построена нами, отель, там заселились, полный ажур, только горячей воды нет, есть, но она холодная, это почти везде, кроме Батора. Этот отель был заполнен народом в нац. костюмах.
На следующий день оказалось там идет праздник, торговля, борьба, стрельба из лука, хотя наадам еще не начался. Праздник понравился походили там часа два, и рванули в Сайншанд, 220 км отличный асфальт, приехали и сразу по святым местам, второй вход в Шамбалу и прочее. Потом пообедали в городе, приличный город, я вам скажу, все есть. Вернулись в Чойр, переночевали в том же отеле и поехали в Алтанбулаг. За день доехали до Сухэ-Батора, переночевали там в слабеньком, но дешевом отеле, если так можно сказать, и на следующий день в Алтанбулаг, встали в очередь.
Границу переходили 14 часов, второй экипаж 17. То ли потому что праздник завтра, то ли почему то. Русская таможня запускала только автобусы и фуры с монголии. По Монголии проехали более 3000км, были десять дней. Самое дороге там, это топливо. Заправки везде, если заправляться китайским топливом опасаетесь, то тогда заправки МТ и Петровис, там наша соляра и бензин. Ну вот так в кратце. Буквами не выразишь свое впечатление от поездки, что могу сказать, когда служили, мечтали свалить оттуда побыстрее, а тут другое дело, ты свободный человек и.........она цепляет, Монголия, цепляет не слабо, не город, нет.
Наверное в августе опять поеду, через Монды в Хархорин. В Кяхте не плохой Дютифри, затарился оригинальными сигаретами и джином
Пы сы: Про бумажку, которую не взял в Мондах. При заезде на кпп в Алтанбулаге, я и другие водилы из России идем к таможнику, мужик лет 50, сильно пьяный, но говорит по русски. Он отпускает одного, у того две бумажки, маленькая для всех, и большая на случай выезда в другом кпп, и начинает мурыжить второго, у которого только большая, мол где маленькая, спорят долго, а я стою и думаю: а у меня то ни одной бумажки нет?!
Короче, бухой таможник, говорит парню этому, все мол стой и жди, и берет у меня паспорт и СОР. Проверяет по базе там все есть. Потом говорит, а где хоть чо нибудь то у тебя? Я говорю, что маленькая бумажка, там же где и у этого парня, мол забрали на везде с кпп, а большую не взял, так хотел выезжать там же, но на выезде сказали, что не работают, а как я обратно заеду то за бумажкой. И он меня пропускает. Позже, таможник на основном кпп, пробил наши машины, дал новые бумажки, где мы и ставили печати по ходу.