Автомобильный пункт пропуска Монды - Ханх на границе России и Монголии будет международным.
Об этом на встрече в Улан-Баторе договорились делегации Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) и МИД Монголии. Российская делегация передала монгольской стороне проект межведомственного соглашения о взаимодействии и обмене информацией в сфере обустройства пунктов пропуска. После проведения внутригосударственных процедур стороны осуществят обмен нотами.
Вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний обсуждается давно, уже более 10 лет. Сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Граждане третьих стран пользоваться переходом не могут, и это, в частности, серьезно тормозит развитие въездных турпотоков в Россию и Монголию.
Автомобильный переход Монды – Ханх, расположенный на 200-километровой трассе, соединяющей озера Байкал и Хубсугул, основан в конце 50-х годов. В ноябре этого года имущество пункта пропуска было передано в ведение Росграницы на правах оперативного управления. Согласно планам агентства, пропускная способность МАПП «Монды - Ханх» составит 200 транспортных средств в сутки (140 грузовых, 50 легковых и 10 автобусов). По данным Росграницы, в настоящее время фактическая пропускная способность ДАПП Монды - 10 транспортных средств и 60-70 физических лиц в сутки. По данным STI, пункт пропуска обслуживает в год не более 800 российских туристов.
Открытие международного перехода широко обсуждается в иркутском туристическом сообществе в связи с идеей проекта «Байкало-Монгольская Азия», объединяющего ресурсы Байкала и Хубсугула. Туроператоры Бурятии рассматривают его в рамках проекта «Великий чайный путь», консолидирующего предложения Китая, Монголии и России. При этом существует региональная разница в понимании перспектив получения международного статуса. Все опрошенные STI иркутские эксперты видят в смене статуса перехода только позитивные стороны. «Хубсугул привлекает туристов из США, Европы и Кореи своей первозданной красотой не меньше, чем Байкал, - говорит директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко. – Возможность посмотреть на монгольское озеро позволит расширить программу для иностранных туристов, а также придаст импульс развитию инфраструктуры Бурятии и Иркутской области».
Реакция бурятской стороны на происходящее не столь однозначна. В Агентстве по туризму Республики Бурятия STI сообщили, что на республиканском уровне создан координационный совет, который подключится к процессу развития перехода. В то же время, представители ряда местных туроператорских компаний высказывают точку зрения, противоположную оценкам иркутских коллег. «Международный автопереход в Монды будет выгоден только иркутянам, - заявила STI директор одной из бурятских турфирм на условиях анонимности. – Бурятский турбизнес приложил много усилий для продвижения республики, новый переход может оставить нас без туристов».
Опасения туроператоров основаны на том, что переход в Монды находится от Улан-Удэ дальше, чем от Иркутска, и не имеет прямого транспортного сообщения со столицей. Более удобным для развития туризма в республике считается переход в Кяхте, уже имеющий международный статус. Дорога от Кяхты до Улан-Удэ проходит по нескольким районам Бурятии, каждый из которых может предложить колоритный турпродукт, в то время как наиболее любопытные места Монголии находятся по пути в Хубсугульский аймак, куда, по информации STI, монгольское правительство решило строить дорогу. К слову, схема транзита через Кяхту более освоена. Если из Улан-Удэ в Улан-Батор ходят рейсовые автобусы, то из Иркутска в Мурен туристы добираются только на частных автомобилях.
Так или иначе, международный статус перехода должен положительно сказаться на развитии инфраструктуры обоих регионов, если предприниматели на разных берегах Байкала приступят к совместному созданию транзитных продуктов. При этом потенциал туристических возможностей может оказаться неисчерпаемым.
18 декабря 2009 года
RATA-news