В начале 1951 года в СССР начали работы по проектированию индивидуальных
плавающих средств танков (ПСТ).
Опытные образцы систем уже были созданы в 1952 году и прошли испытания на реке Оке. В период 1953-1954 годы индивидуальные плавающие средства для танков Т-54 испытывались на море и получили маркировку ПСТ-54. В 1957 году эту систему взяли на вооружение Советской Армии.
Производство ПСТ-54 поручили заводу №324 в городе Навашино Горьковской (Нижегородской) области. Дооборудование самих танков для крепления ПСТ-54 велось в Харькове на заводе № 75. Дооборудованный танк получил обозначение «Объект 485».
Параллельно велись работы над созданием ПСТ для танка Т-55 и ЗСУ-57-2 (были даны обозначения, соответственно, ПСТ-55 (проект К-4183) и ПСТ). Доработанная ЗСУ-57-2 получила обозначение «Объект 510».
В 1959 году велись работы по созданию унифицированного плавсредства заводами №342 и №174. В 1960 году такое средство под индексом ПСТ-У (универсальное) было принято на вооружение.
Комплект ПСТ-У состоял из пяти стальных понтонов (двух бортовых-основных и двух бортовых-откидных и одного кормового). Общая масса ПСТ-У достигало 10 тонн. Запас плавучести танка Т-54 был равен 40%. То есть выше условной ватерлинии возвышалось 40% корпуса танка.
В качестве водоходного движителя применялись два гребных винта, приводимые во вращение от ведущих колёс машины. Поворот осуществлялся посредством изменения скорости вращения винтов рычагами управления танком с места механика-водителя. ПСТ-У имело собственные топливные баки ёмкостью 500 литров, чтобы сохранять запас топлива танка для сухопутных боевых действий.
Стрельба из танковой пушки допускалась при волнении не выше 1,5 балла и при отсутствии десанта. Стрельба ЗСУ по воздушным целям могла вестись при волнении не выше 2 баллов.
Вместе с танком брался десант – 25 пехотинцев с оружием (ЗСУ могла взять десант до 40 человек).
Скорость движения на плаву достигала 12 км/ч.
Навешивание ПСТ производилось силами экипажа за 35 минут, сброс осуществлялся мгновенно, без выхода экипажа из танка.
ПСТ-У перевозилось за танками четырьмя автомобилями типа ЗИЛ-151.
В 1962 году прошли испытания облегчённых образцов плавательной системы ПС-1 для танка Т-55 и тягача БТС-2. Масса ПС-1 составила 5,5 тонн (применены понтоны из алюминиевого сплава). Максимальные скорости на плаву: вперёд – 13,7 км/ч, назад – 8 км/ч, так как винт применялся не реверсивный, по грунтовой дороге БТС-2 с навесным оборудованием мог передвигаться со скоростью 25 км/ч.
Запас хода на плаву, с учётом дополнительных топливных баков, составлял до 100 км. ПС-1 транспортировалось двумя автомобилями ЗИЛ-157В (седельный тягач применили с целью снижения количества перевозящих плавающее средство автомобилей и, следовательно, используемых военнослужащих).
В последующие годы проводились работы по усовершенствованию плавсредств танков, появились модификации ПСТ-63М и ПСТ-64 для танков Т-55 и Т-62.
http://www.arms-expo.ru/articles/124/80164/