Автор Тема: Алтай и Монголия -- май 2017  (Прочитано 2888 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10040
  • Страна: ru
  • Карма: 96
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Алтай и Монголия -- май 2017
« Ответ #-1 : 29 Май 2017, 20:32:26 »
 2 мая 2017 г. Урочище Белый Бом – Курай – Кош-Агач – Ташанта – госграница (перевал Дурбэт-Даба, 2400 м) – Цаганнуур - перевал Оботын-Даба (2643 м) - Баян-Улгий

Хотя снег, на этот раз не выпал, ночью было очень холодно. Для Оли это был первый в жизни опыт ночевки в палатке и он оказался весьма экстремальным.

Только отъехали от поселка Белый Бом, как тут же попали на очередную достопримечательность – памятник Кольке Снегирёву, а точнее всем водителям Чуйского тракта.

Надпись на мемориальном камне гласит: Памятник сооружен в честь мужественных водителей, которые по Чуйскому тракту в годы Великой Отечественной войны, преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая. Это одна из дорог, в проектировании которой принимал участие автор книги «Угрюм-река» Вячеслав Шишков.

Баллада М.Михеева: «Есть по Чуйскому тракту дорога» о Кольке Снегирёве, которая стала гимном непростой шофёрской профессии. Тяжёлый труд, лирика и любовь – всё есть в этой песне. Баллада стала украшением художественного фильма по книге знаменитого земляка Василия Макаровича Шукшина «Живёт такой парень».

Чуйский тракт – это память и о многих людях, которые были репрессированы и трудились на строительстве этой дороги.

Чуйский тракт – это главная транспортная артерия Республики Алтай. Начало строительства: конец XIX – начало ХХ веков, дата сдачи в эксплуатацию – 1 января 1935 года. Протяженность автомагистрали – 963 км. Проходит по трём российским субъектам: Новосибирской области, Алтайскому краю, Республике Алтай.

Данный памятник был построен по инициативе Главы Республики Алтай Александра Васильевича Бердникова. Его отец – фронтовой водитель – большую часть своей жизни провел за рулем автомобиля на Чуйском тракте.

Было холодно, поэтому, как и в прошлое утро, на фотосессию из машины отважились выйти только двое. Остальные остались оттаивать в машине после бодрой ночи.

Далее ехали в сторону государственной границы практически без остановок. Лишь в Курае зашли во вновь открывшийся визит-центр.



Мечеть в селе Ташанта.

На пункт пропуска Ташанта прибыли в 13:30 и уперлись в очередь из бензовозов. После проведения пешей рекогносцировки, выяснилось, что существует отдельная очередь для легковых авто, куда мы и переместились. В очереди стояло 5 автомобилей. Одна машина была российская, с регионом Республики Алтай, остальные - с монгольскими номерами. Двигалась она очень медленно. Точнее стояли почти час, а потом всех скопом нас запустили на территорию погранперехода.


Погранпереход Ташанта – автомобильный, многосторонний. Это значит что пересекать границу в этом месте могут граждане любых стран. Само село Ташанта расположено у границы России с Монголией на высоте более 2000 м над уровнем моря в одноимённом урочище Ташанта, на берегу реки Ташантинки.


Далее – все как обычно: сразу на въезде посмотрели загранпаспорта, потом я долго стоял на холодном ветру в ожидании очереди на транспортный контроль, пока наш, российский казах не попросил таможенников, пустить нас внутрь будки.

Транспортный контроль заключается в проверке авто по базе на предмет всяких ограничений и обременений. От тебя требуется передать сотруднику таможни загранпаспорт и СТС и стоять, ждать. Для россиян очередь движется чуть быстрее, чем для граждан других стран.

Далее я остался около машины, ждать досмотра, а пассажиры с сумками пошли в здание проходить паспортный контроль. Тут хочу порекомендовать пассажирам прихватывать с собой побольше вещей – меньше будет работы вашему водителю при проведении досмотра, а то перетаскивать все ваши вещи – еще тот труд. Правда досмотр провели довольно быстро и сильно не смотрели.

После этого я присоединился к своим пассажирам, которые еще стояли в ожидании паспортного контроля. Паспортный контроль проходят группами. Сначала документы подает водитель, потом все остальные. После прохождения паспортного контроля, я вернулся к машине и подъехал к выходу из здания ждать пассажиров.

На выходе из здания, ознакомился с распорядком работы пункта пропуска. Работают они с 9 до 18-ти часов по рабочим дням. Впереди были праздничные дни и с 6 по 9 мая они не работали. Перед этим не работали с 29 апреля по 1 мая. Так что мы очень вовремя приехали. Монгольский пункт пропуска работает синхронно с российским.

На выезде, еще раз проверили загранпаспорта и мы поехали по хорошей, асфальтированной дороге, вьющейся между пустынных холмов в сторону, собственно границы. Эта дорога – еще территория России и до границы ехать надо аж 20 км. На участке дороги от российского до монгольского погранпункта ночевать запрещается. При выборе времени переходя границы надо это учитывать и выбирать время возвращения так чтобы успеть пройти все контроли и проехать 20 км между пунктами пропуска. Нам рекомендовали при возвращении появиться на монгольском пункте пропуска не позднее 16-ти часов.

Граница проходит по седловине перевала Дурбэт-Даба высотой 2400 м. На границе, вышел пограничник из будки, проверил наши погранпаспорта и открыл шлагбаум. Всё ! Мы в Монголии ! Об этом нам говорил только соответствующий пограничный столб. Самих монгольских пограничников вокруг не было. Сразу за шлагбаумом асфальт кончился и 5 км до монгольского пограничного пункта пропуска Цагааннуур мы ехали по гравийке.


Собственно государственная граница Российской Федерации и Монголии.


Первые километры по Монголии.

Монгольский пункт пропуска очень похож на русский. Опять две очереди – для грузовиков и для легковых. Некоторые монголы пытаются лезть через очередь для грузовых, но периодически из будки выходит пограничник и наводит порядок. В ожидании въезда на территорию пункта пропуска стояли очень долго. Пока стояли, прибежала монголка и взяла 50 руб экологического сбора, выдав соответствующую бумажку.

Для того чтобы скрасить минуты ожидания, рекомендую водителю со всеми паспортами пройти к будке, сунуть их в окошко и получить бланки миграционных карт, чтобы спокойно их заполнить.

На монгольской границе последовательность почти та же: на въезде пограничник проверяет паспорта. Далее все идут в помещение. Водитель начинает бегать между окошками и машиной, проходя разные контроли, а пассажиры его ждут. Опять же рекомендую пассажирам брать с собой вещи.

Прохождение монгольской границы затрудняет языковой барьер. Мою машину посмотрели дважды: сначала бегло экологический контроль, потом я вернулся в здание и подал бумажечку в окошко таможенникам. После некоторого ожидания пошел к машине с таможенником, который более тщательно осмотрел машину.

В тамбуре, один сотрудник пункта мне сунул визитку широко известного в узких кругах гражданина Монголии Мурата Сагидолда и набрал его по сотовому телефону. Мурат делает бизнес на размещении и организации экскурсий для туристов из России. Я уже читал про него в отчетах, знал что у него все схвачено и мы не пройдем мимо его гостеприимных объятий, поэтому с организацией нашего пребывания в Монголии, я особо не заморачивался.

Мурат прекрасно разговаривает по русски и мы договорились, что он будет ждать нас на въезде в город Баян-Улгий.

Потом мы все вместе прошли паспортный контроль. На паспортный контроль подходят всей машиной. Первым проходит водитель, идет к машине и подгоняет ее ко второму выходу из здания, где ждет всех пассажиров.

Как только все собрались в машине, поехали на выезд с территории погранперехода. На выезде пограничник еще раз смотрит наши паспорта и открывает ворота.

По итогу: на переход границы из России в Монголию у нас ушло 3,5 часа. Персонал с обеих сторон – доброжелательный. Требовательный, но все по делу, никаких придирок нигде не было. На Российской стороне, гражданам России предоставляется явный приоритет: стараются пропустить побыстрее. У монголов тоже все спокойно, но там поскорее пропускают монголов, но никакого беспредела. Просто нас смотрели чуть тщательнее.

Только отъехали метров 100 от пункта пропуска, как на дорогу вышел мужик и жестами объяснил что нам надо бы застраховаться по ОСАГО. Прошел к нему в будку и минут через 15, за 1200 рублей стал обладателем монгольского страхового полиса.

Вскоре выяснилось, что грунтовую дорогу давно не грейдили и по ней ехать невозможно из-за гребенки. Съехали в степь и поехали по степи, стараясь держать дорогу как ориентир. Несколько попыток выехать обратно на дорогу, ни к чему хорошему не привели и мы каждый раз снова возвращались в степь.


Так проехали километров 30. Выехали на дорогу чтобы проехать высохшую реку по мосту и о ! чудо ! – начался асфальт. Однако зевать этот асфальт не давал. Дорога была почти без ям, но вся в буграх, так что пара попыток разогнаться заканчивалась прыжками на таких вот буграх.


Погода становилась все хуже и хуже. Сильный ветер пытался сбить машину с курса. За поселком Цаганнуур асфальт кончился и мы покатили вверх в перевал Оботын-Даба высотой 2643 м, который как ворота вел в город Баян-Улгий. Пожалуй, этот перевал был самой высокой точкой нашего путешествия. После спуска с перевала снова появился асфальт. Чем ближе к городу, тем бугров становилось меньше и вскоре дорога позволила ехать 80-90 км/ч.


Непогода наступает нам на пятки.

Вдали появилась вершина Буянт 3662 м, возвышающаяся над городом и мы сделали небольшую остановку для фотосессии.


На въезде в город нас ждал Мурат на своем бежевом Приусе. Поздоровались и поехали за его машиной.

Дома он показал два варианта размещения – в юрте за 2500 руб и в доме за 2000 руб с компании. Честно говоря, мы думали что в юрте будет дешевле т.к. удобств там явно меньше. В доме и теплее и места больше и кровати и даже Wi-Fi и спутниковое ТВ. Единогласно решили оставаться в доме. Дополнительно предлагалось питание завтрак/ужин за 300 руб с человека. Нас тоже это устроило.

Из минусов: туалет на улице, душа нет.



В доме.

В программе по Монголии у нас было посещение местного музея и шоппинг. Решили что за день не успеем спокойно выполнить программу и пересечь границу. К тому же уютные условия располагали остаться еще на ночь. Ну а предложение Мурата сделать за вторую ночь скидку в 500 руб, решило вопрос.

В юрте.

На ужин мы заказали манты, и пока их нам готовили, мы сбегали в дэлгуур (магазин) за пивом. Магазин располагается в двух шагах, через дорогу.

Рэксик.

Познакомились с очень дружелюбным и ласковым псом Рексом. Вечером Мурат нас свозил на своей машине в общественную баню, расположенную неподалеку. Баня представляла из себя серию душевых кабинок. Посещение стоило 4000 тугриков (чуть менее 100 рублей).

Манты были настоящие, ручной работы и очень вкусные. Wi-Fi работал неплохо. Так что те кто хотел даже позвонили по viber. После предыдущей холодной ночевки в палатке, это был настоящий рай.



[left][/l]
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн ЛЕОН

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 1261
  • Страна: ru
  • Карма: 57
  • Пол: Мужской
  • MNR
Re: Алтай и Монголия -- май 2017
« : 30 Май 2017, 00:04:17 »
Отличная новая тема! Познавательно, заслужено- +1!
MNR Арвай-Хээр в/ч п/п 61384 1980-1982 осень

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10040
  • Страна: ru
  • Карма: 96
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Алтай и Монголия -- май 2017
« Ответ #1 : 30 Май 2017, 12:37:42 »
 3 мая 2017 г. Баян-Улгий: Музей – рынок – Магазин кашемира – Гипермаркет – АГЗС

Подъем назначили на 9 т.к. было много дел. На завтрак нас накормили богатой яичницей. Договорились, что на ужин нам приготовят бешбармак.

Дочка Мурата Арай, предложила нас сопровождать в нашем выходе в город.

Сначала посетили музей. Хотели экскурсовода на русским, но она была где-то занята и первые два этажа мы осмотрели сами. Музейчик так себе. Видно что им не занимались толком с советских времен. Сделали наблюдение, что здесь люди не пытаются переписать историю своей страны. Все экспонаты, касающиеся революции, войны и советского периода – на месте. Экспозиции, рассказывающие о героях тех времен поддерживаются в хорошем состоянии. Галерея портретов местных руководителей идет без изъянов, начиная с дореволюционного периода, заканчивая сегодняшним днем.

На 3-м этаже к нам присоединилась экскурсовод и рассказала о костюмах и быте казахов. Цена билета – 5000 тугриков (1 рубль = 42 тугрика).

Затем пешком пошли на рынок, он оказался рядом. На рынке много не пробыли, т.к. Арай сказала, что на рынке – один Китай и смысла там покупать нет, она покажет где есть настоящие монгольские товары. Вобщем на рынке купили только пиалы, само-собой китайские. Отмечу также что все это сопровождалось сильным холодным ветром. который поднимал пыль. Песок пытался проникнуть в рот и глаза.

В магазин кашемира GOYOL мы поехали на машине. Сходу поняли что Арай привела нас туда куда надо: ассортимент товара был высокий, цены низкими да и песок в глаза не летел. Даже рублями и по банковским картам можно было рассчитываться. В этом магазине мы реализовали все свои потребности по промтоварам. Были куплены: носки из шерсти верблюда и яка, жилетки из того же материала, кожаные кошельки, тапочки домашние из войлока. Я себе купил кожаную куртку и кожаные перчатки. Куртка обошлась в 285000 тугриков (примерно 6700 рублей), перчатки обошлись в 500 рублей. Рассчитывался наличными и картой. Ребята купили еще кожаные кошельки с цветным рисунком за 15000 тугриков (менее 400 рублей). По приезду домой, увидели такой же кошелек в Красноярском магазине за 2700 рублей. Серега купил верблюжье одеяло за 1000 рублей на наши деньги. В Кош-Агаче оно уже стоило 3000 руб, на перевале Чике-Таман – 5000 рублей. Вот такие дела. При этом Арай сказала, что в Улан-Баторе цены еще ниже т.к. все производство находится там.

Следующим номером нашей программы был супермаркет, где водка и пиво были широко представлены. Цены в нем значительно ниже, чем в Ханхе и ниже чем в местных ларьках. К оплате принимают банковские карты.

Водку закупали в основном на вывоз. Лишь взяли одну 0,5 на вечер под бешбармак. Закончить шоппинг хотели в магазине сувениров, но они все оказались почему-то закрыты.

Трофеи.

Вобщем так оказалось что благодаря Арай, поход запланированный на целый день, у нас закончился к обеду. Поэтому дома приготовили на печке обед из наших продуктов.

К этому времени подъехала компания на Шкоде Фабии. Они рассказали что на перевале выпал снег. Свою машину, которая была на летней резине, они толкали. Колонна бензовозов вообще не смогла подняться.

Они осмотрели, предлагаемые Муратом условия и пошли поискать альтернативу. Альтернативу нашли в виде грязной гостиницы в которой нет воды по цене выше, чем предлагал Мурат. Поэтому вернулись и поселились у Мурата в юрте.

Ближе к вечеру съездили с Муратом заправиться на единственную в Баян-Улгий АГЗС. На заправку отдали все оставшиеся нереализованными тугрики. Литр газа здесь стоил 950 тугриков (22,7 руб. всего на 1,7 рубля дороже, чем в Мариинске ). Вообще и бензин и газ в Баян-Улгий – привозные из России. Бензин стоит очень дорого: 92-й 1800 тугриков (42,8 руб.). Заправок в городе очень много и это сильно бросается в глаза. Все в основном цивильные и рассчитывают по банковским картам. Машин много, ездят все неспешно. Никаких затруднений в передвижении по городу я не испытывал. Всё как у нас, только хамов на дороге нет или мне такие не попались. На дороге много мотоциклистов. Только не таких как у нас – для развлечения, а использующих мотоцикл по делу. Сотрудников полиции тоже видели, но к нам они интереса не проявили.

Еще, из любопытного, в Баян-Улгий действует городской автоканал на 25-м канале СВ диапазона, сетка СD. Модуляция – частотная. Репитера нет. Язык общения – русский!

Еще мы узнали от Мeрата, что из 2000 км от Баян-Улгий до Улан-Батора осталось всего 300 км еще незаасфальтированной дороги.Правда, сведующие камрады поправляют: "Сомневаюсь, что только 300. Потому что из Улгия дорога идет еще км. 15 до озера Толбоо, а дальше до Ховда асфальта нет, а это 200 км без малого. И дальше на протяжении дороги до УБ еще много участков без асфальта. Так что, боюсь, он малость...ээ.... предвосхитил... ))) Но китайцы работают, кладут асфальт. Где-нибудь через годик, думаю, будет уже почти хорошо, почти все заасфальтировано."
Буду рад если в комментах будут дополнения и уточнения.

Бешбармак был вкуснейшим! Таким, что как говорится: «язык проглотил, речи лишился». Из мяса, в нем была использована конина и внутренности барана. Очень вкусно! Ничего подобного я в жизни не пробовал, хотя уже побывал и в Казахстане и в Киргизии. Потом долго общались за столом и играли в «Есть контакт !», которую организовала Оля. Было весело!

Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10040
  • Страна: ru
  • Карма: 96
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Алтай и Монголия -- май 2017
« Ответ #2 : 31 Май 2017, 14:41:03 »
 4 мая 2017 г. Баян-Улгий – перевал Оботын-Даба (2643 м) - – Цаганнуур - госграница (перевал Дурбэт-Даба, 2400 м) – Ташанта – Кош-Агач – Курай - Гейзеровое озеро – Акташ – ущелье Красные ворота – Улаганский перевал (2080 м)

Поднялись чуть раньше – в 8 утра, чтобы было время собраться, да и планы на день были обширные. Утро встретило нас ясной погодой. После завтрака собрались и двинули в путь, не забыв по пути потратить остаток тугриков на пиво.

По пути пару раз останавливались для фотосессиий т.к. солнечная погода открывала то что было не видно по пути в Улгий. Встретили стадо яков, которое переходило сфотографировали и их.

На перевале Оботын-Даба, лежали остатки сугробов. Вообще, тогда я еще не знал что это перевал Оботын-Даба и у него такая приличная высота. Выглядит он вполне миролюбиво. Мы – туристы-горники и слово перевал, у нас ассоциирутся с нечто подобным этому:

А тут просто ровный подъемчик через холмик. Я еще удивлялся а че машина не так резво поднимается? Пару раз даже на вторую передачу переключиться пришлось. Только дома, при подготовке этого отчета, я выяснил что мы забрались на вполне приличную высоту.

Снег на перевале проезду уже не мешал.

Когда асфальт кончился, на этот раз не раздумывая, съехали с дороги в степь и ехали по степи до самого приграничного поселка. По степи ехалось хорошо, как по асфальту. Периодически пересекали раскатанные снежники. Проблем никаких не встретили.

Монгольский погранпереход Цаганнуур

Монгольскую границу прошли довольно быстро, без приключений. На российской границе встали в очередь за монгольскими и казахстанскими машинами и долго ждали пока их досмотрят.

Российский погранпереход Ташанта

Досматривали их очень тщательно. Заставляли вытаскивать все вещи и все подробно смотрели. Кроме того, на транспортном контроле, практически у всех из них обнаружились проблемы. Кто-то из пассажиров, например, давно вывез машину в Казахстан и в положенный срок не вернулся обратно и не растаможил ее. Были и еще проблемы. Увидев меня в очереди, таможенники отдельно приняли мои документы и пропустили побыстрее. Досматривали нас не так тщательно как граждан Монголии и Казахстана. Паспортный контроль проходили на улице т.к. погода позволяла. На прохождение границы на этот раз ушло на час меньше времени: 2,5 часа.Перед самым Кош-Агачем кончился газ и километров 5 мы ехали на бензине. Надо было в Монголии побольше газа залить.

В Кош-Агаче пообедали в столовке, сняли наличку в банкомате и прошлись по магазинам. Сравнили цены с монгольскими и поняли что мы очень выгодно все купили. Серега купил ведро для того чтобы устроить походную баню. Тетка в магазине сказала, что вчера, все кто поехал в Улгий, не смогли подняться на перевал Оботын-Даба из-за снегопада и вернулись обратно. В Кош-Агаче тоже живут казахи и они часто ездят в Улгий в гости к родственникам и по делам.

Погода стояла ясная и на одном из участков Чуйского тракта, нам открылся отличный вид на Северо-Чуйский хребет и на одну из его основных вершин – Актру (4044 м). Здесь остановились на фотосессию и бросили традиционные камни в курган у дороги.

Потом ехали почти без остановок до места где расположено Гейзеровое озеро. Предприимчивые коммерсанты на тропе к нему построили турбазу и берут за проход 30 рублей. Эта ситуация напомнила мне сюжет из 12 стульев, когда Остап Бендер продавал билеты в Провал.

До озера идти минут 20 по неплохой, обустроенной тропе. Озеро периодически выделяет метан, за что его еще называют пукающим. Несмотря на это, в нем водится рыба.

В поселке Акташ, свернули на дорогу Акташ – Улаган. Дорога очень живописная. Асфальт периодически сменяется грунтовкой в хорошем состоянии. В ущелье Красные ворота, остановились на фотосессию.

По мере приближения к Улаганскому перевалу, появляются озера в большом количестве и небольшие турбазы для рыбаков.

Вечерело и мы уже во всю искали место для ночлега. Нашли его за 100 метров до седловины Улаганского перевала возле неработающей кафешки.

Улаганский перевал – горный автомобильный перевал на 26 км трассы Акташ –Улаган. Самый высокий перевал на Алтае с асфальтовым покрытием, высота 2080 метров. Перевал находится на водоразделе речных долин Башкауса и Чуи. Подъем и спуск очень затяжные, множество серпантинов и крутых подъемов, однако дорога на перевале имеет неплохое асфальтовое покрытие. На вершине перевала расположена парковка, туалеты, беседки.

Только встали, подъехали мужики – хозяева турбазы, расположенной неподалеку. Приглашали к себе за 400 руб/место в домике или на бесплатное место под палатку. Уж не знаю это потому что не сезон или так всегда у них. Но нам уже было лень трогаться с места и мы остались тут. Где-то сразу нарисовался четвероногий друг. Вел себя очень воспитанно и был накормлен остатками ужина. За это друг охранял нас всю ночь.

Потом подъехал микроавтобус с коммерческими туристами для фотосессии. Ребята рассказали что отдыхали на турбазе в долине Чулышмана и когда везде по Сибири валил снег, они там ходили в майках. Два дня назад перевал Кату-Ярык покрыл снег и на нем было скользко, а так подняться и спуститься – никаких проблем.

Чуть позже подошел местный алтаец с фингалом под глазом, немного пообщался, спросил – нет ли водки ? Напоили чаем – ушел на перевал для «стрелки с пацанами». Больше не приходил.

На всякий случай мы все ценное убрали в машину и в палатку. Ужин приготовили на горелках, немного посидели у костра и легли спать.



http://yura257.livejournal.com/31489.html
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат