2 мая 2017 г. Урочище Белый Бом – Курай – Кош-Агач – Ташанта – госграница (перевал Дурбэт-Даба, 2400 м)
– Цаганнуур - перевал Оботын-Даба (2643 м) -
Баян-УлгийХотя снег, на этот раз не выпал, ночью было очень холодно. Для Оли это был первый в жизни опыт ночевки в палатке и он оказался весьма экстремальным.
Только отъехали от поселка Белый Бом, как тут же попали на очередную достопримечательность – памятник Кольке Снегирёву, а точнее всем водителям Чуйского тракта.
Надпись на мемориальном камне гласит: Памятник сооружен в честь мужественных водителей, которые по Чуйскому тракту в годы Великой Отечественной войны, преодолевая труднодоступные перевалы и крутые повороты, возили грузы для фронта, потом для возрождения народного хозяйства, работали на благо и развитие Горного Алтая. Это одна из дорог, в проектировании которой принимал участие автор книги «Угрюм-река» Вячеслав Шишков.
Баллада М.Михеева: «Есть по Чуйскому тракту дорога» о Кольке Снегирёве, которая стала гимном непростой шофёрской профессии. Тяжёлый труд, лирика и любовь – всё есть в этой песне. Баллада стала украшением художественного фильма по книге знаменитого земляка Василия Макаровича Шукшина «Живёт такой парень».
Чуйский тракт – это память и о многих людях, которые были репрессированы и трудились на строительстве этой дороги.
Чуйский тракт – это главная транспортная артерия Республики Алтай. Начало строительства: конец XIX – начало ХХ веков, дата сдачи в эксплуатацию – 1 января 1935 года. Протяженность автомагистрали – 963 км. Проходит по трём российским субъектам: Новосибирской области, Алтайскому краю, Республике Алтай.
Данный памятник был построен по инициативе Главы Республики Алтай Александра Васильевича Бердникова. Его отец – фронтовой водитель – большую часть своей жизни провел за рулем автомобиля на Чуйском тракте.
Было холодно, поэтому, как и в прошлое утро, на фотосессию из машины отважились выйти только двое. Остальные остались оттаивать в машине после бодрой ночи.
Далее ехали в сторону государственной границы практически без остановок. Лишь в Курае зашли во вновь открывшийся визит-центр.
Мечеть в селе Ташанта.
На пункт пропуска Ташанта прибыли в 13:30 и уперлись в очередь из бензовозов. После проведения пешей рекогносцировки, выяснилось, что существует отдельная очередь для легковых авто, куда мы и переместились. В очереди стояло 5 автомобилей. Одна машина была российская, с регионом Республики Алтай, остальные - с монгольскими номерами. Двигалась она очень медленно. Точнее стояли почти час, а потом всех скопом нас запустили на территорию погранперехода.
Погранпереход Ташанта – автомобильный, многосторонний. Это значит что пересекать границу в этом месте могут граждане любых стран. Само село Ташанта расположено у границы России с Монголией на высоте более 2000 м над уровнем моря в одноимённом урочище Ташанта, на берегу реки Ташантинки.
Далее – все как обычно: сразу на въезде посмотрели загранпаспорта, потом я долго стоял на холодном ветру в ожидании очереди на транспортный контроль, пока наш, российский казах не попросил таможенников, пустить нас внутрь будки.
Транспортный контроль заключается в проверке авто по базе на предмет всяких ограничений и обременений. От тебя требуется передать сотруднику таможни загранпаспорт и СТС и стоять, ждать. Для россиян очередь движется чуть быстрее, чем для граждан других стран.
Далее я остался около машины, ждать досмотра, а пассажиры с сумками пошли в здание проходить паспортный контроль. Тут хочу порекомендовать пассажирам прихватывать с собой побольше вещей – меньше будет работы вашему водителю при проведении досмотра, а то перетаскивать все ваши вещи – еще тот труд. Правда досмотр провели довольно быстро и сильно не смотрели.
После этого я присоединился к своим пассажирам, которые еще стояли в ожидании паспортного контроля. Паспортный контроль проходят группами. Сначала документы подает водитель, потом все остальные. После прохождения паспортного контроля, я вернулся к машине и подъехал к выходу из здания ждать пассажиров.
На выходе из здания, ознакомился с распорядком работы пункта пропуска. Работают они с 9 до 18-ти часов по рабочим дням. Впереди были праздничные дни и с 6 по 9 мая они не работали. Перед этим не работали с 29 апреля по 1 мая. Так что мы очень вовремя приехали. Монгольский пункт пропуска работает синхронно с российским.
На выезде, еще раз проверили загранпаспорта и мы поехали по хорошей, асфальтированной дороге, вьющейся между пустынных холмов в сторону, собственно границы. Эта дорога – еще территория России и до границы ехать надо аж 20 км. На участке дороги от российского до монгольского погранпункта ночевать запрещается. При выборе времени переходя границы надо это учитывать и выбирать время возвращения так чтобы успеть пройти все контроли и проехать 20 км между пунктами пропуска. Нам рекомендовали при возвращении появиться на монгольском пункте пропуска не позднее 16-ти часов.
Граница проходит по седловине перевала Дурбэт-Даба высотой 2400 м. На границе, вышел пограничник из будки, проверил наши погранпаспорта и открыл шлагбаум. Всё ! Мы в Монголии ! Об этом нам говорил только соответствующий пограничный столб. Самих монгольских пограничников вокруг не было. Сразу за шлагбаумом асфальт кончился и 5 км до монгольского пограничного пункта пропуска Цагааннуур мы ехали по гравийке.
Собственно государственная граница Российской Федерации и Монголии.
Первые километры по Монголии.
Монгольский пункт пропуска очень похож на русский. Опять две очереди – для грузовиков и для легковых. Некоторые монголы пытаются лезть через очередь для грузовых, но периодически из будки выходит пограничник и наводит порядок. В ожидании въезда на территорию пункта пропуска стояли очень долго. Пока стояли, прибежала монголка и взяла 50 руб экологического сбора, выдав соответствующую бумажку.
Для того чтобы скрасить минуты ожидания, рекомендую водителю со всеми паспортами пройти к будке, сунуть их в окошко и получить бланки миграционных карт, чтобы спокойно их заполнить.
На монгольской границе последовательность почти та же: на въезде пограничник проверяет паспорта. Далее все идут в помещение. Водитель начинает бегать между окошками и машиной, проходя разные контроли, а пассажиры его ждут. Опять же рекомендую пассажирам брать с собой вещи.
Прохождение монгольской границы затрудняет языковой барьер. Мою машину посмотрели дважды: сначала бегло экологический контроль, потом я вернулся в здание и подал бумажечку в окошко таможенникам. После некоторого ожидания пошел к машине с таможенником, который более тщательно осмотрел машину.
В тамбуре, один сотрудник пункта мне сунул визитку широко известного в узких кругах гражданина Монголии Мурата Сагидолда и набрал его по сотовому телефону. Мурат делает бизнес на размещении и организации экскурсий для туристов из России. Я уже читал про него в отчетах, знал что у него все схвачено и мы не пройдем мимо его гостеприимных объятий, поэтому с организацией нашего пребывания в Монголии, я особо не заморачивался.
Мурат прекрасно разговаривает по русски и мы договорились, что он будет ждать нас на въезде в город Баян-Улгий.
Потом мы все вместе прошли паспортный контроль. На паспортный контроль подходят всей машиной. Первым проходит водитель, идет к машине и подгоняет ее ко второму выходу из здания, где ждет всех пассажиров.
Как только все собрались в машине, поехали на выезд с территории погранперехода. На выезде пограничник еще раз смотрит наши паспорта и открывает ворота.
По итогу: на переход границы из России в Монголию у нас ушло 3,5 часа. Персонал с обеих сторон – доброжелательный. Требовательный, но все по делу, никаких придирок нигде не было. На Российской стороне, гражданам России предоставляется явный приоритет: стараются пропустить побыстрее. У монголов тоже все спокойно, но там поскорее пропускают монголов, но никакого беспредела. Просто нас смотрели чуть тщательнее.
Только отъехали метров 100 от пункта пропуска, как на дорогу вышел мужик и жестами объяснил что нам надо бы застраховаться по ОСАГО. Прошел к нему в будку и минут через 15, за 1200 рублей стал обладателем монгольского страхового полиса.
Вскоре выяснилось, что грунтовую дорогу давно не грейдили и по ней ехать невозможно из-за гребенки. Съехали в степь и поехали по степи, стараясь держать дорогу как ориентир. Несколько попыток выехать обратно на дорогу, ни к чему хорошему не привели и мы каждый раз снова возвращались в степь.
Так проехали километров 30. Выехали на дорогу чтобы проехать высохшую реку по мосту и о ! чудо ! – начался асфальт. Однако зевать этот асфальт не давал. Дорога была почти без ям, но вся в буграх, так что пара попыток разогнаться заканчивалась прыжками на таких вот буграх.
Погода становилась все хуже и хуже. Сильный ветер пытался сбить машину с курса. За поселком Цаганнуур асфальт кончился и мы покатили вверх в перевал Оботын-Даба высотой 2643 м, который как ворота вел в город Баян-Улгий. Пожалуй, этот перевал был самой высокой точкой нашего путешествия. После спуска с перевала снова появился асфальт. Чем ближе к городу, тем бугров становилось меньше и вскоре дорога позволила ехать 80-90 км/ч.
Непогода наступает нам на пятки.
Вдали появилась вершина Буянт 3662 м, возвышающаяся над городом и мы сделали небольшую остановку для фотосессии.
На въезде в город нас ждал Мурат на своем бежевом Приусе. Поздоровались и поехали за его машиной.
Дома он показал два варианта размещения – в юрте за 2500 руб и в доме за 2000 руб с компании. Честно говоря, мы думали что в юрте будет дешевле т.к. удобств там явно меньше. В доме и теплее и места больше и кровати и даже Wi-Fi и спутниковое ТВ. Единогласно решили оставаться в доме. Дополнительно предлагалось питание завтрак/ужин за 300 руб с человека. Нас тоже это устроило.
Из минусов: туалет на улице, душа нет.
В доме.
В программе по Монголии у нас было посещение местного музея и шоппинг. Решили что за день не успеем спокойно выполнить программу и пересечь границу. К тому же уютные условия располагали остаться еще на ночь. Ну а предложение Мурата сделать за вторую ночь скидку в 500 руб, решило вопрос.
В юрте.
На ужин мы заказали манты, и пока их нам готовили, мы сбегали в дэлгуур (магазин) за пивом. Магазин располагается в двух шагах, через дорогу.
Рэксик.
Познакомились с очень дружелюбным и ласковым псом Рексом. Вечером Мурат нас свозил на своей машине в общественную баню, расположенную неподалеку. Баня представляла из себя серию душевых кабинок. Посещение стоило 4000 тугриков (чуть менее 100 рублей).
Манты были настоящие, ручной работы и очень вкусные. Wi-Fi работал неплохо. Так что те кто хотел даже позвонили по viber. После предыдущей холодной ночевки в палатке, это был настоящий рай.
[left][/l]