Монголия сегодня > Культура, история и традиции Монголии

Караваны и кочевники

(1/3) > >>

Mongol.Su ®:
КАРАВАНЫ И КОЧЕВНИКИ

В рамках Всемирного десятилетия развития культуры ЮНЕСКО предусматривает комплексное изучение древних торговых и культурных связей  между Востоком и Западом. В этой работе примут участие свыше тысячи ученых и специалистов более чем из 30 стран, по территории которых проходил Великий шелковый путь. В связи с этим наш корреспондент обратился к доктору исторических наук, профессору Н. Сэр-Оджаву с просьбой рассказать о некоторых аспектах исторической взаимосвязи кочевых цивилизаций Центральной Азии с вековыми традициями торгово-караванных путей.

Торгово-караванные пути во все времена являли собой хорошо налаженную и грандиозную даже по нынешним меркам транспортно-торговую систему. Одно направление караванных маршрутов пролегало из Китая в Европу через Среднюю Азию, в частности через Ферганский оазис; другая, южная ветка, перевалив Памирское плато, пересекала север Индии и доходила до Ближнего Востока. Существовало и множество попутных, более мелких ответвлений.

Считается признанным, что в значительной мере жизнь этих трансконтинентальных маршрутов пульсировала вокруг сбыта такого монопольного товара, как шелковая ткань, секреты производства которой китайские мастера хранили в тайне. Это, кстати, и
побудило немецкого географа XIX века Фердинанда фон Рихтгофена назвать эти караванные пути «шелковыми». Известно, что во II—1 веках до нашей эры в Китае приступили к целенаправленному  производству  шелка, имея в виду постоянный спрос на него в других странах.
Но, разумеется, насыщение рынка не ограничивалось только шелком, фарфором и бронзой. Предметами торговли являлись также кожа, замша, шерсть, волос, а сами кочевые народы оказались включенными в сферу торговли по той причине, что по их территории проходила значительная часть караванных путей. Взамен кочевники получали такие ценные товары, как ароматические вещества, ювелирные изделия и многое другое. В степных захоронениях тех времен как знак подтверждения практических торговых связей обнаружены предметы украшения римского и византийского происхождения.

Именно заинтересованность в торговых контактах различных по общественному укладу жизни и уровню развития народов и служила надежной гарантией «долголетия» Великого шелкового пути. Правда, при этом необходимо отметить и тот факт, что среди кочевников всегда шла борьба за господство над отдельными участками этого пути и за установление выгодных для них порядков пропуска караванов. И это было жизненно важным условием для их существования на протяжении большей части их исторической деятельности. Так, например, узловым предметом спора между оседлым Китаем и скотоводческими державами являлось право на обладание всем комплексом торговых путей на Запад. Успех в этом противоборстве приводил не только к беспошлинной продаже собственных товаров и укреплению экономического положения, но и к усилению политического авторитета, к установлению на правах «хозяина «Шелкового пути» приоритетных связей с другими государствами.

Другой пример — ожесточенная военно-политическая борьба Срединной империи с племенным союзом хунну в начале нашей эры, ознаменовавшаяся тем, что последний сумел установить полный контроль над сетью торговых артерий. В результате население
Средней Азии брало с китайских купцов за провоз товаров и пользование гужевым транспортом значительные суммы, тогда как аналогичные услуги  представителям хунну оказывались бесплатно.
Что же касается монгольских ханов, то их религиозная терпимость — в Каракоруме тогда было «12 кумирен различных народов, две мечети... и одна христианская церковь» — перекликалась с поощряемой ими политикой свободной торговли, не ограниченной    определенными рамками. Иностранные посольства, помимо богатых подношений или дани ханскому престолу, привозили с собой и товары, предназначенные для продажи. Потомки Чингисхана принимали деятельное участие в караванной торговле, видя в ней одну из важнейших статей государственного дохода. Согласно персидскому историку Рашид-ад-Дину, сын Чингисхана Угэдэй внес в качестве пая в торговые обороты мусульманских купцов 200 золотых балышей, что по тем временам составляло огромную сумму.

Когда Хубилайхан перенес столицу в город Ханбалык (Пекин) и тем самым основал монгольскую династию Юань в Китае, монгольские власти поддерживали торговые отношения более чем с 20 странами. М. Шервуд в своей книге «Былые пути в Китай» писал: «Иностранные купцы в Ханбалыке жили в пригородах. Они съезжались сюда со всех концов света: из Индии и Аравии, из Бирмы и Персии, с Явы, Суматры и Цейлона; из далеких северных стран: из Руси и Скандинавии, из Дании и Германии...»
И пожалуй, именно на период монгольской династии Юань приходятся последние всплески активности традиционной караванной торговли. Уже в XV веке в связи с расширением морских торговых сношений по Индийскому океану значение сухопутных частей Ве-
ликого шелкового пути постепенно ослабевает, и в конце концов они приходят в состояние полного упадка.
Кстати, в рамках провозглашенного ЮНЕСКО проекта «Комплексное изучение торговых шелковых путей дорогами диалога» будет уделено равноценное внимание как сухопутным, так и водным путям торгово-культурного обмена между Азией и Европой.
Предполагается как бы заново проложить три основных маршрута, один из них пройдет по морю, по которым пройдут международные группы ученых. Это будет первое наиболее полное исследование Великого шелкового пути учеными из разных стран. И мы
должны внести достойную лепту в общее дело. Нам необходимо разработать свой национальный проект с целью наиболее полного комплексного определения роли и значения кочевых народов Центральной Азии в свете данной проблемы. И с этим проектом активно включиться в работу.

Записал М. МУНХЖАРГАЛ

"МОНГОЛИЯ" № 7/89

Сергей Крона:
Еще лаковую посуду продавали. С каких-то деревьев сок собирали, и им посуду покрывали, или кожу даже. Ценились очень такие вещи. Я один раз на раскопках в Сибири такие видел.

Кит-Бука:
Оказывается древние китайцы оценили юрту-жилище их северных соседей,
предков монгол.

djamsaran:
Что поразило меня, когда я оказался в Улан-Баторе в 86м - так это огороженные заборами юрты в черте города, на окраинах. Интересно, там сейчас по-прежнему такое практикуется?
Кстати, казахская юрта не похожа на монгольскую. Монгольская выглядит шире и приземистей.

Федор:
djamsaran. Да, монгольская юрта отличается от казахской.
 Осталась в истории одна единственная фабрика в Советском Союзе по производству юрт. Она находилась ст УШ-ТОБЕ, Талды-Курганской области, Каз.ССР. Уш-Тобинская юрто-строительная фабрика
    В данное время, юрты производит Китай. Моим землякам проще приобрести китайское изделие, чем заниматся изготовлением своими руками.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии