Автор Тема: Монгольские предания  (Прочитано 11218 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Монгольские предания
« Ответ #-1 : 11 Январь 2009, 12:59:41 »
Роль предания в традиционной культуре весьма велика.
В дописьменный период именно предания сохраняли историческую память рода или племени, а при возникновении литературы предания оказываются одним из основных источников исторических сочинений. Отсюда ясно, насколько важной является проблема собирания и публикации преданий, без чего немыслимо их научное изучение.
В 1984 году в Улан-Баторе был издан сборник «Монгольские предания». Книга вышла под редакцией Д. Цэрэнсоднома, составил ее X. Сампилдэндэв. Отдельные предания X. Сампилдэндэв публиковал и раньше. Теперь же он выпустил в свет большую антологию,
призванную ознакомить читателей практически со всеми жанровыми и тематическими
разновидностями данного вида народного творчества. В сборник включено свыше ста
тридцати произведений самого разного объема — от одного абзаца до пространных
многостраничных повествований. В обстоятельном предисловии к сборнику его составитель
рассказывает о специфике жанра и о разных аспектах его изучения (отражение в преданиях этноязыковых и фольклорных связей, использование в них мифологических,тотемических мотивов и т. д.), сопровождая свой рассказ некоторыми историческими экскурсами.
Наш журнал будет публиковать предания из этой книги. На этот раз мы даем произведения.
связанные с нашей столицей, которой в этом году исполняется 350 лет.


Как была основана столица Их-Хурээ

Было решено выбрать место дли постоянного местопребывания первопрестольной столицы
Их-Хурээ — Великого Куреня. Во все концы страны были посланы чиновники, чтобы найти такую местность. Часть чиновников после долгих поисков решила, что долина реки Тамир как раз подходит для этого. Однако они увидели там два памятника, которые, по их мнению, были похожи на нищего с ребенком. И поэтому они стали искать другое место. Поехали дальше и ближе к вечеру встречают гонящего многочисленный табун седобородого старика Эрэнтия.
Ему они и рассказали по какому делу путь держат. Выслушав их, Эрэнтий сказал: «Я бы хотел сделать подарок августейшему владыке!». Чиновники охотно согласились, надеясь, что им кое-что перепадет. Старик условился: «Завтра я побываю дома, а с вами встречусь послезавтра до полудня», и сказав это, он ускакал. Чиновники решили, что старик наверняка привезет целую телегу подарков, и стали ждать его до условленного срока. Однако Эрэнтий приехал на коне и, преподнеся им большой хадаг*, проговорил:
— Запишите все мои слова и передайте их все до единого Богдо-Гэгэну! Я дарю владыке-
хану один золотой цветок Мандарваа**, да еще нервущуюся шелковину и золотое корыто.
Когда Эрэнтий, сказав это, ускакал, некоторые корыстолюбивые чиновники разгневались: «Обещал сделать подарок, а сам пустыми непонятными словами отделался, подшутил, поиздевался над нами. Надо поймать, наказать его!». Но один чиновник возразил:
«В его словах, наверное, есть какой-то потаенный смысл. Надо передать их Богдо-Гэгэну».
Послали гонца. Августейший владыка, выслушав слова старика, не разгадал их смысла. Призвали одного мудреца, который посоветовал: «В этих потаенных словах, видимо, заключается подсказка как найти место постоянного пребывания столицы.
Нужно искать местность, подходящую к этим словам».
Чиновники искали, искали и нашли такую местность. Золотым цветком Мандарваа оказалась гора Богдо-Уул, нервущейся шелковиной — река Тола, а золотым корытом — обширная долина.
Таким образом была заложена столица Монголии.

Зайсан-толгой

Все знают, что гору, находящуюся на северной оконечности хребта Богдо-Уула
называют Зайсан-толгой. А раньше здесь было ровное место. Однажды Богдо-хан гулял здесь и увидел,  что появился небольшой бугор. Наблюдая еще два дня он заметил, что бугор становится все больше. Вскоре он превратился уже в пригорок. И по мере увеличения
этого холма к нему передвигаются клином деревья с ближней горы Богдо-Уул.
Богдо-хан собрал приближенных, чтобы обсудить, что происходит и решить, что делать. Один мудрый сановник говорит: «Из Тибета прислали одну гору, чтобы она забрала с собой монгольские деревья с горы Богдо-Уул. Это именитая, известная на родине гора.
Поэтому она очень честолюбива. Нужно присвоить ей какой-нибудь титул».
Посоветовавшись, решили назвать эту гору Зайсан. После этого Зайсан-толгой перестала
передвигаться и расти выше, а деревья Богдо-Уула остались на месте.

*   *   *

Гора Чингэлтэй имела весьма высокую вершину. Однажды она повздорила с южной горой
Богдо-Уул, и они в гневе схватились. Богдо-Уул оторвала во время поединка вершину горы
Чингэлтэй и поставила ее перед собой. Ныне это гора Зайсан-толгой.
А затем две горы согласились, что в злобе можно обезобразить друг друга, и договорились больше не ссориться.

*   *   *

Горы Чингэлтэй-хайрхан и Богдо-Уул враждовали между собой. Они слали друг на друга
вперемежку бури, ливни, бураны.  Жителям столицы Их-Хурээ, расположенной между этими
горами, стало невмоготу. Собрались градоначальники посовещаться, как быть, что делать. Они узнали, что вражду между двумя горами разжигает демон, выходящий из-под земли неподалеку от реки Тола и горы Богдо-Уул.
Градоначальники решили: «Если и дальше эти горы будут враждовать, то нам не избежать
еще больших бед. Поэтому надо небольшой горой завалить отверстие, из которого выходит
Шул Демон».
Так было и сделано. Небольшая гора, у которой камнями завалили отверстие, это и есть нынешняя гора Зайсан-толгой.

* Хадаг — шелковый платок, преподносится как символ наилучших пожеланий.
** Золотой цветок Мандарваа — здесь имеется в виду цветок георгина.

ОТ РЕДАКЦИИ: Сейчас на этой горе (Зайсан) высится величественный памятник советским воинам, сражавшимся за свободу монгольского народа.

журнал "Монголия", № 1, 1990 год, с 30-31
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Bredly

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 335
  • Страна: ru
  • Карма: 48
Re: Монгольские предания
« : 20 Декабрь 2010, 01:55:55 »
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОНГОЛЬСКИХ ШАМАНОВ О ДУШЕ

Как известно, Монголия страна многовековых традиций шаманизма. В шаманском мировоззрении особый и важный раздел составляют представления о душе, смерти и загробной жизни. Поэтому сегодня, мы расскажем вам о представлении монгольских шаманов о душе человека.

   Шаманы Монголии считают, что у каждого человека имеется душа — сунэс, которая находится в теле человека, невидима и воздушна. Но в то же время душа материальна считают монгольские шаманы. Сунэс или душа может по своему желанию покинуть тело, странствовать по земле, побывать в мире духов и вернуться на своё место.
   
   Также считается, что она обладает всеми способностями и недо­статками человека, может голодать, радоваться, веселиться и злиться. Свойства сунэс или души человека зависят от личных качеств, возраста  и  физического состояния   того,   кому   она   принадлежит.
   Так например, душа у детей детская, у умных— умная, у сердитых и жадных -сердитая  и  жадная, считают монголы. Одним словом, душа — «вылитый и подлинный двойник человека во многих отношениях,  умственном, нравственном и физическом.
   У различных этнических групп монголов имелись свои тол­кования души. Так бурятские шаманы считают, что человек имеет три души. Первая — добрая душа — имеет доступ к высшим божествам — тэнгринам и заботится о своем хозяине; вторая —средняя душа-  находится в теле. Иногда ее преследуют духи, ловят и едят, тогда человек заболевает и умирает. После смерти человека она становится призраком, привидением, духом; а третья душа по­стоянно находится при теле и после смерти хозяина остается на месте, оберегая его кости.   
   Интересным является вопрос где находится душа человека, в какой части его тела? Некоторые монгольские шаманы считают, что местом пребывания души являются лёгкие. Однако наиболее распространенным является представление, что из всех частей тела ближайшее отношение к душе имеют голова и дыхательное горло с осерднем — печенью, легкими и сердцем. Голову с дыхательным гор­лом и осерднем монгольские шаманы называют “зүлдэ”. Хотим от­метить, что у древних монголов слово “зулдэ”означало “душа”, “одна из душ”.

  Монголы верят, что зулдэ великого человека, такого как например Великого Чингис хана, становится гением-хранителем рода или даже всего народа. Одним из примером, материального воплощения зулдэ является государственное знамя Монголии, которое представляет собой чёрный и белый бунчук из конского волоса. 

   Традиционный девять бунчук почитается всем народом, после проведения  шаманами обряда воплощения зулде Чингис хана.

   Душа, по воззрениям монгольских шаманов, покидает тело по время сна. Но она может выскочить от испуга в любое время через нос, рот человека или вместе с кровью. Выскочившая от испуга душа сама не возвращается в тело, ее нужно вернуть путем обряда призывания души, которую тоже проводят монгольские шаманы. Часто душа человека отождествляется с тенью человека— суудэр.

   В Монголии существует поверье, согласно которому нельзя было наступать на тень человека, кидать в неё острые предметы, так как душа может обидится, пораниться или умереть.По понятиям монгольских шаманов болезнь и смерть происходят двояко. Во-первых, по определению владыки подземного царства Эрлик-Номун-хана. В этом случае вопрос о смерти решен, и никто но в состоянии предотвратить её. Вo-вторых, смерть может быть случайная, насланная какими-нибудь духами ада. От подобной смерти можно избавиться посредством шаманских обрядов и жертвоприношений. Лекарство и целительные процедуры — лишь вспомогательное средство после удовлетворения требований духов считают монголы. В неко­торых случаях смерть рассматривалась как предопределение неба — тэнгри. Например, смерть от удара молнии. Кроме того, монгольские шаманы считают, что после смерти человека душа при теле остается в течение трех дней. Поэтому похороны проводили по истечению трёх дней после смерти человека.

   Загробная жизнь, по представлению монгольских шаманов, является продолжением земной жизни. Поэтому человек не просто умирает, а переносится в другой мир. Также душам умерших людей хорошо знакомы значения родства и понимание своего социального статуса. Например, души выдающихся людей, предводителей родов и племен сохраняют высокое положение и в загробном мире. Их души, сохраняя имена своих хозяев, становятся, как правило, благодетельными и весьма почитаемыми существами.

   Им даются различного рода титулы — эжины, нойоны,хан и другие, приписываются функции покровительства над определенной географической областью — большими реками, озерами, горами, местностями — и сферами человеческой деятельности. Степень распространенности их «владычества» или почитаемости могла быть разной, начиная с нескольких родовых групп и кончая общеплеменными масштабами.Души монгольских родоначальников — тайши, зайсанови других нойонов составляя особую группу духов, которые устраивают собрания и суды, т. е. решают правовые, нравственные и другие вопросы в загробном мире.

   Также исключительными были духи отдельных нойонов и старост, которые в жизни были одновременно шаманами. Духи этих нойонов - шаманов считаются исключительно сильными и почитаются местными верующими Монголии.

   А души людей, обладающих талантом или каким-ни­будь мастерством, как например, кузнецы,охотники, сказители-певцы пользовались особым уважением уже при жизни. Монголы считают, что способности и мастерство талантливых людей дарованы свыше от богов-покровителей.

http://www.vom.mn/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=117:2009-03-30&catid=20:history&Itemid=159
« Последнее редактирование: 20 Декабрь 2010, 16:26:57 от Bredly »

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Монгольские предания
« Ответ #1 : 17 Октябрь 2011, 01:40:28 »
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Монгольские предания
« Ответ #2 : 17 Октябрь 2011, 01:42:23 »
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн ViktorB

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 264
  • Страна: ru
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
  • Все мы КОМПАНЫ!
Re: Монгольские предания
« Ответ #3 : 15 Ноябрь 2011, 15:20:17 »
Замечательные постановки муз-спектаклей. В детсве часто по радио запускали. Сейчас, очень редко спектакли играют. И то по вечерам и очень коротко. Жаль. :'(
Эpxет - Caлхит п/п в/ч 62581- Рембат 4 рота    (осень1985-87гг.)

Оффлайн ViktorB

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 264
  • Страна: ru
  • Карма: 31
  • Пол: Мужской
  • Все мы КОМПАНЫ!
Re: Монгольские предания
« Ответ #4 : 15 Ноябрь 2011, 15:48:49 »
Забытая столица Монгольской империи
 
 
Забытая столица Монгольской империи
Далеко на востоке, в долине Хангайского хребта, течет река Орхон. На ее берегах пасутся сарлыки - низкорослые монгольские яки. А кругом - царство трав... В этой бескрайней, почти безлюдной горной стране с вершины одной из сопок открывается необычная панорама: мертвый город Каракорум -памятник далекого прошлого.

К середине XIII века в Центральной Азии была образована Монгольская империя, которая при Чингисхане и его преемниках, великих ханах Угедее и Мункэ, достигла размеров, неслыханных в истории человечества. В ее состав входили Северный Китай, Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамия, Закавказье и Восточная. Европа.
«Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно»-сказано в одной древней монгольской хронике. Поэтому в 1206 году Чингисхан основал Хара-Хорин -столицу древнемонгольского государства. Она просуществовала до XVI века.

Хара-Хорин, или Каракорум - «город черной каменной осыпи», положил начало оседлости, где забилась иная жизнь, отличная от степной, бродячей. Появились первые монгольские горожане, купцы и дипломаты.
Не прошло и ста лет, о далеком богатом восточном городе узнали в Европе. В это время средиземноморское побережье страдало от нападений арабских пиратов, восточные рубежи Западной Европы подвергались набегам турков. В связи со сложившейся обстановкой для установления дипломатических отношений с монгольскими ханами и образования союза против мусульман весной 1252 года. французский король Людовик IX отправляет на Восток посольство, которое возглавил францисканский монах Гильом Рубрук.

В декабре 1253 года после длительного и утомительного путешествия Рубрук со своими спутниками достиг Каракорума, столицы Монгольской империи. К своему удивлению, он застал там небольшую колонию выходцев из Западной Европы. Все они, искусные ремесленники, оказались в плену батыева войска, доставившего их в далекую Монголию. Золотых дел мастера, строители, представители других редких профессий, оставаясь невольниками,  имели семьи, собственные дома, могли работать; прочих пленников монголы держали дома на положении бесправных рабов.

По описаниям Рубрука Каракорум времен великого хана Мункэ, потомка Чин-гисхана, был космополитическим городом, разделенным  на два квартала: «Один сарацинов, в котором бывает базар, и многие купцы стекаются туда, другой квартал китайев, которые все ремесленники. Вне этих кварталов стоят большие дворцы, принадлежащие придворным секретарям щ Там находятся двенадцать кумирен различных народов, две мечети и одна христианская церковь . на краю города. Город окружен глиняной стеною и имеет четверо ворот».

Ханская резиденция, обнесениная кирпичной стеной, состояла Ш из большого дворца и длинных хранилищ для сокровищ и съестных припасов. «И дворец этот напоминает церковь, имея в середине корабль, а две боковые стороны его отделены двумя рядами колонн; во дворце три двери, обращенные к югу».
Дворцы строили и украшали пленные китайские умельцы. Русский золотых дел мастер Козьма изготовил для великого хана печать и дивной красоты трон слоновой кости. Над ложем больной ханской супруги висела серебряная чаша, похищенная, по предположению Рубрука, в одной из венгерских церквей.

Совершенно необыкновенное сооружение создал ювелир Вильгельм Буше, родом из Парижа. Он водрузил его перед ханским дворцом. По словам Рубрука, это было «большое серебряное дерево, у корней которого находились четыре серебряных льва, имевших внутри трубу, причем все они изрыгали белое, кобылье молоко. И внутрь дерева проведены были четыре трубы вплоть до его верхушки; отверстия этих труб были обращены вниз, и каждое из них сделано было в виде пасти позолоченной змеи, хвост которой обвивал ствол дерева. Из одной из этих труб лилось вино,
из другой - кобылье молоко,
 из третьей - бал, то есть медовый напиток, из четвертой - рисовое пиво... А на дереве ветки, листья и груши были серебряные».

С падением монгольской империи древний город потерял свое значение, его жители разбрелись, а дворцы и храмы оказались заброшенными. Он как будто уснул навсегда.
Первыми, кто потревожил многовековой сон Каракорума, были русские путешественники, археологи и этнографы. В конце XIX века Николай Михайлович Ядринцев обследовал верховья Орхона и обнаружил Каракорум и монастырь Эрдэнидзу, основанный в XVI веке на древних развалинах. 108 белых башен монастыря, вмонтированных в ограду, опоясывали 18 гектаров земли. Сохранились дворцы ханов, монументальные субурганы - ступенчатые памятники со шпилями... Остался круг, выложенный камнем, - это основание юрты диаметром 45 метров!
Интерес к Каракоруму в Европе еще более возрос после сенсационного открытия профессора Копенгагенского университета Вильгельма Томсена. В 1893 году в датском Королевском научном обществе он прочел доклад «Дешифровка надписей с Орхона» - всего 15 страниц текста. Томсен расшифровал древнетюркское письмо.
1948-49 годы советско-мон-гольской экспедицией под руководством археолога Сергея Владимировича Киселева были проведены раскопки ( о Каракорума в юго-западной части города, открыты остатки дворца , Угедея, сооруженного на гранитном цоколе; под дворцом оонару-жены руины буддийской кумирни конца XII - XIII веков со стенной росписью. В центральной части города - торгово-ремесленные кварталы.

Большие раскопки, произведенные в Каракоруме, выявили планировку городских кварталов, расположение основных административных и бытовых построек. Но, конечно, в них нельзя было уловить той пышности, представительности и своеобразной простоты, которой, судя по описаниям послов и путешественников, ' побывавших здесь, отличалась эта  столица огромной империи.Щ дура Ныне на месте, где некогда шусыграмел монгольский город, - поле, ЗД изборожденное рвами. Здесь пасется скот. Около гигантской ка-Чменной черепахи греются на солнце овцы с ягнятами. К каменной стеле привязана лошадь. Сохранились керексуры - места древних захоронений, неизменные спутники монгольских сопок...

Источник: Netkonca.ru - Забытая столица Монгольской империи
 
 
Эpxет - Caлхит п/п в/ч 62581- Рембат 4 рота    (осень1985-87гг.)

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 14329
  • Страна: ru
  • Карма: 436
  • Пол: Мужской
  • Пока живы ,помним...
Re: Монгольские предания
« Ответ #5 : 25 Февраль 2015, 16:30:18 »
МОНГОЛЬСКИЕ МИФЫ  СКАЗАНИЕ О БУДЖИН-ДАВА-ХАНЕ

Давно-давно, когда земля только недавно еще была сотворена, жил царь Буджин-Дава. У него была чудесная лошадь, которая в один день обносила его три раза вокруг земли.

Еще у него была птица Надин и собака Хасар, которых он отправлял на охоту, и они всегда приносили ему все, что только можно было пожелать.

Царство Буджин-Дава было велико и могуче, и никто из соседей не смел обидеть его подданных. Но в семейной жизни хан не был счастлив. Правда, у него было 500 жен, но ни одна из них за много лет не родила ему ребенка, которого он страстно желал иметь.

Однажды хан опять отправил на охоту Хасара. Собака на этот раз отправилась на юг, но охота не была удачна. Не желая возвращаться домой ни с чем, она бежала все дальше и дальше.

Вдруг она увидела большой дом. Подбежав к нему, она заглянула в окно и увидела старуху и трех девиц. Две из них были красавицы, но красоту младшей трудно было бы даже описать. Ничего подобного Хасар никогда не видел и остановился очарованный. Казалось, какое-то сияние исходило от младшей девицы, и глаза ее, синие, как небо, то были глубоки, как море в тихую погоду, то блестели, как вечерняя звезда. Пораженный Хасар подошел еще ближе и стал слушать.

- Ну, дочки мои, - говорила старуха, - пусть теперь каждая из вас расскажет, чему она научилась.

- Для простых людей я не знаю ничего, - ответила старшая, - но если бы Буджин-Дава-хан взял меня в жены, я бы для него и его свиты в 500 человек в одно мгновение из одного яйца приготовила бы обед из девяти блюд.
- А я, - сказала вторая девица, - если бы хан взял меня в жены, соткала бы ему в один миг ковер, на котором хватило бы места и ему, и всей его свите. И весь ковер был бы сделан из шерсти всего одного козла. Ну что же, - добавила она, - разве я не достойна была бы быть царицей?

Младшая сестра долго молчала, но, наконец, сказала:

- Я ничему не научилась, и если мне суждено выйти замуж за простого человека, я бы осталась женщиной, как и всякая другая. Но если бы меня взял в жены Буджин-Дава-хан - о, тогда я наверно знаю, что я родила бы ему золотого сына и серебряную дочь. Но ведь хан никогда не женится на мне, - добавила она довольно печально.

Этих слов было достаточно для Хасара. Услыхав их, он помчался домой. Когда он явился к хану, тот был очень удивлен и недоволен, что верный слуга его вернулся с пустыми руками.

- Не сердись, великий хан, - сказал Хасар, - выслушай то, что я расскажу тебе, и ты меня простишь.
И затем он рассказал о трех сестрах и о том, что они говорили. Когда же он описал красоту младшей и передал ее слова, хан вскочил и немедленно приказал выехать свите в 500 человек, чтобы сопровождать его в поездке на юг.
Когда хан еще только подъезжал к дому старухи, дочери ее заметили его. Прошло всего несколько минут, и хан уже входил в дом.

И уже вторая из девиц успела соткать ковер. Царь и вся свита его уселись на этом ковре, и еще осталось свободное место.

Когда все уселись, старшая сестра уже принесла обед из девяти блюд, сделанный из одного только яйца. Все ели очень много, и от обеда осталось еще порядочно.

Наконец, царь велел показать третью из сестер. Ей, которая ничего не умела делать, стыдно было предстать перед своим повелителем, и ее пришлось отвести к хану почти насильно. Буджин-Дава был очарован ею и, не долго думая, объявил ей, так же как и ее двум сестрам, что берет их всех себе в жены.

Через три дня, когда хан вернулся домой, все три сестры стали царицами, мать же их поселилась во дворце.
Прошло несколько месяцев. Две старшие сестры, как и все прежние царицы, остались бесплодными, младшая же из сестер уже давала уверенность, что принесет своему мужу и повелителю хотя бы одного ребенка. Ее дивная красота вместе с этой беременностью сделали то, что для Буджин-Дава все его остальные жены совсем перестали существовать, а все свое внимание, всю свою нежность и любовь он перенес на нее.

Прошло еще несколько месяцев, и скоро уже должно было настать для младшей царицы время родов.

Продолжение здесь: http://legendy.claw.ru/shared/3/information/574.html
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 14329
  • Страна: ru
  • Карма: 436
  • Пол: Мужской
  • Пока живы ,помним...
Re: Монгольские предания
« Ответ #6 : 24 Март 2015, 22:58:05 »
МОНГОЛЬСКИЕ МИФЫ

 ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ



Жили однажды три брата. Два младших были лентяи и только кутили, пока старший работал. Хотя брат никогда и не укорял их в беспутной жизни, им все-таки было неловко перед ним, да и завидно, что он пользуется всеобщим почетом. И они решили погубить его.

Узнав, что на одной горе водятся страшные звери, они уговорили его пойти туда, так как там, по их словам, можно бы было сразу разбогатеть.

Ничего не подозревая, старший брат пошел, но, видно, его хранили небеса, потому что он не встретил ни одного зверя. Не найдя также богатств, он задумался и понял наконец, что братья хотели его гибели. Тогда он решил больше не возвращаться домой, а пойти искать по свету добрых людей. И вот он пошел, куда глаза глядят.

Вскоре он увидел человека, который лежал, приложив ухо к земле, и будто к чему-то прислушивался.
- Что это ты слушаешь? - спросил он его.
-
 Да вот слушаю, что под землей говорят грешники. Очень интересно, - ответил тот.

Поговорили еще и пошли дальше уже вместе, условившись делить и радости, и горе. Немного дальше они увидели человека, который пас дзеренов (антилоп). Старший брат спросил его, каким образом стадо у него не разбегается, и человек ответил:

- Ну, от меня не убегут, я их всегда могу догнать.

Тогда ему предложили вступить в компанию, и он согласился. Еще дальше 3 товарища увидели человека, который, лежа на спине, смотрел на небо. Спрошенный о том, что он ищет на небе, этот человек ответил, что он пустил в небо стрелу и теперь ждет ее возвращения вместе с несколькими звездами. И действительно, когда через некоторое время стрела упала на землю, на нее было нанизано несколько звезд. Товарищи предложили ему вступить в компанию к ним. Он согласился, и дальше они пошли вчетвером.

В первом лесу они увидели человека, который из-под самки ворона вынимал яйца и клал их опять обратно без того, чтобы птица это заметила.

- Что ты делаешь? - спросили его друзья.

- Видите ли, - отвечал тот, - я вор. Уже отец мой мог все украсть, но только одного не мог - стащить у самки ворона ее яйца. Я же теперь добился и этого.

Друзья сочли необходимым иметь товарищем такого редкого знатока столь важного дела и предложили ему примкнуть к ним, на что вор охотно согласился.

Еще дальше друзья увидели человека, который громоздил гору на гору - оказалось, что он только пробует свою силу. И он присоединился к компании. А еще дальше они взяли к себе человека, который мог проглотить целое море и выплюнуть его обратно, продержав в себе несколько дней.Тогда они решили выбрать себе начальника, и им стал тот, который их всех собрал - старший из трех братьев.

Прошло несколько лет. Начальник товарищей узнал, что его братья стали ханами, и захотел их повидать. Вся компания пустилась в путь. Не доходя до столицы ханов, человек с тонким слухом лег и стал слушать, о чем они говорят.
Оказалось, что они были очень встревожены приближением брата. Не принять его они не смели, а потому решили его отравить. Чтобы не спутать ядовитое вино с хорошим, они отравленное вино поставили с правой стороны парадной юрты. Когда об их замысле узнал их брат, он приказал своему товарищу-вору ночью переставит вино, и тот это исполнил так, что никто не заметил подмены.

На следующий день все семь товарищей пришли к ханам в гости. Те приняли их любезно и стали угощать вином. Никто не отказался, и все, хозяева и гости, пили его, но только разное. И вдруг у обоих ханов сделались судороги, и вскоре один из них умер, другого же кое-как спасли.

Через несколько дней хан, который уже поправился, предложил гостям принять участие в разных состязаниях. Этим он хотел узнать их силу.

Сначала устроили борьбу. Хан выставил борца страшной силы, но что мог он поделать против того, кто ворочал горы?
Потом устроили бега. Хан пустил 700 своих лучших коней, но все они остались далеко сзади прибежавшего первым человека, который раньше пас антилоп.

Тогда хан решил извести своего брата иначе. Для него и его товарищей он построил дворец, весь подвал которого был наполнен порохом. Затем устроил большой пир, после которого, когда хан удалится, должны были взорвать весь дворец.

Но об этом узнал человек с тонким слухом и как только хан ушел, тот из товарищей, который мог вместить в себе массу воды, выплюнул ее в подвал и затопил весь порох. Но это покушение вывело друзей из терпения, и, по приказанию своего начальника, стрелок в одно мгновение перебил всех людей этого царства, в том числе и хана.

После этого семеро товарищей удалились на большую гору, где построили монастырь. Тут, вдали от злых людей, начальник обучил их всем наукам. Когда они научились даже летать, они оставили нашу землю и улетели на небо, где образовали семь звезд Большой Медведицы.

В то время было очень холодно, так как в созвездии Мичит (Плеяды) было шесть звезд. Товарищи отобрали у них одну звезду, и с тех пор стало гораздо теплее на земле. Звезда, которую они взяли, и есть та маленькая, которая находится около второй звезды хвоста Большой Медведицы. 

Отсюда:http://legendy.claw.ru/shared/3/information/584.html
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 14329
  • Страна: ru
  • Карма: 436
  • Пол: Мужской
  • Пока живы ,помним...
Re: Монгольские предания
« Ответ #7 : 26 Март 2015, 22:57:12 »
КАК БЫЛА СОТВОРЕНА ЗЕМЛЯ

Землю сотворил Бурхан Шагджи-Туби. До сотворения ее уже существовал океан, в который Бурхан бросил щепотку земли, принесенную им с неба. Щепотка эта стала разрастаться и образовала нашу землю. Когда на ней выросла трава и появились звери, Шагджи Туби принес на нее человека.

Первый человек был весь покрыт волосами, и Бог, которому это не нравилось, выщипал их у него. Оставил он ему только волосы на голове, брови, усы и бороду. Еще он не мог достать волос под мышками и между ногами, так как человек во время этой операции сидел съежившись. Потом Шагджи-Туби принес женщину с ребенком, и от них пошел род человеческий.

Первый человек согрешил, ослушавшись Бога и съев что-то запрещенное, и Бурхан за это его наказал. До того у человека ноги в коленях были согнуты вперед, и он бегал быстрее всякого животного. За ослушание же его Шагджи-Туби сломал и согнул их назад. Вот оттого-то человек так медленно теперь ходит.

Первые люди были очень высоки и жили очень долго. Теперь они вырождаются, становятся все мельче и мельче, и с каждым поколением жизнь их становится короче. Настанет, наконец, время, когда они будут жить всего 7 лет и уже через день после рождения будут способны работать. Ростом они будут не больше локтя, а лошади будут величиной с зайца.

Тогда появятся 3 солнца, которые все на земле сожгут, останутся только горы. После огня пойдет свинцовый дождь, который сравняет эти горы, и останется один песок. Его сметет ветер, и тогда освободятся два кита и лягушка, на которых стоит земля. Кроме них все превратится в хаос.

Сколько времени он будет продолжаться, неизвестно; но наконец придет Майдари, который и сотворит новую землю. Ее он поставит опять на тех же китов и лягушку, которые поддерживают и теперь нашу землю. 

Источник:http://legendy.claw.ru/shared/3/information/571-1.html

...любопытная  "гипотеза" сотворения мира...особенно с выщипыванием волос))
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"

Онлайн олег1951

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2947
  • Страна: ru
  • Карма: 125
  • Пол: Мужской
  • ни что не забыто ни кто не забыт
Re: Монгольские предания
« Ответ #8 : 26 Март 2015, 23:33:36 »
Вот откуда эпиляция пошла. ;D Дело богоугодное.
ЛенВо Сертолово 2 учебка май 1969-ноябрь1969 Кандалакша ноябрь 1969- февраль 1970 г. Бородинское февраль 1970-апрель 1970г.Чоир апрель1970-май1971.  272 гв.мсп.2мсб.4мср.

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 14329
  • Страна: ru
  • Карма: 436
  • Пол: Мужской
  • Пока живы ,помним...
Re: Монгольские предания
« Ответ #9 : 26 Март 2015, 23:50:35 »
Вот откуда эпиляция пошла. ;D Дело богоугодное.
Привет Олег! :) Всё новое -давно забытое старое *good* $$$
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: Монгольские предания
« Ответ #10 : 18 Январь 2016, 04:13:23 »
Жестокие, но невероятно полезные правила жизни великого Чингисхана.

 

Наверное, не сыскать человека, о котором бы сложили больше легенд, чем о Чингисхане!

По мнению ученых, Тэмуджин, он же Чингисхан, является чуть ли не самым великим и влиятельным человеком второго тысячелетия.

Мудрый правитель, бесстрашный воин, беспощадный враг — какие только характеристики не приписывали этому человеку!

При жизни он всегда в прямом и переносном смысле был на коне и придерживался принципа: «Бей первым и никогда не останавливайся на полпути!». Так, нужно признать, жили все тогдашние кочевники…

Чингисхан был достойным сыном своего времени. При всей нечеловеческой жестокости, он имел несгибаемую волю и был блестящим организатором. У него есть чему поучиться, даже нам, простым смертным. Представляем вам 8 брутальных принципов, по которым жил сам Чингисхан… Есть над чем задуматься!

1. Я — кара Господня. Если вы не совершали смертельных грехов, Господь не пошлет вам кару в моем лице!
 Каждый человек по своей сути воин в той или иной сфере. Будь невозмутимым и настойчивым. Сметай, как монгольская конница, всю мишуру на пути к мечте!


2. Можно в любом месте повторить любое слово, в оценке которого согласны три мудреца, в противном случае на него полагаться нельзя.
 Язык мой — враг мой. Следи за своими словами. Многие люди болтают без умолку, зато в итоге остаются бездейственными. Но не ты!

3. Боишься — не делай, делаешь — не бойся, не сделаешь — погибнешь!
 За что бы ни брался великий Чингисхан, он всегда шел напролом и до конца. Если хочешь чего-то, нужно это завоевать, не задумываясь. Нельзя постоянно жить в страхе! Время, которое ты потратил на размышления, могло быть потрачено на достижение заветной цели. Как кочевники, смело двигайся вперед с бурлящей в венах страстью.

4. Ничто не ценно в путешествиях так, как познание новых людей и облюбование неизведанных вами мест.
 Чингисхан повидал на своем веку многое… Одна из главных радостей, которые может позволить себе человек, — это путешествия. Странствование расширяет горизонты сознания.


5. Лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов.
 Жизнь не раз тебя учила: не мечи бисер перед свиньями. У тебя всегда есть выбор, с кем водиться — с благородными волками или трусливыми шакалами. Всегда стремись к лучшим. Возле них и ты подтянешься и станешь лучше.

6. В хмелю люди совершают дурные дела, убивают и ссорятся. Вино удерживает человека от того, что он знает, и от искусств, которыми он обладает, оно становится завесою или преградою на его пути и для его дела.
 Любая зависимость — это проявление слабости. Вредные привычки отдаляют тебя от конечной цели. Не вгоняй сам себя в рабство!


7. Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?
 Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни. Почему? Потому что мы все смертны. Неизвестность и небытие пугают… Человек всю жизнь ищет островок надежды, где бы могли отдохнуть от страха его душа и разум. Найди свое место под солнцем — и будет тебе счастье!

8. Среди мирного населения будьте смирны, как малый теленок, а во время войны кидайтесь в бой, как голодный ястреб, бросающийся на дичину.
 Всему свое время… Время войне, и время миру. Не разменивайся по мелочам. Двигайся медленно, но уверенно вперед. Не обращай внимание на критику и сплетни. Лучше сконцентрируйся на своей цели.







Даурцы ушедших времён.

Оффлайн þỡℓễğ

  • Premod
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4549
  • Страна: ua
  • Карма: 284
  • Пол: Мужской
  • Мне такую медаль не давали
Re: Монгольские предания
« Ответ #11 : 18 Январь 2016, 22:41:04 »
" Жизнь не раз тебя учила: не мечи бисер перед свиньями. "  Ч.Хан перепостил церковнославянскую библию ?  ::)


"место под солнцем"  - не Ч.Хан придумал
" Найди свое место под солнцем — и будет тебе счастье!"  - маловато для счастья.


 "Язык мой — враг мой" - первый век второго тисячелетия...
 ;D "ЧингисханПечерин был достойным сыном своего времени."

 8 брутальных принципов -компиляция малоотносящаяся к Ч.Хану

Покопать бы фразу "Я — кара Господня" - очень пахнет от нее библейным
Весна 82-84.    Улaн-Бaтop Aмгaлaн в/ч п/п  25990, Єpxет -Caлхит в/ч п/п 62581 (весна 1982-83гг.), Чoйбaлсaн в/ч п/п 44114(131-я,130-я площ.), Бaян Улa, Вaл Чингиcxaнa (весна 1983-84гг), Олег

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 14329
  • Страна: ru
  • Карма: 436
  • Пол: Мужской
  • Пока живы ,помним...
Re: Монгольские предания
« Ответ #12 : 18 Январь 2016, 23:36:05 »

Покопать бы фразу "Я — кара Господня" - очень пахнет от нее библейным
...дак может оттуда и позаимствованно.Библейские события происходили несколько тысячелетий назад.Чингисхан произносил эту фразу в прошлом тысячилетии...Думаю и  про христианство там слышали...Может и библию читали...Ведь были там и люди просвещённые... :)
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: Монгольские предания
« Ответ #13 : 19 Январь 2016, 04:27:12 »
" Жизнь не раз тебя учила: не мечи бисер перед свиньями. "  Ч.Хан перепостил церковнославянскую библию ?  ::)


"место под солнцем"  - не Ч.Хан придумал
" Найди свое место под солнцем — и будет тебе счастье!"  - маловато для счастья.


 "Язык мой — враг мой" - первый век второго тисячелетия...
 ;D "ЧингисханПечерин был достойным сыном своего времени."
8 брутальных принципов -компиляция малоотносящаяся к Ч.ХануПокопать бы фразу "Я — кара Господня" - очень пахнет от нее библейным
     Ссылку на оригинал сбросить не удалось, она была написана "кириллицей" и не работала... :-[                      В  оригинале" было немного не так - НЕПОСРЕДСТВЕННО Чингисхану приписывались только фраза, стоящая сразу за номером цитаты. После первой же точки в цитате, дальше идут уже комментарии наших СОВРЕМЕННИКОВ, трактующих изречения Чингиз-хана под номерами 1...8. Мне не удалось правильно скопировать интернетовский пост в WORDe. и всё слилось как единый текст.        

        Так что - про "биссер", "место под солнцем", "язык мой враг..." - ЭТО НЕ ОТ ЧИНГИСХАНА, а от его трактователей.   Остаётся только первая цитата  - "О каре Господней" - вроде как сказал сам Он. Но тут можно не удивляться - он прошел походом через территории, где уже более 200 лет было Христианство, и видимо произошло взаимопроникновение культур и религий. 
     
Сейчас вот нашел "правильную" ссылку - работающую, здесь ЧИНГИСХАН - отдельно, а МУХИ - отдельно ;D :
             http://ofigenno.cc/pravila-zhizni-chingishana 
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 14329
  • Страна: ru
  • Карма: 436
  • Пол: Мужской
  • Пока живы ,помним...
Re: Монгольские предания
« Ответ #14 : 15 Февраль 2016, 17:04:28 »
ИЗ МОНГОЛЬСКОЙ МИФОЛОГИИ

Когда еще не было земли, существовали уже Бурханы (боги) Шаг-джи-Туби и Арьябало; потом явился Майдари, который родился от цветка на другой, не нашей земле. Потом многие хорошие люди своей святой жизнью достигли того, что стали тоже Бурханами. Всего Бурха-нов теперь 1 000. Старшие из них Дамба-Шагджи-Туби, Галсын-Сонд-жи-Дон и Богдо-Дзунхава, младший - Лондол-Римбучи.

Большинство Бурханов добрые, но есть и грозные - Чойджил, Очирвани, Джамсаран и Шара-Дарэхэ.

Бурханы находятся где хотят и в каком угодно виде. Большей частью они не показываются людям, но многие из них перерождаются на земле - это Гегэны.

Хотя Гегэны боги и имеют божескую власть, но, находясь на земле, они имеют кое-что и человеческое и потому стоят ниже не воплощенных Бурханов. Старший из Гегэнов - Далай-Лама, младшего зовут Шу-хур-Лама.

Следующими по своей святости являются небесные духи - Тенги-ры. Живут они всегда на небесах, которых 17. На землю они никогда не спускаются. Тенгиры делятся на 33 царства, и каждое из них имеет своего хана. Один из ханов является старшим и управляет всеми Тенги-рами - это Хормусто-хан. Хормусто страшно силен: стоит ему только пожелать что-нибудь, как оно тотчас же исполняется.

Родились Тенгиры от света, не солнечного или лунного, а какого-то не известного людям. Они интересуются тем, что делается на земле, и часто заступаются за обиженных.

Исполнителями воли Хормусто-хана являются Дыбджиты. Их всего восемь, и старшего из них зовут Нансарун-Дыбджит. Они заведуют погодой, дают земле дождь, снег, град, ветер, грозу и т. д. Летом они ездят верхом на Лу (дракон), зимой же отдают их на хранение лусутам. КогдананебеЛумало, они сердятся и чаще кричат, и тогда у нас на земле часто бывают грозы. Рев Лу - это гром. На Лу, как и на всяком животном, водятся паразиты, и это клещи, которые падают к нам с неба.

На земле из незримых духов есть лусуты, сабдыки, шулмы, чуткуры и чоно.

Первый лусут родился из змеиного яйца, и появился он в виде Лу. Не желая оставаться простым зверем, он просил Бурханов, чтобы они дали ему управлять всеми водами на земле. Бурханы согласились и сделали его лусутом. Впоследствии он стал старшим ханом лусутов, имя его Луван-Луин-Чжалбо. От него родились все остальные водяные духи: теперь их 77 царств, и 76 ханов подчиняются своему старшему.

Лусуты верят в богов и поклоняются им, но есть и такие между ними, которые не имеют веры. Это дикие хара-лусуты. Водяные духи страшно богаты, так как владеют всеми морями и озерами. Есть между ними добрые и злые. К русским они относятся хорошо, так как мы, говорят, происходим от них. Живут они, как люди: умирают, женятся, рождаются, болеют и стареют. Людям они вообще не показываются, но бывали случаи, что они допускали людей к себе.

Но если их не видно, это все же не значит, что их нет. Каждое озеро, каждая река, ручеек, ключ и колодец имеют своего лусута.

Сабдыки - это духи земли. Хан у них Цаган-Эбугун (Белый Старик). Родился Цаган-Эбугун от обыкновенной женщины. Когда его мать была еще беременна им, к ней в юрту пришел один из Бурханов и попросил поесть. Женщина ответила, что должна с минуту на минуту родить и накормит его, уже окончив роды. Бурхан обиделся и ушел.



Рисунок Б.А. Филистинского. Иллюстрация из книги "Гесперида", 1935

Прошло 100 лет, женщина все еще не могла родить. Наконец терпеть ей стало невмоготу, и она пошла к Бурханам просит прощенья. Как только она пришла к ним, она сразу же разрешилась от бремени уже стариком. Это и был Цаган-Эбугун.

Люди побоялись принять в свою среду необыкновенного ребенка и просили Бурханов дать ему какое-нибудь особое назначение.

Они дали ему управлять всеми животными на земле и назначили его ханом сабдыков.

Низшие сабдыки - души сильных людей. Многие ханы, правители и военные стали ими; ими же делаются и те из людей, которые при своей жизни умели насылать порчу.

Сабдыки не умирают и не стареют. Есть между ними и добрые, и злые. Людям они вообще не показываются, но бывали случаи, когда их видели. Сабдыки - духи гор, лесов, степей, пустынь, жилищ, вообще всего, что есть на земле. Они заведуют животными и к людям, если они их почитают, относятся безразлично, иногда даже хорошо. Но горе тому, кто обидит их: нет тех гадостей, которых бы они ему не наделали.

Шулмы - это наши ведьмы, чуткуры - черти. Обращаются в них те из людей, которые совершили 10 черных грехов. Женщины обращаются в шулм, мужчины - в чуткуров. Хана их зовут Дамба-Дарджи. Невидимые для людей, они рыскают по земле, делая гадости.

Вся сила шулмы заключается в одном золотом волосе. Они, как и чуткуры, не стареют, не умирают и самостоятельно не размножаются. Там, где есть козлы или колючки, они не появляются. Только этим и можно уберечься от них.

Чуткуров много видов. Из них можно видеть только тэрэнов, если суметь их вызвать. У тэрэна всего одна рука и одна нога. Тот, кому он явился, становится его хозяином, и для него он сделает решительно все. Зато избавиться от него потом очень трудно. Если же не суметь этого сделать, он завладеет душой своего хозяина.

Чоно-волк. В него вселяются души нечистых, пожирающие потом детей.

В преисподней царствует Эрлик-Номун-хан. Он один из Бурханов, но старшие поручили ему судить и наказывать души умерших. Судит он не только людей, но и животных, так как души всех живых существ одинаковы.

Под землей находится 18 тама (ад), и в каждом из них Эрлик-хан имеет по 100 000 понё, которые приводят в исполнение его приговоры. Эти же понё бегают по земле и хватают души умерших.

Вот те 10 черных грехов, совершив которые человек обращается в нечистого чуткура или шулму:

   1. Убийство.
    2.Разврат.
    3.Кража.
    4.Ложь.
    5.Обиды, причиненные другим.
    6.Скверные мысли,
    7.Зависть.
    8.Сплетни.
   9.Неверие.

Кроме духов есть еще неземные животные. Есть Лу, о котором читатель уже знает. Есть Мангыт-Хай - наш Змей Горыныч. Это существо о 15 головах, пожирающее все, что угодно, и желудок которого может вместить в себе хоть целую гору. К счастью, их теперь на земле больше нет. Гэсур-хан победил их и запер в подземной пещере.

Есть зверь Аслан, огромный, как гора; когда он идет, земля под ним проваливается. Есть птица Хан Гарди - от одного взмаха ее крыльев поднимается такой ветер, что сметает все на земле. К нам на землю они не приходят, а живут постоянно на горе Сумбур-Ула.

Царь зверей - Арслан (лев). Голова и ноги у него золотые, сердце находится снаружи тела, в лапе он держит шар из драгоценного камня - знак его достоинства.

Царь рыб - Чусрым. Он свободно глотает корабли, а когда высовывается из воды, похож на гору.

Царь змей - Абургу-Могой - может глотать даже слонов.

Источник:http://claw.ru/a-legendy/3/565-2.html
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 14329
  • Страна: ru
  • Карма: 436
  • Пол: Мужской
  • Пока живы ,помним...
Re: Монгольские предания
« Ответ #15 : 14 Ноябрь 2016, 00:50:34 »
Мудрый заяц

Раз одна овца отбилась от стада, заблудилась и встретила в степи волка. Волк, конечно, был голодный. Хотел он сразу же задрать овцу, а потом рассудил: “Если задеру овцу в степи, мне ее придется тащить на себе до самого логова. Лучше пригоню ее в лес, там и съем”. Погнал волк овцу в лес. Гонит час, гонит два, совсем уж недалеко до логова осталось. Видит овца, что смерть ее за хвост держит, а как спастись, не знает. Вдруг откуда-то из-за куста выпрыгнул заяц.

- Ах, заяц! - заблеяла овца. - Гонит меня волк к своему логову, съесть собирается.

- Конечно, съем! - зарычал волк. - Вон мое логово за тем оврагом. Там я тебя и задеру.

Заяц почесал лапкой свои длинные уши и молвил:

- Уж раз волк сказал, что съест, - значит, съест. Никуда тебе, овца, от смерти не деться. А только подождите меня здесь немного, я сбегаю за овраг, посмотрю - нет ли там охотников.

- Хорошо придумал! - обрадовался волк. - Сбегай - посмотри!

Волк и договорить не успел, а заяц уже исчез. Только помчался заяц не за овраг, а к покинутому стойбищу. Здесь он нашел кусок войлока и красную бумагу от чайной обертки. Схватил их и вскачь обратно.

- Ну что, - спрашивает волк, - нет там охотников?

- Охотников там нет, - отвечает заяц. - А только послушай, какой я нашел указ хана.

Сказав так, заяц важно уселся на войлок, развернул перед собой красную бумагу и сделал вид, что читает ее.

“Приказал великий хан сшить себе шубу из семидесяти семи волчьих шкур. Ныне шуба эта готова. Недостает только одной волчьей шкуры на воротник. Повелевает великий хан всем, кто знает, где волчье логово, - сразу же сказать о том хану”.

Прочел заяц эти слова - и ну бежать! Волк, конечно, подумал, что заяц побежал к хану, рассказать, где волчье логово находится.

- Не будет по-твоему! - закричал вслед зайцу серый. - Не застрелят меня ханские охотники!

Прокричав эти слова, понесся он в соседний лес. Когда волк скрылся, заяц опять перед овцой появился.

- Иди, овца, домой! - сказал ей заяц. - Да помни - не велика хитрость среди овец прожить, велика хитрость зайцу волка бежать заставить!

Отсюда:http://www.skazki-priskazki.ru/mudryj-zayac-2/
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"