Монголия сегодня > Известные имена

Тенгис-Болд

(1/1)

Mongol.Su ®:
Процессы обновления, происходящие в стране, оказывают влияние и на область культуры
и искусства. В этой связи вполне закономерны качественные изменения, которые происходят
в современной монгольской живописи. Это касается возрождения традиционного монгольского искусства, обогащения его, переосмысления на современном этапе. Процесс
этот характерен также появлением новых ярких талантов, разнообразием и широтой творческих взглядов. Одним из самых интересных представителей новой плеяды монгольских
художников считается Ш. Тэнгис-Болд (род.в 1958 году).

Судьба одарила Тэнгис-Болда незаурядным талантом художника, и она же наделила его еще одним, не менее важным качеством — упорством в работе. Индивидуальный яркий почерк Тэнгис-Болда проявился уже в ранних полотнах. Взор художника обращен к человеку, к его внутреннему миру.
Художник стремится языком красок передать свое представление о нравственной чистоте и совершенстве человека. Примечательна в этом отношении серия полотен «Монгольские женщины», где автор попытался раскрыть внутренний мир каждой из своих героинь.
Для достижения эмоционального воздействия  на зрителя художник при композиционном решении портретов использует большие цветовые плоскости, подчиненные    определенному
ритму.
Личная исповедальная интонация художника заставляет нас искать глубокие смысловые пласты. Более того, потребность в красоте и душевном спокойствии наводит на мысль о вечном конфликте действительности и идеала. Но Тэнгис-Болд вовсе не возводит это
противоречие в свой главный творческий принцип, у художника иная, диаметрально противоположная задача — утвердить гармоничное начало вопреки действительной дисгармонии жизни. Данную серию можно воспринимать и как сугубо декоративную: он не был бы художником, если мог бы пройти мимо декоративной привлекательности мира, не увидев в ней повод для эстетического осмысления и творческого перевоплощения. Тем более, что начинал он свой путь в искусстве как художник-декоратор.

После окончания факультета культуры и искусства  педагогического института в Улан-Баторе в 1980 году он пять лет работал художником в Государственном ансамбле народной
песни и танца. Тэнгис-Болд создал целый ряд костюмов и декораций к постановкам труппы. Годы работы в этом коллективе помогли художнику более глубоко понять и осмыслить корни и традиции национального искусства, духовную и культурную жизнь своего народа.
Большой выразительностью отличается серия картин «Циркачки» (1985 г.).
Художник заостряет внимание на пластике фигур.
Их гибкость и подвижность он передает энергичными, стремительными линиями.
Красный цвет в различных его вариациях пронизывает всю серию, определяет ее ко-
лорит, создает особую сим-волику и эмоциональный настрой.
Обретение себя в неумирающей  национальной традиции — нелегкий путь для художников. Результатом заново осмысленных эстетических и художественных канонов прошлого является полотно «Великий эпос» (1988 г.). В нем отразились раздумья автора об истори-
ческом прошлом Монголии, о ее будущем. В образе старца художник увидел то духовное   начало,   которое позволяет каждому осознать себя в принадлежности к своему народу, и через это осознание понять себя как представителя человечества. Эта работа является этапной в его творчестве, ибо по философскому     смыслу, охвату, методам и приемам
письма она отражает возмужание художника.
Представление о творчестве Тэнгиса-Болда будет неполным, если мы не обратимся к его скульптурным произведениям.  Наиболее свободным и впечатляющим в пластическом отношении, на мой взгляд, является его произведение «Бюст». Однако, новым достижением в
творчестве художника ее не назовешь. Это скорее начало, означающее закономерный путь развития. Сам Тэнгис-Болд также согласен с этим мнением и считает, что поиски новых форм и средств выражения должны были привести его к пластической дисциплине и отвечают его внутренней установке.
«Новые формы выражения и средства всегда манят меня. Этого художник может достигнуть, оставаясь лишь самим собой, что совсем не означает отрицания прошлого. Наоборот, глубокое его осмысление и проникновение в него, и, если надо, повторение, но только на очень высоком уровне, дают художнику желанную степень свободы. Это очень сложная дорога». — таково кредо Тэнгиса-Болда.
Он и впредь намерен совершенствоваться в этой области. Сейчас работает над большим монументальным произведением в честь 750летия выдающегося памятника национальной литературы — «Сокровенного сказания монголов». Творчески осмысливая традиции как
национальной, так и европейской    художественных школ  художник ищет, ошибается, но постоянно стремится к решению новых задач. Именно эта широта поисков обещает, на мой
взгляд, уникальное творческое развитие.

Д. АЛТАННАВЧ, искусствовед

журнал "Монголия", № 1, 1990 год. стр. 20-22

Иллюстрации:

"Великий эпос", 1988
"Жена художника", 1982
"Бюст", 1987
Фото Ш. Тенгис-Болда

Mongol.Su ®:
«В вашем журнале, в третьем номере за прошлый год меня очень заинтересовал материал, рассказывающий о картине художника Ш. Тянгис-Болда «Великий эпос». Интересно, существует ли конкретная история к ней? Не смогли бы Вы в последующие номера вашего
журнала включать еще больше материалов о таких произведениях искусства?
Сейчас, как мне кажется, наконец-то времена меняются (хурай!).
Я искренне надеюсь, что придет день, когда мы будем смотреть монгольские фильмы по голландскому телевидению и присутствовать на концертах монгольских артистов!
Это будет прекрасно!»
Мисс Г. Бошма, Блок Вербер 39 2953 АА Альбласирдем

Наша редакция с большим уважением относится к пожеланиям своих читателей. На ваш вопрос по просьбе редакции отвечает Гунгрэг Гууш. Картина «Великий эпос» художника Ш. Тэнгис-Болда была создана на одном дыхании. Автор рассказывает, что тот неполный месяц,
когда он воплощал свой замысел, прошел как один миг, в котором не было места и времени обычным повседневным заботам, зато ощущалась какая-то иная субстанция... вечность бытия. Художник тогда не различал ни дня, ни ночи, не чувствовал трескучих морозов начала суровой центральноазиатской зимы за стенами мастерской. На дворе стоял ноябрь 1988 года.
Полотно,  закрепленное  на мольбертном станке, оставалось нетронутым почти целую неделю.
Ш. Тэнгис-Болд сидел, всматриваясь в его желтую, пустую поверхность и размышлял, наносил на полотно штрихи, мазки, разрисовывал его по нескольку раз... мысленно. Где-то в начале второй недели холст начал оживать, и композиция картины приобретала зримые очертания, а дальше... а «дальше. — говорит Ш. Тэнгис-Болд, — было дело техники».
Картина — философского плана. Старый мудрец, играющий на древней степной виолине, называемой у монголов «хуур», весь поглощен собой, за ним — бесконечные гобийские просторы уходят далеко за горизонт. Чистые, степенные звуки «хуура» будят мысль и повест-
вуют о прошлом — славном, грозном и утраченном. Большая многостворчатая раковина, свидетельница доисторических эпох и времен Монголии, где сотни миллионов лет назад плескался мировой океан, белеет на грифе, побуждая к мыслям и делам во имя будущего. За
спиной старика — прожитые века, мудрость  кочевников-предков  и блеск степных ставок. Но кто он и где он, который должен прийти ему на смену? В ожидании достойных потомков древний старец готов сидеть вечно. Всем своим видом он говорит: надо ждать и дождаться,
ибо нельзя родную землю, рассохшуюся, расстрескавшуюся оставить такой; пусть придут потомки, которые напоят изжаждавшуюся землю, принесут монгольскому оазису в бесконечных просторах вселенной благополучие и процветание.
Картина произвела сильное впечатление, особенно на молодых, тем, что ее единственная фигура — «мудрец-сказитель» символизирует национальный дух монголов — тему запретную до недавнего времени в социалистической Монголии. Критики едины во мнениях: эта работа является обращением к национальному духу и совести нынешнего поколения воскресить собственные истоки, служить делу национального возрождения. Картина заставляет думать каждого из нас о прошлом, настоящем, тревожиться за будущее.
Сюжетом картины стала своеобразная интерпретация распространенной на Востоке легенды о происхождении монгольского двуструнного смычкового инструмента «морин-хуур».
«Великий эпос» Ш. Тэнгис-Болда впервые был выставлен на открывшейся в конце ноября поза прошлого года в монгольской столице художественной экспозиции и открывал ее. Выставка продолжалась вплоть до начала февраля 1989 года. За это время в Монголии произошли беспрецедентные события: через полмесяца после открытия выставки в печати началась открытая критика сталинистских руководителей страны, еще через десять дней в Монголии было объявлено начало полномасштабной глубокой перестройки жизни общества, а первые дни января ознаменовались разбрызгиванием красок на памятник «вождя народов» Иосифа Сталина и заложника-исполнителя его воли в Монголии маршала X. Чойбалсана. Тогда на уланбаторских улицах каждый день все больше стали попадаться признаки нового веяния — самиздатовские брошюры, листовки, призывающие к демократии, гласности в
общечеловеческом понимании, к перестройке.
Есть ли связь между этими событиями? Автор «Великого эпоса» считает, что цепь этих событий по отношению к его картине случайна.
как человек и художник, он абсолютно равнодушен к политике. Может быть и так. Но ясно одно, что в глубинных пластах его внутреннего мира, его чувств созрело то, чему сам он не может найти названия и объяснения, что его заставило так четко, художественным языком передать политико-эмоциональный настрой в преобладающей части современного монгольского общества.
Да, мы всегда продукты своего времени, его дети, и если кому-то удается опередить его хоть чуточку — это дар судьбы, талант.

Гунгрэг Гууш, "Монголия" № 8, 1990

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии