Сколько я ни пытался, в Улан-Баторе мне не удалось узнать о том, есть ли пассажирское сообщение по ветке Баянтумэн -- Эрэнцав. Не знали это ни разные туристские деятели, и даже в железнодорожном справочном на станции Улан-Батор ничем не смогли помочь.
Вопрос решился просто: один мой монгольский приятель, когда то работавший в Чойбалсане преподавателям, позвонил туда своим знакомым, и они ответили: есть, поезд ходит. Правда, только два раза в неделю. Но этого было достаточно, чтобы отправиться в Чойбалсан.
И вот самая "секретная" железная дорога Монголии. Станция "Баянтумэн" - так называется с давних пор, когда и поселение рядом с ней тоже называлось Баянтумэн. Оно со временем стало городом, и поменяло имя на Чойбалсан, а станция так и осталась...
Дорога эта длиной 268 км была построена в конце 1939 года от границы с СССР в Соловьевске до Баянтумэна. Когда-то давно по ней ходил даже международный вагон "Москва - Баянтумэн (Чойбалсан)", но теперь сквозного движения из Монголии в Россию нет.
Хотя, пока я проходил пограничный контроль на пути из Монголии в РФ, тепловоз, тащивший наш состав до Эрэнцава, съездил за какой то своей нуждой в Соловьевск, и вернулся обратно. Да и дорога от Соловьевска до Борзи выглядит ухоженной.
Вокзальчик в Чойбалсане находится на отшибе от центра города, в нескольких километрах. Он явно остался от давних пор, старинный, одноэтажный, деревянный. Пассажиров в моем случае было немного, но плацкартный вагон худо-бедно набрался. Билеты продают прямо перед отправлением. По словам местных жителей, бывает, что цепляют и второй вагон.
По пути у поезда есть несколько остановок: Хэрлэн, Хавирга, Чингис вал и тд. Но поезд по пути в Эрэнцав проходит их глубокой ночью, и увидеть за окном нельзя ничего, разве что несколько фонарей на столбах.
В целом, ощущение такое, будто ничего на станции Эрэнцав не поменялось с 1939 года, даже у дороги стоят не современные светофоры, а старинные семафоры с длинными "руками"... На станции есть вокзальчик с отапливаемым и довольно чистым залом ожидания.