На этом месте я понял окончательно, что от Нямы ждать нечего, и надо как-то выбираться самому. На мои слова о том, что я, пожалуй, пойду, Няма сделал круглые глаза и попытался напугать меня тем, что до дороги идти аж пять километров. При этом он попутно бормотал что-то про "мотоцикл" и тут же "мотоцикл бяхгуй" ("мотоцикла нет"). Ехать на мотоцикле с моим рюкзаком мне что-то не хотелось, я не медведь из цирка Дурова, да и мотоцикл реально был бяхгуй, и Няма не особо то и старался его материализовать. Расстались спокойно, правда Няма на прощание еще выдал что-то шепотом про "уучларай", извини, мол, и я пошел. Направление известно, дальше только перебирай ногами.
Вот примерно в ту степь.
Темная полоска посередине кадра, над озером - это и есть та самая дорога Улгий -- Ховд. Зараза Няма, видимо, втайне мечтая избавиться от геморроя в моем лице слегка, в два раза, приуменьшил расстояние. Топать до нее оказалось все 11 км, и это только по прямой.
Вот на этом кадре виден весь мой путь )))) Где то вдали за озером темная куполообразная гора, так вот от нее вправо - и ещё
)) А снято это от дорожной насыпи, куда я пришел с языком не то что на плече, а куда ниже )))
Почти сразу нашлась машинка, которая подвезла меня около 70 км, до южного края озера Толбоо
Что означало - и до конца асфальта. Дальше, до самого Ховда его нет.
Дальше идет разровненная грунтовка, с кучами щебня по боку. Дорогу эту сейчас строят китайцы, на всем протяжении между Улгием и Ховдом у них три рабочих поселка, и все подсыпано такими же кучами щебня, и утыкано флажками с иероглифами. Может, через годик до Ховда и будет асфальт.
А пока люди ездят вот так: с пылью и ветерком )
Вот так дорога выглядит дальше, при подъеме на очередной перевал, весьма нехилый...
Вершины тут за 3 тысячи метров, и есть даже парочка около 4-х тыс. Высота перевала соответственно, ненамного ниже.
Солнце садилось как раз тогда, когда мы его пересекали.
Коз с баранами перевозят на зимние квартиры, в горах уже холодно и снег, пастись не на чем
До Ховда по такой дороге мы тарахтели 5, 5 часов. В темноте весь этот щебень и грунтовые дороги сикось-накось давали полное ощущение, что мы катаемся по дну огромного карьера стройматериалов. В Ховде уже было темно, потому снимков прибытия нет. Я пошел искать какую нибудь гостиницу, ибо после такой езды и пешей прогулки желания выбираться на окраину и в темноте искать место, где поставить палатку не было совершенно.
Поторговались с администраторшей гостиницы насчет цены за номер. Я жопотом чувствовал, что двухместная фанза, в которую та хочет вселить меня за какие то 45 тыс. тугриков (курс 1:36) не стоит тех денег. Бабка упиралась. Торговаться на чужом языке всегда забавно, и дело дошло уже до рисования на бумажке рисунков кровати, и тогда бабка сдалась. Забрала коробку с ключами от номеров и потащила меня на третий этаж, где в этот поздний час сидела, судя по бумагам, бухгалтер всей этой конторы. Бабка-администраторша пересказала ей суть постигшего их несчастья, бухгалтерша задумалась. Несчастье ждало решения, стоя у дверей. В итоге сошлись на том, что 30 тысяч это все, что они могут для меня сделать. Спорить мне уже надоело, я махнул рукой и пошел в выделенный номер.
Тот оказался не номер, а песня. С каким-то странным запахом, телефоном, пятнами на покрывалах, отсутствием горячей воды и интернета (хотя и то и другое было заявлено) с телевизором-панелью на стене и коробочкой спутниковой приставки к нему (добиться от них картинки тоже не удалось). Зато номер был со стоящим в углу кулером с горячей и холодной питьевой водой.
Но больше всего меня порадовала лежащая на прикроватной тумбочке горелая уже свечка, туалетная бумага и какой то пластиковый горшок мейд-ин-Чайна.
Вот эта гостиница. Попадете в Ховд, имейте в виду.
В каждом городе есть свой типичный вид. В Ховде он вот такой:
Некий местный герой у здания аймачного центра. Потом найду, кто он таков, и чем знаменит, но 99% -- борец за независимость.
Сапог монгольский, обыкновенный, трехэтажный. Через дорогу такой же.
Открыта свободная продажа дерьма сушеного, научно именуемого как "аргал". В безлесных районах это весьма популярное печное топливо. Кстати, горит без какого-то заметного специфического запаха, как казалось бы вначале)
Но самая главная ховдосская подлянка была в том, что было воскресенье, все банки закрыты, а все менялы по случаю моего приезда забились куда-то по щелям, желая оставить меня у себя в городе на подольше
А денег для оплаты автобуса у меня уже не было в нужных количествах., Я нарезал по Ховду круга три, опросил не менее десятка человек, все они показывали в разные стороны, но все указанные ими банки были закрыты. В очередном таком я набрел на полезного идиота, который стоял возле банкомата у дверей очередного закрытого банковского отделения, и о чем то трепался с охранником. На мой вопрос, есть ли вообще в Ховде хоть один открытый банк, человек этот воодушевился, и сказал, что конечно же знает, и тут же потащил меня по улице за собой, что-то приговаривая, как тот заяц из мультика: " "Зайца? не видел, но сейчас найдем! Найдем-найдем!!!" Так он притащил меня к уже посещенному прежде отделению банка и гордо показал рукой на банкомат: "Вот он!". При этом он гордо поглаживал себя по груди, будто пытаясь на ощупь определить, куда будет лучше повесить орден, который ему непременно вручат за то, что он притащил этого странного русского от одного банкомата к другому.
Эпопея закончилась тем, что на оставшиеся гроши я нанял таксера, и мы проехались с ним по остаткам банковских отделений, и выяснили, что не светит там ничего. Я понял, что ехать мне снова автостопом, и попросил его вывести уж тогда к выезду из Ховда на Гоби-Алтай. Водила честно исполнил просьбу. Не только вывез, но и подвез к будочке на выезде, в которой специально обученный человек открывал-закрывал шлагбаум, записывал всех выезжающих и некоторым продавал какие-то талоны.
Таксист сдал меня им с рук на руки и сказал, что они найдут мне попутный транспорт. Я присел в будке, на скамеечке у топящейся тем же аргалом буржуйки и стал ждать. Время шло, машины выезжали, но звать к ним меня не спешили.
И тут пришел какой-то местный дед с бидоном, завязанным полиэтиленовым пакетом на веревочке. Оказалось, дед принес суп, мясной, с вермишелью и картошкой. Обитатели будочки тут же достали откуда-то тарелки, разлили его и принялись поедать. Налили и мне, причем, когда я выхлебал свою порцию, тут же плеснули добавки...
Пока обедали, подкатил автобус Ховд -- Улан-Батор, тот самый, на который я не смог попасть из за безденежья. Автобус официально отправлялся в 10 часов, на часах было 12, то бишь два часа он шарахался где то по Ховду, подбирая пассажиров и их коробки и мешки для передачи родственникам в другой деревне.
Меня усадили в него, сказав "монггуй", то есть бесплатно, и наказали водителю высадить меня в Гоби-Алтае )
Часа через три была остановка на обед. Народ потянулся в этот вот "зоогийн газар", есть бууз и всякое такое.
Заморив червячка, двинули дальше... по пути смотрели какой-то монгольский КВН, клипы разномастых монгольских певцов и певиц, и весьма годную комедию из жизни улан-баторского таксиста-неудачника, у которого в итоге все складывается хорошо. Жаль, без перевода, но все равно ключевые темы фильма были понятны )
В Гоби-Алтай прикатили вечером. Гостиница, тоже 40 тысяч, но я уже не торговался.
Номер оказался очень теплый, так что пришлось открывать окно и спать всю ночь с ним настежь.
Было подобие горячей воды, и самое главное, был интернет. По этому случаю безуспешность ради интереса оживить телевизор никак меня не шокировала, смотреть все равно было некогда. Обрабатывал фото и заливал их на сервер, писал комментарии где-то до трех с лишним часов ночи.
Утром оказалось, что номер оснащен всем самым необходимым
)))
Из-за открытого окна двери, закрывающиеся неплотно (даром, что с магнитным замком на карточке) хлопали и гремели из-за движения ветра. Пришлось прижать их таким вот хитрым способом...
Вот такой вот "дзочид будал". Встал утром и пошел менять деньги, намереваясь таки уехать в Батор прямым рейсом.
Деньги поменял, не без приключений, но более менее цивильно, забрал рюкзак и двинулся на "автовокзал"..