КАК ХВОСТ САМОЛЕТА ИЗ ТОЛМАЧЕВО СТАЛ «ГЕРОЕМ» ФИЛЬМА «ЭКИПАЖ»...[/t]Понедельник, 21 Февраля 2011 г. 17:21 + в цитатник
...Это был обычный самолет Ту-154А, краса и гордость советской авиации, надежная и современная машина. Со стапелей завода он сошел в 1974 году под заводским номером 74А087, а после того как «поступил на службу» в «Аэрофлот» стал уже бортом СССР-85087. Новенький лайнер передали в Западно-Сибирское Управление гражданской авиации, а если точнее - в новосибирский аэропорт Толмачево. Он мог бы еще летать и летать, и, возможно, сейчас доживал бы свой век в какой-нибудь региональной авиакомпании. Но судьба, как всегда, распорядилась по-своему, и в конце 1970-х годов с бортом 85087 в Толмачево случилось ЧП.
Версии, версии…
Происшествия в авиации часто обрастают шлейфом слухов и домыслов, и это не стало исключением. Чаще всего, судьбу толмачевской «тушки» описывают так: в 1977 году, во время технического обслуживания на родненькой базе в «Толмачево» у самолета оторвали...хвост! После этого борт был списан. Что за монстр покалечил лайнер, история умалчивает… Тем не менее, даже авторитетный портал russianplanes.net, где содержится крупнейшая база данных по советским и российским воздушным судам, приводит эту версию случившегося в качестве основной. Есть и другая версия – борт 85087 сгорел при заправке на стоянке, да так сильно, что от него остался один лишь хвост. Был и третий слух, но к нему мы вернемся позже. Чтобы узнать истину, мы обратились к архивам «Толмачево». В действительности произошло следующее. 18 февраля 1978 года Ту-154А готовили к очередному рейсу, и один из техников, подогревая салон, оставил без присмотра обогреватель. «Оставленная перед калорифером подогревателя ветошь с потоком воздуха попала в калорифер, загорелась и через рукав была выброшена в кабину. Возникший очаг пожара был обнаружен поздно, когда меры по его ликвидации остались безрезультатными», - так отражен инцидент в ведомственном архиве аэропорта и документах Госархива Новосибирской области.
Естественно, разразился грандиозный скандал – никто не пострадал, но ведь угробили по сути новенький самолет! На авиапредприятие «повесили» выплату 3 миллионов рублей остаточной стоимости лайнера, а того самого техника осудили на три года. Всех причастных к ЧП наказали выговорами.
Ну а у борта 85087 прогорела верхняя часть фюзеляжа, и он в одночасье превратился из лайнера в «склад запчастей» – даже для испытанийв отраслевом НИИ не сгодился. После того, как с самолета сняли все оборудование, его разрезали. Казалось бы, вот она, смерть с последующей переплавкой. Но история несчастливого борта неожиданно продолжилась. В это же время, на другом конце страны, режиссер Александр Митта задумал снять первый в истории СССР фильм-катастрофу – про авиацию. Кстати, изначальное название у картины было весьма невыразительное - «Запас прочности», «Экипаж» появился гораздо позже… Перед началом съемок стояла ровно одна проблема, но зато какая – где же взять Ту-154 для съемок, если к тому моменту ни одного еще не списали? Но слухами земля полнится – тут и всплыла история про новосибирскую «тушку».
- Списанных Ту-154 еще не было, модель была новая. Вдруг узнаем, что «кажется, во «Внукове» что-то случилось», потом «кажется, авария в Омске или где-то рядом…», - пишет в своих воспоминаниях директор фильма Борис Криштул. - Через два дня мы выяснили, что рейсовый самолет заходил на посадку в аэропорту Новосибирска, и пилот заметил, как из одного стоящего внизу Ту-154 валит дым. Он тут же связался с диспетчером, а тот вызвал пожарных… Нам досталась только хвостовая часть. Через три недели, с большим трудом уместив негабаритный хвост на железнодорожную платформу, мы привезли драгоценный груз в Москву. И весь эпизод «ликвидации аварии в воздухе» снимали на этом обрубке.
Но одного хвоста было недостаточно – нужен был сам самолет. Однако и тут съемочной группе помог случай. В 1976 году на авиарейсе «Киев-Москва» в салоне Ту-154Б была разлита ртуть, после чего он не поднимался в небо несколько лет. Так он и стоял на приколе, пока о нем не прознали киношники. «Тушка» с бортовым номером СССР-85131 стала поистине легендарной – ведь именно в ней развиваются события во второй серии «Экипажа». Но самые ударные эпизоды выпали именно на долю «толмачевского хвоста». Поскольку никаких компьютерных спецэффектов тогда не было, пришлось использовать модели-копии в масштабе 1:200 (сейчас они хранятся в музее Мосфильма - прим.автора), и совмещать их со съемками реальных самолетов. Именно модель поднимается в небо в эпизоде извержения вулкана и пожара в вымышленном аэропорту Бидри. Но следом, в знаменитой сцене, когда герои Анатолия Васильева и Леонида Филатова выбираются из самолета и на лету ремонтируют его, снимается уже хвост нашего 85087 (с наспех закрашенным номером, поверх которого нанесен другой – тот самый 85131). Когда израненный лайнер садится в Москве и у него отрывается хвост фюзеляжа – мы видим модель. Но в следующем кадре, когда пожарные тушат хвостовую часть, перед нами снова останки толмачевской «тушки». Вот так, с бесконечными ухищрениями снимался «Экипаж», и если бы не было того пожара в Толмачево – наверное, не было бы и самого зрелищного и невероятного эпизода фильма.
В итоге, самолетов в фильме снялось предостаточно – и летающих, и стоящих на поле, и даже один взрывающийся. С последним связан уже упомянутый третий слух о лайнере из Новосибирска – самый нелепый. Якобы, после пожара в Толмачево поврежденный борт 85087 переправили на место съемок, и там его взорвали при съемке извержения вулкана. Каким образом можно перевезти через полстраны сгоревший борт, опять-таки, умалчивается… В кадре взрывалась модель, хотя на самом деле это должен был быть настоящий самолет.
- Для этой сцены нам дали возможность снимать на кладбище самолетов, - это уже воспоминания режиссера «Экипажа» Александра Митты. - Я там нашел отличный Ту-114 и решил вокруг него поставить декорацию аэропорта. Полностью построить декорации к сроку не удалось, и мы решили спалить то, что есть. Нужно было две тонны керосина залить в самолет, столько же - на пропитку пакли, поджечь - и будет красиво гореть. Но привезли только две тонны, которые и залили в самолет. Пока добывал остальное, шло время. И вот добился, везу цистерны, и тут мне начальник охраны говорит: «Я обижен. Такая интересная съемка, а вы мне не сказали. Я бы жену позвал!». Какая съемка?! Гляжу - мой самолет уже пылает. Оказалось, пиротехники открыли двери, а там скопились пары керосина. Слава богу, никто не погиб… Нетрудно догадаться, что случилось с «толмачевским хвостом» после съемок – он пошел на переплавку. Второму «натурщику» фильма, борту 85131, повезло больше – после съемок его списали, затем он своим ходом улетел в Кривой Рог, совершив при этом уникальную посадку на грунт. Там он находится и по сей день – в качестве учебного самолета местного училища гражданской авиации. По воспоминаниям учившихся там, лайнер быстро стал живой легендой:
- Любимая шутка преподавателей над абитуриентами - рассказать о том, что этот самолет снимался в «Экипаже», и предложить найти место, где отрывался хвост. А потом горделиво подбочениться и сказать: «Вот видите, как наши курсанты ловко хвост на место присобачили! Аж не видно! И вы так делать будете!», - такие истории можно найти на авиафорумах в интернете.
А «Экипаж» собрал в 1980 году 71 миллион зрителей и стал шестым по посещаемости фильмом за всю историю советского кинопроката. Настоящие пилоты, конечно же, высмеяли картину за неправдоподобность, но только представьте, скольких мальчишек привел этот фильм в авиацию за минувшие 32 года? К тому же, и сам Митта говорил, что хотел снять киноленту в четырех жанрах сразу: мелодрама, лирическая комедия, бытовая драма и сказка… «Экипаж» разошелся на цитаты и заслуженно стал народным фильмом. И тем приятнее, что Новосибирск имеет к нему отношение, пусть даже и такое необычное…
Кстати
Новосибирская область стала первым регионом Советского Союза, который получил в эксплуатацию Ту-154. Случилось это 3 июля 1974 года, когда новый лайнер впервые коснулся шасси новосибирской земли – до этого «154-ые» распределяли только в московские аэропорты и на международные направления. 28 августа того же года Ту-154А совершил первый рейс «Новосибирск-Москва», и тогда же в сибирских краях появился герой нашей сегодняшней статьи[/size]. |