Автор Тема: Пояс в жизни монгола.  (Прочитано 1144 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 14329
  • Страна: ru
  • Карма: 436
  • Пол: Мужской
  • Пока живы ,помним...
Пояс в жизни монгола.
« Ответ #-1 : 14 Январь 2016, 02:22:53 »
Использование пояса, традиции

У монголоязычных народов, наблюдалось особое отношение к поясу мужчин, как и к головному убору. Это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства.

Традиция, по которой пояс был обязателен для мужчин, восходит к древнему охотничьему быту. Кожаный пояс с зубом марала, когтями добытого зверя был призван помогать охотнику. Подобные пояса сохранились и встречаются у таежных эвенков.Пояса были разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса - подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом удерживал тепло, что было немаловажно при верховой езде.Мужские халаты шились без карманов; поэтому, подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. Пояс выполнял роль своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от холода.

Пояс изготовлен из натуральной бычьей кожи с тисненным узором. На металлических деталях изображены: дракон, гаруда, тигр, лев, ваджра и др. Наборные пояса носили в Монголии, в Иркутской области, а также баргузинские, тункинские и агинские буряты. До наших дней дошли единичные экземпляры, хранящиеся в музейных коллекциях. К наборному поясу прикрепляли колечки, фигурные пластины, к которым подвешивался нож, огниво. Орнаментировка пластин - старинные: круги, треугольники, зигзаги и их комбинации; поздние - изображения драконов, рыб, лотоса, замкнутого узла - улзы. К кожаному поясу подвешивали колчан, налучник со стрелами и луком, предметами вооружения. Богато убранный пояс, колчан и налучник - предмет особой гордости бурята и монгола.

Пояс - один из характерных атрибутов монгольской всаднической культуры,вероятно, изначально состоял из 65-70 деталей. Каждая его деталь означаластепень доблести воина, и пояс, таким образом, являлся егосвоеобразным “послужным списком”. Монголы часто использовали изображения драконов, что является параллелью с искусством Китая. Драконы в китайской традиции - символ императорской власти, мудрости, силы, в том числе и мужской силы природы. Только сам император и его ближайшие родственники имели право на эмблему дракона с пятью когтями.

Драконы в монгольской культуре - геральдические символы главы государства Чингисхана и высшей военной элиты - гвардии. Эмблематика "императора" и его гвардии сложилась между 1204-1206 и 1217 гг. Пояса такого типа приходятся на время становления и расцвета единого монгольского государства. Они принадлежали старшему поколению офицерского корпуса Джучидов, пришедших в европейскую зону степей около середины XIII в. В конце XIV в. пояса такого типа исчезают.

Пояс как говорилось выше, делали из бычьей и лошадиной кожи, при этом его мяли достаточно долго, чтобы кожа стала более мягкой. Различают также пояса с кожаной подкладкой шириной почти 3-4 см. Существуют также шелковые пояса, типа кушака, но более длинные. Так длина таких поясов составляла от 2.5 до 4.5 метров. Их необходимо обмотать вокруг тела по часовой стрелке. А конец пояса обычно необходимо загнуть вовнутрь пояса на правой стороне. Особого различия между мужским и женским в шелковых поясах нет.

Немаловажную роль играл пояс в обрядах. Пояс был не только знаком его чести и достоинства, но порой становился выражением отношений. Старинный обычай обмена поясами совершался как акт установления дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. В таких случаях пояса выступают как символы закрепления дружеских, побратимских и родственных отношений. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение.

Кроме того нельзя наступать на пояс. Это будет глубоким оскорблением. На ночь шелковый пояс снимали и завязывали особым узлом, который называют очирваань. Такое название связано с буддистской религией. А сам пояс клали обычно над головой. Считалось, что пояс укрепляет разрозненное, объединяет семью. Ни в коем случае не разрешалось обмениваться поясом с чужим тебе человеком. Только когда совершался обряд побратимства, как говорилось выше, можно было обменяться поясами.

Среди табу на пояс существует также запрет на завязывание узлов. Если узел все-таки появился, необходимо оставить на три дня, а затем идти к старшим и попросить развязать его. Старейшина спрашивает что видел, что нашел за эти три дня. Молодой человек обязан ответить на все его вопросы. Старейшина в свою очередь объясняет хорошие стороны находок и развязывает узел.

Европейцы считают хорошим тоном снять головной убор. В Монголии же наоборот –здороваться с головным убором - выказывание уважения к гостю. Головной убор равно как и пояс основная часть одежды монгольского мужчины, поэтому хозяйки хранят их в самом почетном месте, не смешивая с другой одеждой.

С поясами были связаны определенные запреты. Считается, что пояс удерживает жизнь в человеке. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом и после этого вешают высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать.

Одним из основных показателей социального и имущественного положения мужчины-монгола служил его пояс. Мы затронем лишь основные признаки монгольских поясов, их отличия. Заключались эти отличия в структуре оформления и элементах декора и имеют, как теперь ясно, чжурчжэньское происхождение. Если до сих пор металлический набор пояса был ритмически довольно однообразен, то в монгольских поясах имелись ярко выделенные акценты – две или три крупные бляхи — пронизи; обычно с петлями на нижнем крае, служащие для подвески того или иного предмета. Тем не менее часто применялись и пояса с однообразным ритмом металлического набора.

 Узоры на бляхах и пряжках монгольских поясов можно сгруппировать в несколько типов: растительный, центральноазиатский, геометрический евразийский, животно-растительный, китайско-чжурчжэньского происхождения, растительно-геометрический монгольский. можно считать очень популярные у монголов поясные бляшки в виде горизонтально вытянутого квадрифолия, нередко с камнем в центре. Очень часто, причем в любой обстановке - и обычной, и торжественной, монголы — вплоть до ханов, носили костюм без пояса.


Источник:[/color]http://ru.vom.mn/i/13154
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"