Легенда, конечно, тоже не придумана совсем уж на ровном месте. Образ этой борицы содержит в основе совершенно реальное историческое лицо, дочь правнука Чингисхана Хайду по имени Хутулун. Она была носительницей монгольских воинских традиций, любила борьбу, требовала, чтобы претендент на ее руку сначала смог одолеть ее в поединке. Все это, разумеется, порождало массу сплетен и, наверное, повлияло на сложение легенды. В конце концов Хутулун выбрала себе в мужья Абтагала из рода хорилас (горлос). Туристы, слушая легенду и историю Хутулун, бывают абсолютно счастливы и вспоминают аналогичный сюжет о появлении традиции бегать голыми во время греческих олимпиад.
Не имея ничего против этой легенды, рискну предположить, что дзодог появился не во времена Хутулун, а гораздо позже. В "Тайной истории монголов" и в "Сборнике летописей" нет никаких упоминаний о куртках на борцах, хотя сама борьба описывается неоднократно. В первом источнике зато есть упоминание о savari "огрубевшей коже" на спине борца. Это очень характерная деталь, сквозной нитью проходящая через бурятские легенды о монгольских борцах - бухэ.
Буряты, описывая жизнь бухэ, часто упоминают веревочные сети, на которых спали профессиональные борцы. Иногда они даже не ездили верхом на турниры, но их привозили на телегах, в которых были натянуты такие сети. Для чего они были нужны? Ответ неожиданный - для того, чтобы получить ту самую "огрубевшую кожу" haaри на спине. Бухэ можно сказать истязали себя, чтобы добиться такого состояния кожи на спине. Потому что в ту пору у них не было дзодогов!
[/URL]
Южномонгольские борцы. Фото рубежа 19-20 вв.
В бурятском эпосе полно описаний борцовских поединков и обыденным мотивом в них является описание приема, когда бухэ пальцами вырывает кожу и мясо со спины противника. Это примерно то же самое, что и прием "орлиные когти" в китайском боевом искусстве. Особая тренировка пальцев в принципе позволяет добиться такой силы, чтобы произвести подобные разрушения во вражеском организме.
Кроме того, не забываем о приемах воздействия на позвоночник. Сейчас в Монголии упоминают об особых захватах корпуса, при которых хребет противника упирается о выступ плеча, о бросках противника спиной об колено и т.д., но, судя по косвенным данным, можно предполагать, что были и более простые приемы болевого воздействия пальцами на позвонки, ребра или область лопаток.
[/URL]
Кроме того, "орлиные когти" позволяют воздействовать на области печени и почек. Если присмотреться к старинному дзодогу, он именно все эти области и закрывает. Закрыта спина, закрыты печень, почки, часть живота. Пока не придумали специального борцовского доспеха, бухэ тренировали мышцы спины и добивались жесткости кожи на веревочных сетях. Дзодог устранил эту проблему, но привел к тому, что старые смертельно опасные приемы начали забываться, чему конечно способствовали и общее снижение интенсивности военных столкновений, и буддизм, и государство, не заинтересованное в большом количестве калек.
После того, как наиболее опасные приемы бухэ-барилдана были запрещены, дзодок ожидаемо начал трансформироваться. Он становился все меньше, все легче, пока не приобрел максимально облегченный и уменьшенный вид в халха-монгольском типе. Теперь он используется как дань старой воинской традиции.
Так представляется история дзодога, насколько ее удалось проследить. Очень может быть, что новые источники из Южной Монголии принесут еще много неожиданных сведений и изложенную версию придется корректировать. При этом, здесь изложена не история всего пути развития бухэ-барилдана, а лишь часть ее, это только первая из запланированных заметок по теме.
[/URL]
В завершение первой статьи несколько слов о западнобурятском и ойратском видах национальной борьбы.
Начнем с того, что у ойрат бытовала совсем другая борьба, с другими правилами и другим названием – ноолдон. Но, у них, по рассказам моих калмыцких друзей, в прошлом была традиция выхода борцов, когда их вели под покрывалом и при этом на веревках. Отвязывали и скидывали покрывало перед самым началом схватки. В целом это исключительно похоже на чисто шаманский ритуал, который у бурят-монголов практикуется до сих пор, буквально в наши дни. Но, есть один момент.
Веревки, на которых ведут борца, могут быть отголоском тех веревочных сетей, на которых спали старинные бухэ. Это маловероятно, но до поступления новых материалов стоит иметь в виду и такую версию.
L]
Западные буряты имеют сходные с ойратскими правила борьбы, но называют ее также как и восточные буряты, халха и южные монголы, т.е. бухэ барилдаан (в отдельных диалектах есть слово тулаан, но тут до конца не ясно его точное значение, нельзя исключить, что так называли не обычную борьбу, а какой-то вид рукопашного боя).
В этнографическое время они уже не использовали сапогов хэхэ годоhон, которыми наносили мощные удары, они никогда не использовали и дзодогов, но их борцы по некоторым сведениям надевали особые кожаные штаны с высоким верхом. Штаны подпоясывались кушаком. Я склонен думать, что западнобурятские борцовские штаны в прошлом закрывали область живота и самую уязвимую часть спины. Поскольку штаны шились из кожи, они должны были защищать от тех же приемов, что привели и к появлению дзодогов».
[/URL]
Стоит отметить, есть мнение, что происхождение костюма для монгольской борьбы бух барилдаан (бухэ барилдаан у бурят-монголов) имеет и некий сакральный аспект. К примеру, на сайте Сартуул-Булагского дацана от имени Буддийской Традиционной Сангхи России говорится:
«В борьбе «бухэ барилдаан» применяется особая одежда: шапка, внешне напоминающая шлем – ее снимают перед схваткой, национальные борцовские трусы, на ногах «гутулы» — кожаные сапоги и обязательно пояс кушак.
- В старину кушак, наряду с ножом и огнивом был обязательным атрибутом бурятского мужчины и остается таковым, но теперь в качестве брючного ремня, - поясняет главный судья Баир лама Цыбиков. - С кушаком связано множество легенд и преданий. По бурятской традиции считается, что именно в кушаке заключен дух мужчины. В сочетании с традиционным танцем-приветствием (танец орла) перед поединком поединок выглядит очень красочно».
Однако, в то же время нельзя не заметить, что в Бурятии костюм для бухэ барилдаан лишь в последние годы «возвращается к корням». В советское время его сакральный смысл и первоначальное значение стал вытеснять борцовская форма, принятая в международной борьбе олимпийского стандарта.
.
[/URL]
Как об этом вновь пишет Сангха России: «Борьба пришла из глубины веков, когда по окончании коллективной охоты на зверей в ходе поединков выявлялись претенденты на лучшую часть добычи. Затем они стали проводиться во время религиозных церемоний.
В советское время борьбу максимально приблизили к вольной борьбе, многие ритуалы, атрибуты и правила были отменены. В результате она потеряла свое лицо и стала полуспортивной. Поединки урезали во времени, победителей определяли по предупреждениям и даже по меньшему весу борца. Были отменены кушаки, а ведь кушак или ремень это непременный атрибут мужчины у бурят. Сейчас «бухэ барилдаан» вернулся к первоначальному виду».
http://teuke.blogspot.com/2015/03/blog-post_5.htmlФото:twicsy.com