Однополчане Монгол SU - ЗабВО - > Налайх

в/ч 23313, 68 отдельный боевой вертолетный полк

(1/2) > >>

Mongol.Su ®:
В  середине июня 1968 года из небольшого городка Броды Львовской области в направлении Монголии отправились первый эшелон с техникой полка и отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения ... 
     
     Из воспоминаний Козедуб Ирины Антоновны и  Анатолия Ивановича:
    «В  г. Броды на Украине из летных частей на базе 55-го Севастопольского полка был сформирован  воинский эшелон с имуществом и личным составом. Я был назначен замполитом эшелона из 16 товарных вагонов, на котором поехали около 20 офицеров и порядка  200 человек солдат.
Везли все - технику, оборудование связи продукты, военное имущество, электрогенераторы и даже дрова. Ехали около 10 дней, долго стояли в Слюдянке, купались в Байкале, но вода была очень холодная, хотя был уже конец июня. Летчики и борттехники перебрасывались на своих самолетах и вертолетах...» (Козедуб А.И.)      Двадцать пятого июля в направлении города Налайх МНР отравился второй эшелон с личным составом и техникой. Кроме военнослужащих в Монголию в этом эшелоне следовали и женщины. 
 Многие жены офицеров в составе эшелона направились за своими мужьями, которые в дальнейшем обеспечивали работу летных столовых, медсанчастей, трудились в штабах.
  В эшелоне женщины ехали с "комфортом", в переоборудованных солдатами вагонах–теплушках. Были установлены солдатские кровати, которые занимали одну половину вагона. По центру находился стол и "буржуйка". В другой части вагона была сделана небольшая загородка, за которой находился санузел. Туалет – отверстие в полу вагона и рукомойник.
    В одном из вагонов ехали: Паустовская Ангелина Ивановна, Глебова Лидия Александровна, Губанцева Галина Васильевна, Троянова Жанна Владимировна, Фиалка Валентина Михайловна, Попова Наталья, Шлякова Любовь Митрофановна, Кудинова Раиса Васильевна, Панфилова Нина.



В эшелоне так же ехали: Бондаренко Зинаида Васильевна, Дорошенко Раиса Георгиевна, Гущина Антонина Ивановна, Кладова Валентина Алексеевна,Ткачева Ольга Ивановна, Митяева Зоя Дмитриевна, Дросенко Валентина, Проскурина Изабелла, Кандакова Раиса, Самойленко Татьяна Алексеевна, Степанова Лилия Николаевна, Габулаева Галина, Милованова Зина, Лапина Валентина Федоровна и многие другие... Дети остались с бабушками, родственниками. Были и те, кто рискнул взять детей.
   Мне тогда исполнилось восемь лет. В детскую память отчетливо врезалось, состав стоял у рампы с правой стороны от железно-дорожного вокзала. Пока эшелон формировался, мы с пацанами бегали вдоль эшелона, залезали в теплушки. Для нас было все в диковинку. Воинские эшелоны с таким количеством техники на платформах мы видели только в кино про войну. Офицеры и солдаты суетились, слышались громкие команды и распоряжения, женщины обустраивали свои вагоны, разговаривали, шутили. В какой-то момент послышался гул, нарастающий с каждой минутой. Вначале в небе показались точки напоминающие рой пчел, которые с каждой минутой приобретали черты винтокрылых машин. Первыми летели "четверки", следом за ними тяжело ухая и посвистывая шли МИ-6.
"Наши, наши...  Закричали женщины". В боевом строю экипажи пролетали над городом, направляюсь в неизведанную страну Монголия.
     И вот наступило 25 июля. Прозвучала команда: "По вагонам".  Через несколько минут рампа опустела.
В открытых дверях теплушек, облокотившись на ограждение проема, стояли наши мамы. И тут до нашего детского сознания дошло, что наши мамы уезжают от нас и надолго. К горлу подкатился комок, в  глазах появились слезы. Звякнув буферами, эшелон тронулся, медленно набирая скорость. Мы еще долго бежали за ним вслед, пока последний вагон не скрылся из вида...
 Маршрут следования эшелона пролегал через всю территорию Советского Союза.
      В Омске эшелон сделал остановку. Личный состав помыли в бане. В это-то же время полк приземлился  на аэродроме для дозаправки и обслуживания вертолетов. Паустовская,  Глебова и Губанцеа предприняли попытку проведать мужей. Готовы были бежать на аэродром, но все попытки были пресечены майором Козловским. Ограничились передачей записок через солдат, приехавших с аэродрома к эшелону.
      В Иркутске, пока  эшелон стоял на запасных путях, появилась возможность пройтись по магазинам. В магазинах купили продуктов, некоторые закупили водку, т.к. кто-то сказал, что в Монголии с ней проблемы.
     Полк так же сделал промежуточную посадку в Иркутске. При обслуживании МИ-6 (бортовой номер 95, экипаж Троянова) обнаружилось, что произошло попадание постороннего предмета во входном сопле на одном из двигателей. На лопатках образовались вмятины. Доложили инженеру полка Паустовскому. По регламенту требовалась замена двигателя, но это время, а сидеть желания не было. Решили проверить целостность лопаток специальной краской. Трещин не обнаружили. Полк после дозаправки и обслуживания уже улетел и взял курс на Джиду. Приняли решение продолжить полет. Экипажи взлетели догонять полк. Еще два года этот вертолет отлетал без проблем.
     В очередной раз встреча произошла на станции Джида. Из эшелона наблюдали, как вертолеты заходили на посадку. Садились на тот пресловутый аэродром, с которого впоследствии, в 1971 году спасали людей.
     На пограничной станции Наушки эшелон проходил пограничный и таможенный контроль. Последняя станция Советского Союза.  Дальше была только граница и неизвестная страна Монголия. На этой станции  и произошла очередная встреча эшелона и вертолетов полка. Увидев летящие вертолеты женщины, повыпрыгивали  из вагонов и начали махать простынями. Все наперебой начали кричать друг другу – "Это мой летит, а это мой".
     Из общего строя отделился один из вертолетов и на малой высоте прошел над эшелоном. На землю из вертолета упала записка.  Это был экипаж Самойленко Ивана Дмитриевича, в котором летел штурман полка - капитан Шляков Виктор Михайлович.
    Михаил Шляков:  " Мама часто с улыбкой вспоминала эту историю. Записка была не подписана и кому-то из женщин показалось, что это именно ее муж сбросил ей весточку. Они все так ждали и волновались за своих мужей, наши милые мамы. А когда мама посмотрела записку, то сразу узнала батю по почерку. Там было что-то типа: "Держитесь девчонки - завтра вас встретим".

   После того как полк приземлился на аэродроме, уже на следующий день мужья на станции Налайх встречали своих жен, прибывших с эшелоном.
За двенадцать дней следования эшелона дорога подружила женщин. Многие дружат и поддерживают отношения до сих пор, называя себя «вечными подружками».

Из г. Броды Львовской области в г. Налайх МНР были перебазированы полк и батальон аэродромно-технического обеспечения. Полк в составе дух эскадрилий вертолетов вылетел с аэродрома 55-го ОВП двадцать четвертого июля. Маршрут, по которому летел полк, пролегал через всю территорию Советского Союза. Первую посадку совершили на Озерном(Житомир). Далее маршрут пролегал через города Александрия, Ростов-на-Дону, Пугачев.
  При подлете к Пугачеву, запросили разрешение на посадку. В Пугачеве посадкой полка руководил Алексенцев В.В.. В курсантские годы Валентин Васильевич был инструктором у Моисеева.  А сейчас он сажал заходившего на посадку своего ученика, ставшим командиром эскадрильи.
  Далее были Омск, Барнаул, Иркутск, Орск, Улан-Удэ, Джида. Пятого августа преодолев по воздуху почти шесть тысяч километров, вертолеты приземлились на аэродроме гарнизона Налайх.
Командир полка и начальник гарнизона:
 полковник Проскурин Владимир Петрович 1968 -1970.
 полковник Елгин Александр Степанович(Дядька) с августа 1970 и по август 1975 года.

Заместители командира полка:
  Зам. командира:                  подполковник Самойленко Иван Дмитриевич,
  Зам. по летной подготовке: майор (подполковник) Бондаренко Анатолий Андреевич(Князь)
  Начальник штаба:                подполковник Кондаков Ливерий Тихонович,
  Старший инженер полка:     подполковник Паустовский Владимир Павлович,
  Начальник  политотдела:     подполковник Борзенков Николай Михайлович

ШТАБ ВП
  ЗНШ полка:               майор Ткачев Виктор Иванович,
  Начальники связи:     капитан (майор) Андреев Георгий Степанович,
  зам. начальника связи ст. лейтенант Кудинов Валентин Николаевич,
  Начальник разведки:  майор Попов Валерий Данилович,
  Начальник строевого отдела: капитан Хансон Альберт Вальдемарович,
  Начальник секретной части: ст.сверхсрочной службы (прапорщик) Лапин Валентин Алексеевич,
   Машинистка: Губанцева Галина Васильевна.

СЛУЖБЫ И ГРУППЫ ВП

Штурманская служба :

Старший штурман полка:
   майор Беленко Евгений Георгиевич - 1968-1969,
   майор/подполковник Апанович Владимир Никифорович 1969-1973

Штурман полка: 
    капитан Шляков Виктор Михайлович 1968 - 1969,
    майор  Фиалка Григорий Кириллович 1969 - 1973 ,

Инженерная служба:
    инженер по вооружению – майор Артюх Иван
    инженер по радио оборудованию –  майор Фокин Алексей Иванович,
    инженер по вертолету и двигателю – данных нет. Стоит на фотографии рядом с Артюх И., на фоне жилого городка
    инженер по электро и приборному оборудованию – майор Захарченко Владимир Павлович,
       последствии его сменил - майор Хустнудинов Амиль Хайрутдинович,
    делопроизводитель инженерного отдела -  Глебова Лидия Александровна.

Из воспоминаний ветеранов по личному составу полка. Фамилии летчиков, борттехников и бортмехаников вертолетов в период с 1968 по 1973.(в этот период были передвижения в должностях и изменения в званиях):
Эскадрилья № 1
МИ-4 до 1971 г
В ноябре 1971 года была образована  126 отдельная вертолетная эскадрилья под командованием Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась ОЭ в Налайх на базе первой эскадрильи полка и после получения вертолетов Ми-8 и Ми-2 поступила вместе с ОРАТО  в распоряжение 20 ОРБр г. Арвай –Хэрэ Увэрхангайского аймака. После ухода ОЭ, командиром первой ВЭ стал капитан Яковлев К.П.
Командир эскадрильи:

    капитан/майор Моисеев Виктор Иванович 1968 -1971 (убыл в Арвай –Хэрэ)
    капитан Яковлев Константин Порфирьевич 1971-1973

Заместитель командира эскадрильи:

    капитан Ераков Владимир Егорович 1968 -1972,
    капитан Незаветин Юрий 1972-1973
Отсюда:  http://vertoletciki.ru/viewtopic.php?id=608



Замполит эскадрильи:
    капитан Яковлев Константин Порфирьевич 1968 -1971

Штурман эскадрильи:
    капитан Веревкин Петр

Инженер эскадрильи:
    капитан Слащев Борис Сергеевич

Командиры звеньев:
    капитан Попов Валерий Данилович 1968 -1972,
    капитан Губанцев Юрий Федорович 1968 -1972,
    капитан Малахов Александр 1968 -1972 (убыл в Арвай –Хэрэ),   
    капитан Жданов Виталий Викторович 1968 (убыл в Безречная)

Командиры экипажей, летчики:
командир экипажа - ст. лейтенант/капитан Дубовской Виктор Ефимович,
    командир экипажа - капитан Крылов Юрий,
    командир экипажа - капитан Залукаев  Юрий  Антонович,
    командир экипажа - капитан Ковалевский Владимир,
    командир экипажа - ст. лейтенант Рябушенко Николай до 1972,
    командир экипажа - капитан Дросенко Вячеслав,
    командир экипажа - капитан Ломако Владимир до 1972,
    командир экипажа - капитан Кирюшкин (убыл в Арвай –Хэрэ),
    командир экипажа - капитан Шкеть Геннадий,
    командир экипажа - капитан Панин Вадим Митрофанович до 1972,
    летчик - штурман - ст. лейтенант Милованов Юрий,
    летчик - штурман - ст. лейтенант Криворучко Георгий (убыл в Арвай –Хэрэ),
    летчик - штурман - ст. лейтенант Концевой Валерий, с 1972,
    летчик - штурман - ст. лейтенант Иванов Альберт Дмитриевич,
    летчик штурман - ст. лейтенант Пошивалкин Анатолий Алексеевич,
    летчик штурман - ст. лейтенант Терехин,
    летчик штурман - ст. лейтенант Незаветин Юрий,
    летчик штурман - ст. лейтенант Шапошников Александр Константинович с 1972   

    Борттехники:

    ст. лейтенант Акулов Владимир Михайлович(убыл в Арвай –Хэрэ),
    ст. лейтенант Драчинин Юрий Николаевич,
                ст. лейтенант Лотухин Виктор
    ст. лейтенант Хансон Альберт Вальдемарович, до 1972
    ст. лейтенант Цибульский  Александр,
    ст. лейтенант Лукин Геннадий Николаевич,
    ст. лейтенант Бухвостов Владимир,
    ст. лейтенант Мелинчук Андрей Владимирович,
    ст. лейтенант Довка Альберт Андреевич,
    ст. лейтенант Немыко Николай

Техники звена:

   ст. лейтенант Борзов Петр Ефимович,
   ст. лейтенант Гражданкин Валентин.








Mongol.Su ®:
Эскадрилья № 3 (МИ-6) 1968 - 1972 г.
Командир эскадрильи
Борт № 55 - майор Стариков Николай Петрович 1968-1968,
                     майор Троянов Эдуард Витальевич 1968-1971,
                     майор Сметанин Сергей Сергеевич 1971-1972,
Заместитель командира эскадрильи:
Борт № 105 - капитан Сметанин Сергей Сергеевич, до 1971,
Борт № 80  - майор Айзенберг Ефим Борисович 1971 - 1972,
Замполит эскадрильи
                    капитан Хоролец Алексей Петрович,
Штурман эскадрильи:      
                    капитан Никифоров Георгий Иванович,
Инженер эскадрильи:
                    капитан Михайлев Иван Наумович,
Начальник связи эскадрильи
               ст. лейтенант Волков Анатолий
Командиры отрядов, экипажей, летчики:
Борт № 95 - командир отряда - капитан Троянов Эдуард Витальевич,
                   командир отряда - капитан Рудников Вячеслав Яковлевич,
Борт № 55   командир отряда - капитан Бутко Анатолий Иванович,
Борт № 80   командир экипажа - капитан Айзенберг Ефим Борисович,
Борт № 60 - командир экипажа - капитан Богачев Владимир Васильевич,
                   командир экипажа - капитан Габулаев Анатолий,
                   командир экипажа - капитан Мордовченко Лев Петрович,
                   командир экипажа - капитан Шаболтас  Алексей  Петрович (убыл в Чойбалсан),
Борт № 85 - командир экипажа - капитан Гущин Анатолий Александрович,
                   командир экипажа - капитан Ильченко Евгений Максимович (убыл в Арвай –Хэрэ),
                   правый летчик - ст. лейтенант Склянкин Александр Сергеевич,
Борт № 80  правый летчик - ст. лейтенант Неволин Александр,
                   правый летчик - ст. лейтенант Гринченко Юрий,
                   правый летчик - ст. лейтенант Гречкин,
                   правый летчик - ст. лейтенант Наумов Сергей,
Борт № 105 правый летчик - ст. лейтенант Жижеря Александр (убыл в Чойбалсан),
Борт №80 штурман экипажа -ст. лейтенант Добрынин Анатолий Николаевич,
               штурман экипажа - ст. лейтенант Шавырин Иван Афанасьевич,
               штурман экипажа -      лейтенант Резван Николай.
               штурман экипажа -      лейтенант Тартамышев Григорий
Борттехники:
Борт № 95 - ст. лейтенант Глебов Александр Алексеевич, до 1970 г.
                   ст. лейтенант Денисюк Александр Васильевич,
Борт № 85   ст. лейтенант Ширшов Виктор       
Борт № 55   ст. лейтенант Деркаченко Андрей Иванович, до 1972 г.
                   ст. лейтенант Ладанюк Владимир Михайлович,
Борт № 80   ст. лейтенант Букакин Юрий,
Борт № 105 ст. лейтенант Ушаков Николай Никитович до 1972 г.,
                   ст. лейтенант   Ляшенко Дмитрий Прохорович
                   ст. лейтенант Китов Алексей Анатольевич,
Борт 100   - ст. лейтенант Пасынок Адам Петрович,
                   

Бортмеханики:
Борт № 95   -  прапорщик Вакуленко Александр,
Борт № 105 -  прапорщик Жук Анатолий Иосифович,
                      прапорщик Круган Евгений
                      прапорщик Бышляго Анатолий
Борт № 55  -  прапорщик Белоусов Николай
                      прапорщик Салий Олег
                      прапорщик Воронков Иван
                      прапорщик Масюкевич
 Бортрадисты:
Борт № 80  -   прапорщик  Калинин Анатолий,
                      срочная служба Кеслер,
                      срочная служба Жаков.
Техники отрядов
                     ст. лейтенант Гридасов Лев Григорьевич,
                     ст. лейтенант Кладов Юрий Васильевич,
                     капитан Колыхалов Николай Андреевич

В 1971 году из Воронежа экипаж в составе Айзенберга, Ушакова и Жука перегнали из Воронежа новый модернизированный МИ-6А.

Справка. www.combatavia
Ми-6А. Многочисленные доработки, проведенные за первые десять лет эксплуатации Ми-6, послужили основой для создания в 1971 г. модернизированного вертолета Ми-6А. Он отличался от ранее выпускавшегося главным образом увеличенным ресурсом основных частей и новым приборным оборудованием. В гидросистему вертолета был введен единый гидроблок. Ми-6А мог перевозить до 90 десантников внутри грузовой кабины и до 9 т на внешней подвеске. Допускаемая максимальная взлетная масса увеличилась с 42,5 до 44 т. Серийный Ми-6А послужил базой для последующих модификаций.

Mongol.Su ®:
В феврале-марте 1971 году группа офицеров убыла в Липецк на переподготовку для обучения  пилотирования вертолетов МИ-8.  В апреле 1971 летчики полка во главе с подполковником Бондаренко А.А. получили и перегнали из Нерчинска 9 машин  Ми-8.

Остальные вертолеты получали в Улан-Удэ. Вертолеты Ми - 4 начали раздавать по частям.

В этот год наконец-то была укомплектована вертолетами вторая эскадрилья.
Эскадрилья № 2 (МИ - 8) 1971 - 1973 г.
Командир эскадрильи:
капитан/майор Губанцев Юрий Федорович
Заместитель командира эскадрильи:
капитан Заец Николай Н.
НШ эскадрильи: капитан Ломако Владимир,
Замполит эскадрильи:
лейтенант Корнеев Борис Михайлович
Штурман эскадрильи:
капитан Морозов Виктор Николаевич
Инженер эскадрильи:
капитан Ушаков Николай Никитович с 1972

Командиры звеньев, экипажей, летчики:
командир звена - капитан Залукаев Юрий Антонович
командир звена - ст. лейтенант Ковалевский Владимир,
командир звена - капитан Заец Николай Н.
Командиры экипажей, летчики:
командир экипажа - капитан Миронов Виталий
командир экипажа - ст. лейтенант Рябушенко Николай,
командир экипажа - старший летчик лейтенант Медведев Александр Васильевич,
командир экипажа - лейтенант Тойбис Сергей Давыдович,
командир экипажа - лейтенант Винников Владимир Андреевич,
командир экипажа - лейтенант Шаповалов Владимир Александрович,
командир экипажа - мл. лейтенант/лейтенант Радченко Владислав Михайлович,
командир экипажа - лейтенант Смирнов Юрий В.,
командир экипажа - лейтенант Истомин Олег Викторович,
штурман звена - ст. лейтенант Криворучко Георгий(Жора),
штурман звена - ст. лейтенант Аржаев Василий Анатольевич,
летчик - штурман - ст. лейтенант Милованов Юрий (Злый),
летчик - штурман - ст. лейтенант Шувалов Михаил,
летчик - штурман - ст. лейтенант Терентьев Константин, до 1971?????????
летчик - штурман - ст. лейтенант Гончаров,
летчик - штурман - ст. лейтенант Артамонов Вячеслав Васильевич,
Борттехники
ст. лейтенант Шорников Виктор,
ст. лейтенант Ващишин Анатолий Тарасович,
ст. лейтенант Скрипко Алексей,
ст. лейтенант Павлевич Валерий Сергеевич.
Звенья были недоукомплектованы. Летали командир с командиром. Бортехники были закреплены за несколькими вертолетами одновременно.

  ОБАТО в/ч 23314Командир ОБАТО:           
подполковник Дорошенко Алексей Николаевич
Замполит батальона
майор Степанов Александр Петрович 1968 - 1971
Начальник штаба
майор Волков Евгений Леонидович
Зам. командира ОБАТО
 по хозяйственной части:
майор Козловский Анатолий Иванович
Начальник вещевой службы:
капитан Глебов Александр Алексеевич с 1970 г.
Бухгалтер вещевой службы служащая СА Панфилова Нина
Командир роты связи:     
капитан  Панфилов.
Аэродромная ротаКомандир роты:
капитан Бажин
зам.потех роты:
ст. лейтенант Мильнер,
  затем лейтенант Васильев,
старшина роты:
ст.сержант-прапорщик Мазуренко,
командир взвода:
прапорщик Масейчук
ТЭЧНачальник ТЭЧ:
капитан Халимоненко Иван Дмитриевич 1968 - 1969 г.,
впоследствии его сменил капитан Сухоруков Иван Андреевич 1969 - 1973 г.
Замполит ТЭЧ:
   капитан Деркаченко Андрей Иванович с 1972 г.
Начальники групп регламентных работ ТЭЧ:
по вертолету и двигателю -  майор Халимоненко Иван Дмитриевич с 1972 г.
по авиационному оборудованию -    капитан Никольский Александр Николаевич
по авиационному вооружению -       ст. лейтенант Иващенко,
по радиоэлектронному оборудованию -   ст. лейтенант Мацко Виктор,
слесарно-механическая –      ст. лейтенант Яцюк Михаил Петрович.
Сменный руководитель слепой посадки на станции РСП - капитан Рябчиков Николай Павлович



Mongol.Su ®:
Жилой городок:

Mongol.Su ®:
Расквартировали полк в долине в 14 километрах от шахтерского города Налайх.

Личному составу и их женам первое время пришлось жить в спартанских условиях. Палатки и сборно-щитовые общежития. Экипажи после приземления первые пять дней жили в вертолетах, пока достраивали сборно-щитовую казарму. Казарму разделили на две части. В одной жили мужчины, а во второй половине женщины.

         Так прожили до конца 1968 года. К этому времени в жилом городке полным ходом шло строительство домов для семей военнослужащих. Первый пятиэтажный в декабре 1968 дом построил Улан-Баторский строительный трест (ДСК СУ 82). В январе 1969 года еще два дома построили военные строители.
  Местность в долине представляла собой степь, поросшую редкой порослью. Часто можно было наблюдать как ветер гонит по степи верблюжьи колючки. Долину окружали вокруг небольшие пологие сопки. Чуть дальше за руслом реки Тола возвышалась гряда невысоких скалистых гор.
    Жилой городок расположился в полутора километрах от реки Тола. Место было выбрано очень удачно.

    Позволю себе небольшое лирическое отступление. На мой взгляд, оно имеет место быть, так как это была частичка нашей жизни - река Тола. Райский уголок, доставлявший небольшие радости в повседневной рутине армейской жизни летчиков гарнизона и их семей.
   Пологий спуск и через пятнадцать минут ты на реке.
Своенравная горная река. Летом, весело журчащая на  перекатах речушка,  размеренная и не глубокая в основном русле,  разбрасывала свои воды по долине, разливаясь по всей равнинной части.
 В мае Тола сбрасывала с себя ледяной панцирь, оставляя по берегам ледяные уступы, а  начале лета, когда в горах начинал таять снег,  превращалась в коварную бурлящую потоками, выходившую из берегов реку, сносившая все на своем пути.
Под такой поток однажды попал монгольский детский лагерь, остатки фундаментов которого находились недалеко от жилого городка.
 Пойма реки в отличие от долины, где располагался гарнизон и постоянно дули ветра, имела очень комфортный микроклимат. Располагаясь  в низине и прикрытая сопками и горами, она была насыщенна разнообразной флорой и фауной. Создавалось такое ощущение, что ты находишься совсем на другой стране. Для нас это был  маленький райский уголок. Все свое свободное время мы проводили там.

Гарнизон
"Гарнизон уже был подготовлен военными строителями - стояли 3 сборно-щитовые казармы и барак - штаб, развернуты насколько больших палаток. В двух из них были столовые, питание было в несколько смен, мест не хватало - выходили на улицу. Порывы ветра - явление постоянное, офицеры шутили - что сегодня на второе – «пшенная каша с песком». (Из воспоминаний Козедуб)

   Вначале построили три деревянных двухэтажных жилых дома. Первых два пятиэтажных панельных дома построили рядом с деревянным домом у школы, третий рядом с котельной у въезда в городок. К первому сентября 1969 г. достраивали первый корпус школы. С этого момента начали завозить детей в гарнизон.
Из воспоминаний Светланы Андреевой (отец начальник связи вертолетного полка):
    "Нас привезли в Налайху первыми. Школу торопились сдать к новому учебному 1969 году. Построен был первый барак, и достраивали второй. Третий появился года через два - на месте катка, который был за вторым корпусом. А клуб только строился - был фундамент и стали возводить стены. Сдали его на Новый 1970 год."

  В квартирах размещались семьями в зависимости от комнат в квартире. В двух комнатной две семьи, в трех комнатной три. Четырех комнатные квартиры отдали холостякам. Помню в нашем подъезде жили летчики двухгодичники из ДОСААФ(летчики из ДОСААФ начали прибывать в 1970-71 году). ). Один пятиэтажный дом стоял рядом с котельной, у въезда в городок, два напротив деревянного, который находился ближе к школе. К первому сентября 1969 г. достраивали первый корпус школы. Всю инфраструктуру гарнизона с аэродромом, в том числе и жилого городка, строил инженерный батальон под командованием Шапакидзе.

Командование полков, оказывало огромное значение досугу семей военнослужащих, пока создавалась инфраструктура жилого городка. Надо отметить, что это был не формальный подход для галочки, а действительно забота о людях. В одной из квартир на первом этаже седьмого дома открыли продовольственный магазин Военторга. В выходные прямо на улице демонстрировали художественные фильмы. Фильмы для детей демонстрировали прямо в школе после уроков. Школа имела свою столовую. 
Из воспоминаний Олега Козедуба: "Надо сказать, что снабжение городка было налажено очень хорошо.  Все свежее и только лучшего «московского» качества. Офицерский коллектив был просто замечательный и дружный. Праздники офицеры отмечали  весело, пели песни  «Черемшина», «Червона рута», народные песни и песни о Родине, патриотизм был огромный. Были свои поэты и музыканты, женщины готовили замечательный стол. Правда, патриотическая «Столичная» стоила тогда 45 тугриков(100 тугриков - 25 рублей), а местную водку «Орхи» пить было невозможно. Поэтому после полетов сливался антиобледенитель, спирт-ректификат высшего качества, который и шел на праздничный стол.
Вечерами приезжала машина - кинопередвижка, экран вешали на кочегарку, зрители приносили стулья, одеяла и тулупы и смотрели большое кино. Когда пленка кончалась, и надо было поставить другую часть, или она рвалась, все свистели и кричали - «на мыло». Кино крутили до постройки офицерского клуба почти до июня 1970 г.
 Когда открылся клуб - жизнь забурлила, были собраны из офицеров, солдат и жен офицеров, духовой оркестр из двенадцати музыкантов и эстрадный из шести человек. Очень хорошо пели Саша Цибульский с женой, а Габулаев исполнял песни, почти как Магомаев. По праздникам и выходным устраивались балы и танцы. Дети бегали в кино на все сеансы, а на «Песни моря» с друзьями я сходил больше десяти раз..."

   Так начиналась новая для нас эпоха, наша жизнь мальчишек и девчонок - детей летчиков направленных для службы в Налайх. Фактически мы прошли ее вместе с родителями с самого начала становления жилого городка, до момента, когда на месте пустынного участка степи вырос оазис с зелеными газонами, деревьями и бетонными дорожками. Этот городок стал для нас  родным домом, в котором мы жили не чувствуя себя ущемленными в чем либо.  Командование полков и наши родители старались создать все условия для полноценного проживания.
 

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии