В середине июня 1968 года из небольшого городка Броды Львовской области в направлении Монголии отправились первый эшелон с техникой полка и отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения ...
Из воспоминаний Козедуб Ирины Антоновны и Анатолия Ивановича:
«В г. Броды на Украине из летных частей на базе 55-го Севастопольского полка был сформирован воинский эшелон с имуществом и личным составом. Я был назначен замполитом эшелона из 16 товарных вагонов, на котором поехали около 20 офицеров и порядка 200 человек солдат.
Везли все - технику, оборудование связи продукты, военное имущество, электрогенераторы и даже дрова. Ехали около 10 дней, долго стояли в Слюдянке, купались в Байкале, но вода была очень холодная, хотя был уже конец июня. Летчики и борттехники перебрасывались на своих самолетах и вертолетах...» (Козедуб А.И.) Двадцать пятого июля в направлении города Налайх МНР отравился второй эшелон с личным составом и техникой. Кроме военнослужащих в Монголию в этом эшелоне следовали и женщины.
Многие жены офицеров в составе эшелона направились за своими мужьями, которые в дальнейшем обеспечивали работу летных столовых, медсанчастей, трудились в штабах.
В эшелоне женщины ехали с "комфортом", в переоборудованных солдатами вагонах–теплушках. Были установлены солдатские кровати, которые занимали одну половину вагона. По центру находился стол и "буржуйка". В другой части вагона была сделана небольшая загородка, за которой находился санузел. Туалет – отверстие в полу вагона и рукомойник.
В одном из вагонов ехали:
Паустовская Ангелина Ивановна, Глебова Лидия Александровна, Губанцева Галина Васильевна, Троянова Жанна Владимировна, Фиалка Валентина Михайловна, Попова Наталья, Шлякова Любовь Митрофановна, Кудинова Раиса Васильевна, Панфилова Нина.В эшелоне так же ехали:
Бондаренко Зинаида Васильевна, Дорошенко Раиса Георгиевна, Гущина Антонина Ивановна, Кладова Валентина Алексеевна,Ткачева Ольга Ивановна, Митяева Зоя Дмитриевна, Дросенко Валентина, Проскурина Изабелла, Кандакова Раиса, Самойленко Татьяна Алексеевна, Степанова Лилия Николаевна, Габулаева Галина, Милованова Зина, Лапина Валентина Федоровна и многие другие... Дети остались с бабушками, родственниками. Были и те, кто рискнул взять детей.
Мне тогда исполнилось восемь лет. В детскую память отчетливо врезалось, состав стоял у рампы с правой стороны от железно-дорожного вокзала. Пока эшелон формировался, мы с пацанами бегали вдоль эшелона, залезали в теплушки. Для нас было все в диковинку. Воинские эшелоны с таким количеством техники на платформах мы видели только в кино про войну. Офицеры и солдаты суетились, слышались громкие команды и распоряжения, женщины обустраивали свои вагоны, разговаривали, шутили. В какой-то момент послышался гул, нарастающий с каждой минутой. Вначале в небе показались точки напоминающие рой пчел, которые с каждой минутой приобретали черты винтокрылых машин. Первыми летели "четверки", следом за ними тяжело ухая и посвистывая шли МИ-6.
"Наши, наши... Закричали женщины". В боевом строю экипажи пролетали над городом, направляюсь в неизведанную страну Монголия.
И вот наступило 25 июля. Прозвучала команда:
"По вагонам". Через несколько минут рампа опустела.
В открытых дверях теплушек, облокотившись на ограждение проема, стояли наши мамы. И тут до нашего детского сознания дошло, что наши мамы уезжают от нас и надолго. К горлу подкатился комок, в глазах появились слезы. Звякнув буферами, эшелон тронулся, медленно набирая скорость. Мы еще долго бежали за ним вслед, пока последний вагон не скрылся из вида...
Маршрут следования эшелона пролегал через всю территорию Советского Союза.
В Омске эшелон сделал остановку. Личный состав помыли в бане. В это-то же время полк приземлился на аэродроме для дозаправки и обслуживания вертолетов. Паустовская, Глебова и Губанцеа предприняли попытку проведать мужей. Готовы были бежать на аэродром, но все попытки были пресечены майором Козловским. Ограничились передачей записок через солдат, приехавших с аэродрома к эшелону.
В Иркутске, пока эшелон стоял на запасных путях, появилась возможность пройтись по магазинам. В магазинах купили продуктов, некоторые закупили водку, т.к. кто-то сказал, что в Монголии с ней проблемы.
Полк так же сделал промежуточную посадку в Иркутске. При обслуживании МИ-6 (бортовой номер 95, экипаж Троянова) обнаружилось, что произошло попадание постороннего предмета во входном сопле на одном из двигателей. На лопатках образовались вмятины. Доложили инженеру полка Паустовскому. По регламенту требовалась замена двигателя, но это время, а сидеть желания не было. Решили проверить целостность лопаток специальной краской. Трещин не обнаружили. Полк после дозаправки и обслуживания уже улетел и взял курс на Джиду. Приняли решение продолжить полет. Экипажи взлетели догонять полк. Еще два года этот вертолет отлетал без проблем.
В очередной раз встреча произошла на станции Джида. Из эшелона наблюдали, как вертолеты заходили на посадку. Садились на тот пресловутый аэродром, с которого впоследствии, в 1971 году спасали людей.
На пограничной станции Наушки эшелон проходил пограничный и таможенный контроль. Последняя станция Советского Союза. Дальше была только граница и неизвестная страна Монголия. На этой станции и произошла очередная встреча эшелона и вертолетов полка. Увидев летящие вертолеты женщины, повыпрыгивали из вагонов и начали махать простынями. Все наперебой начали кричать друг другу –
"Это мой летит, а это мой". Из общего строя отделился один из вертолетов и на малой высоте прошел над эшелоном. На землю из вертолета упала записка. Это был экипаж Самойленко Ивана Дмитриевича, в котором летел штурман полка - капитан Шляков Виктор Михайлович.
Михаил Шляков: " Мама часто с улыбкой вспоминала эту историю. Записка была не подписана и кому-то из женщин показалось, что это именно ее муж сбросил ей весточку. Они все так ждали и волновались за своих мужей, наши милые мамы. А когда мама посмотрела записку, то сразу узнала батю по почерку. Там было что-то типа: "Держитесь девчонки - завтра вас встретим".
После того как полк приземлился на аэродроме, уже на следующий день мужья на станции Налайх встречали своих жен, прибывших с эшелоном.
За двенадцать дней следования эшелона дорога подружила женщин. Многие дружат и поддерживают отношения до сих пор, называя себя «вечными подружками».
Из г. Броды Львовской области в г. Налайх МНР были перебазированы полк и батальон аэродромно-технического обеспечения. Полк в составе дух эскадрилий вертолетов вылетел с аэродрома 55-го ОВП двадцать четвертого июля. Маршрут, по которому летел полк, пролегал через всю территорию Советского Союза. Первую посадку совершили на Озерном(Житомир). Далее маршрут пролегал через города Александрия, Ростов-на-Дону, Пугачев.
При подлете к Пугачеву, запросили разрешение на посадку. В Пугачеве посадкой полка руководил Алексенцев В.В.. В курсантские годы Валентин Васильевич был инструктором у Моисеева. А сейчас он сажал заходившего на посадку своего ученика, ставшим командиром эскадрильи.
Далее были Омск, Барнаул, Иркутск, Орск, Улан-Удэ, Джида. Пятого августа преодолев по воздуху почти шесть тысяч километров, вертолеты приземлились на аэродроме гарнизона Налайх.
Командир полка и начальник гарнизона: полковник
Проскурин Владимир Петрович 1968 -1970.
полковник Елгин Александр Степанович(Дядька) с августа 1970 и по август 1975 года.
Заместители командира полка: Зам. командира: подполковник
Самойленко Иван Дмитриевич,
Зам. по летной подготовке: майор (подполковник)
Бондаренко Анатолий Андреевич(Князь)
Начальник штаба: подполковник
Кондаков Ливерий Тихонович,
Старший инженер полка: подполковник
Паустовский Владимир Павлович,
Начальник политотдела: подполковник
Борзенков Николай Михайлович
ШТАБ ВП ЗНШ полка: майор Ткачев Виктор Иванович,
Начальники связи: капитан (майор)
Андреев Георгий Степанович, зам. начальника связи ст. лейтенант Кудинов Валентин Николаевич,
Начальник разведки: майор Попов Валерий Данилович,
Начальник строевого отдела: капитан Хансон Альберт Вальдемарович,
Начальник секретной части: ст.сверхсрочной службы (прапорщик)
Лапин Валентин Алексеевич, Машинистка: Губанцева Галина Васильевна.
СЛУЖБЫ И ГРУППЫ ВПШтурманская служба :
Старший штурман полка:
майор Беленко Евгений Георгиевич - 1968-1969,
майор/подполковник Апанович Владимир Никифорович 1969-1973
Штурман полка:
капитан
Шляков Виктор Михайлович 1968 - 1969,
майор Фиалка Григорий Кириллович 1969 - 1973 ,
Инженерная служба:
инженер по вооружению – майор Артюх Иван
инженер по радио оборудованию – майор Фокин Алексей Иванович,
инженер по вертолету и двигателю – данных нет. Стоит на фотографии рядом с Артюх И., на фоне жилого городка
инженер по электро и приборному оборудованию – майор
Захарченко Владимир Павлович,
последствии его сменил - майор
Хустнудинов Амиль Хайрутдинович,
делопроизводитель инженерного отдела - Глебова Лидия Александровна.
Из воспоминаний ветеранов по личному составу полка. Фамилии летчиков, борттехников и бортмехаников вертолетов в период с 1968 по 1973.(в этот период были передвижения в должностях и изменения в званиях):
Эскадрилья № 1МИ-4 до 1971 г
В ноябре 1971 года была образована 126 отдельная вертолетная эскадрилья под командованием Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась ОЭ в Налайх на базе первой эскадрильи полка и после получения вертолетов Ми-8 и Ми-2 поступила вместе с ОРАТО в распоряжение 20 ОРБр г. Арвай –Хэрэ Увэрхангайского аймака. После ухода ОЭ, командиром первой ВЭ стал капитан Яковлев К.П.Командир эскадрильи: капитан/майор Моисеев Виктор Иванович 1968 -1971
(убыл в Арвай –Хэрэ) капитан
Яковлев Константин Порфирьевич 1971-1973
Заместитель командира эскадрильи: капитан
Ераков Владимир Егорович 1968 -1972,
капитан Незаветин Юрий 1972-1973
Отсюда:
http://vertoletciki.ru/viewtopic.php?id=608Замполит эскадрильи: капитан
Яковлев Константин Порфирьевич 1968 -1971
Штурман эскадрильи: капитан Веревкин Петр
Инженер эскадрильи: капитан Слащев Борис Сергеевич
Командиры звеньев: капитан Попов Валерий Данилович 1968 -1972,
капитан
Губанцев Юрий Федорович 1968 -1972,
капитан Малахов Александр 1968 -1972
(убыл в Арвай –Хэрэ),
капитан Жданов Виталий Викторович 1968 (убыл в Безречная)
Командиры экипажей, летчики:командир экипажа - ст. лейтенант/капитан
Дубовской Виктор Ефимович,
командир экипажа - капитан Крылов Юрий,
командир экипажа - капитан Залукаев Юрий Антонович,
командир экипажа - капитан Ковалевский Владимир,
командир экипажа - ст. лейтенант
Рябушенко Николай до 1972,
командир экипажа - капитан Дросенко Вячеслав,
командир экипажа - капитан Ломако Владимир до 1972,
командир экипажа - капитан Кирюшкин
(убыл в Арвай –Хэрэ), командир экипажа - капитан Шкеть Геннадий,
командир экипажа - капитан Панин Вадим Митрофанович до 1972,
летчик - штурман - ст. лейтенант
Милованов Юрий,
летчик - штурман - ст. лейтенант Криворучко Георгий
(убыл в Арвай –Хэрэ), летчик - штурман - ст. лейтенант Концевой Валерий, с 1972,
летчик - штурман - ст. лейтенант Иванов Альберт Дмитриевич,
летчик штурман - ст. лейтенант Пошивалкин Анатолий Алексеевич,
летчик штурман - ст. лейтенант Терехин,
летчик штурман - ст. лейтенант Незаветин Юрий,
летчик штурман - ст. лейтенант Шапошников Александр Константинович с 1972
Борттехники: ст. лейтенант Акулов Владимир Михайлович
(убыл в Арвай –Хэрэ),
ст. лейтенант
Драчинин Юрий Николаевич,
ст. лейтенант Лотухин Виктор
ст. лейтенант Хансон Альберт Вальдемарович, до 1972
ст. лейтенант Цибульский Александр,
ст. лейтенант Лукин Геннадий Николаевич,
ст. лейтенант Бухвостов Владимир,
ст. лейтенант Мелинчук Андрей Владимирович,
ст. лейтенант
Довка Альберт Андреевич,
ст. лейтенант
Немыко НиколайТехники звена: ст. лейтенант
Борзов Петр Ефимович,
ст. лейтенант Гражданкин Валентин.