Автор Тема: в/ч 23313, 68 отдельный боевой вертолетный полк  (Прочитано 7101 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
в/ч 23313, 68 отдельный боевой вертолетный полк
« Ответ #-1 : 04 Январь 2015, 15:15:33 »
В  середине июня 1968 года из небольшого городка Броды Львовской области в направлении Монголии отправились первый эшелон с техникой полка и отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения ... 
     
     Из воспоминаний Козедуб Ирины Антоновны и  Анатолия Ивановича:
    «В  г. Броды на Украине из летных частей на базе 55-го Севастопольского полка был сформирован  воинский эшелон с имуществом и личным составом. Я был назначен замполитом эшелона из 16 товарных вагонов, на котором поехали около 20 офицеров и порядка  200 человек солдат.
Везли все - технику, оборудование связи продукты, военное имущество, электрогенераторы и даже дрова. Ехали около 10 дней, долго стояли в Слюдянке, купались в Байкале, но вода была очень холодная, хотя был уже конец июня. Летчики и борттехники перебрасывались на своих самолетах и вертолетах...» (Козедуб А.И.)
      Двадцать пятого июля в направлении города Налайх МНР отравился второй эшелон с личным составом и техникой. Кроме военнослужащих в Монголию в этом эшелоне следовали и женщины. 
 Многие жены офицеров в составе эшелона направились за своими мужьями, которые в дальнейшем обеспечивали работу летных столовых, медсанчастей, трудились в штабах.
  В эшелоне женщины ехали с "комфортом", в переоборудованных солдатами вагонах–теплушках. Были установлены солдатские кровати, которые занимали одну половину вагона. По центру находился стол и "буржуйка". В другой части вагона была сделана небольшая загородка, за которой находился санузел. Туалет – отверстие в полу вагона и рукомойник.
    В одном из вагонов ехали: Паустовская Ангелина Ивановна, Глебова Лидия Александровна, Губанцева Галина Васильевна, Троянова Жанна Владимировна, Фиалка Валентина Михайловна, Попова Наталья, Шлякова Любовь Митрофановна, Кудинова Раиса Васильевна, Панфилова Нина.



В эшелоне так же ехали: Бондаренко Зинаида Васильевна, Дорошенко Раиса Георгиевна, Гущина Антонина Ивановна, Кладова Валентина Алексеевна,Ткачева Ольга Ивановна, Митяева Зоя Дмитриевна, Дросенко Валентина, Проскурина Изабелла, Кандакова Раиса, Самойленко Татьяна Алексеевна, Степанова Лилия Николаевна, Габулаева Галина, Милованова Зина, Лапина Валентина Федоровна и многие другие... Дети остались с бабушками, родственниками. Были и те, кто рискнул взять детей.
   Мне тогда исполнилось восемь лет. В детскую память отчетливо врезалось, состав стоял у рампы с правой стороны от железно-дорожного вокзала. Пока эшелон формировался, мы с пацанами бегали вдоль эшелона, залезали в теплушки. Для нас было все в диковинку. Воинские эшелоны с таким количеством техники на платформах мы видели только в кино про войну. Офицеры и солдаты суетились, слышались громкие команды и распоряжения, женщины обустраивали свои вагоны, разговаривали, шутили. В какой-то момент послышался гул, нарастающий с каждой минутой. Вначале в небе показались точки напоминающие рой пчел, которые с каждой минутой приобретали черты винтокрылых машин. Первыми летели "четверки", следом за ними тяжело ухая и посвистывая шли МИ-6.
"Наши, наши...  Закричали женщины". В боевом строю экипажи пролетали над городом, направляюсь в неизведанную страну Монголия.
     И вот наступило 25 июля. Прозвучала команда: "По вагонам".  Через несколько минут рампа опустела.
В открытых дверях теплушек, облокотившись на ограждение проема, стояли наши мамы. И тут до нашего детского сознания дошло, что наши мамы уезжают от нас и надолго. К горлу подкатился комок, в  глазах появились слезы. Звякнув буферами, эшелон тронулся, медленно набирая скорость. Мы еще долго бежали за ним вслед, пока последний вагон не скрылся из вида...
 Маршрут следования эшелона пролегал через всю территорию Советского Союза.
      В Омске эшелон сделал остановку. Личный состав помыли в бане. В это-то же время полк приземлился  на аэродроме для дозаправки и обслуживания вертолетов. Паустовская,  Глебова и Губанцеа предприняли попытку проведать мужей. Готовы были бежать на аэродром, но все попытки были пресечены майором Козловским. Ограничились передачей записок через солдат, приехавших с аэродрома к эшелону.
      В Иркутске, пока  эшелон стоял на запасных путях, появилась возможность пройтись по магазинам. В магазинах купили продуктов, некоторые закупили водку, т.к. кто-то сказал, что в Монголии с ней проблемы.
     Полк так же сделал промежуточную посадку в Иркутске. При обслуживании МИ-6 (бортовой номер 95, экипаж Троянова) обнаружилось, что произошло попадание постороннего предмета во входном сопле на одном из двигателей. На лопатках образовались вмятины. Доложили инженеру полка Паустовскому. По регламенту требовалась замена двигателя, но это время, а сидеть желания не было. Решили проверить целостность лопаток специальной краской. Трещин не обнаружили. Полк после дозаправки и обслуживания уже улетел и взял курс на Джиду. Приняли решение продолжить полет. Экипажи взлетели догонять полк. Еще два года этот вертолет отлетал без проблем.
     В очередной раз встреча произошла на станции Джида. Из эшелона наблюдали, как вертолеты заходили на посадку. Садились на тот пресловутый аэродром, с которого впоследствии, в 1971 году спасали людей.
     На пограничной станции Наушки эшелон проходил пограничный и таможенный контроль. Последняя станция Советского Союза.  Дальше была только граница и неизвестная страна Монголия. На этой станции  и произошла очередная встреча эшелона и вертолетов полка. Увидев летящие вертолеты женщины, повыпрыгивали  из вагонов и начали махать простынями. Все наперебой начали кричать друг другу – "Это мой летит, а это мой".
     Из общего строя отделился один из вертолетов и на малой высоте прошел над эшелоном. На землю из вертолета упала записка.  Это был экипаж Самойленко Ивана Дмитриевича, в котором летел штурман полка - капитан Шляков Виктор Михайлович.
    Михаил Шляков:  " Мама часто с улыбкой вспоминала эту историю. Записка была не подписана и кому-то из женщин показалось, что это именно ее муж сбросил ей весточку. Они все так ждали и волновались за своих мужей, наши милые мамы. А когда мама посмотрела записку, то сразу узнала батю по почерку. Там было что-то типа: "Держитесь девчонки - завтра вас встретим".

   После того как полк приземлился на аэродроме, уже на следующий день мужья на станции Налайх встречали своих жен, прибывших с эшелоном.
За двенадцать дней следования эшелона дорога подружила женщин. Многие дружат и поддерживают отношения до сих пор, называя себя «вечными подружками».

Из г. Броды Львовской области в г. Налайх МНР были перебазированы полк и батальон аэродромно-технического обеспечения. Полк в составе дух эскадрилий вертолетов вылетел с аэродрома 55-го ОВП двадцать четвертого июля. Маршрут, по которому летел полк, пролегал через всю территорию Советского Союза. Первую посадку совершили на Озерном(Житомир). Далее маршрут пролегал через города Александрия, Ростов-на-Дону, Пугачев.
  При подлете к Пугачеву, запросили разрешение на посадку. В Пугачеве посадкой полка руководил Алексенцев В.В.. В курсантские годы Валентин Васильевич был инструктором у Моисеева.  А сейчас он сажал заходившего на посадку своего ученика, ставшим командиром эскадрильи.
  Далее были Омск, Барнаул, Иркутск, Орск, Улан-Удэ, Джида. Пятого августа преодолев по воздуху почти шесть тысяч километров, вертолеты приземлились на аэродроме гарнизона Налайх.
Командир полка и начальник гарнизона:
 полковник Проскурин Владимир Петрович 1968 -1970.
 полковник Елгин Александр Степанович(Дядька) с августа 1970 и по август 1975 года.

Заместители командира полка:
  Зам. командира:                  подполковник Самойленко Иван Дмитриевич,
  Зам. по летной подготовке: майор (подполковник) Бондаренко Анатолий Андреевич(Князь)
  Начальник штаба:                подполковник Кондаков Ливерий Тихонович,
  Старший инженер полка:     подполковник Паустовский Владимир Павлович,
  Начальник  политотдела:     подполковник Борзенков Николай Михайлович

ШТАБ ВП
  ЗНШ полка:               майор Ткачев Виктор Иванович,
  Начальники связи:     капитан (майор) Андреев Георгий Степанович,
  зам. начальника связи ст. лейтенант Кудинов Валентин Николаевич,
  Начальник разведки:  майор Попов Валерий Данилович,
  Начальник строевого отдела: капитан Хансон Альберт Вальдемарович,
  Начальник секретной части: ст.сверхсрочной службы (прапорщик) Лапин Валентин Алексеевич,
   Машинистка: Губанцева Галина Васильевна.

СЛУЖБЫ И ГРУППЫ ВП

Штурманская служба :

Старший штурман полка:
   майор Беленко Евгений Георгиевич - 1968-1969,
   майор/подполковник Апанович Владимир Никифорович 1969-1973

Штурман полка: 
    капитан Шляков Виктор Михайлович 1968 - 1969,
    майор  Фиалка Григорий Кириллович 1969 - 1973 ,

Инженерная служба:
    инженер по вооружению – майор Артюх Иван
    инженер по радио оборудованию –  майор Фокин Алексей Иванович,
    инженер по вертолету и двигателю – данных нет. Стоит на фотографии рядом с Артюх И., на фоне жилого городка
    инженер по электро и приборному оборудованию – майор Захарченко Владимир Павлович,
       последствии его сменил - майор Хустнудинов Амиль Хайрутдинович,
    делопроизводитель инженерного отдела -  Глебова Лидия Александровна.

Из воспоминаний ветеранов по личному составу полка. Фамилии летчиков, борттехников и бортмехаников вертолетов в период с 1968 по 1973.(в этот период были передвижения в должностях и изменения в званиях):
Эскадрилья № 1
МИ-4 до 1971 г
В ноябре 1971 года была образована  126 отдельная вертолетная эскадрилья под командованием Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась ОЭ в Налайх на базе первой эскадрильи полка и после получения вертолетов Ми-8 и Ми-2 поступила вместе с ОРАТО  в распоряжение 20 ОРБр г. Арвай –Хэрэ Увэрхангайского аймака. После ухода ОЭ, командиром первой ВЭ стал капитан Яковлев К.П.
Командир эскадрильи:

    капитан/майор Моисеев Виктор Иванович 1968 -1971 (убыл в Арвай –Хэрэ)
    капитан Яковлев Константин Порфирьевич 1971-1973

Заместитель командира эскадрильи:

    капитан Ераков Владимир Егорович 1968 -1972,
    капитан Незаветин Юрий 1972-1973
Отсюда:  http://vertoletciki.ru/viewtopic.php?id=608



Замполит эскадрильи:
    капитан Яковлев Константин Порфирьевич 1968 -1971

Штурман эскадрильи:
    капитан Веревкин Петр

Инженер эскадрильи:
    капитан Слащев Борис Сергеевич

Командиры звеньев:
    капитан Попов Валерий Данилович 1968 -1972,
    капитан Губанцев Юрий Федорович 1968 -1972,
    капитан Малахов Александр 1968 -1972 (убыл в Арвай –Хэрэ),   
    капитан Жданов Виталий Викторович 1968 (убыл в Безречная)

Командиры экипажей, летчики:
командир экипажа - ст. лейтенант/капитан Дубовской Виктор Ефимович,
    командир экипажа - капитан Крылов Юрий,
    командир экипажа - капитан Залукаев  Юрий  Антонович,
    командир экипажа - капитан Ковалевский Владимир,
    командир экипажа - ст. лейтенант Рябушенко Николай до 1972,
    командир экипажа - капитан Дросенко Вячеслав,
    командир экипажа - капитан Ломако Владимир до 1972,
    командир экипажа - капитан Кирюшкин (убыл в Арвай –Хэрэ),
    командир экипажа - капитан Шкеть Геннадий,
    командир экипажа - капитан Панин Вадим Митрофанович до 1972,
    летчик - штурман - ст. лейтенант Милованов Юрий,
    летчик - штурман - ст. лейтенант Криворучко Георгий (убыл в Арвай –Хэрэ),
    летчик - штурман - ст. лейтенант Концевой Валерий, с 1972,
    летчик - штурман - ст. лейтенант Иванов Альберт Дмитриевич,
    летчик штурман - ст. лейтенант Пошивалкин Анатолий Алексеевич,
    летчик штурман - ст. лейтенант Терехин,
    летчик штурман - ст. лейтенант Незаветин Юрий,
    летчик штурман - ст. лейтенант Шапошников Александр Константинович с 1972   

    Борттехники:

    ст. лейтенант Акулов Владимир Михайлович(убыл в Арвай –Хэрэ),
    ст. лейтенант Драчинин Юрий Николаевич,
                ст. лейтенант Лотухин Виктор
    ст. лейтенант Хансон Альберт Вальдемарович, до 1972
    ст. лейтенант Цибульский  Александр,
    ст. лейтенант Лукин Геннадий Николаевич,
    ст. лейтенант Бухвостов Владимир,
    ст. лейтенант Мелинчук Андрей Владимирович,
    ст. лейтенант Довка Альберт Андреевич,
    ст. лейтенант Немыко Николай

Техники звена:

   ст. лейтенант Борзов Петр Ефимович,
   ст. лейтенант Гражданкин Валентин.








Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Эскадрилья № 3 (МИ-6) 1968 - 1972 г.
Командир эскадрильи
Борт № 55 - майор Стариков Николай Петрович 1968-1968,
                     майор Троянов Эдуард Витальевич 1968-1971,
                     майор Сметанин Сергей Сергеевич 1971-1972,
Заместитель командира эскадрильи:
Борт № 105 - капитан Сметанин Сергей Сергеевич, до 1971,
Борт № 80  - майор Айзенберг Ефим Борисович 1971 - 1972,
Замполит эскадрильи
                    капитан Хоролец Алексей Петрович,
Штурман эскадрильи:      
                    капитан Никифоров Георгий Иванович,
Инженер эскадрильи:
                    капитан Михайлев Иван Наумович,
Начальник связи эскадрильи
               ст. лейтенант Волков Анатолий
Командиры отрядов, экипажей, летчики:
Борт № 95 - командир отряда - капитан Троянов Эдуард Витальевич,
                   командир отряда - капитан Рудников Вячеслав Яковлевич,
Борт № 55   командир отряда - капитан Бутко Анатолий Иванович,
Борт № 80   командир экипажа - капитан Айзенберг Ефим Борисович,
Борт № 60 - командир экипажа - капитан Богачев Владимир Васильевич,
                   командир экипажа - капитан Габулаев Анатолий,
                   командир экипажа - капитан Мордовченко Лев Петрович,
                   командир экипажа - капитан Шаболтас  Алексей  Петрович (убыл в Чойбалсан),
Борт № 85 - командир экипажа - капитан Гущин Анатолий Александрович,
                   командир экипажа - капитан Ильченко Евгений Максимович (убыл в Арвай –Хэрэ),
                   правый летчик - ст. лейтенант Склянкин Александр Сергеевич,
Борт № 80  правый летчик - ст. лейтенант Неволин Александр,
                   правый летчик - ст. лейтенант Гринченко Юрий,
                   правый летчик - ст. лейтенант Гречкин,
                   правый летчик - ст. лейтенант Наумов Сергей,
Борт № 105 правый летчик - ст. лейтенант Жижеря Александр (убыл в Чойбалсан),
Борт №80 штурман экипажа -ст. лейтенант Добрынин Анатолий Николаевич,
               штурман экипажа - ст. лейтенант Шавырин Иван Афанасьевич,
               штурман экипажа -      лейтенант Резван Николай.
               штурман экипажа -      лейтенант Тартамышев Григорий
Борттехники:
Борт № 95 - ст. лейтенант Глебов Александр Алексеевич, до 1970 г.
                   ст. лейтенант Денисюк Александр Васильевич,
Борт № 85   ст. лейтенант Ширшов Виктор       
Борт № 55   ст. лейтенант Деркаченко Андрей Иванович, до 1972 г.
                   ст. лейтенант Ладанюк Владимир Михайлович,
Борт № 80   ст. лейтенант Букакин Юрий,
Борт № 105 ст. лейтенант Ушаков Николай Никитович до 1972 г.,
                   ст. лейтенант   Ляшенко Дмитрий Прохорович
                   ст. лейтенант Китов Алексей Анатольевич,
Борт 100   - ст. лейтенант Пасынок Адам Петрович,
                   

Бортмеханики:

Борт № 95   -  прапорщик Вакуленко Александр,
Борт № 105 -  прапорщик Жук Анатолий Иосифович,
                      прапорщик Круган Евгений
                      прапорщик Бышляго Анатолий
Борт № 55  -  прапорщик Белоусов Николай
                      прапорщик Салий Олег
                      прапорщик Воронков Иван
                      прапорщик Масюкевич
 Бортрадисты:
Борт № 80  -   прапорщик  Калинин Анатолий,
                      срочная служба Кеслер,
                      срочная служба Жаков.
Техники отрядов
                     ст. лейтенант Гридасов Лев Григорьевич,
                     ст. лейтенант Кладов Юрий Васильевич,
                     капитан Колыхалов Николай Андреевич

В 1971 году из Воронежа экипаж в составе Айзенберга, Ушакова и Жука перегнали из Воронежа новый модернизированный МИ-6А.

Справка. www.combatavia
Ми-6А. Многочисленные доработки, проведенные за первые десять лет эксплуатации Ми-6, послужили основой для создания в 1971 г. модернизированного вертолета Ми-6А. Он отличался от ранее выпускавшегося главным образом увеличенным ресурсом основных частей и новым приборным оборудованием. В гидросистему вертолета был введен единый гидроблок. Ми-6А мог перевозить до 90 десантников внутри грузовой кабины и до 9 т на внешней подвеске. Допускаемая максимальная взлетная масса увеличилась с 42,5 до 44 т. Серийный Ми-6А послужил базой для последующих модификаций.
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
В феврале-марте 1971 году группа офицеров убыла в Липецк на переподготовку для обучения  пилотирования вертолетов МИ-8.  В апреле 1971 летчики полка во главе с подполковником Бондаренко А.А. получили и перегнали из Нерчинска 9 машин  Ми-8.

Остальные вертолеты получали в Улан-Удэ. Вертолеты Ми - 4 начали раздавать по частям.

В этот год наконец-то была укомплектована вертолетами вторая эскадрилья.
Эскадрилья № 2 (МИ - 8) 1971 - 1973 г.
Командир эскадрильи:
капитан/майор Губанцев Юрий Федорович
Заместитель командира эскадрильи:
капитан Заец Николай Н.
НШ эскадрильи: капитан Ломако Владимир,
Замполит эскадрильи:
лейтенант Корнеев Борис Михайлович
Штурман эскадрильи:
капитан Морозов Виктор Николаевич
Инженер эскадрильи:
капитан Ушаков Николай Никитович с 1972

Командиры звеньев, экипажей, летчики:

командир звена - капитан Залукаев Юрий Антонович
командир звена - ст. лейтенант Ковалевский Владимир,
командир звена - капитан Заец Николай Н.
Командиры экипажей, летчики:
командир экипажа - капитан Миронов Виталий
командир экипажа - ст. лейтенант Рябушенко Николай,
командир экипажа - старший летчик лейтенант Медведев Александр Васильевич,
командир экипажа - лейтенант Тойбис Сергей Давыдович,
командир экипажа - лейтенант Винников Владимир Андреевич,
командир экипажа - лейтенант Шаповалов Владимир Александрович,
командир экипажа - мл. лейтенант/лейтенант Радченко Владислав Михайлович,
командир экипажа - лейтенант Смирнов Юрий В.,
командир экипажа - лейтенант Истомин Олег Викторович,
штурман звена - ст. лейтенант Криворучко Георгий(Жора),
штурман звена - ст. лейтенант Аржаев Василий Анатольевич,
летчик - штурман - ст. лейтенант Милованов Юрий (Злый),
летчик - штурман - ст. лейтенант Шувалов Михаил,
летчик - штурман - ст. лейтенант Терентьев Константин, до 1971?????????
летчик - штурман - ст. лейтенант Гончаров,
летчик - штурман - ст. лейтенант Артамонов Вячеслав Васильевич,
Борттехники
ст. лейтенант Шорников Виктор,
ст. лейтенант Ващишин Анатолий Тарасович,
ст. лейтенант Скрипко Алексей,
ст. лейтенант Павлевич Валерий Сергеевич.
Звенья были недоукомплектованы. Летали командир с командиром. Бортехники были закреплены за несколькими вертолетами одновременно.

  ОБАТО в/ч 23314
Командир ОБАТО:           
подполковник Дорошенко Алексей Николаевич
Замполит батальона
майор Степанов Александр Петрович 1968 - 1971
Начальник штаба
майор Волков Евгений Леонидович
Зам. командира ОБАТО
 по хозяйственной части:

майор Козловский Анатолий Иванович
Начальник вещевой службы:
капитан Глебов Александр Алексеевич с 1970 г.
Бухгалтер вещевой службы служащая СА Панфилова Нина
Командир роты связи:     
капитан  Панфилов.
Аэродромная рота
Командир роты:
капитан Бажин
зам.потех роты:
ст. лейтенант Мильнер,
  затем лейтенант Васильев,
старшина роты:
ст.сержант-прапорщик Мазуренко,
командир взвода:
прапорщик Масейчук
ТЭЧ
Начальник ТЭЧ:
капитан Халимоненко Иван Дмитриевич 1968 - 1969 г.,
впоследствии его сменил капитан Сухоруков Иван Андреевич 1969 - 1973 г.
Замполит ТЭЧ:
   капитан Деркаченко Андрей Иванович с 1972 г.
Начальники групп регламентных работ ТЭЧ:
по вертолету и двигателю -  майор Халимоненко Иван Дмитриевич с 1972 г.
по авиационному оборудованию -    капитан Никольский Александр Николаевич
по авиационному вооружению -       ст. лейтенант Иващенко,
по радиоэлектронному оборудованию -   ст. лейтенант Мацко Виктор,
слесарно-механическая –      ст. лейтенант Яцюк Михаил Петрович.
Сменный руководитель слепой посадки на станции РСП - капитан Рябчиков Николай Павлович



Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Жилой городок:
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Расквартировали полк в долине в 14 километрах от шахтерского города Налайх.

Личному составу и их женам первое время пришлось жить в спартанских условиях. Палатки и сборно-щитовые общежития. Экипажи после приземления первые пять дней жили в вертолетах, пока достраивали сборно-щитовую казарму. Казарму разделили на две части. В одной жили мужчины, а во второй половине женщины.

         Так прожили до конца 1968 года. К этому времени в жилом городке полным ходом шло строительство домов для семей военнослужащих. Первый пятиэтажный в декабре 1968 дом построил Улан-Баторский строительный трест (ДСК СУ 82). В январе 1969 года еще два дома построили военные строители.
  Местность в долине представляла собой степь, поросшую редкой порослью. Часто можно было наблюдать как ветер гонит по степи верблюжьи колючки. Долину окружали вокруг небольшие пологие сопки. Чуть дальше за руслом реки Тола возвышалась гряда невысоких скалистых гор.
    Жилой городок расположился в полутора километрах от реки Тола. Место было выбрано очень удачно.

    Позволю себе небольшое лирическое отступление. На мой взгляд, оно имеет место быть, так как это была частичка нашей жизни - река Тола. Райский уголок, доставлявший небольшие радости в повседневной рутине армейской жизни летчиков гарнизона и их семей.
   Пологий спуск и через пятнадцать минут ты на реке.
Своенравная горная река. Летом, весело журчащая на  перекатах речушка,  размеренная и не глубокая в основном русле,  разбрасывала свои воды по долине, разливаясь по всей равнинной части.
 В мае Тола сбрасывала с себя ледяной панцирь, оставляя по берегам ледяные уступы, а  начале лета, когда в горах начинал таять снег,  превращалась в коварную бурлящую потоками, выходившую из берегов реку, сносившая все на своем пути.
Под такой поток однажды попал монгольский детский лагерь, остатки фундаментов которого находились недалеко от жилого городка.
 Пойма реки в отличие от долины, где располагался гарнизон и постоянно дули ветра, имела очень комфортный микроклимат. Располагаясь  в низине и прикрытая сопками и горами, она была насыщенна разнообразной флорой и фауной. Создавалось такое ощущение, что ты находишься совсем на другой стране. Для нас это был  маленький райский уголок. Все свое свободное время мы проводили там.

Гарнизон
"Гарнизон уже был подготовлен военными строителями - стояли 3 сборно-щитовые казармы и барак - штаб, развернуты насколько больших палаток. В двух из них были столовые, питание было в несколько смен, мест не хватало - выходили на улицу. Порывы ветра - явление постоянное, офицеры шутили - что сегодня на второе – «пшенная каша с песком». (Из воспоминаний Козедуб)

   Вначале построили три деревянных двухэтажных жилых дома. Первых два пятиэтажных панельных дома построили рядом с деревянным домом у школы, третий рядом с котельной у въезда в городок. К первому сентября 1969 г. достраивали первый корпус школы. С этого момента начали завозить детей в гарнизон.
Из воспоминаний Светланы Андреевой (отец начальник связи вертолетного полка):
    "Нас привезли в Налайху первыми. Школу торопились сдать к новому учебному 1969 году. Построен был первый барак, и достраивали второй. Третий появился года через два - на месте катка, который был за вторым корпусом. А клуб только строился - был фундамент и стали возводить стены. Сдали его на Новый 1970 год."

  В квартирах размещались семьями в зависимости от комнат в квартире. В двух комнатной две семьи, в трех комнатной три. Четырех комнатные квартиры отдали холостякам. Помню в нашем подъезде жили летчики двухгодичники из ДОСААФ(летчики из ДОСААФ начали прибывать в 1970-71 году). ). Один пятиэтажный дом стоял рядом с котельной, у въезда в городок, два напротив деревянного, который находился ближе к школе. К первому сентября 1969 г. достраивали первый корпус школы. Всю инфраструктуру гарнизона с аэродромом, в том числе и жилого городка, строил инженерный батальон под командованием Шапакидзе.

Командование полков, оказывало огромное значение досугу семей военнослужащих, пока создавалась инфраструктура жилого городка. Надо отметить, что это был не формальный подход для галочки, а действительно забота о людях. В одной из квартир на первом этаже седьмого дома открыли продовольственный магазин Военторга. В выходные прямо на улице демонстрировали художественные фильмы. Фильмы для детей демонстрировали прямо в школе после уроков. Школа имела свою столовую. 
Из воспоминаний Олега Козедуба: "Надо сказать, что снабжение городка было налажено очень хорошо.  Все свежее и только лучшего «московского» качества. Офицерский коллектив был просто замечательный и дружный. Праздники офицеры отмечали  весело, пели песни  «Черемшина», «Червона рута», народные песни и песни о Родине, патриотизм был огромный. Были свои поэты и музыканты, женщины готовили замечательный стол. Правда, патриотическая «Столичная» стоила тогда 45 тугриков(100 тугриков - 25 рублей), а местную водку «Орхи» пить было невозможно. Поэтому после полетов сливался антиобледенитель, спирт-ректификат высшего качества, который и шел на праздничный стол.
Вечерами приезжала машина - кинопередвижка, экран вешали на кочегарку, зрители приносили стулья, одеяла и тулупы и смотрели большое кино. Когда пленка кончалась, и надо было поставить другую часть, или она рвалась, все свистели и кричали - «на мыло». Кино крутили до постройки офицерского клуба почти до июня 1970 г.
 Когда открылся клуб - жизнь забурлила, были собраны из офицеров, солдат и жен офицеров, духовой оркестр из двенадцати музыкантов и эстрадный из шести человек. Очень хорошо пели Саша Цибульский с женой, а Габулаев исполнял песни, почти как Магомаев. По праздникам и выходным устраивались балы и танцы. Дети бегали в кино на все сеансы, а на «Песни моря» с друзьями я сходил больше десяти раз..."

   Так начиналась новая для нас эпоха, наша жизнь мальчишек и девчонок - детей летчиков направленных для службы в Налайх. Фактически мы прошли ее вместе с родителями с самого начала становления жилого городка, до момента, когда на месте пустынного участка степи вырос оазис с зелеными газонами, деревьями и бетонными дорожками. Этот городок стал для нас  родным домом, в котором мы жили не чувствуя себя ущемленными в чем либо.  Командование полков и наши родители старались создать все условия для полноценного проживания.
 
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Со стороны казалось, что служба текла спокойно и размеренно. Но это была только внешняя сторона.
Высокие хребты,  опоясывающие Монголию, почти со всех сторон, ограждают ее от влажных воздушных течений, характерное преобладание солнечных дней,  сухость воздуха, малое количество осадков, резкие температурные колебания, даже в течение  суток, создает на ее территории резко континентальный климат.  Летом жарко, зимой холодно. Все эти факторы оказывали влияние на физическое состояние личного состава, в том числе и высокогорье.
Летать было нелегко, физические нагрузки переносились тяжело, чувствовался недостаток кислорода. Для поддержания физического состояния летчиков, недалеко от гарнизона, на берегу реки был построен профилакторий.
Взлетная полоса одной стороной находилась на отметке 1420 метров над уровнем моря, другая на отметке 1466 метров. Каких-то 50 метров не хватало для получения надбавки за высотность. Детям летчиков полагалась бы тогда бесплатная путевка в детский лагерь. Надо отдать должное командиру полка Елгину А.С., который в приказном порядке отправлял родителей с детьми в летний период в Союз.
Кроме физического состояния имело место и внутренне психологическое напряжение. Ходили байки о китайских диверсантах, которые вырезали целые воинские караулы.
Советские войска в Монголию ввели для защиты территориальной целостности МНР и  вертолётной поддержке войск для решения задач стратегического назначения, придавали очень большое значение. На политзанятиях постоянно напоминали о том, что рядом граница с Китаем Отношения СССР и Китая в тот период были очень напряженными. Китайская сторона имела в тот период территориальные претензии к Советскому Союзу и Монголии. Политическое руководство Мао Цзэдуна считало, что территория Китая должна существовать в пределах Поднебесной империи. В день рождения Мао Цзэдуна полк всегда находился в полной боевой готовности.
В 1969 году на острове Даманский произошел вооруженный конфликт. Кинжальным огнем были расстреляны в упор 30 советских пограничников во главе с командиром заставы старшим лейтенантом Иваном Стрельниковым.
 Полк в тот период был поднят по тревоге и находился в полной боевой готовности. Экипажи находились в вертолетах в течении трех суток. Часть экипажей загрузили боеприпасами для истребителей и перебросили в Чойбалсан. Никто ничего не сообщал.  По напряженным лицам наших родителей мы поняли, что произошло что-то очень важное…
Позже в гарнизонном городке в магазине повесили плакаты с событий острова Даманский. На них были фотографии китайских нарушителей, закрывающих руками свои лица. Фотография комсомольского билета пробитого пулей и залитого кровью рядового Николая Петрова, который успел снять несколько кадров факта нарушения границы, фотографии погибших пограничников.
Позже отец рассказывал, что в «урегулировании конфликта» впервые в боевых условиях был опробованы установки «град», считавшийся тогда секретным оружием. Дивизиона установок и десять минут времени  хватило, что бы уничтожить все живое на острове.
Часто приходилось выполнять и вспомогательные функции.
Многие приграничные гарнизоны находились на удаленном расстоянии от обеспечения, в труднодоступных местах. Доставка строительных материалов, обеспечение магазинов Военторга.  Доставка боеприпасов. В Чойбалсан летали в основном МИ-6, так как при полной заправке с запасными баками только эти вертолеты могли добираться туда и обратно.
Как-то необходимо было доставить в Арвай-Хээрэ дизель-генераторы. Вес дизелей был такой, что мощности вертолета МИ-6 было недостаточно, что бы взлететь. Борттехники нашли выход. Подкрутили подающие топливные насосы и таким образом увеличили мощность двигателей. На пределе возможного,  дизель-генераторы были доставлены в Арвай-Хээрэ.
  В Монголии, как правило, два раза в году происходят паводки. Когда они бывают небольшие, а иногда они принимают катастрофические масштабы. Весной, когда тают снега в горах и летом когда льют проливные дожди. Реки выходят из берегов и заполняют все прилегающие низины.
    В 1971 г. произошло наводнение в Забайкалье. Не обошло стороной это наводнение и Монголию.
    В тот год вертолеты полка приняли активное участие в операции по спасению монгольского населения и населения приграничных районов СССР. Несчастье не обошло стороной и Джиду. Чтобы понять истинные масштабы катастрофы - уровень воды в реке Селенга в только черте г. Улан-Удэ поднялся на 409 см.  В такие моменты когда пришла беда, граница между государствами становилась условной. Но его масштабы спрогнозировать не смог никто... Когда прорвало плотину на аэродроме находились истребители и экипаж вертолета Еракова. Пока запускали двигатели, вода подошла вплотную к вертолету и самолетам. Взлетали уже из воды. Из истребителей успели взлететь только две пары. Три так и остались на полосе.   Официальная версия звучала так: " Личный состав и истребители ушли бортами чуть раньше, о наводнении были предупреждены. МиГ-17 перебазировались в Налайх".
    В Джиде  железная дорога оказалась полностью под водой. Мощность потока была такова, что деревянные дома срывало с фундаментов и уносило течением. Четыре экипажа полка таскали на тросах с крыш домов местных жителей Джиды и членов семей военнослужащих. Кроме бортов из Налайхи, в спасении людей принимали участие и экипажи смешанного полка из Читы. Одним из экипажей командовал бывший сослуживец по Налайхе Терентьев Константин. 
  Из воспоминаний подполковника Бондаренко: " С мужиками было проще. Из вещей одна бутылка водки в кармане, а вот женщины... Одна оборвалась у самой рампы, слишком много скарба набрала... А некоторых ''влюбленных'' снимали прямо с крыши автомобиля… Граница? А что граница… А кто там кого спрашивал... Мы просто спасали людей"
    В период июль-август за время проведения спасательной операции вертолетами было эвакуировано порядка 1400 человек.
Экипажи  вертолетов  Бондаренко А., Попова В., Губанцева Ю., Еракова В., принимавших участие в спасении людей были награждены медалью "За спасение утопающих".
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
"С мая 1972 года в полку произошла реорганизация.  Вертолеты Ми-6 в основном ушли в  Магочу и Магдагачу, часть перегнали в Улан-Батор.
Пришел приказ на укомплектование полка вертолетами Ми-24.  Летчики проходили переподготовку, с нетерпение ждали новые машины, а летать в итоге было не на чем.
В 1973 созданы из  личного состава полка были сформированы три эскадрильи огневой поддержки войск. Все ждали прихода Ми 24, а их и в Союзе в достаточном количестве не было.
И в этом же году Бондаренко А.А. пришлось перегонять обратно Ми-4. Из Хабаровска перегнали четыре вертолета и три борта  из Могочи.  К середине 1973 возвратились почти все Ми 4, которые были розданы раньше...

Летчики, которые ранее прошли обучение на управление вертолетом МИ-8, вынуждены были проходить переподготовку на МИ-4.
    "Снова вернулись "работяги" Ми-4 (в 1968 году на Ми-4  стали устанавливать внешнюю подвеску типа НУРС и ПТУРС).
Весь обзор правого летчика занимал здоровенный прибор наведения  ПТУРсов,  а у левого стоял прицел-паутина с зенитного ДШК, через который он и производил пуск НУРСов. Внизу - борт техник занимал позицию у пулемета калибра 12,7мм скрючиваясь  в позе эмбриона... 
    Подвеска значительно утяжелила вертолет, мощность двигателей была на пределе и в условиях высокогорья это ощущалось очень заметно. В связи с этим летчики никогда не делали залп всем количеством НУРСов одновременно.  Вертушка не то, что как бы зависала на месте, создавалось такое ощущение, что ее просто отбрасывало назад...
Вот такой она была - огневая поддержка войск..."
(из воспоминаний зам. командира полка Бондаренко А.А.)

Справка.
"В носовой части фюзеляжа МИ-4 под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ 181 калибром 12,7 мм и коллиматорным прицелом К-10Т.
Созданный в 1967 г. вертолет огневой поддержки сухопутных войск Ми-4АВ был оснащен комплексом вооружения К-4В, включавшим четыре противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) 9М17М «Фаланга» и 96 неуправляемых реактивных снарядов С-5М калибра 57мм в шести блоках УБ-16-57У. Вместо блоков на бомбодержателях могли подвешиваться шесть бомб по 100кг или четыре бомбы по 250кг либо баки с зажигательным веществом. Предусматривался и вариант подвески пушечных и пулеметных контейнеров. Всего в вооруженную модификацию было переоборудовано около 185 вертолетов Ми-4А. В проемах боковых окон и дверей монтировались шкворневые пулеметные установки.
  Обязанности экипажа по управлению вооружением, согласно руководящим документам, распределялись так: пуск и наведение ПТУРС производил летчик-штурман с помощью оптического визира 9Ш121; командир вел стрельбу ракетами С-5, используя съемный прицел ПКВ; борттехник вел огонь из пулемета и сбрасывал бомбы, пользуясь прицелом ОБП-1Р в полу гондолы. Но на практике бомбометание чаще всего вел летчик-штурман, прицеливаясь на глаз.
"



Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
В 1971 году, на параде в честь 50-летия образования МНР, экипажи подполковника Бондаренко А.А., капитанов Губанцева Ю.Ф. и Попова В.Д. пронесли на внешней подвеске в небе над Улан-Батором знамена МНР, СССР и ВВС.




68 обвп – Налайх, МНР, в/ч пп 23313, (ЗабВО), 39 ОА ЗабВО, выведен в Биробиджан, (ДальВО)
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Разные истории
АРБУЗЫ
     В 1972 году в полк начали поступать новые МИ-6А. Вот однажды в Воронеж направили получать вертолет экипаж в составе: летчика Борисыча, борттехника Ушакова Николая Никитича, бортмеханика Жука Анатолия и бортрадиста Жакова. Никитич был очень классным бортачом. Машину любил и лелеял. Знал ее как своих пять пальцев.
    Получили вертолет. Заправились под завязку, загрузили оборудование, в общем, с максимальным  взлетным весом и вылетели. А это почти 44 тонны. Промежуточную посадку совершили в Камышине. Пока суть да дело, а тут застряли по погоде. Делать нечего. Борисыч долго не думая подошел к зампотылу части и поинтересовался, где можно купить арбузы. Зампотыл не только сказал, где можно прикупить этого добра, но и машину выделил. Собрали экипажем деньги, и поехал Борисыч за арбузами. Приехали на бахчу. Местные увидев летчиков, поинтересовались, откуда вы ребята. Услышав, что из Монголии набросали арбузов почти три тонны.
    Экипаж в это время готовил вертолет к вылету. Никитич проверял агрегаты. Подбегает к нему Жук и говорит, что Борисыч привез арбузы. Подойдя к машине, борттехник  на мгновение потерял дар речи, от количества увиденных арбузов. "Вы что, я такое количество не возьму на борт". Понять его возмущение было можно. Полная загрузка, а тут еще арбузы. Не так недавно произошла катастрофа АН-2, который был, загружен арбузами, и на взлете потерял центровку. Не закрепленные арбузы при взлете просто скатились в хвост и самолет рухнул.
   Борисыч, не слушая борттехника, распорядился загрузить "ценный груз".  Уложили  арбузы в чехлы от лопастей, и закрепили к креплениям для носилок. Наблюдая за погрузкой арбузов, Никитич бегал вокруг вертолета и кричал:"Вы преступники. Я с вами не полечу".
Не полетишь...? – спросил его Борисыч, ну тогда иди отсюда. Жук справишься?..  "Командир Вы плохо обо мне думаете"  Услышав утвердительный ответ, командир дал команду на взлет. Никитич растерянный стоял у вертолета. Экипаж запустил двигатели. Лопасти медленно начали набирать обороты. Вот тут и сказался профессионализм Никитича. Самолюбие задело его. Как? Полетят без него. Через мгновенье он пулей влетел в вертолет, отстранив Жука, сидел на своем месте. Выполнив контрольное зависание, проверив центровку вертолет пошел на взлет.
   В Иркутске проходили таможенный досмотр. Таможенники, увидев такое количество арбузов, потребовали предъявить документы на груз. Документов соответственно не было. Никитич попытался объяснить, что это детям летчиков в далекой Монголии. Ситуация выходила из под контроля. Могли  "пришить"  контрабанду. В этот момент Борисыч проявил свои незаурядные способности всегда выходить из любой ситуации. Он вышел к таможенникам с куском красного, спелого и сочного арбуза. Слюни потекли у всех…   
         Таможенники уехали, увозя в своей машине небольшое количество арбузов для своих детей.
   Арбуз долго лежал у меня под койкой. Уж очень мне хотелось его сохранить на Новый год.
   Не сберег.
ЖАРЕНАЯ КАРТОШКА
     Служил в ТЭЧ один офицер Ваня. Обладал уникальной способностью, что-либо достать. Соответственно не для блага части, а в угоду начальству. А в полку служил летчик  ну просто обожающий жареную картошку. Ну, просто не мог жить без нее. А со свежей картошкой в гарнизоне была проблема.
       Вот однажды Ваня привез свеженькой картошечки для замполита полка. Соответственно ее тут же приготовили к обеду в летной столовой. Аромат поджаренной с лучком картошки моментально заполнил все помещение столовой. В это время летчики начали подходить на обед. Конечно же, на обед пришел и летчик, любитель этого блюда. От одного только запаха он был готов пойти на все что угодно. Набравшись наглости подошел  и вежливо попросил немного картошки. Соответственно картошки ему ни кто не дал. Но замполиту доложили, что на его картошечку покушались.
       Вечером, наслаждаясь домашним уютом, любитель картошки отдыхал, когда в квартиру влетел сын. Сын, который пошел в библиотеку за книгой,  увидел, как с доски почета снимают портрет отца. Увидев такое дело, он прибежал домой сообщить новость  отцу.
   Вот так, желание поесть картошечки замполита обернулось для летчика снятием его портрета с доски почета.
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10837
  • Страна: ru
  • Карма: 101
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
В год празднования 30-го юбилея боев на Халхин-Голе, в составе советской делегации, группу писателей возглавил поэт Симонов К. Константин Симонов корреспондентом принимал непосредственное участие в тех боях. В дни празднования ему предоставилась возможность посетить места былых сражений. После прилета из Тамцак-Булат писатели и корреспонденты провели творческую встречу с летным составом и их семьями в клубе жилого городка.



После прилета из ставки Жукова Г.К. на Халхин-Голе. Ми-6 борт № 80 командир экипажа Айзенберг Е.Б. Летали с группой писателей и журналистов.

На фото: крайний слева подполковник Борзенков, в рубашке комдив полковник Константин Ланцев, поэтесса Евдокия Лось, полковник Проскурин, поэт Константин Симонов, журналист Генрих Боровик, майор Сметанин, капитан Михайлев, старший лейтенант Жижеря, капитан Айзенберг. Август 1969 г.
(фото из архива Айзенберга Е.Б.)


Все процитировано отсюда: http://vertoletciki.ru/viewtopic.php?id=608


Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат