Автор Тема: Гибель десанта, Монголия, 1979 год, 137 полк ВДВ, 106 В  (Прочитано 3688 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 9166
  • Страна: ru
  • Карма: 75
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Гибель десанта, Монголия, 1979 год, 137 полк ВДВ, 106 В
« Ответ #-1 : 24 Октябрь 2014, 18:16:06 »
История одного трагического десанта
 
(к вопросу об учениях 106-й ВДД в Монголии в начале 1979 г.)
 
 В истории советских ВДВ было и по-прежнему остается немало неизученных вопросов. И на то, конечно, существуют свои  причины. Одной из плохо освещенных проблем историографии  Крылатой  гвардии  являются факты трагической гибели советских десантников в ходе учений в мирное время.

 Такой почти неизученной страничкой в летописи советского десанта является история учений 106-й (Тульской) воздушно-десантной дивизии на монгольско-китайской границе в феврале 1979 г., когда погибли и  покалечились более 40 бойцов ВДВ [6]. Эта трагедия, утаенная руководством СССР от советского народа, могла, очевидно, и не произойти,
 если бы высшее руководство этими крупными учениями воздержалось от непродуманного приказа десантировать гвардейцев на монгольскую землю в совершенно неприемлемых для этого условиях.

Наша версия этой истории такова. Начало 1979 г. ознаменовалось новым обострением советско-китайских отношений. Этот процесс, обусловленный геополитическими и прочими факторами, стал прогрессировать после смерти знаменитого китайского лидера Мао Цзе Дуна в  1976 г., когда новое политическое руководство Китая во главе с Дэн Сяопином стало пересматривать некоторые прежние принципы внешней политики КНР.  XI  съезд КПК провозгласил откровенно антисоветский курс. Более того, в Конституцию КНР тогда же была внесена (сообразно решениям XI съезда КПК) важнейшая поправка, в соответствии с которой СССР  провозглашался первым врагом Китая. Одновременно врагом Китая провозглашался и многострадальный Вьетнам, недавно победивший в войне с американскими интервентами. Вьетнам, превратившийся к этому моменту в единую социальную республику, стремился проводить самостоятельную внешнюю политику, нацеленную на дружбу со странами социалистического лагеря. Руководство Вьетнама также
 начинает проводить курс на сближение с соседним Лаосом, маленькой страной (3,4 млн. чел.) [7, c.635], которая выбрала социализм.
 Завистливым и злонамеренным лидерам Китая такое положение дел не давало покоя, что в итоге и привело к войне. 17 февраля 1979 г. Китай осуществил агрессию против Вьетнама.
 
 В тот же день 12 китайских дивизий на фронте 1200 км вторглись на вьетнамскую территорию. Советский Союз, связанный союзными обязательствами с дружественным Вьетнамом, не мог равнодушно реагировать на это событие.
 Уже 19 февраля в правительственной газете «Правда» было обнародовано заявление руководства СССР. В этом заявлении утверждалось, «что нападение Китая на Вьетнам лишний раз свидетельствует, насколько безответственно относятся в Пекине к судьбам мира, с какой преступной легкостью китайское руководство пускает в ход оружие»  [4,
 c.452]. В заявлении также говорилось о заверении СССР выполнить обязательства, взятые советской стороной по договору о дружбе и сотрудничеству между СССР и Вьетнамом.

Чем же практически был подкреплен советский демарш?
 
По официальной версии советской историографии СССР оказал дополнительную помощь дружественному Вьетнаму в виде поставок,  предоставления военных советников и т.п. Во втором томе «Истории внешней политики СССР» (М., 1986 г.) по этому поводу говорится: «Одновременно Советским Союзом были приняты меры по оказанию дополнительной помощи Вьетнаму, поставке ему всего, что требовалось  для отпора агрессору» [4, c.452].

 Уже 19 февраля 1979 г. группа советников (20 чел.), возглавленная генералом армии Г. Обатуровым прибыла в Ханой, столицу Вьетнама.  Оценив ситуацию на месте и выслушав доклады руководства вьетнамского генштаба, советские специалисты убедили вьетнамского лидера  Ле Зуана перебросить армейский корпус из Кампучии на Лангшонское 
 направление, а также передислоцировать на этом же направлении реактивный дивизион БМ-21.

В отражении китайской агрессии участвовала группа разных советских спецов (летчики, связисты, ракетчики и проч.). К сожалению, не обошлось без жертв среди советских офицеров. В марте 1979 г. под Данангом  (порт в Южном Вьетнаме)  при заходе на посадку разбился вьетнамский лайнер АН-24, на борту которого были генерал ВВС Малых и пять офицеров-инструкторов. Все они погибли.

Однако СССР предпринял еще одну акцию с целью нажима на Китай. Чтобы припугнуть агрессивного соседа, было решено провести на монголо-китайской границе демонстрацию военной мощи, образно говоря, побряцать оружием и поиграть мускулами. Сегодня уже мало кто знает, что в Монголии, вассальном от СССР государстве в то время (с 1967 г.) находилась многотысячная группировка советских войск в состав 39-й общевойсковой армии, дислоцированной на монгольской земле. В нее входили  несколько мотострелковых и танковых дивизий, находящихся в подчинении Забайкальского Военного округа. В начале 1979 г. в Монголию были переброшены три дивизии из Сибири и Забайкалья.

В создавшейся ситуации было решено использовать передовые части 39-й армии в качестве политической дубины против агрессора  – Китая. В феврале-марте 1979 г. были проведены крупные общевойсковые учения в приграничных с Китаем военных округах в Монголии и на Дальнем Востоке. К этим беспрецедентным маневрам было привлечено
 около 200 тыс. человек. С Украины и Белоруссии перебрасывалась боевая авиация  [11]. В демонстрации сил было также решено задействовать и целое соединение советских ВДВ.

По логике вещей, резонно было в этой демонстрации задействовать те части ВДВ, которые дислоцировались на Дальнем Востоке. Однако основные силы ВДВ находились на западных границах СССР, а  также в Закавказье и в Средней Азии. На дальневосточных границах с  Китаем лишь 11-я отдельная ДШБ, дислоцированная в Могоче, близ Читы. Эта одна из первых ОДШБр была создана в 1968 г. и находилась в оперативном подчинении Забайкальского военного округа  [10]. Но эту бригаду решили не трогать.

Выбор высшего военного руководства пал на 106-ю гвардейскую  воздушно-десантную краснознаменную ордена Кутузова 2-й степени дивизию. Почему было решено задействовать это соединение ВДВ? 106-я (Тульская) ВДД по праву считалось одной из лучших соединений  Крылатой гвардии. Неслучайно, то именно эта дивизия участвовала неоднократно в ответственных и  экспериментальных учениях, а также выполняла высокие правительственные задания. Вот несколько примеров.

В 1957 г. тульские десантники обеспечивали приземление первых космических снарядов с четвероногими космонавтами – собаками Белка, Стрелка, Чернушка. А через несколько лет гвардейцы 106-й ВДД удостоились чести встречать площадке приземления космонавта Юрия Гагарина [3, c.252].

 В конце 50-х гг. (уже при В.Ф. Маргелове) воины Тульской дивизии ВДВ участвовали в экстремально-климатическом десантировании в просторах Заполярья. В разгар маргеловских реформ ВДВ в начале 70-х гг. тульские десантники одни из первых начали осваивать новую десантную бронетехнику БМД-1 и БТРД. Наградой стал вымпел МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». Тульская дивизия неоднократно привлекалось и к тушению лесных пожаров в  Подмосковье  и в Центральном Нечерноземье.

 Возникает вопрос: почему именно 106-ю ВДД было решено десантировать на монгольско-китайской границе? Ведь эта дивизия была дислоцирована под Москвой и, очевидно, была  нацелена на европейский театр военных действий. Почему не выбрали дивизии ВДВ, дислоцированные в Закавказье (104-я Кировобадская ВДД) и  Средней Азии (105-я Ферганская ВДД)? Эти соединения Крылатой гвардии были обучены воевать в условиях горно-пустынной местности  [5]. Очевидно,
 причины следует искать в политической области. В начале1979 г. в Иране было неспокойно. Недовольство иранцев деспотизмом шахского режима грозило обернуться революционным взрывом, что и произошло 10-11 ноября 1979 г. Монархический режим в Иране был свергнут,  и к власти пришло мусульманское духовенство во главе с аятоллой Р. Хомейни. Также неспокойно было и в соседнем Афганистане, где в апреле 1978 г., свергнув режим Дауда, к власти пришли коммунисты НДПА.  В  этой, тогда еще дружественной стране разгоралась гражданская война, создавалась угроза втягивания советских войск в междоусобицу ДРА.

 Поэтому 105-я и 104-я ВДД были начеку.
 
106-я ВДД, хотя и считалась «лесной» дивизией, тем не менее имела опыт десантирования в горно-пустынной местности. Еще в 1966 г. 137-й гвардейский парашютно-десантный полк принял участие в крупных учениях на территории Закавказья и  удачно десантировался на гористую твердь. В 1978 г. тот же 137-й полк в рамках эксперимента десантировался на горно-пустынную территорию.
 Итак, выбор был сделан. В Монголию перебрасывалась 106-я ВДД. По отрывочным источниковым сведениям трудно точно определить,  в полном ли составе тульская дивизия направилась на учения в далекую Монголию.
 В книге «Воздушно-десантные войска России» утверждается: «В 1979 г. дивизия была поднята по тревоге и через несколько дней приняла участие в учениях на территории Монголии» [3, c.252].

 Армада военно-транспортных самолетов с тульскими десантниками и бронетехникой на борту направилась на Восток. Это был почти беспримерный воздушно-десантный поход протяженностью в несколько тысяч километров. Десантные лайнеры летели на большой высоте. Для дозаправки авиатоплива было произведено несколько посадок.
 Точное место проведения учений исследователю установить не удалось. Известно только, что десантирование проходило в пустыне Гоби в нескольких километрах монгольско-китайской границы. В нашем распоряжении  –  ценный мемуарный источник, позволяющий частично воспроизвести драматическую картину произошедшего. Это воспомина-
 ния офицера ВВС (вертолетчика) В.Г. Домрачева, включенные в сборник «Опаленные Афганом. Рассказывают участники Афганской войны».

 В начале1979 г. этот офицер служил в эскадрилье транспортных вертолетов, обеспечивающих перевозки грузов по всей Монголии, на территории которой были дислоцированы немало советских воинских частей. Как явствует из воспоминаний В.Г. Домрачева и некоторых других источников, учениями руководила группа высокопоставленных офице-
 ров во главе с первым заместителем Министра Обороны СССР маршалом  Сергеем Леонидовичем  Соколовым, от которого теперь зависела судьба десанта, ибо именно этому человеку предстояло дать команду
 на десантирование в условиях морозной и очень ветреной погоды.
 
В.Г. Домрачев вспоминает: «Дул пронизывающий ветер. Лопасти вертолета махали, как крылья птицы. «Если ветер не успокоится, то высадки десанта не будет», – подумал я.
 Через сорок минут к нам пришел посыльный от руководителя полетов и сказал, чтобы мы готовились к встрече основной группы вертолетов с руководством учений. Мы должны были показывать садящимся вертолетам места посадки.
 Еще через десять минут началось настоящее столпотворение  – один за другим подлетали и садились вертолеты с офицерами высокого ранга.

 Село 10 вертолетов, но Главного не было, и место возле трибуны оставалось свободным. Офицеры прошли на трибуну, и тут же появился вертолет с Главным. При появлении Маршала Соколова обстановка оживилась, офицеры забегали, засуетились. После коротких докладов были заняты места на трибуне, и один за другим с интервалом в одну
 минуту со стороны севера стали появляться десантные самолеты ИЛ-76.

Ко мне подошел бортовой техник и спросил: «Командир, неужели в такой ветер будут бросать десантников?»
 «Не должны, – ответил я, – это же убийство!»
 На трибунах началось движение генералов, к Соколову подошел командующий ВДВ и доложил, что сильный ветер и выброску выполнять нельзя (выделено нами  – Д.С.). Тот опустил голову, покачал ей и сказал: «Сделаем пробное десантирование  –  из одного самолета людей,  из двух –  технику». Никто не возразил, все стали молча наблюдать за
 надвигающейся трагедией. Со стороны руководителя выброски донеслись слова: «Выброску разрешаю!» [6]

 Итак, приказ поступил. Военно-транспортные лайнеры один за другим взмыли в небо. В чревах самолетов находился личный состав 137- го полка 106-й ВДД со штатной бронедесантной техникой. В авангарде дивизионного десанта были воины разведроты полка  [2]. Помимо разведчиков в одном самолете находились механики-водители БМД-1, а
 также офицеры полка. Во втором самолете ИЛ-76 были три зашвартованные «бээмдешки». 

 Передовому отряду тульских десантников, как уже отмечалось, предстояло десантироваться с техникой в поистине экстремальных условиях монгольской зимы. Кто служил в ВДВ, может, наверное, представить, что в те минуты чувствовали гвардейцы, некоторым из которых было, увы, суждено жить последние минуты. Ангел скорби уже ожидал
 души воинов, кому была уготована страшная смерть на монгольской земле.
 Десантирование началось. В этот момент сила ветра достигала 40 метров в секунду – сумасшедший для десантирования показатель. Через несколько минут после начала выброски несколько десантников (по некоторым данным более 10 человек) разбились насмерть об окаменевшую пустынную твердь. Несколько десятков гвардейцев от страшного соприкосновения с землей получили ранения и увечья. Разбились и все три БМД. Выброску основных сил десантного полка тотчас отменили.

 Вот как гибель десанта описывает упомянутый очевидец: «Под одним из пролетающих самолетов появились две точки, под следующим еще две, которые через несколько секунд переросли в купола парашютов с техникой.
 Выброшенная с парашютами техника стремительно приближалась к земле, увеличиваясь на глазах. Окружающие увлеклись происходящим и не заметили, как со следующего самолета «посыпались» десантники.

 Километрах в двух от трибун стала приземляться десантная техника. Тормозные системы где срабатывали, а где-то не срабатывали. Я впервые увидел, как с БМД слетают башни при ударе о землю. «Хорошо, что там нет людей», – сказал кто-то сзади. Эти слова стали как бы сигналом: все вспомнили, что были выброшены и десантники. Опять, не сговариваясь, подняли головы и увидели, как все небо было усеяно куполами парашютов.
 Десантники мужественно боролись с ветром, стремясь приземлиться как можно ближе к десантной технике, но, коснувшись земли, как-то беспомощно повисали на лямках и, не поднимаясь на ноги, тащились за наполненными куполами своих парашютов по пустыне.
 В первый момент на трибунах стояла тишина. Все понимали, что происходит, но никто не мог сказать и слова.
 Вдруг кто-то зычным голосом крикнул:  «Летчики, срочно запускайте вертолеты и собирайте раненых». Мы кинулись к вертолетам, запустили их и полетели к пострадавшим. Приходилось пролетать по пустыне дальше десантников, выпускать из кабины бортового техника и правого летчика, чтобы те гасили парашюты и заносили десантников в кабину
 вертолета. В каждом вертолете было по пять-шесть пострадавших. Перемешались пыль, кровь, снег. Стоны, крики. Были и мертвые.
 Мы перевезли их в полевой госпиталь  и улетели выполнять свои задания. Позже узнали, что из 108 десантников пострадали ровно половина, но учения продолжались, потери тоже» [6].
 Разумеется, выброску главных сил десанта отменили, тем самым была спасена жизнь и здоровье десантников из других подразделений полка. Самолеты с десантом, находящиеся уже в воздухе, развернувшись, стали возвращаться.
 Учения были завершены, части и подразделения 106-й ВДД на транспортной авиации вернулись на «зимние квартиры». Воины 137-го полка возвращались в Тулу по железнодорожным коммуникациям [2]. 
 
 Можно ли ставить вопрос о персональной ответственности тогдашнего командующего ВДВ генерала Д. Сухорукова за трагические события в Монголии в начале1979 г.? Однозначно ответить на это, конечно, трудно. Наверное, постановка этого вопроса справедлива и исторически уместна. Ведь речь идет о человеке, который командовал тогда нашей
 Крылатой гвардией и мог влиять тем или иным образом на описываемые события. Но Д. Сухоруков – не В.Ф. Маргелов. Сила воли и смелости этих  исторических субъектов  неравноценна. Конечно, Сухоруков и как командующий, и как ветеран ВДВ, и как человек, душевно переживал за случившуюся трагедию на монгольско-китайской границе. Это и
 понятно. Но представляется, что он внутри своего естества чувствовал вину за гибель десантников, хотя открыто признать это ему было трудно. Поэтому неслучайно, что в своих мемуарах («Записи командующего–десантника») о трагическом десанте  Д.  Сухоруков пишет вскользь: «Десантироваться предстояло на голую каменную, серую, как цемент, пустыню. В день десантирования поднялся сильный ветер. Первой пошла на прыжок разведывательная рота. Это был прыжок в ад. Выброска основных сил была отменена. Самолеты, находящиеся уже в воздухе, развернулись и стали возвращаться на свои аэродромы. Вскоре дивизия была перевезена самолетами военно-транспортной
 авиации и частично железнодорожным транспортом в места постоянной дислокации.

 Учение показало реальную возможность  военно-транспортной авиации совершать в короткие сроки переброску на большие расстояния воздушно-десантной дивизии в полном составе с боевой техникой. Десантники получили опыт подготовки к десантированию на незнакомых аэродромах, но в то же время всплыли некоторые вопросы тылового
 обеспечения и ряд других, по которым потом были  приняты решения» [9, c.106].

И все. О произошедшей на этой территории трагедии, о гибели и увечьях  почти 50  десантников с Тульской дивизии экс-командующий ВДВ предпочел не писать. Почему? Возможно потому, что чувствовал долю своей вины в том,
 что случилось? Кто знает…
 Что же чувствовал «Железный Человек», В.Ф. Маргелов, когда ему стало известно о случившемся в Монголии? Понятно что. Новоиспеченный инспектор-пенсионер, конечно, всей душой испытывал боль и внутренне оплакивал погибших гвардейцев. Несомненно,  что «десантный Батя» не раз задавался тогда вопросом: кто же дал, по  сути, преступный приказ о начале десанта?
 Действительно, кто? Доступных источниковых материалов, позволяющих ответить на вопрос в нашем распоряжении, увы, нет. По логике вещей, решающее слово, очевидно, было за тем человеком, кто командовал тогда учениями. А им был маршал С.Л. Соколов, давний недоброжелатель В.Ф. Маргелова. Согласно упомянутым воспоминаниям очевидца, офицера-вертолетчика В.Г. Домрачева, приказ исходил от самого маршала  С.Л.  Соколова. Ответить точно на поставленный вопрос мог бы и тогдашний командующий 106-й ВДД Е.Н. Подколзин, но его душа уже давно взошла к pro patria.
 Таким образом, 1979 год оказался знаковым для судеб советских ВДВ. Ушел с поста командующего Крылатой  Гвардией В.Ф. Маргелов, ушла в лету и  маргеловская эпоха. И, наверное, символично, что это событие ознаменовалось фактом трагического десанта тульских десантников в Монголии. Согласно древней философской максиме, ничего
 случайного в нашей жизни не бывает. Пройдет несколько месяцев, и в том же 1979 году в истории ВДВ начнется эпоха девятилетней войны в Афганистане, в которой нашим десантникам предстоит воевать понастоящему с дерзким врагом, воевать по маргеловски, сохраняя реноме элиты Советской Армии. 106-я ВДД до конца XX в. и по сей день сохраняла репутацию отличного соединения ВДВ.
 В этой дивизии не только сохраняются славные традиции, заложенные великим В.Ф. Маргеловым, но и задействован  современный опыт боевых действий, полученных в локальных войнах и  конфликтах. Считается, например, что в 80-е 70% офицеров и прапорщиков  Тульской дивизии  воевали в Афганистане [1].
 Треть века минуло с тех пор, как произошла трагедия в феврале 1979 г. в Монголии. Прах погибших воинов давно истлел  в цинковых гробах.
 Маршал С.Л.Соколов, ставший после маршала Д.С. Устинова Министром обороны СССР, прожил долгую достойную  жизнь. Он скончался недавно, в 2012 г. на 102 году жизни. Вспоминал ли он перед уходом в мир иной о десантниках, погибших и покалеченных на тех злополучных учениях? Бог ему судья. Несомненно, будущие историки ВДВ не раз
 вернутся к освещению рассматриваемых событий в Монголии. И пусть им удастся восстановить и обнародовать фамилии и звания тех воинов Крылатой гвардии, которые героически выполняли приказ, в мирное время обрекший некоторых из них на погибель.


  Трагический десант
 (светлой памяти гвардейцев 137-го полка ВДВ,
 погибших на учениях в Монголии в феврале 1979 г.)
 
 
 В пасть смерти выброшен десант
 И судьбы воинов свершились;
 Следит кармический гарант,
 Чтоб в Рай врата для воинов открылись.
 *    *    *
 Взбесился ветер над пустыней,
 Трещат и рвутся купола,
 А маршал упоен гордыней,
 Безмолвен он, и Бог ему судья.
 *    *    *
 Тверда как камень мерзлая земля,
 Об эту твердь десант наш бьется.
 За 10-ю бойцами смерть пришла;
 О, сколько слез родней прольется.
 *    *    *
 Кровь окропила поле приземленья,
 Пораненных бойцов таскают купола.
 И многих в том кошмаре ждет спасенье;
 От смерти лютой их судьба спасла.
 *    *    *
 В трагедии десанта кто виновен?
 Тот гордый маршал, что отдал приказ
 На смерть обречь людей? Он не достоин
 Быть понятым, оправданным средь нас?
 
 15,16,17 апреля 2013.

Самородов Д.П.

http://www.proza.ru/2013/11/21/1253
   

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10195
  • Страна: ru
  • Карма: 388
  • Пол: Мужской

 ...В трагедии десанта кто виновен?
 Тот гордый маршал, что отдал приказ
 На смерть обречь людей? Он не достоин
 Быть понятым, оправданным средь нас?
 
...к сожалению не перевелись ещё такие генералы-карьеристы... ???
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 3455
  • Страна: ru
  • Карма: 252
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
А я Валерия Домрачева лично знаю! Героический человек. В Афгане воевал, был тяжело ранен, командывал эскадрильей..

Оффлайн Руслан

  • Модератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 10172
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
А я Валерия Домрачева лично знаю! Героический человек. В Афгане воевал, был тяжело ранен, командывал эскадрильей..

Привет Сергей! Ну раз лично знаешь, раз такое дело, то по моему скромному разумению надо об этом своем знании поделиться с друзьями подробнее ...Других вариантов нет, не смотря на всю банальность моей мысли. Просим рассказать как и что , что за человек ,как причастен к означенному делу в этой теме  , как вы знакомы ? Это ведь интересно ! $$$

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 3455
  • Страна: ru
  • Карма: 252
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Привет Руслан! Да ничего интересного! Он вместе с моей тещей работал, в партии зеленых ;D Я ему техосмотр делал пару раз! Нормальный мужик!

Оффлайн alkov1960

  • Стажер
  • **
  • Сообщений: 19
  • Карма: 4
  • Пол: Мужской
Я видел в 1979г высадку десанта .Видел погибших и покалеченных.Сколько их было сказать не могу.

Оффлайн Руслан

  • Модератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 10172
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
Я видел в 1979г высадку десанта .Видел погибших и покалеченных.Сколько их было сказать не могу.

Расскажите подробнее об этом если можно. Как и где это было ,что вы видели поконкретнее ? Тут у нас на форуме приветствуются  рассказы очевидцев  $$$

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 9166
  • Страна: ru
  • Карма: 75
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Ещё одно свидетельство очевидца: «В период с 9 по 26 марта 1979 года в приграничных военных округах на востоке страны, на территории Монголии и Тихоокеанском флоте были проведены войсковые и флотские учения. Всего в учениях принимало участие двадцать общевойсковых и авиационных дивизий. Общая численность привлекаемых на учение войск составила более 200 тыс. человек личного состава, свыше 2,6 тыс. танков, около 900 самолётов и 80 кораблей.
Наиболее крупными были войсковые учения в Монголии, в которых приняли участие шесть мотострелковых и танковых дивизий, причем три из них дополнительно введены в МНР из Сибири и Забайкалья. Кроме того, в мероприятиях на территории этой республики было задействовано две бригады, до трёх авиационных дивизий, а также соединения и части усиления.
В ходе учений проводилось боевое слаживание войск. Соединения и части в сложных климатических и природных условиях совершали марши на большие расстояния из Сибири в МНР (более 2 тыс. км). Войска перегруппировывались по железной дороге, перебрасывались по воздуху.
106-я гв. вдд была поднята по тревоге и одним рейсом переброшена из мест постоянной дислокации в Забайкалье. (Около 7000 км). Было задействовано порядка 400 самолётов ВТА, взлетали из аэродромов Дягилево, Иваново, Тула, Воронеж и другие. Переброска была осуществлена чуть больше, чем за сутки с момента подъёма по тревоге. Дивизия была переброшена с полным боекомплектом и полковыми запасами. 137-й гв. пдп перелёт совершал на АН-22. В ходе перелёта была произведена посадка для дозаправки топливом и горячего обеда. Самолёт, на котором летел я садился, в районе Семипалатинска, в самолёте 1 офицер, экипажи боевых машин: командир, механик, наводчик и четыре боевых машины. Остальной личный состав летел без техники. Дивизия была рассредоточена по аэродромам: 137-й гв. пдп. Оловянная, 331-й гв. пдп г. Борзя, 51-й гв. пдп Чита.
Дальнейшие учения с десантированием и боевой стрельбой 137-й гв. пдп должны были проходить на территории Монгольской Народной Республике районе н.п. Арвайхээр (по русски Арбай-Хэрэ), на горном плато на высоте около 2000 м, в сложных условиях: голая, каменная, бесснежная пустыня, температуры днём -10-20°С, ночью -25-30°С . Где то, за два дня до десантирования в Монголию, под руководством заместителя командующего ВДВ генерала Калинина П.Г., была переброшена группа офицеров управления командующего ВДВ, командир 106-й гв. вдд дивизии Подколзин Е.Н. с частью управления дивизии и офицерами 137-го гв. пдп, с задачей подготовить площадку приземления и провести рекогносцировку.
В день десантирования порывы ветра достигали 20-30 м/с. Десантировали из ИЛ-76. Первый борт три БМД-1 на ПРСМ-915, (702, 740 и БМД из 1-го пдб ), все разбились при приземлении, не сработали реактивные системы. Второй борт был с личным составом, десантировали 92 десантников: часть управления полка во главе с командиром полка гв. майором Топоровым В.М., начальник артиллерии полка Зарубин, начальник ПВО полка Крестьянов, начальник связи полка гв. м-р Калитин В.С., командир разведроты полка гв. ст. л-т Черемухин О., его заместитель гв. ст. л-т Пузанков В.М. и командир взвода Александров С., командиры 1-го пдб и 3-го пдб со своими начальниками связи, командир 2-го пдб гв. м-р Миронов В.И., начальник связи батальона гв. ст. л-т Давыдкин В.И., по офицеру от рот 2-го пдб и механики-водители 2-го пдб, 3-го пдб, часть механиков водителей 1-го пдб, механики водители орр, и роты связи, гв. прапорщик Будкин из ремонтной роты полка. К сожалению, всех перечислить не могу.
Замысел был, что бы управление полка и командиры батальонов по приземлению организовали управление и сбор личного состава, а механики отыскали свои машины и расшвартовали их. Прыгали мы в два потока. После сигнала «Отбой», выпускающие с трудом удержали «хвосты» потоков. Площадка приземления, представляла из себя ровную смёрзшуюся поверхность из щебёнки, как крупная «наждачная бумага» при протаскивании зимнее десантное обмундирование протиралось до тела за пару минут. При приземлении погибли три десантника все механики-водители из 3-го пдб, более 50 человек с травмами различной тяжести были госпитализированы. Приземлившихся парашютистов ловили на УАЗиках и МАЗах, роты материального обеспечения 20-й отдельной разведывательной бригады (командир гв. п/п-к Ушаков В.С.) дислоцированной в Монголии и приданного для обеспечения десантирования. Только идеально ровная местность и отсутствие препятствий на площадке позволило избежать больших жертв. Мне помог печальный опыт десантирования 26.05.1976 года когда при десантировании в РВВДКУ погибли четверо однокашников курсанты Кальсин Ю.А., Лютов Н.Н., Оськин С.М., Пертюков Е.И.
Остальные самолёты с личный составом и техникой 137-го гв. пдп были посажены на аэродром Домна, после переброшены на аэродром Оловянная. Руководил процессом начальник штаба полка Старчук Н.М.
Учения закончились и дивизия возвращалась к местам постоянной дислокации. Из-за плохой погоды перелёт 137-го гв. пдп был осуществлён до Витебска, там переночевали и на следующий день перелетели в Рязань. Техника с механиками-водителями возвращалась эшелонами (в среднем 16 дней).
По результатам «учений» несколько офицеров были награждены орденами «Красной Звезды», среди них командир разведроты 137-го гв. пдп гв. ст. л-т. Олег Черемушкин и десяток медалей «За Отвагу» получили наиболее побитые десантировавшиеся.
К сожалению, мне не удалось восстановить фамилии погибших. Нет об этом записей и подробностей в исторических формулярах 137-го гв. пдп и 106-й гв. вдд, нет данных и в музее Воздушно-десантных войск».

http://crimea-vdv.ru/?p=10875

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 9166
  • Страна: ru
  • Карма: 75
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Там же:

Приятно конечно, что мой материал цитируют . Может он поможет раскрыть одну из страниц истории ВДВ,  только это не полный вариант, с него я начал поиски погибших ребят. На сегодняшний день установлено, что это механики водители 3пдб 137 гв.пдп. 7пдр Бессольцев В.Е. (1959г.р) и Саидов. И пока еще не установленный, мех.вод. первого взвода 8 пдр,.Погибшие при десантировании были награждены посмертно орденами «Красной Звезды». По результатам «учений» несколько офицеров были так же награждены орденами «Красной Звезды», среди их, заместитель начальника штаба Туляков О., командир развед. роты 137 гв. пдп Черемухин О.Я. и его зам. Пузанков В.М. Несколько медалей «За Отвагу» и «За отличие в воинской службе» получили наиболее побитые десантировавшие. Вспоминает механик водитель развед роты 137 гв.пдп Александр Серых: « …Из моего призыва получили при приземлении ранения — Романов Николай (Нижний Тагил) , наградили «За отличие в воинской службе», Свительский Виктор — Сыктывкар, Клюкин Геннадий — Казань., Кудров Геннадий. …».
 Генерал армии. Командующий ВДВ (1979—1987). Д.С. Сухоруков так подвел итоги этих учений в своей книге «Записки командующего-десантника»: «Учение показало реальную возможность военно-транспортной авиации совершать в короткие сроки переброску на большие расстояния воздушно-десантной дивизии в полном составе с боевой техникой. Десантники получили опыт подготовки к десантированию на незнакомых им аэродромах, но в то же время всплыли некоторые вопросы тылового обеспечения и ряд других, по которым потом были приняты решения.» Полный вариант в газете «Десантники России» за Июнь 2016 года.
 
....

Имя одного из погибших  Пугач  Александр. Механик-водитель  9 роты  3 пдб.

...

Вот вроде и нашел всех погибших 24.03.1979 г. в Монголии. Погибшие при десантировании Бессольцев Василий Евгеньевич (1959 года рождения был призван Ашинским ОГВК, Челябинской области, село Ерал), Саидов Тахир Очилдневич,(1959 года рождения был призван Регарским РВК, Таджикской ССР) и Пугач Александр — старший механик водитель 1 взвода 8 пдр, посмертно были награждены орденами «Красной Звезды». Сейчас буду писать в военкоматы попробую родственников найти и фото ребят.

...

Ольга: 30.07.2017 в 01:31       Мой муж- Афанасьев Юрий- участник этого десанта. Прыгал вторым. Тащило по земле жестоко, машина не могла догнать, пока стропа не зацепилась за какую-то колючку. Повезло! Награждён медалью.

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 9166
  • Страна: ru
  • Карма: 75
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Газета Союза десантников России "Десантники России", №6 (81) от 30.062016, стр. 8-9
"Светлой памяти гвардейцев 137-го парашютно-десантного полка, погибших на учениях в Монголии"

Номер газеты полностью: http://www.sdrnn.ru/center_content/newspaper/jun_2016.pdf

Оффлайн levon_va

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 970
  • Страна: ru
  • Карма: 34
  • Пол: Мужской
Газета Союза десантников России "Десантники России", №6 (81) от 30.062016, стр. 8-9
"Светлой памяти гвардейцев 137-го парашютно-десантного полка, погибших на учениях в Монголии"

Номер газеты полностью: http://www.sdrnn.ru/center_content/newspaper/jun_2016.pdf
...очень хороший репортаж, прям себя представил на тех учениях! Спасибо
Вадим, меня в газете 10 страница поразила, фотографией из села Вятское,
детский сад в камуфляже... (это грустно)
Каштак Чита-45 в/ч12651 01/07/85-26/10/85 
Баганур 598МСП пп86558 29/10/85-13/05/87 ЗкБМП 9рота

Оффлайн ЛЕОН

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 1177
  • Страна: ru
  • Карма: 57
  • Пол: Мужской
  • MNR
Страшно читать. Когда в Монголии наших нет. Но нужно знать. Вадиму, спасиб за тему про Арвай! Нас не много! Ааа мы почитаем пока...

MNR Арвай-Хээр в/ч п/п 61384 1980-1982 осень