ЖИВОПИСЬ "Опиумоеды".Художник Василий Верещагин, 1868 год.
Картина написана в Узбекистане во время одного из туркестанских походов русской армии. В своих очерках художник отмечает, что нищенство в Азии было хорошо развито и тщательно организовано. Бродяги–наркоманы, ведущие аскетичный образ жизни, назывались "дуванами".
Опиумоеды собирались в маленьких, грязных, полных разного сору и насекомых каморах близ базаров. В некоторых стряпается кукнар, и тогда каморка получает вид распивочной лавочки, постоянно имеющей посетителей; одни, выпившие в меру, благополучно уходят, другие, менее умеренные, сваливаются с ног и спят вповалку по темным углам.
* * * * * *
Очерки, наброски, воспоминания В. В. Верещагина. С рисунками. — СПб., 1883.
Календархан — приют для нищих; места, в которых эти приюты выстроены, всегда полны тени и прохлады и принадлежат к лучшим уголкам города.
Посредине двора возвышение, место для молитвы — непременная принадлежность всякого общественного места. Далее, другое возвышение, более просторное, посредине которого стоит низкое, бедное, грязное, убогое зданьице нищих, тут же и заседающих, обыкновенно вдоль стен и по платформе. Одни из них разговаривают, другие курят, пьют чай, а иной, напившись кукнару, спит врастяжку.
Нищенство здесь сильно развито и хорошо организовано. Нищая компания составляет род братства с одним главою; глава этот потомок того святого, который дал организацию нищенствующему люду и закрепил за ним полученную от общества землю, даровую для всех желающих пристроиться на ней, сделаться диваном. Дом этого главы, очень порядочный, непохожий на грязный домишко его подчиненных, стоит тут же близ дороги, близ спуска с городской улицы на площадку календар-хана. Я несколько раз хотел повидаться с этим тюрою нищих (тюра — господин), порасспросить его хорошенько об истории и времени основания его нищенствующего ордена, но его постоянно не было дома: один раз говорили, что тюра в Чимкенте, другой раз в Ходженте или в каком-нибудь другом городе; дело в том, что, будучи главою нищего братства, он живет то в том, то в другом из них по нескольку месяцев в году: собирает с своих подчиненных доходы, судит и рядит их, если нужно. Доходов собирает он, надобно думать, немало, потому что каждый диван обязан ежедневно внести ему все полученное им в продолжение дня, исключая того, что нужно себе на пищу и необходимую одежду.
В. В. Верещагин. Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент. 1870
В официальные нищие, диваны, может поступить всякий желающий, всякий предпочитающий бродяжничество работе; холостые, большею частью, живут вместе в календарханах, женатые — отдельными домами; мне указывали семейства, в которых дед, отец и внук — диваны.
Поступающий в общество календа́рей получает некоторого рода форму: ему выдается особого вида шапка красного цвета, расшитая шерстью, снизу опушенная бараньим мехом, широкий пояс, чашка из тыквы, в которую собираются куски говядины и жирного риса, бесцеремонно опускаются и медные чехи (чехи — ⅓ копейки); остальная одежда дивана хотя принадлежит ему самому, но делается по известному, принятому образцу: халат должен непременно иметь вид одежды, покрытой заплатами, и есть мастера творить удивительно пестрые, бросающиеся в глаза от разнообразия заплаток одеяния.
P.S. Помнится в начале 60-х ,вплоть до середины 70-х при каждой чайхане были такие заведения ,где пили настойку мака(кокнар).Случайно как то зашёл в одну из таких комнат и увидел ,как там вповалку лежали несколько мужиков..В те времена мак ещё не был запрещён и у каждого во дворе росло по несколько кустов этого растения.Им снимали боль,лечили понос и многое другое.В 80-х я уже мака нигде не видел,хотя понемногу думаю он ещё рос во дворах,позже меры ужесточили и он исчез у всех.А какие булки и калачи пекли с этого мака...