Привет, танкисты! Доброго здоровья,
Ружди.Как показало предыдущее обсуждение обогревателя в этой ветке - мнения немного разделились. Основные воспоминания связаны конечно с Красным Яром под Читой. Там, по крайней мере пару раз он доставил нам удовольствие по полной. Заводить танки на трескучем морозе пришлось после раннего подъема. Даже не помню - завтракали или нет...
Тревоги никакой не было, поэтому механики из "железного батальона" не давали подключать его с АКБ, крутили курсанты вручную рукояткой. По очереди до упаду, в прямом смысле слова. Кто сам вываливался на броню, давая место следующему, а кого и вытаскивали - дымила эта чертова кочегарка почему-то и внутрь БО зачастую.
Но вот в 102-м ТП про нее получается и не вспоминали. Как говорится - нажал на кнопку и готово. А в учебке было "Нажал на кнопку - и спина мокрая".
Форсуночный подогреватель был разработан в Академии бронетанковых войск В.М. Голосовым, испытания прошел в 1947-м. До этого разогревали с помощью паяльной лампы. В 1952-М на подогреватель был установлен электродвигатель.
До ноября 1953 г. на танках Т-54 использовались подогреватели с котлом дымогарного типа, который в новом подогревателе был заменен жаротрубным кольцевым котлом. Основным недостатком котла старой конструкции был малый срок работы без чистки, необходимость в которой возникала из-за быстрого нагарообразования на поверхностях подогрева. В котле новой конструкции все соприкасающиеся с пламенем поверхности были изготовлены из нержавеющей стали, обеспечивавшей высокую теплостойкость сердцевины котла.
К 60-м годам на танках Т-55, Т-62 и ПТ-76 (ПТ-76Б) был введен обогреваемый картер двигателя, что позволило существенно улучшить разогрев зоны коленчатого вала и на 30-40% сократить время подготовки двигателя к пуску.
http://otvaga2004.ru/na-zemle/na-zemle-1/bm-1945-1965_17/