Автор Тема: История Даурии.(временная тема)  (Прочитано 85801 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Руслан

  • Даурия 1987-89
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10084
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #59 : 22 Сентябрь 2013, 20:34:30 »
Сергей привет! Я по такой ссылке пробиться не могу ...это что ?  ???

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 5277
  • Страна: ru
  • Карма: 261
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #60 : 22 Сентябрь 2013, 21:30:14 »
Привет! Два фото хотел выложить! Но что то не получается??? :-[

NomadSh

  • Гость
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #61 : 23 Сентябрь 2013, 09:44:13 »
Всем здравия желаю, вот я и вернулся. У меня тут произошли в жизни некоторые изменения, проблемы мешали но сейчас этих проблем нет. Зато появились другие. Но постараюсь появляться почаще.

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 5277
  • Страна: ru
  • Карма: 261
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #62 : 23 Сентябрь 2013, 21:22:35 »
Молодец! Желаю побольше приятных проблем, а плохие пусть всех нас обходят стороной!  8)

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #63 : 26 Сентябрь 2013, 04:20:18 »
   Всем доброй ночи!
Игорь! Так держать!  *good* *beer*
В продолжение своим изысканиям по Даурской архитектуре начала ХХ века:  стал понемногу подбираться к очень похожим проектам. Вот один из примеров - бывший клуб 4 ГПЗ в Самаре (1 й снимок). Для сравнения - на втором снимке развалины портала главного входа в Даурский ГДО.  Очень много общего в архитектурных решениях кирпичного стиля:
                                                       
                                                Самара:

                                               


                      Даурия:


                 


  Здания очень похожи. Может и проектант был в обоих случаях один и тот же?   Увидел случайно самарские снимки в одном из фотоальбомов на мэйл.ру, присмотрелся... Ба, родные Даурские нотки!   К сожалению Самарский клуб 4 ГПЗ ждёт судьба его даурского "собрата". Так исчезает наша история.. :( . Да там, похоже и у самого подшипникового завода проблемы...


           Нигде не могу найти снимки клуба, который находился на территории батальона связи в Даурии (Рядом со штабом дивизии). Тоже архитектура специфическая. Нас в него привезли из Безреченского пересыльного пункта и в нём мы ожидали распределения по полкам.
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2013, 04:17:46 от КонстантинТерский »
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #64 : 27 Сентябрь 2013, 04:31:15 »
   

           Нигде не могу найти снимки клуба, который находился на территории батальона связи в Даурии (Рядом со штабом дивизии). Тоже архитектура специфическая. Нас в него привезли из Безреченского пересыльного пункта и в нём мы ожидали распределения по полкам.


    Я вот об этом здании (вид со спутника):  http://wikimapia.org/#lang=en&lat=49.927318&lon=116.856642&z=18&m=b   - рядом со штабом дивизии необычнное в плане сверху строение с двумя парными пристройками - две на восток, две на запад (сверху похоже на собаку, которую раскатал каток :) ) . А не в нём ли располагался военный сбербанк, караульный пост в котором так не взлюбил Руслан ;D из-за нудной атмосферы постоянно сплетничающих бабищ? Он писал, что это было где-то рядом со штабом дивизии.
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн Владимир62

  • Пока мы едины, мы непобедимы
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 304
  • Страна: kz
  • Карма: 60
  • Пол: Мужской
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #65 : 27 Сентябрь 2013, 09:43:20 »
Здравствуйте!
А я на этой гугл-карте увидел парк арт-полка, который при нас был парком 375 полка и родной ПТО и рядом бокс 1-го артдивизиона, который при нас был боксом танкового батальона

Май-Июнь 1974 Чита 15 Песчанка 12652, Июнь-Ноябрь 1974 Антипиха 12653, Ноябрь 1974-май 1976 Даурия, 68964 375 гв.  Днестровско-Хинганский полк

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 5277
  • Страна: ru
  • Карма: 261
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #66 : 27 Сентябрь 2013, 15:44:17 »
... Что касается Монголии, то потомки забайкальских казаков живут там и поныне, образовав целые селения, строго придерживаясь русских устоев и не растворившись в местной среде.

Один из моих товарищей, офицер-афганец Сергей Князев, рассказывал, как он, будучи лейтенантом, со своим взводом нес караульную службу в Монголии километрах в ста двадцати от Улан-Батора.
Жили наши ребята в палатках прямо посреди пустыни, ловили черепах и змей, иногда пускали их в суп, случалось - жарили змеиные шашлыки. Вкусно было.

Но всякая экзотическая еда обычно быстро надоедает, и Князев, сев в "уазик", покатил в ближайшее селение, километров за сорок за мясом. Оказалось, это русское селение.
Староста - довольно шустрый дедок лет восьмидесяти - принял лейтенанта радушно. Произнес с улыбкой:
- Отчего же не дать мясца землякам из-за границы! Обязательно дадим! - И скомандовал молодому молчаливому мужику: - Сходи-ка, Семен, с господином красным офицером в загон, посмотрите там в четыре глаза, что имеется... Может, чего и глянется...
Семен привел Князева к длинному просторному свинарнику, впустив внутрь, произнес бесцветным голосом:
- Выбирай!
Князев прошел несколько метров и неожиданно услышал позади себя знакомое металлическое клацанье, которое хорошо известно каждому военному человеку.

Стремительно обернулся: Семен, в руках которого еще несколько секунд ничего не было, теперь держал здоровенный, с толстой тарелкой, пришлепнутой к стволу, пулемет, похоже это был старый английский "льиюс". Князев ощутил, как по хребту у него поползла холодная струйка пота.
Семен повысил тон - в голосе его проклюнулись беспощадно-злые нотки:
- Я кому сказал - выбирай!

Князев поспешно ткнул пальцем в ближайшего подсвинка.
Семен направил на подсвинка пулемет. Раздалась короткая, в три патрона, очередь.
Подсвинок лег на бок и задергал ногами.
Поскольку с дедом-старостой была договоренность о нескольких свиньях, то Князев незамедлительно показал на следующего поросенка.

Через три минуты все было кончено. Князев зашарил в карманах, доставая деньги, чтобы расплатиться, но Семен, резко, по-казачьи рубанул рукою воздух - будто врага развалил на две части, и, глядя в сторону, проговорил громко и мрачно:

- Забирай свиней и - вон отсюда! Чтобы духу твоего здесь не было! Ясно?
Вот так приняли офицера Советской армии в семеновском селении в Монголии. Хорошо, что хоть уехал Князев оттуда живой, а ведь мог отправиться на чужом грузовике с пулей в затылке.Валерий Поволяев, "Атаман Семенов", АСТ, М.
« Последнее редактирование: 28 Сентябрь 2013, 21:22:22 от Руслан »

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 5277
  • Страна: ru
  • Карма: 261
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #67 : 27 Сентябрь 2013, 15:45:52 »
Всем привет! Русланчик! Рассказ интересный, не знал куда его воткнуть? Если что перемести! *beer*

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #68 : 28 Сентябрь 2013, 19:48:32 »
  Всем привет! Да, съездил лейтенант за кабанчиками...    ;D .  Вот что-то такое помнится, что и у нас всякие страсти вокруг неулыбчивых и негостеприимных "семёновцах" и их потомках, живущих в "Чёрной" Даурии,  и всякие разговоры ходили, но не могу ни одного случая припомнить, чтобы к солдатам отнеслись плохо. Особого радушия тоже не было, но относились к солдатам более-менее дружелюбно.
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #69 : 28 Сентябрь 2013, 20:08:27 »
   

           Нигде не могу найти снимки клуба, который находился на территории батальона связи в Даурии (Рядом со штабом дивизии). Тоже архитектура специфическая. Нас в него привезли из Безреченского пересыльного пункта и в нём мы ожидали распределения по полкам.


    Я вот об этом здании (вид со спутника):  http://wikimapia.org/#lang=en&lat=49.927318&lon=116.856642&z=18&m=b   - рядом со штабом дивизии необычнное в плане сверху строение с двумя парными пристройками - две на восток, две на запад (сверху похоже на собаку, которую раскатал каток :) ) . А не в нём ли располагался военный сбербанк, караульный пост в котором так не взлюбил Руслан ;D из-за нудной атмосферы постоянно сплетничающих бабищ? Он писал, что это было где-то рядом со штабом дивизии.

Здравствуйте!
А я на этой гугл-карте увидел парк арт-полка, который при нас был парком 375 полка и родной ПТО и рядом бокс 1-го артдивизиона, который при нас был боксом танкового батальона





     Владимир
, добрый день!
Наверное по вышеупомянутой ссылке на Вашем компьтере изображение открылось немного со смещением.
   А здание я имел ввиду вот это (выделил я его желтым):


                                 
  Если сверху смотреть - левее него штаб дивизии под зелёной крышей, а правее, через дорогу - парк 375 полка, как Вы и отметили.  Был я в этом здании всего один раз, в первый вечер,когда нас в Даурию привезли и по полкам распределяли. Нам тогда сказали, что это клуб батальона связи. Мне оно сразу показалось таким древним, я ещё тогда подумал, "сколько же лет этой Даурии?"       Из него потом пешком мы и направились к месту нового назначения, в Порт-Артурский. Шли, уже совсем было темно. Когда проходили по бетонке мимо полков, я ещё другие старые здания увидел (как потом оказалось - казармы 76,  375 полков) - и подумал: - "да тут кругом старина седая!..." Этим меня в первое время Даурия и пленила...
   Может у кого есть фотография этого необычного в плане сверху здания? Оно мне дорого по особенному - оказалось первым пристанищем в Даурии, пусть и на час - полтора всего, но с него началась для меня Даурия.
   
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн Руслан

  • Даурия 1987-89
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10084
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #70 : 28 Сентябрь 2013, 21:25:18 »
Всем привет! Русланчик! Рассказ интересный, не знал куда его воткнуть? Если что перемести! *beer*

Привет ,Сергей ! Извини не сразу ответил ,занят был войной с кило печенья и бочкой варенья ... ||| :D

Сергей, у нас на форуме уже есть этот рассказ ... :-[ Но пусть будет в этой теме ,спасибо $$$

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 5277
  • Страна: ru
  • Карма: 261
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #71 : 29 Сентябрь 2013, 13:28:34 »
Привет ! А я не видел?

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #72 : 10 Октябрь 2013, 03:47:09 »
   Доброй всем ночи!
Помнится, на прежних страницах "Истории Даурии" были старые фотографии и упоминания, о том, что в 1958 - 1962 гг в Даурии, в красных казармах, дислоцировалась часть по подготовке специалистов для ракетных войск, называлась она ШМАС.


    Встретились мне воспоминания одного из бывших курсантов этой части, пермского литератора Ивана Гурина. Он призывался в 1961 г. в только что созданные ракетно-космические войска... Попал в Даурию, в учебную часть этих войск, замаскированную под ШМАС - школу младших авиационных командиров. Хорошо, красочно описал он свои даурские воспоминания, как усиленно их маскировали под авиаторов, как после занятий пронумерованные конспекты сдавались в сейф... :::0    Даже такой факт не ускользнул, как гордились они тем, что пилотки носили особые, суконные... 8) *good* ("Знай, мол, наших")...   Вспомнил он и их строевую речевку "... эх, Даурия прощай, мы твоей поели каши, ты других поугощай...!"  (а спустя положенное время этими "другими" и стали мы ;D ... )             
      Читать здесь:

           http://taking.3dn.ru/news/kritika_literaturovedenie_permskij_pisatel/2013-08-13-87
     
(воспоминания И.Гурина в самом конце этой ссылки, называется  И.Гурин, "Сдружила Даурия", а как их выделить текстом оттуда отдельно, не получилось :-[ , но почитайте, интересно изложил ветеран *good* !  ).  Там в конце ссылки и фото самого автора, каким он стал сейчас...
« Последнее редактирование: 12 Октябрь 2013, 03:30:20 от КонстантинТерский »
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн Руслан

  • Даурия 1987-89
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10084
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #73 : 10 Октябрь 2013, 11:29:48 »
    Даже такой факт не ускользнул, как гордились они тем, что пилотки носили особые, суконные... 8) *good* ("Знай, мол, наших")...   Вспомнил он и их строеваю речевку "... эх, Даурия прощай, мы твоей поели каши, ты других поугощай...!"  (а спустя положенное время этими "другими" и стали мы ;D ... )             
      Читать здесь:

           http://taking.3dn.ru/news/kritika_literaturovedenie_permskij_pisatel/2013-08-13-87
     
(воспоминания И.Гурина в самом конце этой ссылки, называется  И.Гурин, "Сдружила Даурия", а как их выделить текстом оттуда отдельно, не получилось :-[ , но почитайте, интересно изложил ветеран *good* !  ).  Там в конце ссылки и фото самого автора, каким он стал сейчас...

Костя спасибо огромное за проделанную работу по поиску этого автора! Это по настоящему интересно и полезно нам, дайурцам ! Здорово . *good* Вечером по изучаю! $$$

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 5277
  • Страна: ru
  • Карма: 261
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #74 : 18 Октябрь 2013, 22:55:36 »
Среди образцов оружия и систем вооружения, созданных для Советской Армии, находилось немало уникальных и не имевших аналогов в любой стране мира. Помимо широко известных истребителей Су-27, зенитных комплексов С-300 и «оружия судного дня» - самой мощной в мире термоядерной бомбы в 100 мегатонн, наши Вооружённые Силы располагали средствами подчас экзотическими, каких не было в армиях потенциальных союзников и предполагаемых противников – колоссальными самоходными миномётами с ядерными боеприпасами, крупнейшими в мире подводными атомными крейсерами «Акула», автоматами и пистолетами подводной стрельбы. В тени современных комплексов и систем оставалась техника, не встречающаяся ни в одной другой армии, но исправно несущая службу в Российских Вооружённых Силах. Это бронепоезда железнодорожных войск, унаследованные от Советской Армии и, несмотря на свой возраст, и сегодня остающиеся в строю.
 
История нынешних бронепоездов относится к событиям более чем тридцатилетней давности. На дальневосточных границах тогда ощутимо запахло порохом. Братский Китай на поверку оказался не столь уж дружелюбным – заверения соседей в «вечнозелёной дружбе» сменились проклятиями в адрес «советских ревизионистов», которым, не особо подбирая выражения, грозили оторвать их собачьи головы». Подогретые призывами, китайские военные от слов начали переходить к делу: множились провокации, обстрелы и прямые вылазки на советскую территорию. Пиком стал конфликт на острове Даманский в марте 1968 года, где бои с участием не только пограничников, но и танков и артиллерии 135-й Тихоокеанской Краснознамённой МСД продолжались две недели и стоили советской стороне 5 единиц бронетехники, включая доставшийся китайцам в качестве трофея новейший танк Т-62.
Угроза была прямой и явной, однако всё это обещало быть только началом: китайцы сосредоточили у границ мощнейшую северную группировку НоАК (Народно-освободительная Армия Китая), к концу 60-х насчитывавшую девять общевойсковых армий с 44 дивизиями, 11 из которых были механизированными. Они имели более 4300 танков и 10000 орудий и ракетных установок – мощь, несопоставимую с силами и средствами ЗабВО и ДальВО.
Эти оценки были сделаны специалистами ГРУ и оперативного управления Генштаба, хорошо представлявшими собственные возможности. Забайкалье давно уже считалось тыловым и снабжалось по «остаточному принципу». Так, укрепления на границе строились и оборудовались ещё в предвоенные годы, когда работами здесь руководил Карбышев (тогда ещё полковник), и в них можно было встретить знаменитые «максимы». К тому же в конце 50-х в ходе хрущёвского «решения проблемы разоружения» и эти немногочисленные силы были порядком сокращены (излишне говорить, что делалось это в одностороннем порядке), так что округ располагал лишь Борзинским армейским корпусом.
Положение пришлось исправлять спешным образом. Без особого афиширования (Даманский был ещё впереди) правительство и МО СССР предприняли ряд неотложных мер по укреплению обороноспособности страны в граничащих с беспокойным соседом районах. Уже с лета 1967 года началась переброска в Забайкалье и на Дальний Восток из европейской части страны войск, в первую очередь – танковых и мотострелковых соединений. Из Ленинградского ВО сюда были направлены две танковые дивизии: 2-я гв. тд в ЗабВО и 21-я гв. тд – в ДВО. Передовая группировка одновременно разворачивалась на территории Монголии. К началу 70-х годов в ЗабВО армейский корпус был переформирован в 39-ю общевойсковую армию, имевшую две танковые дивизии. Общее же их число на границе с Китаем достигло шести.
Согласно директиве МО от 22 июля 1967 года, на смену прежнему малочисленному «отделу авиации ЗабВО» в округе были развёрнуты внушительные авиационные силы из двух десятков полков, сведённых в 23-ю ВА.
Вместе с тем, малообжитая местность диктовала свои особенности: практически все части и гарнизоны оказывались дислоцированными вдоль железной дороги, тянувшейся здесь всего несколькими линиями (Транссиб и Забайкальская железная дорога). Степной характер местности с редкими перелесками играл на руку противнику – отсутствие естественных препятствий позволяло после прорыва границы развивать наступление в любом направлении. По оценкам штабистов, фронты китайцев в считанные дни смогут достичь оперативной глубины, продвигаясь вперёд с темпом до 20 км/ч (к слову, строительство БАМа впоследствии было продиктовано необходимостью создания в безопасном тылу магистрали, параллельной Турксибу – единственной линии, связывавшей центр с Дальним Востоком и пролегавшей кое-где всего-то в сотне километров от границы).
Для отражения прорыва многократно превосходящего противника, помимо оборудования инженерных сооружений, требовалось время на перегруппировку своих сил и подтягивание резервов – по тем же железнодорожным веткам, становившимся буквально «дорогами жизни». Каждая мотострелковая дивизия с техникой требовала 18-20 эшелонов, а дороги могли пропустить лишь 3-5 дивизий в сутки. С очевидностью упор в организации обороны требовалось делать на их защиту.
Уже в марте 1966 года в ЗабВО были сформированы 97-й и 114-й укрепрайоны (УР), дислоцированные в гарнизонах на станциях Забайкальской железной дороги (бывшей КВЖД). Их развёртывание имело целью усиление приграничной полосы, причём часть позиций оборудовалась даже впереди пограничных укреплений и застав, прикрывая последние своей техникой и тяжёлым вооружением. Солдатам и офицерам приходилось трезво оценивать своё положение. Им отводилась роль передового заслона, которому ставилась однозначная задача: действуя на выделенных «островках» обороны, продержаться несколько суток, дав возможность развернуть силы округов и подтянуть резервы.
Штаб и управление 97-го УР находились на ст. Билютуй к юго-востоку от Читы, 114-й УР располагался в районе ст. Шерловая Гора в полусотне километров от китайской границы. По численности личного состава УРы были близки к полку, но по составу и по оснащённости вооружением примерно соответствовали мотострелковой дивизии. Поскольку местные возможности округов были невелики, для комплектования УРов матчастью были привлечены соединения центральных округов и резервы кадрированных дивизий, служивших в мирное время своего рода базами хранения боевой техники. Теперь их запасы были востребованы, и в Забайкалье и на Дальний Восток потянулись эшелоны с танками, артиллерией и другой техникой.
Первым командиром 97-го УР стал подполковник Н. Немытин (уже со следующего года – полковник, а затем и генерал-майор), его начштаба назначили подполковника В. Цылковского. Соединение включало в себя три развёрнутых у ст. Билютуй мотострелковых батальона (по 4 роты в каждом), сапёрный батальон, батальон связи и ремонтный батальон. Здесь же базировались четыре танковых батальона (тоже по 4 роты), имевших на вооружение настоящую «сборную солянку» из Т-34/85, ИС-2, ИС-3, ИС-4, Т-54, Т-55 и ОТ-55.
Машины прибыли из разных частей страны, от Прикарпатья до Прибалтики, а 80 ИС-4, полученных в 1968 году – с базы хранения в Белоруссии, где они стояли на консервации.
На ст. Даурия у озера Шахали находился 255-й пулемётно-артиллерийский батальон майора А.Б. Айзенберга из шести рот, в том числе двух танковых, имевших по 10 ОТ-55 и Т-34/85 (последние через год заменили более мощными в обороне ИС-4, отправив «тридцатьчетвёрки» в Билютуй). У самой границы, на ст. Забайкальск (до 1960 года станция носила звучное название Отпор, и с её переименованием явно поспешили…) размещался 256-й пулемётно-артиллерийский батальон майора Михайлова. Всего УР имел около 230 танков, а также отдельный противотанковый дивизион 85-мм орудий и батарею реактивных миномётов БМ-13 – тех самых «Катюш».
В малонаселённых степях с редкими станциями и посёлками, отделёнными друг от друга десятками километров, уязвимыми оставались не только незащищённые перегоны железной дороги, но и многочисленные туннели и разъезды, захват или разрушение которых означали бы блокаду не только гарнизонов, но и всего района. Превращение каждого объекта в очаг обороны привело бы к распылению сил. Требовалось гибкое и эффективное средство их защиты, и тогда вспомнили о бронепоезде.
Реанимировать идею поручили харьковскому заводу транспортного машиностроения им. Малышева, вскоре после событий на Даманском в 1968 году получившем правительственное задание на разработку бронепоезда. Невзирая на вполне гражданское название, с осени 1964 года (практически сразу по окончании хрущёвской эпохи) завод был подчинён Министерству Оборонной Промышленности и практически полностью специализирован на выпуске военной продукции – танков, тягачей и дизелей к ним. В послевоенные года значительную долю в его номенклатуре составляла продукция для железнодорожного транспорта и, в первую очередь, мощных дизель-установок и магистральных тепловозов (нелишне напомнить, что и первые танки предприятие собирало, будучи Харьковским Паравозостроительным заводом). В числе его перспективных разработок 50-60-х годов были газотурбинный тепловоз, скоростные локомотивы ТЭ7 и ТЭ15 со скоростями до160 км/ч и даже, как дань увлечению атомной энергетикой, тепловоз с атомным реактром, полностью автономный и независящий от депо. Всего за послевоенное время завод выпустил 1842 локомотива, причём, по иронии судьбы, часть его танков и тепловозов предназначалась как раз для Китая.
К началу работы над бронепоездом, локомотивное производство на заводе полностью свернули, передав на Луганский и Коломенский тепловозостроительные заводы.
Площади механического цеха №350 и сборочного №305 полностью передали крупнейшему цеху танкового производства №170, где развёртывался массовый выпуск Т-64. Однако при выдаче задания на бронепоезд ХЗТМ большую роль играл опыт, военная специализация и производственные мощности одного из лидеров «оборонки». С этой целью на заводе сохранили локомотивный конструкторский отдел №65, которому отводилась главная роль в создании бронепоезда. Для ускорения работы в его конструкции широко использовались серийно выпускаемые агрегаты – локомотив, платформы, колёсные пары и тележки вагонов, артиллерийское вооружение из танковых пушек в штатных башнях (решение, зарекомендовавшее себя в годы войны). Ведущим инженером проекта был назначен А.Д. Мандрос. Соседние подразделения оказывали помощь в вопросах защищённости, вооружения и управления огнём.
Башни с орудиями и прицелами заимствовали у Т-55, зенитное вооружение включало пару башен от «Шилки» со счетверёнными 23-мм автоматами и РЛС. Локомотивом служил мощный дизельный тепловоз. Электротягу однозначно отвергли по соображениям надёжности и автономности, ведь бронепоезду требовалось пробираться по любым веткам, да и система электроснабжения в военное время оказывалась чрезмерно уязвимой – любой обрыв провода, не говоря уже об ударе противника по электростанциям, прервал бы движение и нарушил систему обороны. Ликвидация собственного железнодорожного производства на ХЗТМ потребовала кооперации с другими предприятиями. Отдел №65 осуществлял выпуск проектной документации и авторский надзор. Сборкой бронированного тепловоза занимался Людиновский завод Коломенского ПО, Калининский машиностроительный завод отвечал за броневагоны и Мариупольский металлургический комбинат выполнял бронировку платформ (он же был главным поставщиком брони и башен для танков). Изготовление бронепоезда полностью закончили к 1970 году.
В том же году опытный образец «сухопутного крейсера» успешно прошёл Государственные испытания. Однако в серию его запускать не стали – отношения с КНР удалось нормализовать политическими мерами, и обстановка на границе стала менее напряжённой. В УРах большая часть танков устаревших типов к середине 70-х гг. была превращена в долговременные огневые точки. Машины загоняли в капониры, маскировали и снабжали усиленным боекомплектом, снимая двигатели. Экипаж при этом сокращался за счёт механика-водителя.
Дополнительно предлагалось также соорудить в приграничной полосе сеть настоящих ДОТов из сборных железобетонных конструкций, образовывавших объёмистое подземное боевое отделение с жилым отсеком, складом боеприпасов и средствами связи. Верхняя плита сооружения, находившаяся вровень с землёй, несла танковый погон и вращающуюся башню. Были сооружены опытные конструкции, но в полном объёме проект не реализовали, сочтя неэкономным. Не нашёл применения «Чертополох» - сеть одно-двухместных ДОТов, в бетонированных стаканах которых под землёй скрывались пулемётные и гранатомётные установки, поднимавшиеся для стрельбы на поверхность.
По-прежнему проблемной оставалась защита железнодорожных  объектов – их оборона обычными средствами требовала оборудования множества укреплений. В конце концов, вернулись к отвергнутой было идее маневренного прикрытия с помощью бронепоездов.
Предложение осуществили с максимальным использованием готовых агрегатов, избегая неизбежных проблем при запуске в производство специальных разработок. В то время предприятия «оборонки» и без того работали на полную мощность и в три смены – заказ МО на бронетехнику к началу X пятилетки требовал почти 100% загрузки их мощностей.
Основой проекта стал упор на использование в составе бронепоезда танков, что обеспечивало большую гибкость применения и подвижность, искупая важнейший недостаток прежних «бе-по» - привязанность к железнодорожному пути и зависимость от его состояния. Основной боевой единицей поезда стали «бронелетучки», состоящие из пары открытых платформ с танками Т-62 (могли использоваться и машины любых других типов, имевшиеся под рукой, в том числе и лишившиеся подвижности – лишь бы сохранялись их «огневые» возможности) и бронированного маневрового тепловоза. Колёсные тележки и несущие конструкции платформ прикрывались бронёй и оборудовались бронированными коробами для размещения мотострелкового отделения со штатным вооружением. Короба имели бойницы в стенах, прикрытые открывающимися изнутри заслонками, оснащались КВ и УКВ радиостанциями и, при необходимости, могли демонтироваться, освобождая часть платформы под груз. Предусматривалось иметь в составе поезда пять таких модулей-бронелетучек, в зависимости от задачи набирая их нужное число. Использоваться они могли как в составе поезда, так и самостоятельно.
Платформы оборудовались откидными аппарелями для выгрузки и приёма танков. Выехав к охраняемому объекту, танки могли вести огонь прямо с платформ, или танки своим ходом съезжали на землю и рассредоточивались по подготовленным укрытиям, обеспечивая круговую оборону. При необходимости, поезда и летучки могли использоваться в качестве подвижного огневого резерва, перебрасываемого для усиления опасных участков, и их танки шли в бой вместе со своими мотострелковыми подразделениями.
В состав поезда включались две платформы с плавающими танками ПТ-76, служившими для разведки. Платформы с этими лёгкими и менее защищёнными танками имели усиленную защиту вертикальными листами двухметровой высоты, спереди и сзади откидывавшимися на петлях.
Штабной вагон имел полностью бронированный корпус с рабочими местами командира и штаба, узлом связи и средствами управления. Для действия на заражённой местности он был герметичен и оборудовался фильтровентиляционными установками. На открытых площадках размещались зенитные установки ЗУ-23-4 (счетверённые 23-мм автоматы 2А7 того же типа что и на «Шилках», но без громоздких бронебашен и РЛС). Зенитное вооружение дополнял специальный броневагон на основе обычной платформы, в центральной части которого находился пункт управления с РЛС и экранами кругового обзора, а на открытых площадках – по одной ЗУ-23-4 и спаренной ЗУ-23. Центральный отсек служил также для размещения расчётов и боекомплекта. Помимо артиллерии, площадка зенитных установок несла расчёты ПЗРК.
Тепловоз во главе состава также зашивался бронёй, причём ею укрывалась не только будка машиниста, имевшая бойницы для стрельбы из личного оружия, и отделение силовой установки с дизельгенератором, но и объёмистые подпольные топливные баки, защищённые опущенными вниз стальными фартуками. В броне имелся ряд люков для обслуживания и продувочные жалюзи. Конструктивная скорость тепловоза не превышала 60 км/ч, но этого было вполне достаточно для маневрирования между станциями.
«Комплектный состав выглядел следующим образом: пара платформ прикрытия по краям, служащих страховкой на случай подрыва полотна (для его ремонта предназначались рельсы и шпалы, загруженные на платформы и служившие балластом), ведущий тепловоз во главе, за которым следовали две танковых бронелетучки. Середина поезда формировалась из штабного броневагона, площадки зенитных установок и платформ с ПТ-76. Хвост замыкали ещё три бронелетучки.
В состав бронепоезда штатно входила также разведывательная рота с восемью БТР-40 (ЖД) (Принято считать, что железнодорожный вариант БТР-40 (ЖД) существовал только в виде опытных образцов, но это не соответствует действительности). Машины эти, оборудованные спереди и сзади откидными рамами с пружинными амортизаторами и стальными катками с внутренними ребордами, могли передвигаться по железной дороге со скоростью до 80 км/ч (ход обеспечивали основные колеса, бежавшие по рельсам). Перевод машины с обычного хода на железнодорожный занимал всего 3-5 минут. Для их транспортировки поезду придавались еще четыре обычных платформы, на которые своим ходом грузились по два БТР-40 (ЖД). Кроме того, поезд мог включать вагоны для перевозки личного состава (теплушки или пассажирские), а также вагоны с кухнями, предусмотренными для воинских эшелонов.
Четыре танковых поезда оставались на хранении на полустанке в 40 км от Читы до начала 1990 года, когда их, единственный раз, попытались использовать в реальной обстановке, задействовав в операции  по подавлению антиправительственного националистического мятежа в Баку. На десятках километров уже рухнула граница с Ираном, в республике бесконтрольно распространялось оружие, а в руках отрядов азербайджанского Народного Фронта оказалась тяжелое вооружение - не только градобойные пушки, но и техника, захваченная и угнанная из местных гарнизонов Советской Армии (особенно при этом «отличилась» кадрированная 75-я МСД из Нахичевани, укомплектованная на 70% азербайджанцами, в которой дезертирство с оружием в руках было массовым). Для решения вопроса в Главкомат Южного направления прибыла верхушка МВД, КГБ и МО СССР во главе с министром Д.Язовым. К Баку началась переброска войск из других округов, а для их поддержки, помимо прочих средств, из Забайкалья вышли бронепоезда, задачей которых должно было стать обеспечение контроля над железнодорожными магистралями в сложных условиях Закавказья. Им предстояло пройти 6500 км, однако для дальних перегонов тяжелые бронесоставы не были приспособлены. Путь через всю страну растянулся на недели, средняя скорость не превышала 40 км/ч, и до цели поезда так и не добрались. К 24 января Баку был взят под контроль частями Советской Армии и решающую роль в этом сыграли десантники 103-й гв. вдд, переброшенные по воздуху. Бронепоезда с полдороги повернули обратно. К выполнению подобных задач их больше не привлекали.

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #75 : 19 Октябрь 2013, 03:03:17 »
Привет всем!  Сергей, спасибо за интересный материал *good* !  С удовольствием прочитал, вот какие ещё были сюрпризы у нас на вооружении! Интересны также факты по УРам Забайкалья  60-х годов. К ним имел непосредственное отношение Аркадий Данилов , да и Василий Комбат_56 танки, - те самые  ИС-4 для обновления НТОТов с запада,из-под  Стругов Красных в Забайкалье перегонял...
« Последнее редактирование: 22 Октябрь 2013, 01:46:26 от КонстантинТерский »
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #76 : 24 Октябрь 2013, 05:57:58 »
     Вот такой интересный ракурс и вид на старые казармы (фото из фотоархива "Братства ЗабВО", "Гарнизон Даурия", Из альбома С. Паламарчука.  На снимке подразделение танкового полка, 70-е годы. ) :


Даурцы ушедших времён.

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 5277
  • Страна: ru
  • Карма: 261
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #77 : 30 Октябрь 2013, 21:30:16 »

   В 107-й Владимирский полк я прибыл в сентябре, когда белокитайцы и русские белогвардейцы особенно усилили свои провокационные вылазки на советско-китайской границе. Они вели постоянный артиллерийский и пулеметный обстрел наших приграничных сел и станиц, совершали вооруженные нападения. Дело осложнялось еще и тем, что граница была практически открытой, погранзаставы редкими, поэтому сами пограничники не могли достаточно плотно прикрыть даже крупные населенные пункты. Этим и пользовались китайские милитаристы. Их отряды проникали на нашу территорию, грабили местных жителей, уводили скот.
   В ноябре этим провокациям был положен конец. В Даурии сосредоточились войска Забайкальской группы Особой Дальневосточной армии в составе 21, 35 и 36-й стрелковых дивизий, 5-й отдельной кавалерийской бригады и других частей. Советским войскам противостоял бело-китайский Северо-Западный фронт, главные силы которого располагались в районе станций Маньчжурия, Чжалайнор (около 15 000 человек), а резервы - в районе Хайлар, Цаган (около 5000 человек) .
   В природном отношении, край этот очень суров. Лесов нет - песок, да камень, да голые сопки. Воды нет, ее нам подвозили по железной дороге. Зима с пронизывающими морозными ветрами начинается рано, снегу задержаться негде, пылевые смерчи гуляют по открытым местам, поэтому даже в 30-35-градусные морозы Даурия выглядит серо-желтой. Трудный для боевых действий район, особенно для кавалерии, для тыловых частей с их конными обозами.

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: История Даурии.(временная тема)
« Ответ #78 : 31 Октябрь 2013, 04:43:15 »
Привет всем!
Сергей, интересную тему ты нашёл!


   В 107-й Владимирский полк я прибыл в сентябре, когда белокитайцы и русские белогвардейцы особенно усилили свои провокационные вылазки на советско-китайской границе... Они вели постоянный артиллерийский и пулеметный обстрел наших приграничных сел и станиц, совершали вооруженные нападения. Дело осложнялось еще и тем, что граница была практически открытой, погранзаставы редкими...
  Речь вероятно здесь идёт о сентябре-ноябре 1929 г. - провокации на КВЖД вплоть до самой развязки эти событий.
     Я поискал ещё про 107 полк в Даурии. Нашёл интересную заметку - в 1928 г. после окончания Московской пехотной школы в Даурию в этот самый полк был направлен Николай Андреевич Ким (Чонг Пхунг), советский кореец. С этого момента и до самого окончания Великой отечественной, он связал свою жизнь с военной службой, в войну был командиром различных стрелковых полков.

                                       

                                              Фото 40-х годов 
     И что примечательно, в мае 1942 г. он воевал в моих родных местах на Украине.  Вот биография этого человека, тоже Даурца в прошлом:


  http://kore-saram.ru/Za-osobuyu-hrabrost-samootverzhennost-i-muzhestvo-


     А в наши времена, 1960-90 годы, кто нибудь встречал в Даурии корейцев, из рядового состава, или офицеров?
Даурцы ушедших времён.