Автор Тема: Воспоминания о Монголии  (Прочитано 4873 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Grigal

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4372
  • Страна: ru
  • Карма: 257
  • Пол: Мужской
  • Наводчик Т-54
  • Skype: Grigal8
Re: Воспоминания о Монголии
« Ответ #19 : 12 Январь 2021, 22:40:12 »
А со Сталиным это точно документальное фото, не кадр из какого-нибудь фильма?
   На многих интернет-ресурсах снимок позиционируется под названием "Сталин в халате монгольского хана. 1936 год."
Но есть упоминание об исторической встрече Сталина с тружениками Бурят-Монгольской АССР в 1936-м году в Кремле. И еще один снимок с этим халатом. Знатоки называют этот вид одежды "бурятский дэгэл".



https://feldgrau.info/other/64-2010-09-02-12-20-17/15857-foto-na-obsuzhdenie-stalin

На "Amazon.co" есть книжка (по-моему на японском) с этим фото на обложке:


Упоминание о встрече в Кремле нашел здесь:

https://burunen.ru/blogs/59172-id-buryaad-unen-ishchet-istorii-chlenov-delegatsii-buryat-mongolskoy-assr-1936-goda/

    Конечно к снимку с Брежневым в монгольском халате в 1974-м снимок со Сталиным в бурятском напрямую отношения не имеет. ;D
Чита, Каштак, в/ч 04026 1утр - Ноябрь 1973 - Май 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк, 2тб, 5тр - Май 1974 - Ноябрь 1975

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10605
  • Страна: ru
  • Карма: 100
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Воспоминания о Монголии
« Ответ #20 : 12 Январь 2021, 23:47:00 »
..есть упоминание об исторической встрече Сталина с тружениками Бурят-Монгольской АССР в 1936-м году в Кремле. И еще один снимок с этим халатом. Знатоки называют этот вид одежды "бурятский дэгэл".




Тогда ясно :) я боялся, что кто-нибудь снова нарисовал фейки про "Сталин в МНР" или что-то вроде.

"дэгэл" - ну да, в монгольском варианте - "дээл"
Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10605
  • Страна: ru
  • Карма: 100
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Воспоминания о Монголии
« Ответ #21 : 26 Январь 2021, 11:09:34 »
Рассматривая старые фото Улан-Батора и cравнивая их с реальностью всегда удивляешься, какие с городом произошли перемены за последний век. Считается, что на этом фото запечатлен Дүнжингарав сүм, храм, располагавшийся в XIX году в районе нынешних болгарского и японского посольств. Использовался для поклонения духам горы Богд-хан: Богд Дунжингарав — тибетский вариант названия этой горы, имя одного из восьми властителей водных духов. Кроме того, так же называется и одна из вершин массива Богдо Хан уул, расположенная рядом с известной горой Зайсан. Храм считался собственностью владения Зоригт вана Осорбазара, на чьей территории он был построен. Внутри храма находилось несколько бронзовых изображений Будды, а рядом со зданием располагался красивый сад.


Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10605
  • Страна: ru
  • Карма: 100
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Воспоминания о Монголии
« Ответ #22 : 26 Январь 2021, 11:10:27 »
Сейчас это место выглядит примерно так:

Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Mongol.Su ®

  • Администратор
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 10605
  • Страна: ru
  • Карма: 100
  • Пол: Мужской
  • Заградбригада, I бат.
Re: Воспоминания о Монголии
« Ответ #23 : 26 Январь 2021, 11:12:14 »


Айдсын даваа — Перевал страха. Местность в окрестностях аэропорта в Улан-Баторе. Проходящая здесь дорога была когда-то основным путем в Пекин, здесь с почетом встречали маньчжурских чиновников, известных своим высокомерием и жестокостью, и было принято публично демонстрировать им свои страх и покорность. Так говорят.
Но по-другой версии раннее название местности — Байцын даваа, которое со временем исказилось до Байдасын даваа, а затем и до Айдасын даваа.

Планета Монголия в Телеграм: канал Планета Монголия и Монгольский чат

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 13059
  • Страна: ru
  • Карма: 429
  • Пол: Мужской
Re: Воспоминания о Монголии
« Ответ #24 : 11 Март 2021, 18:41:12 »
Воспоминания о Монголии

Инна Шкарпова
Этот рассказ абсолютно не отражает фактическое положение вещей.

 Если вы никогда не были в Монголии, то собираясь туда, нужно первым делом вспомнить об обонянии. У вас как с этим? Чем меньше вы чувствуете запахи, тем лучше, только никто об этом вас перед поездкой не предупредит.

     А жаль, может если бы я знала про запахи, то подумала бы обо всем более реалистично. Но об этом  мне никто не сказал и я, в возрасте девятнадцати лет, прилетела в Улан- Батор.
 
     В Монголии по части запахов раньше было действительно очень жестко. Зимой в городе стоял смог из дыма, а дым этот, вонючий и резкий до крайности,  происходил от сжигания высушенного навоза. Так как никакого леса в Монголии нет, то топить в юртах местному населению приходилось таким пахучим топливом. А зимы в Монголии раньше были страшно холодные. Первая зима, которую я провела там, была вообще исключительной.  Я ходила в шубе, валенках с галошами и шапке а-ля папаха, почти такой же как у Нади Шевелевой.

     Причем снег в Монголии идет крайне редко. Там вообще очень сухой климат, за исключением наводнений весной, когда тает снег на вершинах гор и вода несется с дикой скоростью, смывая юрты и утаскивая с собой вещи, скот и, иногда,  людей. Жертвы весной были всегда и я вначале удивлялась, ну почему в местах наводнений восстанавливают поселения, что нельзя в другом месте юрту поставить? Ответа я так и не нашла, видимо во всем был какой то смысл и в восстановлении юрт на месте наводнений тоже.

     Но вернусь к зимним холодам. Вот представьте себе, идете вы по столице – славному городу Улаан-Баатору  (так раньше монголы писали, это потом они стали восстанавливать свою письменность и выкинули нафик кириллицу). Причем идете по центру, по улице, где стоят посольства и расположены разные учреждения и магазины. И вдруг встречаете корову. Стоит она бедная, исхудавшая  возле мусорных баков и старательно сжевывает упаковочную ленту, которой оклеены картонные коробки из под консервов. Видимо, хозяева выпустили животное на прокорм в город. А что можно в городе найти бедным коровам, только в мусорниках отходы сьестные  или вот такой деликатес -  упаковочную ленту. Она, видимо, намазана была каким-то клеем и он то и привлекает корову.

     Мимо вас пробегает мальчуган в вельветовой курточке, весь съежившийся,  скукожившийся, с бритой наголо головой, без шапки. А я иду с ребенком, плотно упакованным в толстенное пальто с дополнительно пришитым слоем ватина, меховой шапочке и в валенках с галошиками. Я вначале не понимала, почему дети в Монголии так ходят? Конечно не все. Большая часть родителей заботится о своих чадах и снабжает ребятню более-менее приличествующей погоде одеждой. Но иногда проходишь мимо чичика* и содрогаешься внутренне. А он, ничего, бежит по делам, только согнется в три погибели и все. Оказывается, раньше считалось, что тот, кто выживет, тот сможет жить. И детей особо не кутали и вообще морозов не боялись. А дети это вообще особая тема. Их в Монголии раньше при рождении не регистрировали.  А регистрировали их рождение при достижении ими трехлетнего возраста. Чтобы зря бумагу и другие канцелярские принадлежности не переводить.

     Ну вот, морозы -37 это нормально, а ночью до -45 доходит. И выйдя в один из солнечных морозных дней на улицу с ребенком погулять  я, проходя мимо магазина, случайно коснулась ногой валяющейся на улице алюминиевой ложки. Ложка от прикосновения рассыпалась на миллион кристаллов. Потрясшее меня тогда зрелище.

     Вообще, пейзаж городской раньше там не отличался живостью. Земля, скованная морозом зимой или потрескавшаяся от жары летом вся усеяна камнями и осколками битых бутылок. Причем осколки покрывают всю землю равномерно, по крайней мере в черте города. Возле домов, где живут иностранцы есть трава. Весной зеленая. А это для Улан- Батора много значит. Это значит, что землю возле дома в количестве пяти- семи  самосвалов привезли с севера страны, где есть плодородная почва и привезли, конечно, русские. Монголы это не практикуют, только в самом центре города, где растут чахлые кустики, есть такие участки земли. Но возле домов русских всегда есть трава. И даже растут кусты, и может быть какое-нибудь маленькое  деревце. И пусть попробует тут чей-нибудь ребенок отломать веточку или сорвать листик. Нет, тут такое не возможно в принципе.

     Как то весной, выйдя из дома, я увидела небольшой ручеек, протекавший в сторону монгольской школы, она стояла как раз рядом. Ручеек протекал через школьную спортивную площадку  и терялся между одноэтажными строениями. Но вчера никакого дождя не было и вообще в той стороне никогда не было ручьев. Подойдя поближе и посмотрев внимательнее, я ахнула. Это были огромные жуки, которые ползли с такой плотностью, что издали напоминали небольшой ручей. Спины у жуков блестели на солнце и действовали они как загипнотизированные. Перли напролом с севера на юг, в сторону пустыни Гоби.  Забыла сказать, Улан- Батор это уже полупустыня. И потрескавшаяся земля и камни – это все пейзаж полупустыни. Вообщем, перейти через этот ручей я тогда не смогла. Нужно было наступить на этих сумасшедших жуков, которые шли куда-то в пустыню, то ли под действием инстинкта размножения, то ли еще под каким-то миграционным воздействием. Но наступить и раздавить эти блестящие на солнце спины мне было не под силу.

     Да, забыла сказать, весной и осенью там трудно дышать на улице, а иногда и передвигаться не под силу, потому что наступает сезон пылевых бурь. Это ветер дует с такой силой, что пыль, песок и небольшие камни несутся в воздухе. А в местах, где есть аэродинамический эффект,  они расположены  возле гор, ветер достигает такой силы, что несет огромные булыжники. Так что это на самом деле никакая не пылевая буря, а каменная.

     Климат здесь резко континентальный, с поправкой на пустыню Гоби. То есть  насколько здесь холодно зимой, настолько же жарко летом. А летом здесь можно увидеть верблюдов. Редко конечно, очень редко. А вот всадников на лошадях запросто. Лошадки приземистые, с очень длинными хвостами. И сидят на них монголы по- особенному, как на табуретке, расставив ноги. При этом они не двигаются при езде совершенно. Вот такие застывшие изваяния на спинах лошадей.

     Но вернемся к запахам.  Дело в том, что монголы раньше натирали тело бараньим жиром. Нет, мыло у них продавалось, я сама покупала вьетнамское мыло в маленьком магазинчике, расположенном недалеко от дома.  Но вот монголы его почти не покупали. Я слышала, что раньше монголы лишь два раза в жизни омывались водой: при рождении и после смерти. Во-первых, воды там катастрофически  мало, особенно летом и зимой. Во-вторых, климат на высокогорье - иссушает кожу. А ведь там 1200 метров над уровнем моря. Так что, и ветра, и солнце, и мороз, все воспринимается не так, как на равнине. Короче, их привычкам я не следовала, но уважала. Конечно, зайти летом в городской автобус было не возможно, впрочем, если не иметь такого обоняния, как у моего мужа, который говорил: «Какой запах?»

     Как то вечером в дверь моей квартиры позвонили и я, посмотрев в глазок, увидела, что соседи стоят на площадке. Значит безопасно, можно и мне высунуться и спросить «у чем дело?» Открыв дверь, я пыталась выглянуть на площадку, но в этот момент в проем двери  влезло что то огромное, с жуткой головой и висящими усами. Оказалось, это монголы поймали гигантского сома и привезли его к русским домам в надежде продать. Сом действительно был огромным, как уж держали его монголы, не знаю. Видимо продавцы к тому времени  устали и чтобы не тратить зря время и силы не стали ничего объяснять, а просто попытались впихнуть этого сома ко мне в квартиру. Я, конечно, отказалась от покупки.

     Вообще монголы  рыбу не едят. Мне кажется,  религия им запрещает, так что ловят они ее только на продажу. А едят они, конечно, в первую очередь баранину. Один раз меня поразила монголка, идет мне навстречу по улице радостная, даже издалека видно, что она улыбается. И несет в руках четыре бараньи головы, по две в каждой руке. Причем держит их за  рога. Скажу честно, бараны, видимо были не молоденькие, так как рога у них были дай боже. Мне потом знающие люди объяснили, что это деликатес для монгол, так что любая хозяйка будет улыбаться, купив целых четыре бараньи головы.

     Еще монголы любят пить чай, с солью и жиром. Но на этом мои познания о монгольской кухне заканчиваются. Я, конечно, могла бы рассказать вам, что вся пища у них делится на четыре краски: белую – из молока, красную – из мяса, зеленую- овощи и т.д. Но это все я услышала в какой-то передаче по телеку и к моей жизни в Монголии это отношения не имеет.

      Вот еще воспоминание о магазинчике, в котором я часто покупала  консервы или посуду в национальном стиле. Это был такой типичный монгольский магазинчик окраины. Потом город расстроился, русские возвели пятиэтажек целые микрорайоны, а магазинчик остался. Старое здание постройки начала века, двадцатого, конечно. Одна комната и в ней все, посуда, консервы, картошка на полу, мясо на прилавке, молоко в пакетах, как в Советском Союзе. Однажды в магазинчик привезли арбузы. Да! С севера страны привезли и штук двадцать в этот магазин отгрузили. Я стою в очереди и предвкушаю как куплю арбуз, а впереди меня пацаны – монголы. Тоже покупают арбуз, но на вес. Да, в Монголии арбуз продается на вес, как колбаса. То есть 200 грамм арбуза – пожалуйста, вам отрежут именно двести грамм. Правда взвесят на весах, на которых до этого взвешивали картошку, потом мясо, а потом, посмотрев в мою сторону и вытерев тряпкой весы, кладут эти самые двести грамм, и пацаны, счастливые, съедают их тут же, не отходя от прилавка.

     Еще помню  пиалы с серо-голубым орнаментом. И купленные в этом магазинчике по случаю маленькие стаканчики из тончайшего стекла или, как говорят, стопочки. На  них было золотом нарисовано что то очень красивое и абсолютно не читаемое. Приехав через пять лет в Ригу и начав изучать латышский язык, я смогла прочесть то, что было написано на них. Старым, стилизованным под готику, шрифтом, там было написано «Любимая Рига». По латышски, конечно. И как после этого не поверить в знаки судьбы?     

      Вообще монголы производили очень хорошее впечатление чистого и бесхитростного народа. Чистого не в смысле гигиенических привычек, а отношением к жизни. Какой то это был детский сад, в хорошем смысле. Были еще люди из моих знакомых, которые помнили те времена, когда монголам могли продать за большие деньги батарею, наполненную горячей водой для обогрева в юрте.  Конечно, кто то скажет, что это баян, но я верю, что именно так и было.

     Продолжение следует...
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"

Оффлайн Наводчик Т-54

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 13059
  • Страна: ru
  • Карма: 429
  • Пол: Мужской
Re: Воспоминания о Монголии
« Ответ #25 : 11 Март 2021, 18:42:04 »

Продолжение...

Еще помню собак в Монголии. Вот об этом можно рассказывать долго. Дело в том, что все собаки там делились на монгольских и русских. Русские собаки жили в русских микрорайонах и ненавидели монгольских собак. Причем на глаз  их отличить было невозможно. И вот, если какая-нибудь не опытная молодая монгольская собака забегала в русский микрорайон, то ее  русские собаки могли если не загрызть, но  покусать как следует. Причем русские собаки точно так же ненавидели и монгол. Они, если никого  взрослых не было во дворе, просто набрасывались на них. Конечно, если во дворе были взрослые, чаще гуляющие с детьми мамы, то собаки могли облаять, но никогда не атаковать монгол. Самое не понятное для меня, что русские собаки ненавидели всех, кто отличался от славянского типа. То есть могли облаивать армян или бурят. Короче, такая ксенофобия русских собак для меня осталась тайной. Получается, что для них, для собак, дело было не в запахах.

   Теперь  пора рассказать о музеях. Их в Улан-Баторе было немного, но те, что были, могли  дать  сто очков вперед многим другим мировым музеям. Хотя, конечно, не все будут восхищаться тем, чем восхищалась я.     

   Первый музей о котором нужно рассказать – это музей природы. Расположен он в центре города, практически возле площади Сухэ-Батора. Конечно, как и в любом другом музее природы, там было просто невероятное количество чучел животных, птиц, змей и прочей живности, что живет на такой огромной территории. Ведь Монголия - огромная страна, она больше, чем Украина и моя любимая Латвия вместе взятые, она больше трех Франций!  Но вот жителей в этой стране… не помню, сколько было в восьмидесятые годы, но сейчас …два с половиной миллиона. Всего!

Да, так вот о музее природы. Дело в том, что пошла я в этот музей не просто так. Когда то в детстве я прочитала статью в «Науке и жизни», был такой научно-популярный журнал, в котором писали новости науки для чайников, вести с космических полей и как сделать самокат из старой швейной машинки. Короче, в отличие от многих других, в этом журнале если и встречались съезды КПСС,  то как то редко и очень отрывочно. Ну вот, прочитав в журнале статью о динозаврах, вернее о раскопках скелетов динозавров в Монголии, я помню,  ходила под впечатлением довольно долго. Во-первых, оказывается, Монголия одна из немногих стран, в которых климатические условия позволили сохраниться целым кладбищам динозавров в нетронутом состоянии. Имелись ввиду условия пустыни Гоби.

    Там действительно многие годы шли раскопки, после которых во многих музеях мировой величины появлялись скелеты динозавров. И в самом Улан-Баторе также в музее природы были эти самые скелеты. Во-вторых, именно в музее Улан-Батора были два скелета динозавров, один травоядный, второй – хищник, погибших в схватке. Даже фотографию этих динозавров, вернее того, что от них осталось,  помню. И вот я увидела их, можно сказать, собственными глазами. Да, это впечатлило.     

Еще, как я уже упоминала, были в этом музее чучела многих животных, особенно запомнился тарбаган. Небольшой зверек, похож на хорька или на суслика, но немного крупнее. Мех этих тарбаганов, или тарпаганов, как называли их мы, русские, шел на шапки, воротники и вообще на всяческие меховые изделия, которые в огромных количествах закупали и отвозили домой многие русские. Но делали они это зря. Мех, привезенный из Монголии, в скором времени начинал лезть и вскоре изделие можно было выбрасывать.  Возможно, выделка шкурок была некачественной, в любом случае, мех из Монголии лучше было в подарок не везти.   

    Да, еще о тарбагане забыла упомянуть. Этот зверек, один из немногих, кто переносит чуму. А у монгол есть такое национальное блюдо: нужно снять шкурку именно с тарбагана, вычистить внутренности, положить в шкурку обратно разделанную тушку животного и туда же камешки раскаленные. Потом шкурку нужно зашить, мех выщипать и поджарить на огне минут тридцать. Когда блюдо готово, распарывается шкурка и готовое мясо разделывается на куски. Говорят, что очень вкусно. Но бациллы чумы при таком способе приготовления, конечно, не изничтожаются. Так что есть вероятность после трапезы оказаться в лучшем случае в больнице.     

   Вот еще по поводу слова вкусно, нужно дать пояснение. Дело в том, что вкусы монгол  отличаются от кулинарных пристрастий европейцев. Про чай я писала, только забыла упомянуть, что в котел кроме плиточного зеленого чая, молока, соли и бараньего жира кладут муку и иногда бараний мозг.  В суп из головы барашка ничего не кладут, там нужно разрезать саму голову и мозги барашка хорошенько измельчить и подать с бульоном и диким луком. А еще есть блюдо, это вообще не для слабых желудков, кишки барана наполняют кровью, мукой, солью, диким луком и варят. Да. Так как я перескочила на кулинарные пристрастия монгол, то нельзя не упомянуть их «архи» - это молочная водка. Пили они это архи в огромных количествах и при этом очень жаловались, что раньше, до развитого социализма в соседней братской стране, не было у них ни табака, ни наркотиков, ни архи этой самой. Так что не знаю, может и виноват социализм в том, что все это появилось в Монголии.     

  Второй музей, который я хорошо помню – это музей последнего монгольского монарха Богдо Хана. В восьмидесятые годы половина дворцов и храмов были закрыты, но в некоторых храмах была экспозиция, в которой можно было увидеть танки, маски, фигуры Будд и прочее и прочее. Все абсолютно старое и аутентичное. Меня поразила религия монгол, очень товарищи, страшные картины были нарисованы на потолках всех храмов. Людей там убивали, пытали, четвертовали и все с милыми улыбочками на лице. Это, видимо, в воспитательных целях, чтобы народ боялся и почитал. А еще, на масках там были в огромных количествах черепа нарисованы. И на мой вопрос, почему так - мне тогда никто не ответил. Да, религия монгол – ламаизм. Это, как мне тогда объяснили, ответвление буддизма. Помню, что в музее рассказывали, что в двадцатых годах, когда пришли к власти коммунисты жили  в стране больше сто тысяч лам – монгольских монахов. Жили они в монастырях. А после тридцатых годов о них остались только воспоминания и холмики общих могил в Сибири, где они и покоятся до сих пор. Про Сибирь тогда в музее ничего не сказали, это уже из других источников, но монгольских.     

  Да, еще помню, был там деревянный щиток в одной из витрин. На мой вопрос мне ответил служитель, что это для гигиены, такими щитками монголы счищают натертый на тело бараний жир. Вообще, познавательная выставка была, да.     Последний музей, о котором я хотела бы рассказать, находился в паре минут ходьбы от моего дома. Это был музей Жукова. Да, в Улан-Баторе был такой музей и уверена, что и сейчас он там есть. При всем своем неоднозначном отношении к русским, к маршалу Жукову монголы относились не просто с почитанием, а можно сказать с благоговением. Это он руководил военной операцией в районе реки Халхин-Гол в 39-м году и благодаря русским частям  были разгромлены японцы. Рядом с музеем монумент Жукову. Трехметровый бюст из красного гранита. Не слабо, да?   

   Сразу по приезду меня поразил транспорт в Монголии. Был он весь побитый, в заплатах, как после аварий. Русский транспорт нормальный, особенно посольские машинки выделялись своей франтоватостью. А вот монгольские – как после войны.     Особенно своим послеаварийным видом выделялись городские автобусы. То есть вот  едет новый автобус, но сзади у него уже вмятина, сбоку свежие царапины и фара треснула. Это все потому, что монгольские водители так и не смогли относиться к машинам, как к машинам, а не как к лошадям. То есть там, где лошадь сама остановится или свернет на тропинку, чтобы объехать препятствие, там машина сама не сообразит и обязательно врежется в другую такую же глупую машину. В результате этого весь транспорт, особенно городской, там был в очень не презентабельном виде. Я так предположила тогда, что слишком много веков  монголы провели  в седле, им теперь тяжело к другому виду транспорта привыкать. Причем каждый монгол ведет себя на дороге, как хан, т.е. эта полоса моя и соседняя тоже моя, ну пусть не вся, но хоть половину соседней полосы, но должен я занять, а то что я за монгол?  По крайней мере, мне так казалось, когда я ездила в их автобусах. Вообще-то для русских там был свой транспорт, свои автобусы, которые ходили строго по расписанию.     

  Не знаю, у кого как расшифровывается фраза «Монгол Шуудан», но скажу честно, эту надпись я пять лет видела наверху здания  монгольского ЦУМа, в самом центре Улан-Батора.  Надпись была огромная и я не сомневалась, и не сомневаюсь до сих пор, что это название монгольского универмага, типа монгольский самый главный магазин. А то, что известный музыкант, увидев  на почтовой марке эту фразу, решил, что это значит монгольская почта, и все поклонники его в это до сих пор верят,  тут я бессильна. Найти переводчик онлайн  с монгольского не смогла, да и не особо хотелось. Пусть каждый верит в то, что ему мило.   

    Еще расскажу известные всем побывавшим в Монголии страшилки, которые рассказывают  сразу после прибытия. Во-первых,  в Монголии скот болеет ящуром, и передается эта болезнь через мясо и молоко. «Смотри, не ешь местное мясо и никогда не пей молока». Каюсь, покупала в магазинах молоко и мясо и до сих пор жива. А мясо яков, которое мы там покупали, так сильно отличалось от нашей союзной говядины магазинной, что не могла я довольно долгое время потом есть никакое мясо. Оно казалось мне ватой.   Вторая страшилка, сифилис самая распространенная болезнь в Монголии. И если ей не болеют в открытой форме, то являются носителями. Вот тут я должна сказать - да, в Монголии нужно соблюдать достаточно серьезные меры гигиены.  После  похода в монгольский магазин я тщательно мыла горячей водой с мылом вьетнамские консервы. 

     Банки ананасов в сиропе, перед тем как открыться, обдавались кипятком и тщательно отмывались от грязи и возможных возбудителей болезней. Т. к. меня заинтересовала эта проблема, то о вымирании от сифилиса монгол и бурят в начале двадцатого века я прочла много.  И скажу: действительно, если бы не советская медицина, то народ этот, возможно, был одним из исчезающих. Помню, читала, что в Монголии в двадцатых годах были заражены в некоторых аймаках до 60% жителей и большинство уже были с третичными признаками заболевания, которые говорили, что лечения никакого эти люди не получали.  У них даже в языке были слова, обозначающие поселки, где большинство жителей были с проваленными носами.  Конечно, к 80-м годам многое ушло в прошлое, но насколько эта проблема была актуальна тогда - не знаю. Да, слышала неоднократно, что наши солдатики часто попадали на лечение в госпиталь именно в отделение кожно-венерических болезней.  Третья страшилка- холера и кишечная палочка. Пить только кипяченую воду и никак иначе. Это мы действительно соблюдали. За время, что я провела в Монголии, там не было эпидемий холеры и дизентерии, но знаю точно, что в Улан-Баторе русские построили два огромнейших комплекса: инфекционную и онкологическую больницы - самые большие  на тот момент в Азии. Онкологические болезни там достаточно распространены, так как 1500-2000 метров над уровнем моря дают себя знать. И облучение там действительно не такое, как на равнинах.   

    Однажды, когда я гуляла во дворе с дочкой, ко мне подошла монголка и предложила «подарка», так она назвала то, что лежало у нее в сумке. Монголка симпатичная, по-русски  неплохо говорит, улыбается очень дружелюбно. Конечно, я соблазнилась и решила посмотреть, что это за подарка. Оказывается,  в сумке была верблюжья шерсть, целых два килограмма, уже в пряже, покрашенная в очень красивый вишневый цвет. Я решила купить у монголки эту шерсть, но та ни в какую, подарка и все. Смеется и тугрики наотрез не берет. Что делать?  Я догадалась. Сказала ей подождать и вынесла ответный подарка – сумку с олимпийским мишкой  и  курточку-ветровку. Как она обрадовалась, радости ее  не было предела. Главное, что она именно надеялась получить ответный подарка, а тугрики ей были не особо нужны. Ну вот, на этой сентиментальной для меня ноте я заканчиваю этот рассказ про Монголию. С ее удушающим зноем и пылью, морозами и ветрами, осколками битых бутылок и потрескавшейся землей, и народом, тогда уже не сильно отличавшимся от всех нас, приехавших из союза.

© Copyright: Инна Шкарпова, 2010

Отсюда:https://proza.ru/2010/07/09/871
« Последнее редактирование: 11 Март 2021, 18:46:40 от Mongol.Su ® »
Чита .Каштак. 200 УТП . Осень 1973 -Весна 1974. Сайншанд, в/ч п/п  89326, 102 Танковый полк. Весна   1974 -Осень 1975 .Позывной"Заушина"