Автор Тема: О жизни русских в Маньчжурии.  (Прочитано 648827 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн М_Шестаков

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Страна: ru
  • Карма: 93
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #419 : 07 Октябрь 2013, 09:57:57 »


Наташа в русском сарафане на острове Тубабао. Наташа (Наталия Георгиевна) Сабельник много лет трудится для Русского Центра в Сан-Франциско.
   (Из семейного архива Н.Г. Сабельник)

Два с половиной года было забайкальской казачке Наталии Сабельник, когда она с родителями оказалась на острове. Она бережно сохранила семейные фото. Много лет Наталия добровольно работает вместе с друзьями и единомышленниками в Конгрессе русских американцев. Она казначей и ведущая многих встреч, фестивалей в Русском Центре Сан-Франциско. Правнучка атамана из Забайкалья Наталия Сабельник известна всем, кто приходит на вечера в Русский Центр в Сан-Франциско. Её мама Ольга Алексеевна Шестакова - забайкальская казачка, которая родилась в Нерчинске. Её бабушка Елизавета Шестакова (урождённая Нагибина) поехала в Харбин поддержать сына, потерявшего жену, и помочь нянчить внуков. Маму Наташи, которой было 8 лет, оставили на попечение 16 летней сестры Антонины. В это время границу между Китаем и Россией закрыли. Но две девочки пошли к своей маме. Они добирались пешком зимой по Сибири и Монголии три месяца до Харбина. Здесь Ольга училась, стала великолепной портнихой: без выкройки могла сшить любой наряд. Помимо прекрасных платьев ей заказывали шить казачьи формы. Ведь и в эмиграции казаки на все праздники старались прийти в форме своего войска.

   В Китае Ольга Шестакова вышла замуж за Георгия фон Фрайберга, белого офицера из прибалтийских немцев, семья которого жила в Красноярске и оттуда кто-то выехал в Харбин, кто-то в Германию. Их дочь Наташа родилась в Шанхае и вместе с родителями оказалась на Тубабао. Один из родственников с первым пароходом попал в Австралию, но «вытянуть» с собой семью Наташи не смог, в тот момент её мама не прошла комиссию по здоровью. Позже сокурсник отца по военным курсам в Чите помог с переездом в США, выступив поручителем.

   Это история одной из многих семей, разделённых революциями и войнами. Сёстры на годы растерялись в жизни. Мужа одной из них, Антонины из Харбина, вывезли в Советскую Россию, она с дочерью бросилась его разыскивать. Уже в СССР узнала, что мужа расстреляли. Так всех потомков постепенно разбросало по миру: родственники живут от Санкт-Петербурга до Красноярска и Австралии. В семье все активно занимались общественными делами. Мама Наташи всегда работала для казачьих организаций в Харбине и Шанхае, помогала готовить, участвовала в подготовке праздников, лотерей, средства от которых шли на помощь неимущим, ветеранам. В Казачьем союзе она трудилась под руководством Владимира Мотовилова, которого затем в США избрали атаманом Общеказачьего союза Сан-Франциско. Вообще многие полезные начинания держались на женщинах. Постепенно Наташина мама стала больше времени уделять помощи церкви и участию в подготовке ежегодного Дня русского ребёнка, когда собирали средства по всему миру на помощь детям из необеспеченных семей, детям, потерявшим родителей.
............
Полностью о том, что такое остров Тубабао и почему на нем оказались русские, читай:
http://www.rv.ru/content.php3?id=8273
« Последнее редактирование: 07 Октябрь 2013, 12:03:48 от М_Шестаков »
в/ч 14038 Галенки и в/ч 57337 Голицыно-2

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #420 : 08 Октябрь 2013, 05:08:34 »
  ...Может быть японец видел меня бегущего к отцу, и это напомнило ему его детей. Бог весть.   
   Очень может быть... Какое яркое воспоминание детства!    Возможно, своим появлением, Павел Васильевич, Вы спасли отца. Пути Господни неисповедимы...
    Когда-то очень давно, в юности, я читал рассказ какого-то японского писателя о лётчиках-камикадзе. К сожалению, не помню ни автора, ни названия. В нашем понимании - японец, самурай, это хладнокровная машина для убийства, практически автомат. Но тот рассказ произвел на меня сильное впечатление, даже в жизни камикадзе было место чувствам, воспоминаниям о доме, сестренках, престарелых родителях. Было там место и любви, и сентементальности. Я перечитывал этот рассказ несколько раз, чего греха таить , даже прослезился. У камикадзе было своё понятия служения Родине, свой кодекс... Я понимаю, что это лишь рассказ, но написал его японец, и я многое открыл для себя об их внутреннем мире, ими двигают абсолютно те же чувства... 
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн Руслан

  • Даурия 1987-89
  • Модератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 10084
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #421 : 08 Октябрь 2013, 13:07:49 »
Здравствуйте уважаемые Форумчане! Рад что тема о жизни русских в Маньчжурии растет и дополняется новыми и интересными подробностями ! Спасибо Михаилу Викторовичу ,Павлу Васильевичу за интересное умное и миролюбивое ведение этой темы! $$$ *good*

 За то что они нам рассказывают. Без преувеличения можно сказать о великой роли таких искренне увлеченных людей делами своими обеспечивающие связь между иногда забытым прошлым и настоящим , мы один народ с одной судьбой и мы должны знать о себе как можно больше,   грани прошлого должны гармонично притираться с настоящим ,становиться единым целым и духовной ценностью и памятью наших людей ,притирка этих граней не всегда была и есть гладкой и задача людей опытных и умных , что бы тут ничего не было потеряно в нашей общей истории в угоду пресловутому либерализму или  политкорректности или наоборот не произошел необъективный, неадекватный "разнос" в угоду веяний  все того  же "текущего момента"! "Моментов " много а история  ОДНА! Всем миролюбивым и объективным участникам этой темы большое спасибо за плодотворное участие!

Михаил Викторович. Тема Истории Даурии временно не работает по объективным причинам (нет времени на ремонт и вопрос сам по себе не в моей компетенции, как только будет свободное время, Администратор нашего сайта Вадим, исправит поломку ) Вопрос этот не забыт и сама тема будет работать в ближайшем времени вся информация в сохранности я имею возможность просматривать тему по истории собственных сообщений, по другому зайти туда пока не представляется возможным, причины поломки будут выяснены .

Оффлайн Павел Шахматов

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 310
  • Карма: 51
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #422 : 10 Октябрь 2013, 18:12:38 »
Всем привет. Вернусь через 2-3 дня.

Оффлайн М_Шестаков

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Страна: ru
  • Карма: 93
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #423 : 11 Октябрь 2013, 08:56:16 »


Здесь среди награжденных есть сотник 1-го Аргунского полка Иван (Андреевич) ФОМИН.
Вот, что о нем пишет его внучатый племянник Борис ФОМИН:
Об Иван Андреевиче Фомине часто вспоминала моя бабушка урожденная в поселке Онохово Балейского района (бывшего казачьего поселка Онохово Троицкой станицы) Фомина ( в девичестве Тихоньких) Наталья Васильевна годы жизни 1883-1975 года. Гордилась, что в молодые годы, ее высватывал за моего деда в 1907 году впоследствие сам полковник!!!  Что вызывало у некоторых смех в шестидесятые годы прошлого столетия, а старшие дочери бабушки и молвили, "не смеши, МамО".

Показан у И.Ф. Шильникова в книге «1 Заб. Казачья Дивизия в Европейской войне 1914-1915 годов»  - Сотник 1-го Аргунского полка, ранен в 1915 году. 2 июня 1915 года награжден орденом Св. Анны 3 степени с мечами и бантами.

В романе К. Седых "Даурии" он показан, как командир 4 кадрового полка, мобилизованный после ранения атаманом Семеновым. По книге, он вел с  атаманом Каргиным разговоры об бессмысленной братоубийственной гражданской войне. Но сам Константин Седых так приметил и показал в романе " знаменитые родовые ФОМИНСКИЕ высокие залысины на висках и лбу" описывая внешность литературного Фомина.

В энциклопедии Забайкалья вошёл в историю Фомина Иван Андреевича родной младший брат- Фомин Павел Андреевич. Был во время коллективизации у восставших казаков на реках Унда и Талангуй начальником агитационной комиссии.

Родились и жили в Верхнем Кокуе 4 родных брата, сыновья Фомина Андрея Логича, и их дома до революции звали в Верхнем Кокуе АНДРЕЕВСКИЕ (были у них и сестры, и ушли в Маньчжурию после краха атамановской власти). Все братья Иван Андреевича Фомина были репрессированы в годы сталинского террора.

Сам Иван Андреевич ушел в Маньчжурию с отступающими частями уже в чине войскового старшины.
в/ч 14038 Галенки и в/ч 57337 Голицыно-2

Оффлайн М_Шестаков

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Страна: ru
  • Карма: 93
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #424 : 11 Октябрь 2013, 09:04:39 »
Вопрос к Павлу Васильевичу: Нет ли в книге «В память об усопших в земле Маньчжурской и харбинцах" информации о Фоминых?
« Последнее редактирование: 11 Октябрь 2013, 10:37:02 от М_Шестаков »
в/ч 14038 Галенки и в/ч 57337 Голицыно-2

Оффлайн М_Шестаков

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Страна: ru
  • Карма: 93
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #425 : 11 Октябрь 2013, 10:34:45 »
Вестник казачьей выставки в Харбине 1943 г. Сборник статей о казаках и казачестве под ред. Е.П. Березовского. Издание Представительства казаков в Юго-Восточной Азии.  Харбин, 1943 г.

(в сборнике:  Березовский Е.П. "Казачьи Войска", "Ермак Тимофеевич", "Л.Г. Корнилов"; Володченко Н.Г. "К истории казаков", "Казаки на охране КВДЖ"; Послужной список барона Врангеля; Гордеев М.Н. "Атаман Семенов";  Зуев А.В. "Войсковой Атаман Дутов"; Стариков С.Ф. "Краснов П.Н.", "Из истории всех Казачьих Войск"; Акулинин И.Г. "Казачество в Великой войне";  Букановский Е.А. "Терское Казачье Войско"; Лаврентьев К.И. "Енисейское Казачье Войско и Енисейская Казачья станица в Харбине"; Тюнин М.С. "Казачьи издания в Маньчжурии", "Ермак"; Грызов А.А-младший "Казачья муза в Зарубежье"; Шестаков М.А. "Благодатное Трехречье"; Быкадоров И. Открытое письмо казакам и пр.) 

http://elan-kazak.ru/?q=arhiv/vestnik-kazachei-vystavki-v-kharbine-1943-g-


PS: Здесь М.А. Шестаков - войсковой старшина Мелентий Алексеевич Шестаков. Рекомендую прочитать его статью "Благодатное Трехречье".
в/ч 14038 Галенки и в/ч 57337 Голицыно-2

Оффлайн М_Шестаков

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Страна: ru
  • Карма: 93
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #426 : 12 Октябрь 2013, 19:50:29 »
Мне сегодня написали из Старого Цурухайтуя:



"Вчера (т.е. 11 октября) через наш пункт пропуска проехали из Китая Пешковы - Андрей Лукич, Алексей Андреевич, Георгий Андреевич, Иван Лукич, последний из Нового Цурухайтуя, остальные из Красноярского края, все родились в Китае, ездили на могилки к родным в Драгоценку, по-моему".


Вопрос Павлу Васильевичу: Вы не помните этих Пешковых?
Подсказка: Возможно Лукичи дети атамана поселка Попирай Пешкова Луки Михайловича. Но это мое предположение.
« Последнее редактирование: 13 Октябрь 2013, 11:30:34 от М_Шестаков »
в/ч 14038 Галенки и в/ч 57337 Голицыно-2

Оффлайн Павел Шахматов

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 310
  • Карма: 51
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #427 : 13 Октябрь 2013, 14:13:32 »
 Михаил Викторович.
 В книге "В память об усопших в земле маньчжурской и харбинцах" ничего нет о Фоминых.

Оффлайн М_Шестаков

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Страна: ru
  • Карма: 93
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #428 : 13 Октябрь 2013, 15:41:01 »
Спасибо, что посмотрели. Судьба Фомина Ивана Андреевича неизвестна.
в/ч 14038 Галенки и в/ч 57337 Голицыно-2

Оффлайн Чёрный Герасим

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2285
  • Страна: ru
  • Карма: 242
  • Пол: Мужской
  • Даже на пиратском корабле должен быть порядок.
  • Skype: gerasim6060
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #429 : 13 Октябрь 2013, 18:09:22 »
Дархан,Сух Баатар в.ч.п.п. 21155;21170. Весна 1989-1991г.1 рота - карнтин Дархан.Ком.2отд.2 взвода 3 роты Сухэ-Батора.Зам.ком.2 взвода 4 роты Сухэ-Батора.

Оффлайн þỡℓễğ

  • Premod
  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 4549
  • Страна: ua
  • Карма: 284
  • Пол: Мужской
  • Мне такую медаль не давали
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #430 : 13 Октябрь 2013, 19:10:23 »
Цитировать
back-in-ussr.com
...Читайте ,по ссылке.
Неубедительное повествование. Не само описание наших военных действий, а о общей обстановке....
 
Весна 82-84.    Улaн-Бaтop Aмгaлaн в/ч п/п  25990, Єpxет -Caлхит в/ч п/п 62581 (весна 1982-83гг.), Чoйбaлсaн в/ч п/п 44114(131-я,130-я площ.), Бaян Улa, Вaл Чингиcxaнa (весна 1983-84гг), Олег

Оффлайн М_Шестаков

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Страна: ru
  • Карма: 93
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #431 : 14 Октябрь 2013, 11:17:44 »
Мне сегодня написали из Старого Цурухайтуя:


"Вчера (т.е. 11 октября) через наш пункт пропуска проехали из Китая Пешковы - Андрей Лукич, Алексей Андреевич, Георгий Андреевич, Иван Лукич, последний из Нового Цурухайтуя, остальные из Красноярского края, все родились в Китае, ездили на могилки к родным в Драгоценку, по-моему".

Вопрос Павлу Васильевичу: Вы не помните этих Пешковых?
Подсказка: Возможно Лукичи дети атамана поселка Попирай Пешкова Луки Михайловича. Но это мое предположение.

Мне сегодня нашли по базе данных жителей республики Хакасия (не Красноярского края, как мне написали из Старого) первых троих Пешковых.
Как я и предположил, все они родились в Трехреченском районе Китая поселок Попирай. Проживают там, где живут сейчас многие выходцы из Трехречья, переехавшие в тогдашний Красноярский край на целину - в Ширинский район и сам поселок Шира (известен своим курортом). Возраст от 65 до 70 лет.
А Иван Лукич живет в Новом Цурухайтуе. Там с ним пообещали пообщаться и расспросить.
в/ч 14038 Галенки и в/ч 57337 Голицыно-2

Оффлайн Павел Шахматов

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 310
  • Карма: 51
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #432 : 16 Октябрь 2013, 06:18:17 »
  Когда окончились бои в Маньчжурии, то повсюду бродили разрозненные группы японских солдат. Когда их кто-то обнаруживал, то направлялись в том направлении бойцы, обычно в сопровождении местных жителей. Троих японцев обнаружили в густых зарослях леса вдоль реки Ган. Проводником бойцы взяли В., одного из жителей поселка, который, между прочим, сам вызвался. Японцев обнаружили на лодке, когда они переправлялись через реку. На приказ сдаться, японцы ответили огнем. По ним тоже открыли огонь, но лодка удалялась. Один боец бросил гранату, но она недолетая до лодки разорвалась. "Дайте мне гранату, я попробую"- попосил В. "Да ты нас подорвешь?"-говорит боец. "Я тоже еще жить хочу". Ему дали гранату, отбежав немного ниже по течению, а лодка в это время уже подходила к противоположному берегу, он метнул гранату и угодил в нее. "А ты, белобандит, у кого служил, у японцев?-спросил боец. "Да нет"-ответил В. "Ты не волнуйся, мы замолвим за тебя, ты же нам помог"-продолжал боец. Замолвили ли за него бойцы, или нет неизвестно, но это никакой роли не играло. Пришли другие люди и В. вместе с другими последовал в сибирские лагеря. Вышел он из лагеря совершено больной и еще вдобавок с искалеченной рукой. Служил он в отряде Асано.

Оффлайн Руслан

  • Даурия 1987-89
  • Модератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 10084
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #433 : 16 Октябрь 2013, 12:03:41 »
Здравствуйте Форумчане! Павел Васильевич спасибо за рассказ ! Как читаю часто все и мне приходит в голову что мне все это знакомо . Тема эта действительно меня искренне впечатляет оставляет свой след в сознании .
...Вот к рассказу о солдате из Асано смутные чувства ...

Парень ведь выдал себя с головой желая заслужить доверие у красноармейцев,но ведь не "военные" люди не умеют бросать гранаты да еще так замечательно...Сидел бы себе тихонечко не проявляя "инициативы" пока бы все кое как не угомонилось....

....К японским солдатам было и вовсе любопытство народа , таких людей никогда не видели а кроме этого никакой вины у них не было к ним наверное относились лучше всех в российском плену. Всегда хуже всех относились к своим ...



 
« Последнее редактирование: 16 Октябрь 2013, 16:54:39 от Руслан »

Оффлайн М_Шестаков

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Страна: ru
  • Карма: 93
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #434 : 16 Октябрь 2013, 14:06:23 »
Руслан,
Паек японским военнопленным конечно не сравнить с тем, что получали наши военнопленные в немецких лагерях. Но сгубил их сибирский климат и мороз. В окрестностях Красноярска несколько кладбищ с их захоронениями. Начиная с перестройки японцы вывезли прах почти всех японских солдат на родину.
В Красноярске, как памятник каторжному труду японских военнопленных, стоят несколько зданий в центре города, здание медицинского института и целые кварталы домов барачного типа в  индустриальных районах правого берега.
А были они у нас до 1956 года.
Подробнее можно почитать подборку материалов на сайте Красноярского Мемориала:
http://www.memorial.krsk.ru/LAGER/Japan/1.htm

http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2000%20Ruzavina.htm


Пребывание японских военнопленных в СССР не регламентировалось никакими международными обязательствами. СССР и Япония не ратифицировали Женевскую конвенцию 1929 года о содержании военнопленных
в/ч 14038 Галенки и в/ч 57337 Голицыно-2

Оффлайн Руслан

  • Даурия 1987-89
  • Модератор
  • Аксакал
  • *****
  • Сообщений: 10084
  • Страна: ru
  • Карма: 375
  • Пол: Мужской
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #435 : 16 Октябрь 2013, 15:29:15 »
Здравствуйте Михаил Викторович! Тут все очень спорно , юридические тонкости... СССР подписывал международные конвенции вообще то например Гаагскую 1918 года , или Женевскую 1949 , и правительство обязывалось на международном уровне соблюдать требование этих конвенций. Говорить о том что у России (советской) отсутствовали вообще международные обязательства по отношению к военнопленным было бы не правильным . Впрочем в этой теме это обсуждать не будем.
« Последнее редактирование: 16 Октябрь 2013, 16:49:38 от Руслан »

Оффлайн Сергей Павкин

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 5273
  • Страна: ru
  • Карма: 261
  • Пол: Мужской
  • Даурия 86-88 весна 382 Порт- Артурский полк
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #436 : 16 Октябрь 2013, 18:10:26 »
С 1992 г., возмещая старые долги бывшего СССР по международным обязательствам, Российские власти начали выдавать справки о труде бывшим японским солдатам и офицерам, находившимся в плену в Советском Союзе. В 1993 г. Государственным архивом Российской Федерации (далее ГА РФ) соп вместно с МИД России было выдано около 30 тыс. таких справок . Однако японские власти по прежнему не торопятся назначить пенсии своим соотечественникам, ссылаясь на то, что за сроком давности вопрос о компенсации сегодня рассматривать не целесообразно.
Причина, похоже, в другом. Как предположил проф. С.И. Кузнецов, в Японии до сих пор с подозрительностью и настороженностью относятся к тем, кто побывал в советском плену. Многие из бывших японских военнопленных столкнулись с дискриминацией при найме на работу, хотя немало и таких, кто преуспели в бизнесе; есть также известные политики, общественные деятели.
Не слишком велика сумма компенсации за труд. Как признавал президент Всеяпонской ассоциации бывших военнопленных Сайто Рокуро, он за пять лет плена может рассчитывать на 4 700 руб. .




Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/yaponskie-voennoplennye-na-territorii-chitinskoi-oblasti-1945-1949-gg#ixzz2hslJCTUQ

Оффлайн КонстантинТерский

  • Аксакал
  • ******
  • Сообщений: 2565
  • Страна: ua
  • Карма: 222
  • Пол: Мужской
  • Письма С Границы
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #437 : 17 Октябрь 2013, 03:42:37 »
    Доброй ночи!


  ...Ему дали гранату, отбежав немного ниже по течению, а лодка в это время уже подходила к противоположному берегу, он метнул гранату и угодил в нее. "А ты, белобандит, у кого служил, у японцев?-спросил боец. "Да нет"-ответил В. " ...Пришли другие люди и В. вместе с другими последовал в сибирские лагеря. Вышел он из лагеря совершено больной и еще вдобавок с искалеченной рукой. Служил он в отряде Асано.
    Павел Васильевич, интересный и одновременно драматический  Вы сейчас вираж судьбы описали... Я по поводу В.,  метнувшего гранату. Прежде чем попасть в Асано, кем был раньше этот человек? Он имел ранее отношение к Белому движению? Почему его, не разобравшись, бойцы назвали белобандитом? Неужели он выдал себя тем, что удачно метнул гранату? Но это ещё не факт,  часто и новичку везёт. Скорее всего его кто-то из местных СМЕРШевцам сдал... Вот этот, сдавший, как раз больше всех и выслуживался.
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2013, 01:12:38 от КонстантинТерский »
Даурцы ушедших времён.

Оффлайн Павел Шахматов

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 310
  • Карма: 51
Re: О жизни русских в Маньчжурии.
« Ответ #438 : 17 Октябрь 2013, 08:09:12 »
  Уважаемый Константин.
 В то время можно было часто слышать от военных:"ты белобандит", "вы белобандиты". Некоторые выражали это со злобой, но большинство за "всяко просто". Ведь им было известно кто мы, это умело преподносилось и в школе и в прессе и литературе.
  Человек, о котором я говорил, был молодым, лет 25-27. Просто горячая голова. Он окончил инструкторскую школу и был в Асано унтер-офицером. В отряде обучали, как пользоваться всеми видами советского оружия. Помните я здесь писал о Семене Шильникове, так у того была семья-двое детей и погиб он совсем глупо. А таких случаев было немало. Почти в каждом населенном пункте создавались отряды самоохраны от японцев, озлобленных поражением и загнанным в тупик. Эти отряды возглавляли бывшие офицеры, пешковцы, или асановцы. Так, например, для поддержки порядка и самообороны в поселке Верх-Урга во главе стояли пешковцы: сотник Потапов - помощник Пешкова и хорунжий Морозов.
 На концессии Чол созданный отряд для самоохраны возглавлял асановец Коволенко. Они не только защищали свое селение, но и на свой страх и риск сами нападали на японцев в районе Большого Хингана.
 В районе города Харбина, то там действовал не один отряд из русских эмигрантов и оказывали большую помощь наступающей армии. Например, захвавтили Сунгарский мост, который японцы хотели взорвать и удерживали его до подхода частей Красной армии. Какое определение дать этому порыву эмигрантов, сказать затрудняюсь. Может быть желание "задобрить" и смягчить удар за свое прошлое? Не знаю. Но, знаю одно, что это не помогло. Отряды СМЕРШа и НКВД провели тщательную зачиску и десятки тысяч "белобандитов" отправили в концлагеря.
  А то, что были выдачи, то это общеизвестный факт. Чины СМЕРША знали куда и к кому идти. Советская агентура работала четко.
 Вспомнил такую картинку. Бойцы где-то захватили двух японцев, один был раненый. Привезли их в поселок на грузовике и остановились на площади около поселковой управы. Японцы имели жалкий вид, оборванные и грязные. Бойцы были пьяные. Один боец заиграл на гармошке, японца заставили танцевать, и он под угрозой, топтался ногами на одном месте в кузове машины. Мы, 6-7 летние мальчишки, окружив машину  смеялись, пока нас не угнали старшие. Что мы тогда понимали?