Вот полный текст:
В. КРАПЛЁНЫЙ ТУЗ
Глава всех буддистов 14-й далай-лама Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо тайно покинул Тибет в 1959 году, поселился в Индии, где стал проводить антикитайскую политику, став занозой в глазу последних. С началом конфликта во Вьетнаме СССР решило вогнать эту занозу поглубже. Желание СССР совпало с желанием самого далай-ламы набрать политический вес. Далай-лама получил приглашение посетить СССР и Монголию. Он ответил согласием.
- Я очень хорошо помню свой первый визит, это было в 1979 году. Тогда страна ещё называлась Советский Союз – учитель Китайской Народной Республики. Но тогда ученик и учитель слегка повздорили, и меня пригласили в Советский Союз. Я направлялся тогда в Монголию, и Советский Союз с радостью принимал меня в Москве. Сопровождал меня лама Джамьянг, - вспоминал далай-лама. (322)
Инициатором и организатором поездки выступил Бакула Римпоче. Он побывал в России еще в 1968 году по приглашению Совета по делам религий СССР, как член буддийской делегации для обсуждения вопроса о создании Азиатской буддийской конференции за мир, соучредителем которой и стал. (Стоит сказать, что никакие назначения в сфере религии в то время не происходили без должного одобрения КГБ). Далай-ламу пригласили в качестве почётного гостя на V Съезде Конференции.(**) Через 10 лет Римпоче стал послом Индии в Монголии.
Далай-лама вылетел из Дели и 13 июня был в Москве, 14-15 - в Бурятии и 15-18 - в Монголии, где был награжден особой медалью Азиатского буддистского совета за мир.
Везде далай-ламу плотным кольцом окружали сотрудники КГБ.
- Помню, побывал я в кабинете Ленина в Кремле: в одиночку мне его осматривать не доверили, приставили такого мрачного сотрудника КГБ в штатском – мне все казалось, что если я что-то в этой комнате трону, то он в меня выстрелит, - вспоминал далай-лама. – В Монголии ко мне подошел один человек в форме милиционера и вел себя, как полагается буддисту. Вдруг подходит другой такой же человек в форме, и этот начинает вести себя как настоящий атеист. Это – двуличие, это очень плохо.(323)
Как мне рассказывал главный редактор журнала Буддизм России Терентьев (будущий переводчик далай-ламы), он, тогда еще молодой человек, находился в толпе собравшихся на неофициальной встрече в Иволгинском дацане в Бурятии. Далай-лама был окружен кагэбешниками, которые не подпускали близко к учителю и ловили каждое его слово. – Ваша теория о том, что визит далай-ламы был организован КГБ в пику китайцам, имеет место быть, - сказал мне один из ведущих буддистоведов России.
- Я пришел в восторг от русских людей, - вспоминал далай-лама. - Они показались мне добрыми и очень-очень наивными. А вовсе не такими чудовищами, какими их изображала западная пропаганда. Россия вызывает во мне особые чувства, ведь у моего предшественника 13-того далай-ламы были контакты с российскими царями. Помню, в Лхасе у меня хранились карманные золотые часы, подаренные 13-тому далай-ламе русским царем. На них был герб с двухголовым орлом.(324)
Но в Лхасе хранился и другой подарок.
- Както раз я нашел в дворцовой кладовке старинную музыкальную шкатулку, которую ваш император Николай II подарил моему предшественнику, - рассказывал далай-лама российскому журналисту. - Стал разбирать, сразу же сломал отверткой пружину, и оттуда со свистом вылетели острые кусочки металла. Мне сильно повезло, что ни один из них не попал в лицо – ведь я держал эту штуку на уровне глаз. С этого момента я уяснил, что с Россией надо вести себя предельно осторожно.(128)
Действительно, уже сразу после отъезда гостя вышло постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», затем последовательно: «Об усилении атеистического воспитания» и постановление СМ РСФСР «О мерах по дальнейшему усилению работы по атеистическому воспитанию», поддержанное аналогичным постановлением руководства одной из буддийских республик - Тувинским обкомом КПСС.
Во второй раз Далай-лама посетил МНР в середине августа 1982 года по случаю собрания очередного съезда Конференции. Был глава буддистов в Росси и в 1986 году. В 1991 году посетил Россию по случаю празднования 250-летия признания буддизма в России. Побывал и в 1992, 1994, 2004 годах. Но с каждым разом официальный прием был все холоднее и холоднее. То же происходило и в Монголии. В последний приезд Китай демонстративно закрыли границу с Монголией, а российский МИД в 2001 году отказал далай-ламе XIV в транзитной визе. В 2002 году Далай-ламе вновь отказали во въездной российской визе «с учетом комплекса обстоятельств». Отказали и в 2010 году…
Охлаждение интереса к далай-ламе объяснялось рядом причин. Нормализация советско-китайских отношений в конце 1980-х, привела к тому, что Москва прекратила критику Пекина и вновь заняла жёсткую и бескомпромиссную - пропекинскую - позицию в тибетском вопросе. Эта позиция, озвученная МИД СССР летом 1991 г. накануне приезда в Россию с пастырским визитом XIV Далай-ламы, базировалась на признании и поддержке территориальной целостности Китая, строгом невмешательстве в его внутренние дела, при этом вновь подчеркивалось, что СССР рассматривает Тибет неотъемлемой частью Китая.
По окончании глобального англо-русского и затем американо-советского соперничества и урегулирования разногласий между СССР и КНР (конец 1980-х) постсоветская Россия полностью утратила интерес к Тибету и тибетской проблеме, и была обеспокоена лишь тем, чтобы традиционные религиозные связи российских буддистов с далай-ламой не носили политического характера и не осложняли её отношений с Пекином. (319)
Тем не менее, визит в 1979 году сыграл свою роль. Русские поимели свои дивиденты, а сам далай-лама вновь начал диалог с китайской стороной по урегулированию отношений между Тибетом и Китаем.
Если Сталин считал тибетских лам продажными кому угодно, то и сам далай-лама не особо обольщался на счет русских.
- Я верю в демократию и в правду, - говорил он. - Я никогда не лицемерю, а китайцы лицемерят всегда. И бывший Советский Союз тоже лицемерил. Та картина афганской войны, которую рисовали советским людям – думаю, что она была далека от реальности. Тоталитарные режимы всегда так делают. Я всегда очень ясно говорил: я марксист, но не ленинист. Позже я был в Москве и встречался с советским журналистом. Он в течение всей встречи добивались того, чтобы вложить мне в уста фразу: «Советский Союз – миролюбивая нация». Я отказался. Так он в итоге вышел из себя, разозлился. И у меня тогда создалось впечатление, что восточный блок, Варшавский договор, живет в ожидании неминуемой атаки с Запада. Вы знаете, если бы Запад действительно хотел разрушить СССР, то почему не послал танки, когда там был кризис с Ельциным и так далее.
Прозрачная власть означает счастливое общество. Основа счастливого общества это – доверие, взаимное уважение. Как можно создать доверие на основе страха, когда повсюду – КГБ или ПСБ. В такой ситуации невозможно никому доверять. Такая власть использует человека, а потом избавляется от него.
Председатель Мао был таким. Когда я был в Пекине, меня очень впечатлили Мао Цзэдун и его соратники. Они очень мне понравились. Они использовали слово «товарищ» (произносит по-русски). В первый раз это слово я услышал от Хрущева, когда он приезжал в Пекин.
И тогда я чувствовал, что они – мои настоящие товарищи. Они столько лет работали вместе, приносили в жертву свои статусные привилегии ради народа и революции. Но потом в районе 1958 года - этот снят, тот снят… Поживи он еще несколько лет, его бы ждала та же судьба. Потом Линь Бяо, которого сам председатель Мао выпестовал, вдруг ни с того ни с сего становится врагом народа. Невозможно! Как человек, с которым ты работал десятилетиями, вдруг становится врагом! То есть слово «товарищ» было чистым лицемерием! (323)
____________________________________________________________
[size=0pt] [/size](*) Были ли попытки КГБ втянуть тибетцев в вооруженные действия? Вполне возможно, что тибетцы, пользуясь связями с советскими буддистами, могли делать выходы в этом направлении. А памятуя о том, что в работе спецслужб СССР с Тибетом всегда присутствовала доля авантюризма, можно предположить, что соответствующие планы были.
[size=0pt] [/size]- Почти 30 лет назад один молодой тибетец спорил со мной по поводу нашего ненасильственного подхода, - вспоминал далай-лама. - Он говорил, что этот подход неэффективен, и надо прибегнуть к насилию. Я казал ему: хорошо, как мы будем это делать? Несколькими ружьями это сделаешь. Кто нам даст оружие и патроны? Индия – никогда. Другие страны – это будет очень сложно. Тогда была война в Афганистане, и можно было бы достать оружие там у моджахедов. Но чтобы купить, нужны деньги. Откуда? У них нет ответа. Ладно, допустим, деньги есть – как передать оружие в Тибет? Через Непал? Невозможно. Через Индию? Невозможно. Через Бирму? Сложно. Наконец, может быть через Афганистан – там есть небольшой коридор?
[size=0pt]Но, в конечном счете, последнее слово было за тибетцами. [/size]
[size=0pt]- В конечном счете, хотим мы этого или нет, тибетцы и китайцы должны жить вместе, - подитожил как-то далай-лама. - Тысячелетиями так было, так останется и в будущем. Если мы прольем кровь, то в сознании китайцев навсегда останутся недобрые чувства. Поэтому ненасильственный подход – правильный и с моральной, и с практической точек зрения. (323)[/size]
[size=0pt](**) Организатором и первым председателем Совета был работник НКВД будущий генерал-лейтенант КГБ Карпов, а последним заместителем председателя Совета (до 1991 года) — полковник КГБ Милованов.[/size]
[size=0pt]О том, что все конференции и прочие религиозные международные мероприятия проходили под непосредственным наблюдением КГБ говорят, например, следующие документы КГБ. [/size]
[size=0pt]«1973 год. Январь. л. 32. В Таиланд и Индию для участия в работе Всемирного конгресса церквей (ВСЦ) выводились агенты органов КГБ «Магистр» и «Михайлов». Данные агенты оказывали выгодное влияние на работу Совета и представили материалы, представляющие оперативный интерес о положении в ВСЦ и характеризующие данные на отдельных деятелей. Зам. начальника 4 отдела 5 Управления КГБ при СМ СССР подполковник Фицев».[/size]
[size=0pt]«Начальник 4 отдела 5 Управления КГБ СССР полковник В. И. Тимошевский. Декабрь 1985. Л. 32. Выезд агентуры за рубеж:
В Индию для участия в мероприятиях приуроченных к открытию «Международного года мира» выехали агенты «Юдунов», «Гамбожаев» /КГБ БУрятской АССР/, «Семенов» /4 отдел/. Из Индии возвратились агенты «Юдунов», «Гамбожаев» /КГБ Бур. АССР/, «Семёнов» /4 отдел/, принимавшие участие в мероприятиях по открытию «года мира». Полученная информация обрабатывается».[/size]
[size=0pt] [/size]«Справка о результатах работы 4-го отдела за август 1989 г.
Наиболее важными были поездки:... агентов «Антонова», «Островского», «Адаманта» в Италию для переговоров с Папой Римским по вопросам дальнейших взаимоотношений между Ватиканом и РПЦ, по проблемам униатов.
Нач. 4 отд. 5 Упр. КГБ СССР полковник В. И. Тимошевский».
[size=0pt]С большой долей вероятности можно предположить, что в архивах ФСБ хранятся и подобные отчеты по работе с далай-ламой.[/size]