"Звезда Прииртышья", 6 мая
К.Сыздыков,В 1977 году в эпоху социализма СССР и КНР находились в сложных политических отношениях. В это время я служил в Забайкальском военном округе в Порт-Артурском гвардейском мотострелковом полку старшим механиком 8 роты, где в моем подчинении было 10 боевых машин пехоты.
Наш полк находился в шести километрах от китайской границы, поэтому дивизия под контролем Министерства обороны СССР каждый сезон участвовала в армейских учениях, а в остальное время мы на танкодромах и полигонах оттачивали свое боевое мастерство.
И, можно честно сказать, наше поколение представляло собой высококлассных и высокопрофессиональных специалистов военного дела. Границы Отечества всегда были надежно защищены. Но мне хочется рассказать о курьезном случае, который произошел со мной и моими боевыми друзьями. Летом нас подняли по тревоге в час ночи.
Полк со всей своей боевой техникой выехал из технического парка. По заданию мы должны были прибыть в долину Доцан для участия в армейских учениях, приближенных к боевым (наш полк часто показывали по Центральному телевидению в передаче "Служу Советскому Союзу!"). Мы полностью были экипированы полным боекомплектом оружия. Выезжая из парка ночью, боевая техника своими гусеницами подняла густую пыль, даже при свете фар трудно было что-либо увидеть. Командир роты, сев ко мне в БМП, сразу залег спать, так как, будучи на дежурстве, сутки не спал.
Выехав из парка, я не увидел свою колонну БМП батальона. По дороге в сторону полигона шла колонна танков и БМП с номерами соседнего танкового полка. Я решил обогнать колонну и найти своих впереди. Целый час я искал свой батальон, но он как в воду канул, вероятно, ушли другим путем. Обогнав колонну, я решил, что оторвался от них и всю ночь блуждал в одиночестве между сопками и холмами, как "летучий голландец". Когда начало светать, стало ясно, что я на своем БМП поднимаюсь на большую сопку.
Проездив всю ночь, я устал и решил отдохнуть, оглядеться, надеясь обнаружить свой батальон. На вершине сопки остановился, взяв командирский бинокль, начал смотреть вокруг. Недалеко, справа, километра за три, граница, за ней пасутся лошади и табунщик с ними. Оглянулся назад, оказывается, колонна техники, которую я обогнал ночью (это танки, БМП, хоз. часть и прочее), всю ночь ехала за мной. Вероятно, их головной механик-водитель думал, что моя машина - ведущая. Ну, я и завел их к самой китайской границе.
Всю ночь я ехал, оказывается, вдоль границы, то удаляясь, то приближаясь к ней. Если бы я чуть-чуть, на несколько градусов, сдвинул свой маршрут, то вместе "со своим войском" из соседнего танкового полка за ночь мог бы дойти до Пекина (столица КНР), БМП ведь двигается со скоростью 100 км/час!.. Эта коварная случайность могла бы привести всех нас непредумышленно к третьей мировой войне, не дай Бог. И это во время холодных отношений с КНР!
Итак, оглянувшись, я увидел колонну боевой техники, а впереди - командирская БМП, от которой к нам бежали два офицера (вероятно, ночью тоже спали). Находясь далеко-далеко от Павлодара, рядом с границей чужого государства, между холмов и сопок, я понял, что меня с офицером могут сильно-сильно наказать…
Быстро сапогом пнул я по сапогам спящего офицера, он высунулся из люка БМП, спросил, в чем дело? Показал ему на колонну боевой техники, на бегущих в нашу сторону крепких офицеров-танкистов и сказал: "Сейчас нас будут бить". Офицер, видать, был специалист в этих делах, кратко приказал: "Исчезаем быстро". Двигатель БМП работал, я включил скорость и с большой пограничной сопки мы, как "Чайка", улетели вмиг, так как за мой "эксперимент" мы вдвоем по канонам КПСС попали бы под статью военного трибунала, хотя ни в чем не были виноваты.
Уехав на 15 километров от злосчастной сопки, я остановился, объяснил командиру, что произошло. Командир по рации, чтобы нас не засекли, узнал расположение "Беркута" (это позывные нашего батальона). Мы вскоре были у своих, пили утренний солдатский чай. А если бы мы прошли со своей техникой еще несколько часов, то, возможно, пили бы чай у самого председателя КНР.
В батальоне долго вспоминали наше приключение под сопками "Маньчжурии", а солдаты мне присвоили звание "генерал". Хорошо, что все обошлось, иначе сегодня студенты всемирную историю изучали бы по другим учебникам…
Осенью я уволился в запас, а 5.01.1978 г. в областной газете "Звезда Прииртышья" была напечатана статья о моей доблестной службе в армии. Когда читаю эту статью в нашей родной "Звездочке", я всегда вспоминаю армию, командиров и своих ребят-однополчан. Иногда хотелось бы снова побывать в своем полку, встретиться с ребятами своей роты и на своих боевых машинах "побайговать" на дивизионных учениях.
РS. Через посылки от родных нам всегда передавали по нескольку номеров "Звездочки", которая согревала нас информацией о нашем родном городе, наши земляки зачитывали ее до дыр и хранили в своих чемоданах. Спасибо "Звездочке" за то, что она есть и всегда с нами. У каждого города есть своя главная газета, как у нас наша "Звездочка".
Источник:
http://www.nomad.su/?a=15-200305090001