Из Херсонской газеты "Гривна" об одном из офицеров-вертолетчиков
служивших в Монголии в 68-73 годах,с сокращениями:
Он мог бы стать космонавтом
Валентин ФИДРОВСКИЙ // Он мог бы стать космонавтом № 33(248) 11.08.2006 (стр. 4)
Живет в Херсоне довольно скромный человек, который в свое время мог стать космонавтом и прославить родной город. Этот человек – подполковник авиации в запасе Валерий Данилович Попов
Валерий Попов родился в декабре 1936 года на юге Урала, в городе Челябинск. Его отец в годы Великой Отечественной войны был директором крупного оборонного завода. Так что свою будущую судьбу Валерий мог устроить без каких-либо хлопот, закончив один из престижных вузов в Свердловске, Москве или Ленинграде. Однако в детстве мальчик решил стать летчиком, чтобы покорять высоты пятого океана.
Поэтому, еще будучи учеником 10 класса, он поступил в городской аэроклуб и к окончанию школы в 1954 году получил право самостоятельно летать на учебном самолете Як-18. Это позволило ему за два года досрочно окончить Батайское военное авиационное училище летчиков истребительной авиации и в 20 лет начать летать на первых реактивных самолетах МиГ-15 и МиГ-17.
После двух лет службы в Крыму, под Феодосией, старший лейтенант Валерий Попов был переведен в Херсон. С этим городом он связал всю свою дальнейшую службу в авиации. Летом 1959 года в распоряжение командования херсонского истребительного полка поступила секретная директива, приказывающая в срочном порядке провести медицинское обследование всего летного состава.
Семерых человек, прошедших медкомиссию и многочисленные «фильтры» особого отдела, по очереди стали отправлять в Москву под предлогом учебы на курсах по освоению новой авиатехники. Вскоре трое из семи вернулись, избегая всяческих разговоров о том, где они были. Оставшиеся четверо, в том числе и Валерий Попов, прибыли в столицу 1 февраля 1960 года.
Сразу же по прибытии у них взяли подписку о неразглашении всего, что им придется увидеть и узнать, а также довольно прозрачно объяснили, что их ждет в недалеком будущем, если они пройдут испытания.
За три с половиной недели Попов успешно прошел почти все испытания: сурдо- и барокамеры, центрифугу и всевозможные качели, в том числе малоприятные горизонтальные. Но в предпоследний день, когда проводилось очередное испытание в барокамере без использования кислорода, напарнику херсонца вдруг стало очень плохо и он потерял сознание.
Врачам пришлось экстренно прекратить испытание и разгерметизировать помещение, в котором они находились. Резкий приток кислорода вызвал у Попова явления легкой степени кессонной болезни. Возвратясь в палату, он весь вечер чувствовал себя вялым, апатичным, неспособным сконцентрировать внимание.
А на следующий день летчиков ждали испытания в кабинете КФЛ, которых они больше всего боялись. Здесь тело каждого кандидата облепливали датчиками с большим количеством проводов и на бумаге фиксировали данные электрокардиограммы, пульса и артериального давления в зависимости от положения тела вплоть до вертикального положения вниз головой.
Чтобы побыстрее пройти все испытания, в промежутках между снятием данных в кабинете КФЛ Валерий Попов решил заодно пройти испытание скоростного пикирования (скоростной спуск с большой высоты, сопровождающийся многократной перегрузкой тела). В результате такого непланового исследования электрокардиограмма выявила у Попова незначительные отклонения от нормы, допустимые для летчиков-истребителей, но неприемлемые для космонавтов. Поэтому члены комиссии порекомендовали молодому летчику попробовать себя еще раз, через год.
Так не совсем удачно закончилась проверка на пригодность в космонавты у старшего лейтенанта Валерия Попова. А летом 1961 года из округа поступил приказ отправить всех летчиков херсонского истребительного авиаполка переучиваться летать на вертолетах. И как бы ни хотелось Валерию Даниловичу расставаться с истребителями, но пришлось подчиниться приказу, иначе его уволили бы в запас.
Поэтому вначале он поехал учиться в вертолетный полк под Бродами, затем пять лет совершенствовал свое летное мастерство в небе Монголии, а в 1973 году вернулся в Херсон. В 1981-м командир эскадрильи, уже подполковник Валерий Попов в составе 22 экипажей вертолетов Ми-8 на восемь месяцев был направлен на юг Афганистана, под Кандагар. За грамотное руководство своим подразделением по возвращении на родину Попов был награжден орденом Красного Знамени.
Летом 1984 года подполковник Попов, отдав служению родине 30 лет, подал рапорт об увольнении в запас. За это время он получил 15 правительственных наград – 1 боевой орден и 14 медалей. Затем он долгое время работал начальником диспетчерской службы Херсонского аэропорта, а после развала Советского Союза перешел в охранную службу Херсонского морского порта. Здесь, на трудовом посту, в конце этого года Валерий Попов собирается встретить свое 70-летие.