Петр и Алексей Колесниковы .
Поездка в Монголию по местам службы .п/п 25990
********часть 8********
От Налайха наш путь лежал в горы. Наш гид пригласил посетить одну из монгольских туристических баз. В последние годы туризм в Монголии стремительно развивается, строится много новых туристических комплексов.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Фото. «В гостях у монголов»
Среди тех, кто посетил Монголию, по численности на первом месте стоят китайцы, потом идут русские, много приезжает корейцев и японцев. В последние годы растёт количество туристов из Европы. Правда, вклад этой отрасли в валовой внутренний продукт страны пока не большой, но, как считают сами монголы, это только начало, а в будущем они ожидают кратное увеличение гостей в своей стране.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Фото. «Встреча в монгольских степях».
Монголы удивительно приветливый народ. Будучи солдатами, нам неоднократно приходилось пользоваться их гостеприимством. Зайдя в уютную юрту и приняв из рук хозяйки чашку с монгольским чаем, мы, словно по велению машины времени, вернулись в свою молодость, когда вот также заезжали к монголам переждать непогоду или узнать, как быстрее проехать к месту назначения. Очень часто мы вели меновую торговлю с монгольскими аратами. В степи мы обычно предлагали монголам деревянные ящики или армейский брезент, а брали у них продукты или деньги, на которые в дэлгуре ближайшего самона покупали сладости. И было это скорее одной из форм человеческого общения, чем стремление выгодно что-то продать. Такое общение помогало нам разнообразить солдатский быт и ближе познакомиться с культурой народа, защищать которого от внешних врагов мы были призваны. [ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Фото. «В монгольской юрте»
Путешествуя в районе Налайха, мы, конечно же, не могли не посмотреть крупнейший памятник Чингисхану – его конную статую в Цонжин-Болдоге. По убеждению монголов это не только самый высокий памятник основателю монгольской империи (его высота сорок метров), но и крупнейшая конная статуя в мире. Установлена она на возвышенности, недалеко от берега реки Тола, где согласно преданию Чингиз нашёл золотую плётку. Сама скульптура выполнена из нержавеющей стали. Официальное открытие монумента состоялось осенью 2008 года, а в будущем планируется, что вокруг него будет построено несколько туристических комплексов.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Фото. «Памятник Чингизхану»
По дороге из Налайха в Улан-Батор, снова проезжая на машине мимо заброшенных военных городков, оставленных советской армией, мы невольно начали разговор с нашим гидом Евгением о русском присутствии в Монголии.
Первыми русскими массовыми переселенцами в Монголии были староверы села Хондом. Потом были столыпинцы, они основали село Корнаковка. В начале XX века у русского правительства из-за японской угрозы на Дальнем Востоке имелись долгосрочные планы по колонизации монгольских земель. По завершению гражданской войны в Забайкалье в Монголии остались забайкальские и сибирские казаки, опасавшиеся возвращения в Россию. После оформления в 1928 году советско-монгольской демаркационной линии русские сёла Булуктай, Ебицик и Жаргалантуй оказались на территории Монголии. Кроме названных, были русские переселенцы из Восточной Сибири, работавшие на монгольских шахтах в Налайхе. До середины тридцатых годов границы между Монголией и Советским Союзом фактически не было, и приехать на работу в Монголию не составляло труда. Одной из малоизвестных страниц советско-монгольского военного сотрудничества является участие кавалерийского дивизиона РККА в подавлении в 1932 году Хубсугульского восстания, вспыхнувшего в северо-восточных аймаках Монголии, как результат перегибов коллективизации.
[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Фото. «Возле юрты».
Многие наши соотечественники, жившие в Монголии, были подвергнуты сталинским репрессиям в конце тридцатых годов. При этом мы можем гордиться тем, что первый совхоз-миллионер в Монголии был организован переселенцами-казаками. Это были потомки казаков, несших пограничную службу в Алтан-Булаге, а потом переселённые в центр страны.
Одна из самых ярких страниц истории Монголии это совместные военные действия советских и монгольских солдат в 1939 году на Халхин-Голе против милитаристской Японии. В этом военном конфликте погибло около семи тысяч советских и монгольских военнослужащих. Боевое братство продолжилось в 1945 году, когда монгольские и советские солдаты вместе участвовали в разгроме Квантунской японской армии. Совместный удар советских и монгольских частей с территории Монголии позволил изолировать Квантунскую армию от японских войск сосредоточенных в районе Пекина и приблизить совместную победу.
Об участии местных русских в Великой Отечественной войне с нацистской Германией мы уже говорили. Но среди солдат, воевавших в составе РККА с фашизмом, были и граждане Монголии – курсанты военных училищ, обучавшиеся в Советском Союзе и пожелавшие вместе со своими однокурсниками пойти на фронт. Многие из них вернулись в родные степи с советскими боевыми наградами. И уже в Монголии они могли встретиться с прежними врагами. Среди заключенных ГУЛАГА, принимавших участие в конце сороковых годов прошлого века в строительстве железной дороги от Наушек до Улан-Батора, были и власовцы. Участие бывших солдат и офицеров из Русской освободительной армии в строительных работах на территории Монголии пока ещё остаётся закрытой информацией, но многие монголы, сами строившие ту дорогу, подтверждают этот факт нашей совместной истории. Конечно, среди них были не только предатели, но и простые советские военнослужащие, осуждённые по разным причинам во время Великой Отечественной. Но во многих монгольских семьях и в наше время пересказывают истории о том, как власовцы сбегали из-под охраны и прятались у монгольских аратов. После окончания сроков заключения многие из них были оставлены в Монголии без права возвращения в Советский Союз. Все эти переселенцы и их потомки со временем и составили русскую колонию, которую стали называть – местнорусские. Это название появилось при проведении последних переписей в Монголии.
В разных источниках приводятся разные цифры, но можно с уверенностью сказать, что в начале шестидесятых годов прошлого века местнорусских в Монголии жило не менее десяти тысяч человек. Причём, только в начале семидесятых годов местнорусские получили заграничные советские паспорта, а раньше имели на руках только документ, который можно было назвать монгольским видом на жительство. Местнорусские оставили большой след в культуре и науке Монголии. Но, владея заграничными советскими паспортами, местнорусские в советский период не имели право въехать в Советский Союз.
Другой немалой группой советских граждан, приехавших в Монголию, были специалисты и военнослужащие, прибывшие в эту страну в период с 1967 по 1992 годы. Тогда политические отношения с Китайской народной республикой резко обострились, и для защиты Монголии от возможных притязаний со стороны южного соседа в страну были в очередной раз введены советские войска. В разные годы этого периода, в зависимости от складывавшейся внешнеполитической обстановки здесь несли службу до пятидесяти тысяч наших солдат и офицеров, а на гражданских и военных объектах трудилось около сорока тысяч советских специалистов.
В этот период всех местнорусских и стали называть семёновцами. При этом, большинство исследователей русского присутствия в Монголии сходятся во мнении, что это название сленговое и было придумано намеренно советскими спецслужбами для того, чтобы политически отдалить их от советских граждан. Общеизвестно, что в монгольских степях воевали отряды белых генералов А.С. Бакича, А.П. Кайгородова, Р.Ф. Унгерна, возможно, среди них были и казаки атамана Семёнова, но их было совсем немного. Жили местнорусские и в Амгалане. В период службы мне не раз доводилось общаться с ними и по прошествии времени можно с уверенность сказать, что во многом они к нам относились лучше, чем мы к ним.
Простой подсчёт показывает, что за последние девяносто лет в Монголии проживали, работали и несли воинскую службу не менее миллиона советских и российских граждан. Долгие годы Советский Союз был гарантом независимости Монголии. Но эта часть российской и монгольской истории практически не нашла своего отражения в советской и российской литературе и публицистике.
В 1992 году последние советские солдаты покинули Монголию. С перестройкой и демократизацией начался отъезд местнорусских в Россию. Сегодня их проживает в Монголии около полутора тысяч человек. Участников Великой Отечественной осталось всего несколько человек. Для сравнения: граждан Монголии, постоянно проживающих в России, почти в два раза больше – три тысячи человек. А всего в Монголии проживает в настоящее время около семнадцати тысяч иностранных граждан.
В последнее время права местнорусских в Монголии значительно расширены, например, с 2000 года они получили возможность покупать в собственность квартиры. Местнорусским стало проще получить российское гражданство. Но всё-таки в целом присутствие россиян в Монголии незначительно. В Улан-Баторе транслируется несколько российских телеканалов, еженедельно выходит газета на русском языке «Новости Монголии». С 2007 года в монгольских средних школах возобновилось преподавание русского языка. Но в Улан-Баторе мы не встретили ни одной вывески наших предприятий. При этом добрая память монголов о работе советских специалистов в период строительства социализма в этой стране сохраняется. Как и сохраняется память о самой уважаемой русской женщине в Монголии Анастасии Ивановне Филатовой-Цеденбал. Будучи женой руководителя монгольского государства, она внесла огромный вклад в организацию в этой стране детских оздоровительных лагерей и в строительство детских поликлиник.
И всё-таки, раз природой устроено так, что все монгольские реки текут на север в Россию, то значит, что духовная связь между российским и монгольским народом не прервётся. Идут переговоры об отмене виз, и тогда приехать в Монголию станет проще. И слово «найрамдал» – «дружба» снова можно будет увидеть на вывесках и баннерах Улан-Батора.
Заключение
Пять дней нашего присутствия в Монголии пролетели, как один. Возвращение в молодость состоялось, воспоминания и эмоции переполняли нас, в памяти восстановились все два года прежнего здесь пребывания. Но вот мы снова на вокзале Улан-Батора – наш поезд уже у перрона. Подошли к вагону – и из него спустилась монгольская проводница. Значит, мы поедем домой с монгольскими проводниками в монгольском вагоне! Значит, монгольская земля не хочет с нами прощаться, и мы обязательно приедем сюда снова. Баяртай – до свидания, до встречи, Монголия!
Пётр Колесников.
Старший сержант. Воинская часть 25990.
Улан-Батор. Период службы в Монголии 1975-1977 г. КОНЕЦ.
Но конец только этого рассказа. Дальше будет еще $$$