Монголия-2012 . Двадцать лет спустя.
Путешествие по Западной Монголии на ВАЗ-2131
Для многих Монголия ассоциируется с безлюдными степями, пустыней, дикими кочевниками ну и само собой родиной Чингиз-хана, величайшего полководца и завоевателя древности. Бытует мнение, что смотреть там особо нечего, достопримечательностей мало, сервиса еще меньше и ехать туда в турпоездку смысла нет. Некоторые мысли из этого ряда имеют право на жизнь, если хочется комфортного отдыха, лучше поехать в другие, более развиты в этом отношении страны. Несмотря на то, что ездили мы в Западную Монголию, где встретить настоящего монгола вероятность такая же, как например в лесах Подмосковья, потому что там живут этнические казахи, для простоты повествования всех местных жителей я буду называть монголами, соответственно стране проживания))
Для меня же Монголия стала частью жизни, даже в некотором роде частью образа жизни. Во всяком случае, в плане «покочевать» и я и моя семья хлебнули такой кочевой жизни досыта, Чингиз-хан отдыхает. Впервые на монгольскую землю мои ноги ступили в сентябре 1986 года. Ноги были обуты в новенькие хромовые офицерские сапоги, все остальное – в парадную форму цвета морской волны, земля эта была военным аэродромом Налайх, недалеко от Улан-Батора.
Я и еще с десяток выпускников военных училищ стояли возле транспортного «борта» и вдыхали терпкий степной аромат монгольской степи. Этот запах потом будет мне неоднократно вспоминаться на протяжении многих лет. В течении пяти лет судьба щедро бросала меня из одного военного городка в другой, потом в третий и так далее. Начиная от Чойболсана и заканчивая Чойром. В одном из таких городков наша семья увеличилась на одного маленького человека, которому навечно в графу паспорта «Место рождения» вписали город Улан-Батор
Потом началась перестройка, спешный вывод войск в такие же степи, но уже по нашу сторону границы. В июле 1991 года я в последний раз пересек границу МНР-СССР с мыслями о том, что вряд ли больше окажусь на этой суровой, но очень гостеприимной земле.
И вот по прошествии двадцати лет, когда вышли все сроки хранения «военных тайн», различных подписок о неразглашении оных, было принято решение – едем. Едем вдвоем с сыном Андреем. Сразу встал вопрос, а на чем собственно говоря туда ехать? Пузотерки, которые есть у нас в наличии – не самый лучший вариант, хотя можно и на ней, особой грязи в Монголии нет, но и дорог, как таковых нету тоже. Вообще, по-хорошему туда годятся два вида транспорта – наш российский УАЗ и не наша японская Toyota , очень желательно что-то типа Tyota land cruiser 80. Просьба остальных владельцев авто не обижаться на это утверждение, вне всякого сомнения в Монголию можно ехать на любой машине. Все упирается в дорожный просвет и в камни, которые неминуемо повстречаются на вашем пути. Пробежавшись по рынку, и рассмотрев все имеющиеся на данный момент предложения, мы встали перед непростым выбором. Бюджет, выделенный на покупку машины упирался в сумму 200 тысяч рублей, так что «Крузак» автоматически отпадал, а хороший УАЗ за эти деньги найти было не просто. Покупать же лахмотень и доводить ее до ума не было ни желания, ни времени. В результате, как компромисс была куплена НИВА ВАЗ-2131.
Та самая, которую в народе называется «удлиненной». Удлинение нам было как раз то что нужно, поскольку объем багажа, планируемого для путешествия стал неприлично большим, и как показала практика - половина того что взяли, оказалось ненужным вовсе. Но об этом чуть дальше. И так машина куплена в апреле 2012 года, с расчетом на то, что к августу мы ее подготовим как надо для путешествия. Была произведена ревизия ходовой части, двигателя, трансмиссии. В результате были установлены новые:
- диск сцепления и корзина
-рабочий и главный цилиндры сцепления
-крестовины на всех карданах
-подшипник задней правой полуоси
-промежуточный вал между РК и КПП
Ну и что-то там по мелочи, уже не помню. Планировали сварить экспедиционный багажник, но не успели. Поэтому обошлись штатным багажником + место в заднем пассажирском отсеке салона. Начитавшись отчетов о путешествии по Монголии, прикупил еще 2 колеса и пару камер. Зная о «надежности» вазовских запчастей и агрегатов взяли в запас с собой:
-катушку зажигания, трамблер, транзисторный коммутатор, бензонасос, комплект свечей, пару ремней, регулятор напряжения.
Багаж. Пытались взять все по минимуму, но минимум получился уж слишком неприличный. Загрузили все до потолка, свободными остались только два передних места. Итак, с собой взяли:
-палатку ( древнюю, еще советскую, однако в хорошем состоянии, четырехместную)
- надувной матрац 203х180
-лодку надувную с веслами
-два спальника, две маленьких подушечки
-рюкзак с фото-видео принадлежностями
-штатив для фото-видеокамеры
-спиннинги, удочки, рыбацкие принадлежности
-сапоги болотные, костюм забродный
- портативная газовая плита и 20 баллончиков к ней
-столик раскладной, два стульчака раскладных
- ноутбук, навигатор, антирадар, приемник GPS с USB-портом
-комплект одежды от шортов и тапочек до теплых курток и всесезонной обуви
- два куска брезента размером 2х3 метра
- две радиостанции уоки-токи
-продукты питания (сбор был доверен жене, в результате объем получился в размере, позволившим экспедиции Магеллана сплавать туда и обратно, куда он там плавал и не умереть с голоду экипажу всех его судов)
- посуда, ведро, тазик, средства гигиены
- Два литра огненной воды, собственноручно сделанной моим отцом и доставленной контрабандой с Украины
Вроде все. Но наверняка не все, что-то да не написал. Итак, все готово, машина загружена, заправлена, в ночь со среды на четверг выезжаем в сторону Горного Алтая. Маршрут движения: Новокузнецк-Бийск - Ташанта-Баян-Ульгий. Протяженность маршрута 1145 км. Расчетное время прибытия на границу Россия - Монголия четверг, вечером. Поехали.
Описывать дорогу от Новокузнецка и по Горному Алтаю не вижу смысла, она уже сто раз описана и опписяна. Единственное, хочется сказать пару слов в адрес алтайских дорожников, которые уже не один десяток лет не могут сделать нормальную дорогу от границы Кемеровской области до Бийска в районе деревни Целинное. Ну конь не валялся, сколько езжу по этому маршруту - практически одно и тоже. Есть изменения в лучшую сторону в отдельных местах участка Новокузнецк-Бийск, но именно эта часть остается неизменной. Также «радует» въезд в Бийск и дорога до моста через речку. То ли бомбили их там прорвавшиеся во времени «Юнкерсы», то ли кроме крупной щебенки в Бийске больше нет никакого другого материала для ремонта дорог. Загадка, одним словом. По дороге к Бийску наша Нива напомнила о себе вибрацией раздаточной коробки на скорости свыше 80 км\час. Причем нехилая такая вибрация, ручки переключения пониженной и блокировки дифференциала старались дотянуться друг до друга, и им это почти удавалось сделать. Ехать оставшуюся часть дороги в тысячу с лишним километров на скорости 60 км/час показалось неперспективным, хотя и веселым занятием. Проанализировав возможные причины такой вибрации, которой до замены крестовин в карданах не было, пришли к выводу – виноват дисбаланс в каком- то из трех карданов Нивы. Решили снять для начала передний кардан и посмотреть на поведение Нивы. Заодно и позавтракать, тоже не помешает. Съезжаем с трассы, находим хорошее местечко, снимаем кардан. Моем руки, завтракаем чем бог послал. Едем дальше. Разгоняем Нивку до 100 км\час – вибрации нет вообще, 120 км\час – вибрации нет. Диагноз товарища Саахова подтверждается полностью. Виноват кардан. Заезжаем в Бийск, покупаем новый кардан, выезжаем с города, останавливаемся, ставим покупку на место. Поехали, вибрации нет, как впрочем нет и 3000 рублей. Ну да не бог весть какие деньги, в качестве оплаты за комфортную езду. Едем в направлении Горно-Алтайска и дальше, по Чуйскому тракту. Погода переменчива, то светит жаркое солнышко, то идет неслабый ливневый дождик, причем все это меняется в течение нескольких десятков минут и километров. Красоты Горного Алтая заставляют в сотый раз восторгаться природой, воздух, насыщенный кислородом вызывает отторжение организмом, привыкшим дышать новокузнецкой адской смесью угля, металла, цемента и прочими элементами таблицы дедушки Менделеева, на долю кислорода практически не уделившим места. Настроение отличное, близкое к нирване
В Майме зашел в хозяйственный магазин, и купил большой алюминиевый котелок, для варки будущей ухи из будущих хариусов. Алюминий оказался китайским, боясь его проткнуть карандашом или стилусом для ПК, завернул в мешок и забросил подальше в багажник. К вечеру проехали Кош-Агач, и тут я сделал первую и фатальную ошибку, которая вылезла нам боком уже в Монголии. Да еще и как вылезла! Последствия этой ошибки мы с сыном будем вспоминать еще очень долго. Но об этом чуть позже. В горах темнеет рано, поэтому к Ташанте подъехали уже практически ночью. Заехали на заправку, влили 50 литров 92-го бензина. Холодно, дует пронизывающий ветер. Искать гостиницу влом, ложимся спать в машине. Утром переход госграницы.
Проснулись рано, приводим морду лица в соответствие с фотографией на паспорте. В 9.00 открывается граница и нас запускают на КПП. Серьёзный такой пограничник подходит к машине и говорит:
-Пассажиры с личными вещами выходят и идут на досмотр, машину полностью выгружаем, что бы был пустой салон. Водитель пока остается возле машины.
Ну нифига себе, вот те номер. Мы ее загружали только часа полтора))). Ладно, киваю Андрею, мол держись там, а я пошел. Иду в зону досмотра. Через минут пять подходит и Андрей. Спрашиваю, что, так быстро все выгрузил, или на потом? Нет, все уже прошел, это была такая ведомственная шутка юмора, им тоже ведь скучно, каждый день одно и тоже, вот и шутят. Проходим паспортный контроль. На вопрос офицера
-Посещали ли вы Монголию ранее?
Андрей дает отрицательный ответ, нет, еду впервые.
На лице служивого удивление и явное непонимание
- Ваше место рождения?
-Монголия, город Улан-Батор
-Ну и каким образом вы смогли там родиться и в тоже время посещаете ее впервые?
-Ну туда скорее всего я проехал контрабандно, в мамином пузике, а назад выехал в составе воинского эшелона, но я же не посещал ее, я там родился, а потом посетил Россию))))
-Ну с вами все ясно, проходите))) На лице пограничника расплывается добрая улыбка.
Выходим на улицу, спрашиваем у погранца-шутника, куда теперь?
-Как куда? Вэлком ин Монголия, вон туда – машет в направлении ворот.
Проехали ничейную 20-км зону, остановились поснимать тарбаганов, которые шныряли везде по обочинам дороги. Монгольскую границу прошли еще быстрее, чем нашу, правда повторился эпизод с местом рождения Андрея и впервые ли вы посещаете Монголию)))
Ответили примерно также, добавив, что теперь едем искать невесту, нам непременно нужна красивая монголка или казашка, и где у вас тут ближайший инкубатор красивых невест? Монголы дружно ржали всем личным составом, тут же нам показали парочку действительно красивых девчёнок-погрничниц, которых мы пообещали непременно всех забрать на обратном пути. Если конечно не найдем других)))
Последний штрих – покупка монгольской страховки и уплата дорожного сбора. За все – 1500 рублей, или около того, уже не помню. Едем в ближайший гуанз покушать больших монгольских пельменей, которые называются манты они же позы, они же бузы, они же большой кусок вареного теста с мясом внутри, порция 10 штук за 80 рублей нашими деньгами. Официальный курс рубля по отношению к тугрику – за 1 рубль 43 монгольских тугрика. Неофициальный 1:40, что бы было легче считать.
Дуем в направлении Баян-Ульгия, столица одноименного аймака, по нашим меркам областной центр по значению и довольно крупный городок по факту. Там нужно взять разрешение на посещение погранзоны и национальных парков. Если этого не сделать, то возможны несколько вариантов событий:
1. У вас никто ничего не спросит, и вы спокойно обойдетесь без этих разрешений. Вариант утопический, по вероятности схожий с тем, что вы найдете в Монголии автостраду на шесть полос движения, на асфальте с бетонной подушкой.
2. Вас все равно проверят, и придется облегчить кошелек на сумму от 70 до 2000 долларов с вечным баном или без такового. Верояность 30х70
3. Наиболее вероятный вариант. Вас проверят и вытрясут от 1000 до 5000 рублей на месте, с составлением разрешения, выписанного на коленке, химическим карандашом на клочке газеты издательства «Монцамэ», которое действительно на момент выписывания, и следующий патруль сделает то же самое, то есть опять деньги и газета и так пока вам не надоест, или у вас не закончатся деньги, или пока вы не попадете на пункт первый.
Все зависит от множества факторов, стечения обстоятельств, личного обаяния, наличия неограниченного запаса огненной воды, удачного отела крупного рогатого скота в стаде начальника данной местности и прочая и прочая. Дешевле выйдет все оформить заранее.
Итак едем в Ульгий. Начинается монгольская дорога. Другими словами это можно назвать так – заканчивается дорога. Начинается множество дорог. Выбирай любую. Какую бы ты не выбрал, все равно будет казаться, что та, которую не выбрал – лучшая. Еще одна закономерность – любой встречный транспорт будет двигаться именно по твоей дороге, даже если их там с десяток в одном направлении. Отсутствие ГАИ и наличие в свободном доступе жидкости C2H5OH вынуждает вас при встречных разъездах быть предельно внимательным, за рулем может оказаться наш земляк, принявший на грудь столько, что те 6-8 дорог он видит как 12-16, может оказаться монгольский ЗИЛ-130 , грузом цепляющий край облака в небе, мотоциклист на китайском мотоцикле и т.д. Справедливости ради следует отметить, что ни одной аварии в Монголии я не видел, но бережённого бог бережет.
Останавливаемся у безымянного озера перегрузиться, разложить все по местам, за два дня дороги в салоне черт ногу сломит, где что лежит – непонятно. Тут же сразу к нам подъезжают потомки Чингиза, а при внимательном рассмотрении, кажется что и потомки норвежского конунга Олафа Рыжего тоже живут здесь. Общаемся, угощаем гостей конфетами.
Едем дальше. Перед Баян-Ульгием есть перевал, по хребту которого проходит водораздел между стоками в Северный ледовитый и Индийский океаны. Вроде бы так. То есть если пописать в одну сторону перевала – то попадешь в Ледовитый океан, в другую – в Индийский.
Останавливаемся на вершине. Я выбираю Индийский океан, все таки не одному Владимиру Вольфовичу мыть в нем сапоги…
Перед городом начинается небольшой участок асфальтированной дороги до самого Ульгия. Мелочь – но зато как приятно. Вообще то монголы строят в данный момент «федеральную» то бишь республиканскую трассу, которая в будущем ляжет от границы с РФ до самого Улан-Батора. Строительство грандиозное и немного по-монгольски бестолковое, хотя я не специалист по строительству дорог. Может так и надо строить. Что бы машины не ездили по уже готовой и укатанной насыпи, часто во многих местах эта дорога перекрыта кучей щебня, по бокам сделаны траншеи, так что попасть на «федеральную» трассу не так то просто. Однако тому, кто все таки на нее попадает тоже не позавидуешь. Гребенка там страшная и уже через 5 минут езды хочется съехать обратно на «хайвэй». А вот фиг вам. Съехать даже на внедорожнике где захотел – не получится, поэтому трястись вам километров 5-10 до удобного съезда по «федералке» в наказание. После чего уже туда по собственной воле – ни ногой. Только по необходимости – речку переехать или другое, непреодолимое препятствие, которое кроме как по этой дороге переехать иначе нельзя.
Въезжаем в Ульгий. Дело идет к вечеру. Надо поменять деньги, найти управление погранотряда, выписать пропуски. А сегодня – пятница. Пятница – международный короткий день, его свято чтут и в Монголии. Шансов сделать это сегодня совсем мало. Ждать до понедельника тоже не вставляет особо. Останвливаемся у здания , на котором вывеска « Хаан Банк», бегу туда, там мне говорят, что валюту можно поменять только в центре. На улице начинается дождь. Тут на полном ходу к нам подъезжает монгольская ВАЗ-2106, из нее выходит водитель и прямиком ко мне.
- Здравствуй дорогой, как доехали? Все нормально?
Я поначалу даже опешил, человек обращается ко мне, как будто он меня тут ждал со вчерашнего дня и мы хорошо знакомы. Да спасибо, ничего доехал, все нормально.
-Меня Мурат зовут, меня все тут знают, у меня бизнес такой, работа с туристами. Чем помочь? Гостиница надо? Деньги поменять? Разрешение в погранзону? Машину починить? Все сделаем.
-Вообще то все вышеперечисленное надо, и гостиница и деньги , да и машину посмотреть, что-то она время от времени чихает, то ли фильтр топливный, то ли карбюратор.
-Ну все, поехали за мной, что под дождем мокнуть, о цене не беспокойся, дорого не возьму.
А собственно, почему бы и нет, дело к вечеру, не палатку же ставить посреди Ульгия. Решено, едем к Мурату. У него во дворе два дома. В одном живет он с семьей, другой сдает туристам. Выгружаемся, моемся, курим. Мурат оглашает весь спектр услуг, гостиница, ужин, завтрак, обед, пропуска, разрешения, обмен денег, монгольская сим-карта, за все провсе…. Небольшая сумма денег, не буду называть, да бы не обидеть других представителей туриндустрии Баян-Ульгия. Но сумма действительно смешная. Соглашаемся. Тут же предложение продать Ниву за 250.000 рублей, с оформлением справки о том, что она сгорела и бесплатной доставкой нас до Ташанты. Надо сказать, что это было лучшее предложение из всех тех, которые нам предлагали в Монголии, от купить барана и до переночевать в «нашей самой лучшей гостинице.» И если бы не то барахло, что мы набрали с собой, то возможно надо было этим предложением воспользоваться )))
Далее Мурат исчезает на минут сорок и возвращается с кучей бумажек. Среди них бумажки национального банка Монголии, разрешения на рыбную ловлю на всех озерах аймака, разрешение на въезд в национальные парки и т.д. Ставим симку в телефон, звоним домой, радуем домашних, что с нами все хорошо. Связь довольно дешевая, имея на счету 1000 тугриков (25 рублей) проговорили минут 5. Далее ужин. Ужин заслуживает отдельной темы. Но не буду. Вкратце так. Водка ЧингизГолд – действительно хорошая водка, Мурат – действительно хороший человек. Бегали два или три раза, уже точно не помню. Как уснул – тоже не помню. Встали поздно, голова не болела, было хорошо. Завтрак, совмещенный с обедом грозил незаметно перейти в ужин. А про ужин я вроде уже писал. Договорились оставить Ниву в качестве калыма и забрать старшую дочку в качестве невесты.
Несмотря на шикарный прием все- таки решаем ехать дальше. Наша цель – озеро Толбо-Нуур, недалеко от Ульгия. По некоторым слухам в озере водится монгольский осман, а по другим слухам он еще и ловится на спиннинг. Выезжаем уже после обеда, езды всего-ничего - километров 50-70, но по такой дороге это часа два, два с половиной езды. Так оно и получилось, приехали под вечер. На озере сильный ветер и похоже скоро будет дождь. Быстро ставим лагерь, первая неприятность – размер палатки немного меньше чем размер надувного матраса. Пришлось палатку сделать намного ниже, что бы все поместилось. Вторая неприятность – размер одного спальника явно рассчитан на подростка, привет продавцу из магазина «Белый камень». По этому поводу мы еще пообщаемся. Выход найден – один спальник полностью раскрываем и используем в качестве накидки на матрас, вторым укрываемся сверху. Нормально все получилось. Третья неприятность – поиски в рыболовном ящике показали, что дома были оставлены лучшие блесны, специально купленные для рыбалки в Монголии. Правда с собой оказался набор китайских блесен, купленных на e-bay, количество которых должно хватить на пару лет ежедневного блеснения. Но все равно осадочек остался, а в рыбацкую душу проникли смутные сомнения. Помню, что засыпая под вой ветра и шум дождя, я мысленно просчитывал варианты доставки любимых блесен DHL-м, самолетами монгольских авиалиний, а также где бы взять метр тонкой стальной проволоки и накрутить их самому, так как тройники, лепестки, бусинки и все остальное у меня есть. С тем и уснул. Проснулись рано, ветер немного утих, но все равно дул как в аэродинамической трубе. Покидал спиннинг, помыл пару блесен и воблеров в монгольской водичке. Поднявшись на близлежащую скалу, понял, что место для стоянки выбрано не совсем удачное, рядом уютная бухта, где практически нет ветра. Оценив состояние водной поверхности с высоты птичьего помета, пришел к выводу о малой вероятности удачной рыбалки. Ветер поднял приличную волну, которая в свою очередь подняла со дна озера все, что там находилось, и это все сейчас плещется в прибрежной зоне. Качать лодку и плыть подальше от берега тоже не вариант. Вернее вариант оказаться километров за 20-30 от своего места стоянки. Тем не менее переезжаем в бухточку, в течении получаса проверяем заводь на предмет османов. Тут рыбы нет. Решаем возвращаться в Ульгий. Заезжаем на рынок, к своему удивлению нахожу там у одного парня блесны Блюфокс №3 , по цене - в половину дешевле, чем у нас в магазине. Упаковка точно один в один. Ясен пень, за упаковкой проглядывается ухмылка китайского мастерового, ваявшего эти блесны в одном из сарайчиков Шанхая, ну так и у нас они тоже с того же самого сарая. Покупаю оптом 10 штук. Все, в мою душу возвращается покой и уют. Попутно покупаю лопату китайского производства, на вид и вкус крепкую, сделанную из толстого металла, и черенок к ней, на вид сделанного из кривой монгольской ели. Копать в Монголии негде и нечего, но когда ставили палатку, пришлось вырубать несколько кустов то ли верблюжьей колючки, то ли колючей верблюжки. Лопата пришлась бы в самый раз. Короче – купил. Так она благополучно и провалялась невостребованной до конца поездки в багажнике. Зато теперь у меня на даче есть лопата с иероглифами, а больше ни у кого нет. Предмет для гордости как-никак.
[size=85]
Добавлено спустя 3 минуты 49 секунд:[/size]
Озеро Толбо-Нуур
Птичий помет )))
Здесь рыбы нет
Заезжаем к Мурату. Справляемся о здоровье))) Мурат советует ехать в район Улан-Хуса, там можно половить хариуса, мелкого правда, но он там есть. А если что, то езжайте на Даян-нуур, оттуда можно потом на Хотон-нуур и в нацпарк Алтай Таван Богд. Так и сделаем. Едем в сторону Улан-Хуса, дорога от Ульгия на протяжении 20-30 км сплошная гребенка, везде, и по дороге и просто так по степи. Трясет немилосердно, на любых скоростных режимах. Потом правда пошла получше. Попадаются крупные камни. Можно наскочить и поймать передней балкой или что еще хуже – раздаткой. Все таки низковатая Нива для путешествий по монгольским дорогам. По пути нас обгоняют монгольские УАЗики, вот кому все нипочем, тапку в пол и полетел. Только что он был возле тебя, через пять минут пыль уже на горизонте.
УАЗ – до сих пор самая популярная машина в Монголии. Слухи о том, что ее серьезно теснит Тойота со своими Крузаками, абсолютно беспочвенны. На один крузак в Монголии приходится 1000 УАЗиков. Нук так, на глазок оценяю))) В городе мы повстречали пяток Toyota Land Cruiser, в степи, по дорогам тоже встречали, однако в большинстве своем это были туристы. Все таки цена на УАЗ и Toyota Land Cruiser пока в пользу УАЗ, доступность запчастей тоже в его пользу. На рынке в Баян-Ульгие есть целый ряд магазинов и магазинчиков, торгующих запчастями на УАЗ. Там на него есть все. От болта до коробки передач. В деревнях, в стойбищах о Land Cruiser вообще ничего не знают, зато УАЗ там в каждом дворе. Опять же монгольская дорога одинаково удачно убивает подвеску что УАЗ что Land Cruiser. И если ремонт первого возможен как прямо среди степи, так и дома, то ремонт второго связан с посещением как минимум областного центра, а то и Улан-Батора. Возможно с ростом благосостояния народа, с налаживанием сети дорог ситуация изменится, в городах она уже меняется, там сейчас такая мешанина из советских, российских, японских, китайских машин и их симбиозов, что диву даёшься. Вы видели лимузин на базе Волги, но длинной чуть длиннее лимузина? Я такой видел в Ульгие, на первый взгляд сварены три волги вместе по длине. Жаль не сфотографировал.
Вот кого действительно в Монголии потеснили, так это наш мотоцикл ИЖ. Правда я не знаю, он в России еще выпускается или нет? Но как бы там не было, в Монголии китайская мотоциклетная промышленность захватила лидирующее положение. У тебя может не быть УАЗика, но мотоцикл быть обязан! И это китайский мотоцикл. На котором ездят как правило втроем, реже вдвоем и совсем редко – в одиночку.
Цены на бензин. Цены печальные. 40 рублей за литр А-80, 50 рублей за литр Аи-92. Ну плюс-минус пару рублей. Думаю, на цене бензина не в последнюю очередь сказывается отсутствие транспортной системы в стране.
Вернемся к поездке. Ставшим уже по традиции приезд ближе к вечеру в Улан-Хус нас заставил задуматься. Прошли серьезные ливневые дожди, реки стали мутные, воды много, какой тут хариус? Плакала наша рыбалка. И собственно что делать?
Без УАЗа - ты никто
Все дверные петли дополнительно укреплены. Иначе двери отваливаются.
Здесь вам не тут! Резина носится до последнего.
Торжество китайского мотопрома
Решаем ехать на протоку Саргаль, между озерами Хотон-Нуур и Хурган-Нуур. Значит путь наш лежит на городок Цэнгэл, до которого от Улан-Хуса всего то 30 километров. В переводе на минуты и часы это час-полтора неспешной езды. А куда нам спешить? Все равно ночь скоро, дождь идет, сыро и ветрено. В Монголии вообще спешить не принято. Едем к Цэнгелу. Приезжаем уже в потемках. Останавливаемся у края деревни, спрашиваем дорогу у местных жителей. И черт меня дернул спросить, не на Хурган-Нуур, а на Даян-Нуур. Помню вроде Мурат говорил, что можно съездить на Даян, а потом оттуда на Хурган. Ну бывает и на старуху проруха, выпал я из действительности, забыл что это МОНГОЛИЯ. Что слова можно ОТСЮДА проехать ТУДА нельзя воспринимать буквально. Что все это построено на тысячах оговорок, стечении обстоятельств, погодных условий, совпадении звезд на небе и течки у любимой кобылы Юнжамина Цеденбала. Как бы там не было – спросил я как проехать на Даян-Нуур. И нам честно показали, туда кампан, вон туда, переезжаешь речку в деревне, потом налево, потом прямо, там еще одну речку, и вперед, на Даян-Нуур. Водка есть? Нету? Плохо. Ну все, давай, жми. И мы пожали. Жали мы ровно метров триста, пока не уперлись в «речку в деревне», представляющую собой довольно бурный поток воды глубиной мне по пояс. Остановились. За рулем практически бессменно всю монгольскую часть путешествия у меня был Андрей. Смотрю на его лицо и понимаю, что ему не просто и не по себе. Таких препятствий нам еще не встречалось. Сейчас это просто смешно, но тогда нам было не до смеха. На наше счастье мимо проезжал монгольский УАЗ и посмотрев его траекторию переезда через брод, мы поняли, как его переехать. Но УАЗ это УАЗ, а Нива – это Нива. Росточком поменьше будет. Смущало не так глубина брода, как скорость течения. Ну была-небыла, включили все понижайки-блокировки, и на второй передаче поехали. В средине брода почувствовали как поплыл задок машины по течению, нас начало разворачивать мордой против течения, скорость упала практически до ноля. Однако Нива уже передними колесами зацепилась за грунт и выскочила на противоположный берег.
Про длинную Ниву ходит немало баек. Самая популярная – что она ломается посредине, мол кузов не выдерживает нагрузки. Слух такой есть, а вот очевидцев «слома» я не встречал. На вопрос «ты сам это видел, как кузов сломался, лопнул, ну хотя бы начал проседать?» никто утвердительно не отвечал. Где-то слышали, что такое бывает. Я тоже не видел, больше того, приподнимая груженную под завязку Ниву домкратом – подтверждаю, в вывешенном положении, когда одна сторона висит , даже двери закрываются и открываются без всяких перекосов. Так что эта байка – настоящая байка. Не ломается она ни посредине, не складывается и не трескается. Она быстрее сгниет от хреновой покраски и защиты. Это есть, спорить не буду.
Вторая байка про длинную Ниву. За счет удлинения базы теряется проходимость. Возможно в определенных условиях это так и есть, например преодоление крутого, ну очень крутого подъема, есть риск зависнуть на пузе, или наоборот оврага с очень крутыми стенками упереться бампером в противоположный склон. Но это ни коим образом не касается преодоления грязевых участков с хорошим говнолином, бродов, речек и т.п. Там наоборот, длинная база позволяет сначала задним колесам пропихнуть машину через опасный участок, а потом передним уцепиться за поверхность и вытащить задок . В этом свойстве длинной Нивы в Монголии нам удалось убедиться не один раз.
Так что байка про то, что короткая Нива по проходимости лучше длинной – это опять же только байка. Про комфорт – да, согласен, комфорта в ней меньше чем в тракторе Беларусь. Древний дизайн органов управления удручает. В нашей Ниве стоят сиденья от иномарки. Не знаю от какой, такую купили. Сиденья с электроприводами, регулируются по высоте, по наклону спинки, по изгибу поджопного пространства и т.д. Ехать вполне комфортно, спина не болит даже при длительной езде. Вот держать ногу на газульке в течении 4-5 часов безостановочной езды – да, напрягает, неудобно. Что еще? По управляемости длинная Нива лучше короткой, не козлит, идет мягко, вибрации практически отсутствуют, тут сказывается опять же длинная база и благодаря ей карданы стоят не под углом к раздатке, как на короткой, а практически в одной плоскости с ней.
Ну а все остальное ей присуще, как и любому изделию Автоваза, тут сказать нечего. Качество поставляемых в продажу запчастей не выдерживает никакой критики. А запчасти для ВАЗа сейчас не делает только ленивый.
И все - «официальные поставщики ВАЗ». Я бы этих поставщиков вывез в чистое монгольское поле, поставил бы к стеночке, расчехлил пулемет «Максим» и добавил им железа, которого они не докладывают в свои металлические изделия